6 класс
УРОК № 5. Глава 1. Отношения, пропорции, проценты (26 часов)
Тема. Деление числа в данном отношении. С/р № 1.
Цель. Проверить знания учащихся по теме «Масштаб». Научится делить число в данном отношении; формирование навыков решения задач по теме.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Самостоятельная работа по теме «Масштаб». (20 min)
Вариант 1.
1. Масштаб на карте 1 : 200 000. Расстояние между двумя селами на карте 10 см. Каково расстояние между этими селами на местности?
На карте – 10 см
На местности – ? км
Масштаб – 1 : 200 000
Решение.
10 см × 200 000 = 2 000 000 см = 20 км – расстояние на местности.
Ответ: 20 км.
2. Расстояние между двумя городами 40 км. Каково расстояние между этими городами на карте, масштаб которой 1 : 1 000 000?
На карте – ? см
На местности – 40 км
Масштаб – 1 : 1 000 000
Решение.
40 км : 1 000 000 = 4 000 000 см : 1 000 000 = 4 см – расстояние на карте. Ответ: 4 см.
3. Расстояние между городами А и В равно 150 км. Расстояние между городами А и В на карте равно 3 см. Определите масштаб карты.
На карте – 3 см
На местности – 150 км
Масштаб – 1 : ?
Решение.
–
масштаб. Ответ:
.
Вариант 2.
1. Масштаб на карте 1 : 1 000 000. Расстояние между двумя селами на карте 8 см. Каково расстояние между этими селами на местности?
На карте – 8 см
На местности – ? км
Масштаб – 1 : 1 000 000
Решение.
8 см × 1 000 000 = 8 000 000 см = 80 км – расстояние на местности.
Ответ: 80 км.
2. Расстояние между двумя городами 100 км. Каково расстояние между этими городами на карте, масштаб которой 1 : 2 000 000?
На карте – ? см
На местности – 100 км
Масштаб – 1 : 2 000 000
Решение.
100 км : 2 000 000 = 10 000 000 см : 2 000 000 = 5 см – расстояние на карте. Ответ: 5 см.
3. Расстояние между городами А и В равно 140 км. Расстояние между городами А и В на карте равно 7 см. Определите масштаб карты.
На карте – 7 см
На местности – 140 км
Масштаб – 1 : ?
Решение.
–
масштаб. Ответ:
.
III. Устное решение упражнений.
Мультимедийная доска: 1 ученику. Тестовые задания. (Эл. приложение к уч. Математика 6. Никольский. Каталог. Тренажер. Отношение величин (5 заданий)).
Отношение величин (5 заданий) (Каждое задание по 1 баллу)
1. Чем является отношение величин одного наименования? (Ответ: число).
2.
Найдите отношение величин . (Ответ:
20).
3.
Упростите отношение величин . (Ответ:
200).
4.
Упростите отношение величин . (Ответ:
40).
5.
Упростите отношение величин . (Ответ:
).
IV. Объяснение нового материала.
Деление числа в данном отношении.
Пусть требуется разделить между двумя
друзьями 60 конфет в отношении 2 : 3.
1 друг – ?
конфет
2 : 3 60 конфет
2 друг – ? конфет
Решение.
I способ.
1) 2 + 3 = 5 (частей) – составляют все конфеты;
2) 60 : 5 = 12 (конфет) – приходится на 1 часть;
3) 2 × 12 = 24 (конфеты) – приходится на 2 части, это для 1 друга;
4) 3 × 12 = 36 (конфет) – приходится на 3 части, это для 2 друга.
Решим эту же задачу по другому.
II способ.
1) (конфеты) – приходится на 2 части,
это для 1 друга;
2) (конфет) – приходится на 3 части,
это для 2 друга.
Ответ: 24 конфеты, 36 конфет.
Таким образом, чтобы разделить число 60 в отношении 2 : 3, можно разделить число 60 на сумму членов отношения 2 + 3 и результат умножить на каждый член отношения.
(Слайд 4) Разделим число с (с ¹ 0) в отношении a : b.
Получим два числа:
1 число: ;
2 число: .
) Задача 1. Два брата сложили свои деньги для покупки акций. Старший внес 500 р., а младший – 300 р. Через некоторое время они продали акции за 1000 р. Как они должны разделить эти деньги между собой?
Решение.
Естественно разделить 100 р. в том отношении в котором они вложили деньги, т.е. в отношении 500 : 300 = 5 : 3.
Поэтому надо дать:
1) старшему брату ;
2) младшему брату . Ответ: 625 р., 375 р.
Решить устно. После сбора урожая яблок одна их часть была высушена, а другая использована для приготовления сока. Сколько яблок пошло на сушку, а сколько на сок?
Собрано |
Отношение |
Сушеные |
Для сока |
110 кг |
4 : 7 |
40 |
70 |
125 кг |
2: 3 |
50 |
75 |
V. Решение упражнений.
Уч.с.13 № 37 (а,в). Разделите число:
а) 12 в отношении 1 : 3.
1) ;
2) .
Ответ: 3; 9.
в) 48 в отношении .
1) ;
2) .
Ответ: 30; 18.
VI. Подведение итогов урока.
VII. Домашнее задание. § 1.3 (выучить теорию). № 37(б,в), 25, 26.
Электронное приложение. Каталог. Интерактивные модели. Отношение чисел и натуральные числа.
|
Вариант 1. |
|
Вариант 2. |
|
Вариант 1. |
|
Вариант 2. |
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.