Деловая игра с элементами тренинга по духовнонравственному воспитанию дошкольников
Деловая игра для педагогов ДОУ «Приемы и механизмы духовнонравственного воспитания дошкольников».
ЦЕЛЬ: освоение практических способов взаимодействия с детьми по становлению духовно-нравственного отношения; ЗАДАЧИ:
1. Повышать знания педагогов по духовно-нравственному воспитанию детей.
2. Развивать благоприятный эмоциональный настрой коллектива педагогов на деятельность.
3. Совершенствовать методы воспитания по духовно-нравственному воспитанию с использованием практических приемов.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Изображение нотного стана
2. Бланки для теста «Добрый ли вы человек?»
3. Памятка для педагога «Пословицы о доброте»
4. Памятка для педагога «Посеять в детских душах доброту, это значит…»
5. Для игр: МЯЧ; ЛИСТЫ КАРТОНА А4; ШАРФЫ ИЛИ КОСЫНКИ; 6. Музыка: Вальс; фоновая музыка.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из основных принципов дошкольного образования является принцип: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Стандарт также направлен на решение такой задачи как: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Система социокультурных ценностей является основным средством воспитания нравственности, патриотизма как комплекса жизненных ценностей. Знание ребенком моральных и нравственных устоев играет важную роль в укреплении доверия будущего гражданина к своей семье, своей стране. Задача педагогов ДОУ - помочь дошкольникам в осознании и формировании направленности на социокультурные ценности России.
На чем строить воспитание детей? Конечно же, на нравственных ценностях. Приобщение ребенка к ценностям общечеловеческой культуры являются одним из важнейших условий развития личности ребенка. Какие же наиболее важные качества хотим мы видеть в наших детях? Конечно же: вежливость, деликатность, скромность, общительность, дисциплинированность, чуткость, чувство такта, предупредительность. Качества эти построены на нравственных устоях, поэтому нравственные устои (доброта, честность, милосердие и т. д.) и должны стать опорой воспитателя.
Задача воспитателя – педагога состоит в том, что бы воспитать в каждом ребенке четкие нравственные ориентиры: доброту, отзывчивость, чувство собственного достоинства, долг, совестливость, доверие.
Глубокое самопознание, четкое определение своего места в этом огромном мире базируется на внутренних источниках духовной силы человека: чувства безопасности, любви и гармонии.
«Душа поёт»- каждый из нас не раз слышал эту метафору, а как вы думаете, что это значит? (ответы на заданный вопрос) Всё самое красивое и восхитительное мы зачастую сравниваем с музыкой, а базой любой мелодии являются ноты – их всего 7.
И сейчас, мы вместе с вами попытаемся сотворить нашу музыку, которая будет мелодией духовно – нравственного воспитания.
1. Нота - До.
Посмотрите, пожалуйста, на эти ноты. Как вы знаете первая нота – ДО. Как вы думаете, какие важные для духовно-нравственного развития личности слова начинаются на букву «Д» (ответы на заданный вопрос).
Правильно, это добро и доверие, доброжелательность. Наша доброта является залогом доверия к нам. Нам, педагогам, доверено самое ценное - души детей. Без доверия все наши старания по воспитанию полноценной личности, будут напрасны.
Давайте пройдем небольшой тест, чтобы понять доброту вашего сердца!
Тест «Добрый ли вы человек?»
Мы с вами прошли небольшой тест, чтобы получше узнать себя, но не стоит забывать: в жизни все намного сложнее, чем кажется, и каждый человек индивидуален. Не бывает однозначно добрых или злых людей. И мы как никто это понимаем. У нас достаточно сложная работа, которая порою требует мобилизации всех наших душевных сил, и именно наша доброта и доверие к нам наших воспитанников помогает нам справиться с любой нестандартной ситуацией.
Каким же способом мы можем показать ребенку эти качества? Конечно с помощью игр. Давайте поиграем в некоторые из них. «Тарелка с водой» (для детей 5—7 лет) МЯЧ Задачи:
- развитие между детьми взаимопонимания, оптимизация взаимоотношений в группе; - преодоление замкнутости, эгоистических тенденций поведения.
Группа молча с закрытыми глазами передает по кругу тарелку с водой. В результате при передаче развиваются способы коммуникации: поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением и т. п.
Обсуждение может затрагивать вопросы взаимной заботы или ее отсутствия. В игре участвуют наблюдатели, которые после игры дают отчет о наблюдениях, адресованный тому, за кем они наблюдали.
Назовите, пожалуйста, слова которые начинаются на букву «Р», которые являются категорией нравственного развития (ответы на заданный вопрос)- это равнодушие, раздражительность, разочарование. Чтение об этих категориях.
Что такое равнодушие? Это безразличное отношение к другим людям, к их проблемам, бедам, нежелание помочь им. Безучастное , пассивное отношение ко всему происходящему. Это черта характера, которая приводит к душевной пустоте, злобе и даже жестокости. Равнодушному человеку ничего и никого не жалко. Он теряет стыд, совесть.
Раздражительность – это Неврастения. Нередко возникают бурные реакции на незначительные замечания или действия. Характерными симптомами неврастении также являются: изменчивость настроения, повышенная утомляемость, снижение работоспособности, головная боль, ощущение сердцебиения, нарушение сна.
Одна из самых неприятных эмоций, и в то же время одна из самых распространенных: разочарование. Разочарование возникает, когда желание, мечта, цель или иллюзия не могут быть достигнуты, по крайней мере, в этот момент. Несмотря на то, как сильно ты стараешься. Это самый ясный способ, которым мир должен заставить нас понять, что, к сожалению, это не всегда справедливое место. Одна из самых сильных эмоций, которая влияет на самооценку ребенка.
