Декоративное творчество. Программа + КТП

  • doc
  • 28.10.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Декоративное творчество 15-16.doc

 

Рассмотрена и принята  на педагогическом совете

        № ____ от «___»  ____ 201_ г.

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 


Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Декоративное творчество»

Направление: общекультурное.

Возраст обучающихся: 1-4 класс.

 

 

 

Оглавление


1.Пояснительная записка...................................................................................................................................... 3

1.1.Назначение, актуальность и особенности курса.............................................................................................. 3

1.2.Цель и задачи взаимодействия педагогов и обучающихся.............................................................................. 3

1.3.Организация образовательного процесса....................................................................................................... 4

1.4. Виды, формы и методы деятельности............................................................................................................ 4

1.5. Описание ценностных ориентиров содержания курса................................................................................... 5

2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.............. 7

2.1. Содержание программы 1 года обучения...................................................................................................... 7

2.2. Содержание программы 2 года обучения..................................................................................................... 11

2.3. Содержание программы 3 года обучения..................................................................................................... 14

2.4. Содержание программы 4 года обучения..................................................................................................... 16

3. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.................................................................................... 19

4. Тематическое планирование........................................................................................................................... 22

4.1. Учебно-тематический план первого года обучения...................................................................................... 22

4.2. Учебно-тематический план второго года обучения....................................................................................... 23

4.3. Учебно-тематический план третьего года обучения..................................................................................... 24

4.2. Учебно-тематический план четвертого года обучения.................................................................................. 25

7.1. Календарно-тематическое планирование 1 года обучения.......................................................................... 26

7.2. Календарно-тематическое планирование 2 года обучения.......................................................................... 27

7.3. Календарно-тематическое планирование 3 года обучения.......................................................................... 29

7.4. Календарно-тематическое планирование 4 года обучения.......................................................................... 31

5.Мониторинговая карта отслеживания результатов освоения курса................................................................. 33

6.Описание методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности............ 34

6.1. Методическое обеспечение образовательной деятельности....................................................................... 34

6.2. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.................................................... 36

7. Приложения.................................................................................................................................................... 36

Терминологический словарь к программе «Декоративное творчество»............................................................. 41


 

 

1.Пояснительная записка

1.1.Назначение, актуальность и особенности курса

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического воспитания ребенка. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной  деятельности. Оно способствует изменению отношения  ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов.

Содержание программы курса внеурочной деятельности «Декоративное творчество» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник  искусства. Программа  знакомит со следующими направлениями декоративно – прикладного творчества: пластилинография, бисероплетение, бумагопластика,  изготовление кукол, которые не изучаются глубоко в предметных областях на уроках.  Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.

Программа способствует:

 -развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию воли и характера;

 -помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;

 -формированию  понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;

 -освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;

 -обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

 -созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;

  -знакомству с историей пластилина,  бисероплетения, бумагопластики,  и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.

Таким образом, деятельность, реализуемая в соответствии с данной программой, способствует общекультурному направлению развития личности.

1.2.Цель и задачи взаимодействия педагогов и обучающихся

Целью взаимодействия педагога и ребенка в процессе реализации программы является  воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства и имеющего устойчивые систематические потребности в саморазвитии, самосовершенствовании и самоопределении в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

 -Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства;

 -Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе декоративно – прикладного искусства;

 -Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;

 -Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий;

 - Приобщать школьников к народному искусству;

 -Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

 -Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;

 -Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

 

1.3.Организация образовательного процесса

Программа предназначена для работы с учащимися 1-4 классов. Срок реализации программы – 4 года.

Нормативный часовой объем программы представлен в следующей таблице:

Год обучения

Продолжительность занятия

Периодичность, в неделю

Часов в неделю

Часов в год

1 год

30 минут

1 раз

1 час

33 ч

2 год

35-40 минут

1 раз

1 час

34 ч

3 год

40-45 минут

1 раз

1 час

34 ч

4 год

45 минут

2 раза

2 часа

68 ч

Итого

 

169 ч

      

1.4. Виды, формы и методы деятельности

Основным видом деятельности педагога и обучающихся при реализации данной программы является художественное творчество, сочетающееся с игровой и познавательной деятельностью.

Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Теоретическая часть занятия проводится в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение теоретического учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.

В процессе выполнения практической работы дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

Логика изложения учебного материала позволяет учителю использовать следующие формы организации деятельности:

·        Беседа, лекция;

·        Практические занятия: изготовление изделий, композиций декоративно-прикладного характера, составление технологической документации к технологическому проекту, выполнение чертежей, лабораторных и других работ;

·        Выполнение практических работ по устной инструкции, технологической карте, технологической схеме, с использованием плакатов, таблиц, демонстрационных схем, чертежей, образцов материалов и готовых изделий;

·        Творческий  технологический проект, самостоятельная работа с кратким иллюстрированным конспектом.

Педагогический инструментарий системно- деятельностного подход нацеливает педагога на воспитание и развитие личности обучающихся. Необходимость создания единого технологического поля в образовательном пространстве МБОУ подразумевает определенные методические требования и к реализации программ курсов внеурочной деятельности.

Взаимосвязь содержания внеурочной и урочной деятельности обеспечивается за счет использования таких методов работы, как проблемный и частично-поисковый, как творческий в сочетании с алгоритмическим, индуктивный в сочетании с дедуктивным и практический в сочетании со словесным. Кроме того, как и на учебных занятиях, используются такие методы и приемы, как создание ситуации успеха, проблемной ситуации, проблемного диалога с детьми, организация поиска недостающего способа действий и его символическое моделирование. Используются также вопросы - ловушки позволяющие  формировать самоконтроль и самооценку учащихся. Используется на занятиях и работа в парах и группах различного состава, которая позволяет учащимся осваивать различные формы учебного сотрудничества.

 

1.5. Описание ценностных ориентиров содержания курса

Содержание программы направлено на воспитание положительного отношения к основным общечеловеческим ценностям, таким как:

·        Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья. 

·        Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

·        Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

·        Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для нравственной ориентации человека.

·        Ценность природы  основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

·        Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

·        Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

·        Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

·        Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

·        Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

·        Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

·        Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

 

2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

2.1. Содержание программы 1 года обучения.

Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага и картон, бисер и проволока и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства,  изготовление простейших  декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.

                

Тема

Теория (узловые моменты, ключевые понятия)

Практика

Виды деятельности

Формы организации

Введение: правила техники безопасности

Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.

 

Беседа, просмотр видеосюжетов

Игровая

 

 

 

Познавательная

 

 

 

Проблемно-ценностное общение

 

 

Художественное творчество

Познавательные и этические беседы

 

Развлекательные и ролевые игры

 

Детские исследовательские и художественные проекты

 

Конкурсы

Выставки

Фестивали

Пластилинография.  

Вводное занятие  «Путешествие в Пластилинию».

Плоскостное изображение. «Подарки осени».

 

Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином.

Знакомство с понятием натюрморт. Закрепление знаний о колорите осени.

 

Отработка приема «вливания одного цвета в другой».

Знакомство со средствами выразительности. «Червячок в яблочке», «Кактус в горшке».

Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах (раскатывание.

 

Сплющивание, разглаживание поверхностей в создаваемых объектах. Применение практических умений и навыков при создании заданного образа посредством пластилинографии.

Плоскостное изображение.  «Рыбка».

Особенности построения композиции подводного мира.

 

Создание сюжета о подводном мире, используя технику пластилинографии

.«Натюрморт из чайной посуды»

Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности.

 

Соединение частей изделия путем сглаживания мест скрепления.

Рельефное изображение. «Ферма».

Создание сюжета в полуобъеме.

Создание композиции из отдельных деталей, с  использованием имеющихся навыков работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание.

Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки» .«Божьи коровки на ромашке.

Понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке.

 

Работа в технике мазок пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения.  Закрепление технического приема работы с пластилином в технике пластилинография. Создание рельефа.

Лепная картина. Формирование композиционных навыков.«Цветы для мамы».

Понятие композиции, части композиции, согласование частей.

 

Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. Выполнение тонких и удлиненных лепестков с использованием чесноковыжималки.

Бумагопластика

 

Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги». «Волшебные комочки».

История возникновения  и развития бумагопластики,  сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги.  Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности.

 

Беседа, просмотр видеосюжетов

«Фрукты», «Чудо – дерево»

Последовательность изготовления работы с использованием аппликации и кусочков мятой бумаги.

 

Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги

«Снегирь»

Последовательность выполнение работы.  Пространственные представления. Композиционные навыки.

 

Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.

Новогодняя игрушка. Символ года

История возникновения символов. Последовательность выполнение работы

Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги

Открытка к Новому году

Композиционные навыки. Закрепление умений и навыков работы  с использованием мятой бумаги. Последовательность выполнение работы.

 

Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.

Бисероплетение

 

Вводное занятие

Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности.

План занятий. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ППБ.

 

Беседа, просмотр видеосюжетов

Знакомство с основными технологическими приемами  низания на проволоку

Основные приёмы бисероплетения-  параллельное, петельное, игольчатое плетение. Комбинирование приёмов. 

Анализ моделей. Зарисовка схем. Выполнение отдельных элементов

Параллельное низание

Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (утенок, лягушка, гусь, божья коровка, черепаха, бабочка, стрекоза, и др.) Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка брошей, брелков или закладок. Подготовка основы для брошей. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.

 

Низание крестиками

Традиционные виды бисероплетения. Низание из бисера “в две нити”: цепочка “в крестик”. Различные способы плоского и объёмного соединения цепочек “в крестик”.  Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения. Анализ и зарисовка простейших схем.

 

Освоение приемов бисероплетения. Упражнения по низанию цепочки в крестик.  Изготовление браслета “ёлочка”. Выполнение украшений для кукол, брошей, кулонов и брелоков.

Изготовление кукол

Вводное занятие

История куклы. Техника безопасности

Игровые и обереговые куклы. Бабушкины уроки или как самим сделать народную куклу. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.

 

Беседа, просмотр медиаматериалов

Кукла на картонной основе.

Традиционные виды аппликации из пряжи. Технология создания силуэтной куклы. История русского  народного костюма.

 

Создание картонного силуэта девочки и мальчика в русском народном костюме. Оплетение с использованием пряжи. Создание образа. Цветовое решение.

Композиция «В лесу»

Особенности построения композиции

 

Прикрепление элементов к основе. Создание композиции.

Аппликация

Куклы – актеры. Пальчиковые куклы.

Разнообразие техники аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Технология создания кукол, которые одеваются на палец из бумаги.

 

Создание героев сказки «Теремок». Цветовое решение.

 

2.2. Содержание программы 2 года обучения.

Второй год обучения направлен на использование обучающимися приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделия, работая по  эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым условиям.

Тема

Теория (узловые моменты, ключевые понятия)

Практика

Виды деятельности

Формы организации

Введение: правила техники безопасности

Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности. Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий декоративно – прикладного искусства

 

Беседа, просмотр видеосюжетов

Игровая

 

 

 

Познавательная

 

 

 

Проблемно-ценностное общение

 

 

Художественное творчество

Познавательные и этические беседы

 

Развлекательные и ролевые игры

 

Детские исследовательские и художественные проекты

 

Конкурсы

Выставки

Фестивали

Пластилинография.  

 

 

Полуобъемное изображение на плоскости. «Чебурашка».

 

Создание композиции в полуобъеме из пластилина.

 

Целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливание деталей к основе. Примазывание. Приглаживание границ соединения отдельных частей.

Жанр изобразительного искусства  - натюрморт. «Осенний натюрморт»

Знакомство с жанром ИЗО – натюрморт.

 

Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

Жанр изобразительного искусства – портрет. «Веселый клоун»

 

Знакомство с жанром ИЗО – портрет. Цветовое решение.

 

Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

Жанр изобразительного искусства – пейзаж. «Цветение лотоса»

 

Знакомство с жанром ИЗО –пейзаж. Контраст. Использование работ в интерьере.

 

Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

Оформление народной игрушки в технике пластилинография. «Матрешка».

 

Народная игрушка. История создания матрешки. Отражение характерных особенностей оформления матрешки

 

Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

Бумагопластика

 

 

История бумаги. Технологии работы с бумагой

 

Историческая справка о бумаге. Виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой. Условные обозначения. Инструктаж по правилам техники безопасности.

 

Беседа, просмотр медиаматериалов

Цветы из бумаги.

 

Знакомство с технологией работы креповой бумагой. Технология изготовления цветов из креповой бумаги.

 

Цветы: роза, тюльпан, пион.

Снежинки

 

Откуда появилась снежинка? – изучение особенностей возникновения и строения снежинок. Технология изготовления из бумаги плоскостной и объемной снежинки.

 

Изготовление плоскостной и объемной снежинки

Новогодняя открытка

 

Знакомство с видом вырезания -  силуэтное вырезание. Историческая справка о данном виде работы. Технология выполнения силуэтного вырезания. Композиционное построение сюжета.

 

Новогодняя открытка.

Бисероплетение

 

 

Техника параллельного низания. «Мышка», «Кит».

 

Знакомство с техникой объемного параллельного

Изготовление изделий: «Мышка», «Кит».

Техника параллельного низания. «Бабочка»

 

Технология слоистого плетения. Техника двойного соединения. Правила выполнения объёмных миниатюр на проволоке. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения объёмных миниатюр.

 

Изготовление изделия «Бабочка»

Аппликация из бисера. «Открытка»

 

Понятие «аппликация». Исторический экскурс. Анализ образцов. Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления аппликации: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения элементов аппликации. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.

 

Выполнение отдельных элементов аппликации. Составление композиций. Сборка и закрепление бисерных элементов . Использование аппликации для оформления открытки, интерьера.

 

Бисерная цепочка с петельками.

 

Низание из бисера “в одну нить”: простая цепочка, цепочка с бусинками. Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения.

 

Освоение приемов бисероплетения. Упражнения по выполнению различных подвесок и их подплетению к цепочкам.

Изготовление кукол

 

 

Народная кукла. Русские обряды и традиции.

 

Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях.

 

Беседа, просмотр медиаматериалов

Бесшовные куклы.

 

Технология изготовления бесшовных кукол. Материалы и инструменты

 

Изготовление изделий: кукла на счастье, утешница, веснянки.

Разбор последовательности работы по инструкционным картам.

 

Техника – продевания: «Кукла – ремесленник», «Хозяйка – рукодельница»

Практические занятия.

 

 

Элементы русского народного костюма. Создание образа. Символика кукол.

Традиционные приемы изготовления куклы.

 

Разбор последовательности работы по инструкционным картам. Создание кукол.

2.3. Содержание программы 3 года обучения.

На третий год обучения, учащиеся закрепляют свои умения на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении подбирать доступные в обработке материалы и технологические приемы для изделий в соответствии с поставленной задачей.

Тема

Теория (узловые моменты, ключевые понятия)

Практика

Виды деятельности

Формы организации

Вводное занятие. Декоративно – прикладное искусство в интерьере.

 

Основные декоративные элементы интерьера. Правила техники безопасности. ППБ.

 

Беседа, просмотр видеосюжетов

Игровая

 

 

 

Познавательная

 

 

 

Проблемно-ценностное общение

 

 

Художественное творчество

Познавательные и этические беседы

 

Развлекательные и ролевые игры

 

Детские исследовательские и художественные проекты

 

Конкурсы

Выставки

Фестивали

Пластилинография.  

 

 

Пластилинография – как способ декорирования.

 

Декорирование предметов собственными силами. Материалы и инструменты.

 

Практическая работа

Фоторамка.

 

Приемы пластилинографии, используемые при оформлении фоторамок. Анализ образцов. Выбор формы. Цветовое решение. Создание эскиза.

 

Изготовление рамки для детской фотографии – ягодка, цветочная, сердце. Работа с инструкцией. Определение порядка работы.

Подсвечник.

 

Анализ образцов подсвечников из разных материалов.  Форма и цветовое решение. Композиция. Подбор способов и приемов в изготовлении подсвечника.

 

Работа над эскизом. Составление композиции. Выбор техники исполнения.

Ваза.

 

Исторический экскурс. Вазы из венецианского стекла с применением технологии миллефиори.  Ваза как  подарок или часть интерьера.

 

Освоение изученных приемов создания пластин в технике миллефиори. Оформление поверхности вазы (пластиковой тары) пластинами.

Объемно – пространственная композиция.

Общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия. Анализ памятников и объектов исторической и современной архитектуры.

 

Создание макетов с использованием геометрических фигур

Объемно – пространственная композиция «Сказочный город».

 

Беседа о русской средневековой архитектуре. Собор Василия Блаженного. Анализ сказочных замков. Техника их выполнения с использованием пластилина и  бросового материала (пластиковая тара). Работа с инструкционной картой.

Выполнение макета сказочных замков из пластиковой тары и пластилина. Последовательное создание элементов композиции. Работа над композицией ведется от центра к периферии.

Бумагопластика

 

 

Что такое бумажное конструирование? Основы конструирования из бумаги.

 

Знакомство детей с техникой бумажной скульптуры.

 

Практическая работа

Конструирование из бумажных полос.

 

 

Знакомство с технологией создания изделий из бумажных полос. Анализ готовых изделий.

 

Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики. Лебедь, цветок, сердце и т. д.

3.Базовые фигуры (цилиндры и конусы) и приемы работы.

 

Способы закручивания прямоугольника в цилиндр. Возможности сочетания в одной конструкции плоскостных и объемных криволинейных (цилиндрических) элементов. Закручивание круга в конус (низкий), закручивание полукруга в конус (высокий).

 

Освоение способов для создания конкретной игрушки (получение конусов, цилиндров). Самостоятельно на  основе конусов и цилиндров  создание разных конструкций, изменяя  основные способы, комбинируя их, дополняя полученную основу самостоятельно изготовленными разными деталями. Лягушка, зонт, грибы, лиса, мышь,

 

Бисероплетение

 

 

Техника «французского» плетения (низания дугами).

 

Назначение и правила выполнения «французского плетения»

 

Освоение изученных приёмов бисероплетения.  Изготовление объёмных цветочков (цветок с круглыми лепестками).

Бисерные «растения» в горшочках.

 

Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.

 

Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы. Прикрепление элементов композиции к основе.

Объемные картины – панно, выполненные на проволоке.

 

Техника двойного соединения. Правила выполнения объёмных миниатюр на проволоке. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения объёмных миниатюр.

 

Плетение объёмных миниатюр на основе изученных приёмов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе.  Оформление.

Изготовление кукол

 

 

Сувенирная кукла.

 

Сувенир. Виды и назначение сувениров.

 

Анализ работы по созданию сувенирной куклы.

Оберег. Символика оберегов. Домовенок.

 

Оберег -  как субъектом культуры и истории. Традиционные обереги.  Материалы и инструменты.

 

Домовенок.  Последовательность выполнения работы по инструкционной карте. Презентация готовых работ

Кукла – шкатулка

 

Беседа с демонстрацией образца. Материалы и инструменты.

 

Изготовление изделия Кукла – шкатулка. Последовательность выполнения работы по инструкционной карте. Презентация готовых работ.

 

2.4. Содержание программы 4 года обучения.

Четвертый  год направлен  на обучение учащихся проектной деятельности: разрабатывать  замысел, искать пути его реализации, воплощать его в изделии, демонстрировать как в собственной творческой деятельности, так и в работе малыми группами.

Тема

Теория (узловые моменты, ключевые понятия)

Практика (формы деятельности)

Виды деятельности

Формы организации

Введение. Чему будем учиться на занятиях.

 

 

Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий декоративно – прикладного искусства. Работа над проектом. Правила техники безопасности. ППБ.

 

Беседа, просмотр видеосюжетов

Игровая

 

 

 

Познавательная

 

 

 

Проблемно-ценностное общение

 

 

Художественное творчество

Познавательные и этические беседы

 

Развлекательные и ролевые игры

 

Детские исследовательские и художественные проекты

 

Конкурсы

Выставки

Фестивали

Пластилинография.  

 

 

Панно из пластилина.

 

Знакомство с принципами работы

 

Краткая беседа о содержании работы в технике пластилинография на прозрачной основе (с использованием бросового материала).

 

Этапы и способы нанесения рисунка на основу.

 

 

Технология создания панно. Наглядная демонстрация готовых изделий. Перенесение рисунка на прозрачную основу.

Проект. Подбор эскиза  для работы. Рисунок под основой располагается так, чтобы со всех сторон было примерно равное расстояние.  Нанесение рисунка на основу с верхней части. Контур рисунка выполняется тонкими линиями.

Подбор цветовой гаммы.

                 

Нанесение пластилина на прозрачную основу. Выбирая цвета изображения и фона, нужно помнить о контрастности и сочетании цветов.

Выполнение практической работы

Тематические композиции.

 

Самостоятельное использование освоенных способов для создания новых, более сложных композиций.

 

Разработка и выполнение авторских работ. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.

Бумагопластика

 

 

Смешанные базовые формы в бумажном конструировании.

 

Самостоятельно использовать освоенные способы для создания новых, более сложных конструкций. Анализ. Способы решения, подбор соответствующий материалов, определение последовательности выполнения работы.

 

Изготовление изделий: кошка, собака.

Завивка, закругления

 

Развивать умение самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс изготовления различных поделок. Активизировать воображение детей. Совершенствовать умение самостоятельно анализировать готовые поделки с точки зрения выделения общего способа их создания. Использование приема завивки, закруглении с целью получения заданного образа.

 

Изготовление изделия: эльф, фея, ангел.

Бисероплетение

 

 

Бисероплетение – как способ оформления интерьера

 

Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Современные направления бисероплетения. Использование бисера для оформления интерьера. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.

 

Беседа, практическая работа

Праздничные сувениры

 

Анализ образцов. Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления изделий: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения элементов изделий. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.

 

Выбор изделий: украшение новогодних игрушек. Сердечки – «валентинки». Выполнение отдельных элементов изделий. Составление композиций. Сборка и закрепление.

Цветочные композиции – букеты

 

Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.

 

Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.

 

 

 

Изготовление кукол

 

 

Авторская кукла.

 

Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, рассказов, мультфильмов. Авторская кукла – как особое  направление  современного прикладного творчества. Виды, жанры кукол и  их назначение. Техника исполнения. Материалы и инструменты.

 

Беседа «Кукла в искусстве»

Подготовка материалов и инструментов.

 

Выбор техники исполнения. Совместное с учащимися определение последовательности действий для создания авторской куклы.

 

Подготовительная работа. Знакомство с литературой по созданию кукол. Подбор иллюстраций, выполнение эскизов. Подготовка материалов и инструментов

Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность.

Планирование этапов работы

 

Поэтапная работа: создание каркаса и тела куклы, выполнение костюма, композиция костюма, оформление куклы, выставочная деятельность.

 

3. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Уровень ВР

Характеристика уровня воспитательного результата

Параметры определения уровня воспитательного результата (ВР)

Позиционирование себя по отношению к деятельности, организуемой в соответствии с программой

Личностные и метапредметные результаты, позволяющие обучающемуся достичь данного уровня

Личностные результаты

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Первый

(1)

Приобретение обучающимся социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Приобретение школьниками знаний о видах декоративного творчества

Отношение к деятельности, как к общей ориентировочной  или досуговой.     На этом этапе ученик выступает в роли «слушателя», «зрителя», который соприкасается, знакомится с данной сферой деятельности, не заинтересован в том, чтобы каким-то образом принимать в ней участие.

 

·               учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

·               знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

·               установка на здоровый образ жизни;

·               чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

 

·          учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

·          выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

 

·               осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

·               строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

·               строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

·               осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

·               устанавливать аналогии;

 

·               использовать речь для регуляции своего действия;

·               строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

·               задавать вопросы;

 

Второй

(2)

Формирование  позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом. Развитие ценностных отношений школьника к изделиям декоративного творчества и к процессу этого творчества, как возможности самореализации и сохранения народных традиций

Отношение к деятельности, как к жизненно необходимой, без которой невозможна реализация способностей. На этом уровне обучающийся выступает в роли «исполнителя», «ученика», стремится к формированию под руководством педагогов и с помощью родителей умений и навыков, без которых невозможна реализация в данной сфере деятельности.

 

·               ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

·               развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

 

·          принимать и сохранять учебную задачу;

·          учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

·          адекватно воспринимать оценку учителя;

·          оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

·          вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

 

·               использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

·               основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

·               осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

·               осуществлять синтез как составление целого из частей;

·               проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

 

·               учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·               формулировать собственное мнение и позицию;

·               договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

 

Третий (3)

Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия. Приобретение обучающимися опыта самовыражения средствами декоративно-прикладного творчества, создания изделий, имеющих общественную значимость (полезных, украшающих помещения и пр.).

Отношение к деятельности, как к сфере выбранного интереса и самореализации. На этом уровне ребенок выступает в роли «исследователя», «творца», «организатора своих побед», сам (насколько это позволяют возрастные особенности) ставит перед собой задачи и (опираясь на помощь педагогов и родителей) успешно их решает.

 

·               внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

·               широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

·               основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

·               ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

·               эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

 

·          планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

·          - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

·          различать способ и результат действия;

 

·               ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

·               устанавливать причинно-следственные связи;

·               обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

·               владеть общим приемом решения задач.

 

·               допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

·               контролировать действия партнера;

·               адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

 

  4. Тематическое планирование

4.1. Учебно-тематический план первого года обучения

Номер раздела,

темы

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теор.

практ

I

Введение: правила техники безопасности.

1

1

 

II

Пластилинография

10

 

 

         1

Вводное занятие.   «Путешествие в Пластилинию».

1

1

 

         2

Плоскостное изображение. «Подарки осени».

1

 

1

         3

Знакомство со средствами выразительности.«Червячок в яблочке».

1

 

1

         4

 «Кактус в горшке»

1

 

1

         5

Плоскостное изображение.  «Рыбка»

1

 

2

         6

«Натюрморт из чайной посуды»

1

 

1

         7

Рельефное изображение. «Ферма»

1

 

2

         8

Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки»

1

 

1

9

Божьи коровки на ромашке

1

 

1

10

Лепная картина. Формирование композиционных навыков.«Цветы для мамы»

1

1

1

III

Бумагопластика

8

 

 

1

Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги».

«Волшебные комочки».

3

1

1

         2

 Фрукты

1

 

2

         3

«Чудо – дерево»

1

 

2

         4

«Снегирь»

1

 

2

         5

Новогодняя игрушка. Символ года

1

 

2

         6

Открытка к Новому году

1

 

2

IV

Бисероплетение

9

 

 

         1

Вводное занятие. Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности.

1

1

 

         2

Знакомство с основными технологическими приемами  низания на проволоку

1

0,5

0,5

         3

Параллельное низание. Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (утенок, лягушка, гусь, божья коровка, черепаха, бабочка, стрекоза, и др.)

6

 

16

         4

Низание крестиками

1

 

2

V

Изготовление кукол

5

 

 

         1

Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности

1

1

 

         2

Кукла на картонной основе.

1

 

4

         3

Композиция «В лесу»

1

 

4

         4

Кукла – актер. Аппликация.  Пальчиковые куклы.

2

 

4

Итого: 33 часа

4.2. Учебно-тематический план второго года обучения

Номер раздела,

темы

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теор.

практ

I

Введение: правила техники безопасности

1

 

 

1

Чему будем учиться на занятиях. Цвет. Цветовой круг.

 

1

 

II

Пластилинография

          7

 

 

         1

Полуобъемное изображение на плоскости. «Мультипликационные герои»

2

1

4

         2

Жанр изобразительного искусства  - натюрморт. «Осенний натюрморт»

1

1

3

         3

Жанр изобразительного искусства – портрет. «Веселый клоун»

1

1

3

         4

Жанр изобразительного искусства – пейзаж. «Цветение лотоса»

1

1

3

         5

Оформление народной игрушки в технике пластилинография.«Матрешка»

2

1

3

III

Бумагопластика

6

 

 

1

История бумаги. Технологии работы с бумагой

1

1

 

         2

Цветы из бумаги.

1

 

4

         3

Снежинки

2 

 

4

         4

Новогодняя открытка

2        

1

2

IV

Бисероплетение

           10

 

 

         1

Техника параллельного низания. «Мышка», «Кит»

4

 

4

         2

Техника параллельного низания.

«Бабочка»

2    

 

4

         3

Аппликация из бисера.«Подарок к 8 марта»

2

 

6

         4

Бисерная цепочка с петельками.

2       

1

4

V

Изготовление кукол

           10

 

 

         1

Народная кукла. Русские обряды и традиции

 1   

1

 

         2

Бесшовные куклы

 3 

1

6

         3

Техника – продевания. «Кукла – ремесленник», «Хозяйка – рукодельница»

 6    

1

6

         Итого: 34 часа

 

4.3. Учебно-тематический план третьего года обучения

Номер раздела,

темы

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теор.

практ

I

Введение: правила техники безопасности

1

 

 

II

Пластилинография – как способ декорирования

11

 

 

         1

Вводное занятие. Декоративно – прикладное искусство в интерьере.

1

1

 

         2

Фоторамка

2

 

4

         3

Подсвечник

1

 

2

         4

Ваза

2

 

4

5

Объемно – пространственная композиция «Сказочный город»

          5

1

9

III

Бумагопластика

         6

 

 

1

Что такое бумажное конструирование? Основы конструирования из бумаги

1

1

 

         2

Конструирование из бумажных полос

2

1

4

         3

Базовые фигуры (цилиндры и конусы) и приемы работы

3

1

5

IV

Бисероплетение

         9

 

 

         1

Техника «французского» плетения

2

1

4

         2

Бисерные «растения» в горшочках

4

1

6

         3

Объемные картины – панно, выполненные на проволоке

3

1

6

V

Изготовление кукол

   7     

 

 

         1

Сувенирная кукла.

1

1

 

         2

Оберег. Символика оберегов. Домовенок

3

1

6

         3

Кукла – шкатулка

           3

1

6

Итого: 34 часа

 

4.2. Учебно-тематический план четвертого года обучения

 

Номер

раздела,

темы

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теор.

практ

I

Введение: правила техники безопасности

     1

 

 

1

Чему будем учиться на занятиях

     1

1

 

II

Пластилинография

   21

 

 

1

Панно из пластилина. Знакомство принципами работы

     1

1

 

2

Перенесение рисунка на прозрачную основу.

     1

 

1

3

Подбор цветовой гаммы. Нанесение пластилина на прозрачную основу.

     5

 

5

4

Тематические композиции. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.

   14

1

        13

III

Бумагопластика

   12

 

 

1

Смешанные базовые формы в бумажном конструировании

     6

1

5

2

Завивка, закругления

     6

1

5

IV

Бисероплетение

   19

 

 

1

Бисероплетение – как способ оформления интерьера

     1

1

 

2

Праздничные сувениры

     9

1

8

3

Цветочные композиции - букеты

     9

1

8

V

Изготовление кукол

   15

 

 

1

Авторская кукла. Беседа «Кукла в искусстве»

     1

1

 

2

Работа над  образом. Эскиз

     2

 

2

3

Подготовка материалов и инструментов. Выбор техники исполнения.

     1

 

1

4

Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность

   11

 

        11

Итого: 68 часов

 

7.1. Календарно-тематическое планирование 1 года обучения

 

Тема занятия

Дата проведения занятий

Группа 1

Группа 2

Группа 3

1

Введение: правила техники безопасности.

 

 

 

Пластилинография

2

Вводное занятие.   «Путешествие в Пластилинию».

 

 

 

3

Плоскостное изображение. «Подарки осени».

 

 

 

4

Знакомство со средствами выразительности.«Червячок в яблочке».

 

 

 

5

 «Кактус в горшке»

 

 

 

6

Плоскостное изображение.  «Рыбка»

 

 

 

7

«Натюрморт из чайной посуды»

 

 

 

8

Рельефное изображение. «Ферма»

 

 

 

9

Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки»

 

 

 

10

Божьи коровки на ромашке

 

 

 

11

Лепная картина. Формирование композиционных навыков.«Цветы для мамы»

 

 

 

Бумагопластика

12

Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги».

 

 

 

 

13

«Волшебные комочки».

 

 

 

14

«Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги».

«Волшебные комочки».

 

 

 

15

Фрукты

 

 

 

16

«Чудо – дерево»

 

 

 

17

«Снегирь»

 

 

 

18

Новогодняя игрушка. Символ года

 

 

 

19

Открытка к Новому году

 

 

 

Бисероплетение

20

Вводное занятие. Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности.

 

 

 

21

Знакомство с основными технологическими приемами  низания на проволоку

 

 

 

22

Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания

 

 

 

23

Утенок

 

 

 

24

Лягушка

 

 

 

25

Божья коровка

 

 

 

26

Черепаха

 

 

 

27

Бабочка, стрекоза

 

 

 

28

Низание крестиками

 

 

 

Изготовление кукол

29

Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности

 

 

 

30

Кукла на картонной основе.

 

 

 

31

Композиция «В лесу»

 

 

 

32

Кукла – актер.

 

 

 

33

Пальчиковые куклы.

 

 

 

Итого: 33 часа

7.2. Календарно-тематическое планирование 2 года обучения

Название темы

Дата занятия в группах

Группа1

Группа 2

Группа 3

Введение: правила техники безопасности

1

Чему будем учиться на занятиях. Цвет. Цветовой круг.

 

 

 

Пластилинография

2

Полуобъемное изображение на плоскости. «Мультипликационные герои»

 

 

 

3

Полуобъемное изображение на плоскости. «Мультипликационные герои»

 

 

 

4

Жанр изобразительного искусства  - натюрморт. «Осенний натюрморт»

 

 

 

5

Жанр изобразительного искусства – портрет. «Веселый клоун»

 

 

 

6

Жанр изобразительного искусства – пейзаж. «Цветение лотоса»

 

 

 

7

Оформление народной игрушки в технике пластилинография.«Матрешка»

 

 

 

8

Оформление народной игрушки в технике пластилинография.«Матрешка»

 

 

 

Бумагопластика

9

История бумаги. Технологии работы с бумагой

 

 

 

10

Цветы из бумаги.

 

 

 

11

Снежинки

 

 

 

12

Снежинки

 

 

 

13

Новогодняя открытка

 

 

 

14

Новогодняя открытка

 

 

 

Бисероплетение

15

Техника параллельного низания. «Мышка»,

 

 

 

16

Техника параллельного низания. «Мышка»,

 

 

 

17

Техника параллельного низания. «Кит»

 

 

 

18

Техника параллельного низания. «Кит»

 

 

 

19

Техника параллельного низания. «Бабочка»

 

 

 

20

Техника параллельного низания. «Бабочка»

 

 

 

21

Аппликация из бисера.«Подарок к 8 марта»

 

 

 

22

Аппликация из бисера.«Подарок к 8 марта»

 

 

 

23

Бисерная цепочка с петельками.

 

 

 

24

Бисерная цепочка с петельками.

 

 

 

Изготовление кукол

25

Народная кукла. Русские обряды и традиции

 

 

 

26

Бесшовные куклы

 

 

 

27

Бесшовные куклы

 

 

 

28

Бесшовные куклы

 

 

 

29

Техника – продевания.

 

 

 

30

Техника – продевания.

 

 

 

31

«Кукла – ремесленник»,

 

 

 

32

«Кукла – ремесленник»,

 

 

 

33

«Хозяйка – рукодельница»

 

 

 

34

«Хозяйка – рукодельница»

 

 

 

         Итого: 34 часа

 

7.3. Календарно-тематическое планирование 3 года обучения

Название темы

Даты занятий в группах

Группа 1

Группа 2

Группа 3

1

Введение: правила техники безопасности Вводное занятие

 

 

 

Пластилинография – как способ декорирования

2

Вводное занятие. Декоративно – прикладное искусство в интерьере.

Фоторамка

 

 

 

3

Фоторамка

 

 

 

4

Фоторамка

Подсвечник

 

 

 

5

Подсвечник

Ваза

 

 

 

6

Ваза

 

 

 

7

Ваза

Объемно – пространственная композиция «Сказочный город»

         

 

 

8

Объемно – пространственная композиция «Сказочный город»

 

 

 

9

Объемно – пространственная композиция «Сказочный город»

 

 

 

10

Объемно – пространственная композиция «Сказочный город»

 

 

 

11

Объемно – пространственная композиция «Сказочный город»

 

 

 

12

Объемно – пространственная композиция «Сказочный город»

 

 

 

Бумагопластика

13

Что такое бумажное конструирование? Основы конструирования из бумаги

Конструирование из бумажных полос

 

 

 

14

Конструирование из бумажных полос

 

 

 

15

Конструирование из бумажных полос

Базовые фигуры (цилиндры и конусы) и приемы работы

 

 

 

16

Базовые фигуры (цилиндры и конусы) и приемы работы

 

 

 

17

Базовые фигуры (цилиндры и конусы) и приемы работы

 

 

 

18

Базовые фигуры (цилиндры и конусы) и приемы работы

 

 

 

Бисероплетение

19

Техника «французского» плетения

 

 

 

20

Техника «французского» плетения

 

 

 

21

Бисерные «растения» в горшочках

 

 

 

22

Бисерные «растения» в горшочках

 

 

 

23

Бисерные «растения» в горшочках

 

 

 

24

Бисерные «растения» в горшочках

 

 

 

25

Объемные картины – панно, выполненные на проволоке

 

 

 

 

26

Объемные картины – панно, выполненные на проволоке

 

 

 

27

Объемные картины – панно, выполненные на проволоке

 

 

 

Изготовление кукол

28

Сувенирная кукла.

Оберег. Символика оберегов. Домовенок

 

 

 

29

Оберег. Символика оберегов. Домовенок

 

 

 

30

Оберег. Символика оберегов. Домовенок

 

 

 

31

Оберег.Символика оберегов. Домовенок

 

 

 

32

Кукла – шкатулка

 

 

 

33

Кукла – шкатулка

 

 

 

34

Кукла – шкатулка

 

 

 

Итого: 34 часа

7.4. Календарно-тематическое планирование 4 года обучения

Название темы

Даты проведения занятий

Группа 1

Группа 2

Группа 3

1

Введение: правила техники безопасности Чему будем учиться на занятиях

    

 

 

Пластилинография

2

Панно из пластилина. Знакомство принципами работы

 

 

 

3

Перенесение рисунка на прозрачную основу.

 

 

 

4

Подбор цветовой гаммы. Нанесение пластилина на прозрачную основу.

 

 

 

5

Подбор цветовой гаммы. Нанесение пластилина на прозрачную основу.

 

 

 

6

Подбор цветовой гаммы. Нанесение пластилина на прозрачную основу.

 

 

 

7

Подбор цветовой гаммы. Нанесение пластилина на прозрачную основу.

 

 

 

8

Подбор цветовой гаммы. Нанесение пластилина на прозрачную основу.

 

 

 

9

Тематические композиции

 

 

 

10

Тематические композиции

 

 

 

11

Тематические композиции

 

 

 

12

Тематические композиции

 

 

 

13

Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.

 

 

 

14

Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.

 

 

 

15

Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.

 

 

 

16

Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.

 

 

 

17

Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.

 

 

 

18

Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.

 

 

 

19

Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.

 

 

 

20

Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.

 

 

 

21

Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.

 

 

 

22

Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.

 

 

 

Бумагопластика

23

Смешанные базовые формы в бумажном конструировании

 

 

 

24

Смешанные базовые формы в бумажном конструировании

 

 

 

25

Смешанные базовые формы в бумажном конструировании

 

 

 

26

Смешанные базовые формы в бумажном конструировании

 

 

 

27

Смешанные базовые формы в бумажном конструировании

 

 

 

28

Смешанные базовые формы в бумажном конструировании

 

 

 

29

Завивка, закругления

   

 

 

30

Завивка, закругления

 

 

 

31

Завивка, закругления

 

 

 

32

Завивка, закругления

 

 

 

33

Завивка, закругления

 

 

 

34

Завивка, закругления

 

 

 

Бисероплетение 

35

Бисероплетение – как способ оформления интерьера

 

 

 

36

Праздничные сувениры

 

 

 

37

Праздничные сувениры

 

 

 

38

Праздничные сувениры

 

 

 

39

Праздничные сувениры

 

 

 

40

Праздничные сувениры

 

 

 

41

Праздничные сувениры

 

 

 

42

Праздничные сувениры

 

 

 

43

Праздничные сувениры

 

 

 

44

Праздничные сувениры

 

 

 

45

Цветочные композиции - букеты

 

 

 

46

Цветочные композиции - букеты

 

 

 

47

Цветочные композиции - букеты

 

 

 

48

Цветочные композиции - букеты

 

 

 

49

Цветочные композиции - букеты

 

 

 

50

Цветочные композиции - букеты

 

 

 

51

Цветочные композиции - букеты

 

 

 

52

Цветочные композиции - букеты

 

 

 

53

Цветочные композиции - букеты

 

 

 

Изготовление кукол

54

Авторская кукла. Беседа «Кукла в искусстве»

 

 

 

55

Работа над  образом. Эскиз

 

 

 

56

Работа над  образом. Эскиз

 

 

 

57

Подготовка материалов и инструментов. Выбор техники исполнения.

 

 

 

58

Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность

 

 

 

59

Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность

 

 

 

60

Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность

 

 

 

61

Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность

 

 

 

62

Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность

 

 

 

63

Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность

 

 

 

64

Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность

 

 

 

65

Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность

 

 

 

66

Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность

 

 

 

67

Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность

 

 

 

68

Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность

 

 

 

Итого: 68 часов

 

5.Мониторинговая карта отслеживания результатов освоения курса

Результаты освоения программы курса внеурочной деятельности отслеживаются методом педагогического наблюдения в соответствии с параметрами, характеристика которых дана в пункте 3 и дважды в течение учебного года фиксируются в мониторинговой карте (смотри таблицу). В соответствующей ячейке таблицы выставляется уровень достигнутого учащимся воспитательного результата (1 – первый, 2 – второй, 3 – третий).

п/п

Фамилия обучающегося

Уровень воспитательного результата обучающегося

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Начало учебного года

Конец учебного года

Начало учебного года

Конец учебного года

Начало учебного года

Конец учебного года

Начало учебного года

Конец учебного года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Описание методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

6.1. Методическое обеспечение образовательной деятельности

 

Литература для педагога.

Основная литература:

1.      Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально  -  культурной деятельности» / Е. И. Григорьев.,  Тамбов, 2004

2.      Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с.

3.      Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).

Дополнительная литература:

1.      Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).

2.      Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский.,  Воронеж: НПО «Модек», 1997.

3.      Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с.

4.      Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - № 5. – С. 11-15.

5.      Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.

6.      Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]

7.      Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975.  - 112с., ил.

8.      Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.

9.      Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).

10.  Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).

11.  Сафонова Е. Ю.  Вместе с детьми -  по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.

12.  Сборник авторских программ дополнительного обрю детей / Сост. А. Г. Лазарева. – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 312с.

13.  Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /Б. В. Куприянов, Е. А. салина, Н. Г. Крылова, О. В. Миновская; Под ред. А. В. Мудрика. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 240с.

14.  Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.

15.  Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А. Б. Фомина // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С.9-14

 

Литература для детей.

Основная литература:

1.      Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка./Н. М Войдинова – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 160с., ил.

2.      Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И. Н. Котова, А. С. Котова  –СПб.: «Паритет», 2006. – 240с.+вкл.

3.      Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 143, [1] с.6 ил. – (Домашняя творческая мастерская).

4.      Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).

Дополнительная литература:

1.      Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина, И. В. Новикова. Худож. В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 2006. – 224с., ил. – (Серия: «Бабушкин сундучок»).

2.      Кузьмина Е. В., Четина Е. В. Бисер в интерьере /Е. В. Кузьмина, Е. В. Четина – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 157 с.: ил., [8] л. Ил. – (Город Мастеров).

3.      Ляукина, М. В. Бисер. – М.: АСТ –ПРЕСС, 1999. – 176 с.: ил. – («Основы художественного ремесла»).

6.2. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

 

1.                  Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

2.                  Настенная доска  с набором приспособлений для крепления картинок.

3.                  Компьютер

4.                  Мультимедийный проектор.

5.                  Интерактивная доска.

6.                  Видеофильмы, соответствующие тематике программы.

7.                  Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы

У каждого ребенка:

Иглы, булавки в специальной игольнице;

Ножницы, нитки;

Набор лоскутов различных тканей

Пластилин

Клей

Бусины (бисер)

Тонкая проволока или толстая нить.

 

7. Приложения

Календарно-тематическое планирование групп 1 года обучения

Тема занятия

Дата проведения занятий

Группа 1

Группа 2

Группа 3

1

Введение: правила техники безопасности.

 

 

 

Пластилинография

2

Вводное занятие.   «Путешествие в Пластилинию».

 

 

 

3

Плоскостное изображение. «Подарки осени».

 

 

 

4

Знакомство со средствами выразительности.«Червячок в яблочке».

 

 

 

5

 «Кактус в горшке»

 

 

 

6

Плоскостное изображение.  «Рыбка»

 

 

 

7

«Натюрморт из чайной посуды»

 

 

 

8

Рельефное изображение. «Ферма»

 

 

 

9

Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки»

 

 

 

10

Божьи коровки на ромашке

 

 

 

11

Лепная картина. Формирование композиционных навыков.«Цветы для мамы»

 

 

 

Бумагопластика

12

Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги».

 

 

 

 

13

«Волшебные комочки».

 

 

 

14

«Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги».

«Волшебные комочки».

 

 

 

15

Фрукты

 

 

 

16

«Чудо – дерево»

 

 

 

17

«Снегирь»

 

 

 

18

Новогодняя игрушка. Символ года

 

 

 

19

Открытка к Новому году

 

 

 

Бисероплетение

20

Вводное занятие. Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности.

 

 

 

21

Знакомство с основными технологическими приемами  низания на проволоку

 

 

 

22

Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания

 

 

 

23

утенок

 

 

 

24

лягушка

 

 

 

25

Божья коровка

 

 

 

26

Черепаха

 

 

 

27

Бабочка, стрекоза

 

 

 

28

Низание крестиками

 

 

 

Изготовление кукол

29

Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности

 

 

 

30

Кукла на картонной основе.

 

 

 

31

Композиция «В лесу»

 

 

 

32

Кукла – актер.

 

 

 

33

Пальчиковые куклы.

 

 

 

Итого: 33 часа

 

 Календарно-тематическое планирование групп 2 года обучения

Название темы

Дата занятия в группах

Группа1

Группа 2

Группа 3

Введение: правила техники безопасности

1

Чему будем учиться на занятиях. Цвет. Цветовой круг.

 

 

 

Пластилинография

2

Полуобъемное изображение на плоскости. «Мультипликационные герои»

 

 

 

3

Полуобъемное изображение на плоскости. «Мультипликационные герои»

 

 

 

4

Жанр изобразительного искусства  - натюрморт. «Осенний натюрморт»

 

 

 

5

Жанр изобразительного искусства – портрет. «Веселый клоун»

 

 

 

6

Жанр изобразительного искусства – пейзаж. «Цветение лотоса»

 

 

 

7

Оформление народной игрушки в технике пластилинография.«Матрешка»

 

 

 

8

Оформление народной игрушки в технике пластилинография.«Матрешка»

 

 

 

Бумагопластика

9

История бумаги. Технологии работы с бумагой

 

 

 

10

Цветы из бумаги.

 

 

 

11

Снежинки

 

 

 

12

Снежинки

 

 

 

13

Новогодняя открытка

 

 

 

14

Новогодняя открытка

 

 

 

Бисероплетение

15

Техника параллельного низания. «Мышка»,

 

 

 

16

Техника параллельного низания. «Мышка»,

 

 

 

17

Техника параллельного низания. «Кит»

 

 

 

18

Техника параллельного низания. «Кит»

 

 

 

19

Техника параллельного низания. «Бабочка»

 

 

 

20

Техника параллельного низания. «Бабочка»

 

 

 

21

Аппликация из бисера.«Подарок к 8 марта»

 

 

 

22

Аппликация из бисера.«Подарок к 8 марта»

 

 

 

23

Бисерная цепочка с петельками.

 

 

 

24

Бисерная цепочка с петельками.

 

 

 

Изготовление кукол

25

Народная кукла. Русские обряды и традиции

 

 

 

26

Бесшовные куклы

 

 

 

27

Бесшовные куклы

 

 

 

28

Бесшовные куклы

 

 

 

29

Техника – продевания.

 

 

 

30

Техника – продевания.

 

 

 

31

«Кукла – ремесленник»,

 

 

 

32

«Кукла – ремесленник»,

 

 

 

33

«Хозяйка – рукодельница»

 

 

 

34

«Хозяйка – рукодельница»

 

 

 

         Итого: 34 часа

 

 

Мониторинговая карта отслеживания результатов освоения программы обучающимися _________ класса.

п/п

Фамилия обучающегося

Уровень воспитательного результата обучающегося

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Начало учебного года

Конец учебного года

Начало учебного года

Конец учебного года

Начало учебного года

Конец учебного года

Начало учебного года

Конец учебного года

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Терминологический словарь к программе «Декоративное творчество»

Авторская кукла – особое направление современного прикладного творчества, чаще всего выполняется в единственном экземпляре.

Барельеф – вид рельефа, в котором фигуры слегка возвышаются над фоном.

Бисер (бусины) — маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку.

Бисероплетение — вид декоративно-прикладного искусства , рукоделия - создание украшений, художественных изделий из бисера , к которой , в отличие от других техник где он применяется ( ткачество с бисером , вязание с бисером , плетение из проволоки с бисером - так называемых бисерных плетений , бисерной мозаики и вышивки бисером ) бисер является не только декоративным элементом , но и конструктивно-технологическим .

Горельеф – вид рельефа, в котором фигуры выступают более чем на половину своего объема.

Декоративность – общая художественная выразительность. Красота изделия в целом.

Задача – то, что требует исполнения,  разрешения. Это работа или часть ее, выполненная определенным способом в определенный период.

Инструкция — содержащий правила, указания или руководства, устанавливающих порядок и способ выполнения или осуществления чего-либо.

Интерьер – художественно оформленное убранство помещения.

Кукла — предмет в виде человека или животного, сделанный из фарфора, пластика, бумаги, дерева и других материалов. Слово «кукла» используется не только в прямом, но и в переносном смысле.

Куклы-актёры — самостоятельный вид средств для изображения или обозначения внешности активно или пассивно действующих персонажей в спектаклях, эстрадных миниатюрах, фильмах, телепрограммах и в других аналогичных произведениях искусства.

Кокошник – от слова «кокош» - курица. Убор замужних женщин, молодух. Носили до рождения первого ребенка.

Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей.

Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

Народная игрушка – неотъемлемый элемент каждой этнической культуры, специальный предмет, использующийся в детских играх.

Обряд – совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются традиции.

Обрядовые куклы – служили изображением духов и божеств, выполняли функции талисманов и оберегов, выступали в роле символа в ритуальных играх и представлениях, а также были средством передачи детям религиозных верований и приобщения их к традиционной культуре народа.

Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин.

Рельеф – один из видов скульптуры, в переводе с французского означает «выпуклое изображение на плоскости».

Силуэт — ограниченное контуром отображение чего-либо.

Символ – то, что служит условным знаком какого – либо понятия, явления, идеи.

Сувенир (фр. souvenir - воспоминание, память) — предмет, предназначенный напоминать о чём-то.

Сувенирная кукла - относится к куклам-игрушкам, перешедшим в пассивную категорию интерьерных кукол, предназначенных для украшения.

Технология – совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве.

Традиция — набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

Тряпичная кукла – детская кукла – игрушка, выполненная из ткани. Одна из самых распространенных в мире.

Эскиз (фр. esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз — быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как готовая работа, часто состоит из множества перекрывающих линий.


Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также