Знание и обучение управлению негативными эмоциями в детстве поможет детям развить ряд механизмов преодоления стресса и саморегуляции. Это позволит им вовремя развить эмоциональную зрелость.
С помощью каких игр мы можем помочь в этом ребенку?
«Танец в парах» (для детей 4—7 лет) Задачи:
- развитие эмпатии (ориентации на эмоциональное состояние и поведение другого) у детей посредством стимулирования зрительного и тактильного контакта;
- оптимизация взаимоотношений в группе.
Взрослый предлагает детям стать парами лицом друг к другу (некоторым детям он помогает образовать пары). Важно, чтобы между парами было достаточное для танцев расстояние — ведущий следит за тем, чтобы пары распределились равномерно по всей площади ковра (свободного пространства игровой комнаты). Затем взрослый дает каждой паре по плотному листу бумаги (у всех должны быть листы одного и того же размера и плотности — обычно используются стандартные листы бумаги формата А4 максимально возможной плотности). Лист бумаги кладется на головы партнеров так, чтобы каждой паре было удобно удерживать его во время танца. Затем включается музыка (желательно плавная, например, вальс), и дети начинают танцевать, стараясь удержать лист бумаги как можно дольше. Выигрывает та пара, которая удержала лист бумаги дольше других. Затем можно предложить детям поменяться парами и продолжить игру.
Нота МИ, она называется – ПРИНЦИП МОРАЛИ. Одной из категорий нравственности является МИРОЛЮБИЕ.
Ведь нормы морали не являются врожденными, они усваиваются ребёнком в окружении людей и зависят от отношения к нему окружающих, кто его воспитывает, в какой социальной среде он живёт. Нужно помнить, что дать ребёнку понятия что такое «Хорошо», а что такое «Плохо», не самое важное,а необходимо еще привить умение разбираться в
определенной ситуации и корректировать свои действия: избежать конфликта, уступив в чем либо, помочь слабому, поддержать или направить друга. давайте сыграем еще в одну
Игра «Жизнь в лесу»
Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей). Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ). Готовы? Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись. Радостно с улыбкой потянулись, умылись росой, позавтракали и побежали гулять по лесным тропинкам. Вот мишка бежит к малиновому кусту, а там его уже белочка опередила. «Привет!» - поздоровался мишка. «Привет!» - бойко отозвалась белочка. – «Как твои дела?». «Все хорошо!»- ответил мишка. «И у меня все хорошо! Сегодня такое яркое теплое солнышко, что я пораньше вышла гулять». «Давай поедим ягоды и пойдем дальше вместе!» - предложил мишка и белочка согласилась. Они быстро наелись и не спеша пошли дальше по лесной тропинке. Не прошли они и несколько шагов, как повстречали лису, которая сердито топала лапками на зайчика. А зайка держал в лапках мячик и улыбаясь, протягивал его лисе. «Держи, лисонька! Не сердись. Мы всегда сможем поиграть в мяч вместе» Лисонька согласно кивнула и повернулась к мишке и белочке. «Давайте играть с нами. Вместе веселей!» И ребята-зверята затеяли веселую игру в мяч. Мяч откатился далеко от ребят-зверят и, попав на колючки ежа, с громким хлопком лопнул. Ежик очень расстроился и заплакал. Ребятазверята всей гурьбой подбежали к расстроенному ежику и стали его успокаивать. «Это ничего, что мячик лопнул» - сказал мишка. «У меня дома тоже есть мячик» - успокаивала лисичка. «А завтра мы снова соберемся на полянке и поиграем все вместе» - предложил зайка. «Ты не плач! Мы совсем не расстроились! Ты наш друг и мы тебя очень любим» - заверила ежика белочка. И каждый из ребят-зверят поддержал белочку. А тут и день подошел к концу, и ребятам-зверятам пришло время возвращаться домой. Они махнули на прощанье друг другу лапкой и побежали каждый к своему домику.
Это пожалуй самая активная в работе с детьми нота. Это нота – фантазия. Мир детских фантазий неистощим, дети легко и с удовольствием сочиняют и импровизируют.
«Зеркало» (для детей 4—7 лет) Задачи:
- формирование у детей ориентации на другого;
- преодоление замкнутости, нерешительности, эгоистических тенденций поведения.
В группе выделяются 2—3 пары (по считалке или добровольно). Участники игры попарно становятся друг против друга. Им предлагается повторять движения друг друга, как повторяет эти движения отражение в зеркале. Можно предоставлять несколько попыток до первой ошибки в каждой попытке, можно предоставлять каждой паре время: 3—5 минут. Группа смотрит, насколько свободно и творчески выполняют задание разные пары. При обсуждении участников игры спрашивают, удалось ли каждому партнеру быть и человеком, и отражением, или одному партнеру доставалась только роль отражения.
5. Нота – Соль
Нота СОЛЬ Какие нравственные категории можно назвать на букву Ссопереживание, сострадание, справедливость
«Поводырь»
Цель: развивать чувство ответственности за другого человека. Воспитывать доверительные отношение.
Ход игры: В комнате разложены предметы – препятствия (стул, кубики, обручи
и.т.д.) Дети распределяются по парам: ведущий и ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведёт его, рассказывая, как двигаться, например: «здесь стул, обойдём его». Затем дети меняются ролями. В этой игре важна порядочность, ответственность перед человеком, который доверил свою жизнь вам.
6. Нота – Ля
Нота ЛЯ – это личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей; уважение личности ребёнка. (стандарт)
«Пианино»
Дети сидят на стульчиках, руки лежат на коленях соседа, глаза закрыты.
Повторить ритм звучащей музыки, постукивая (похлопывая) по коленям соседа. Кто ошибся, выходит из игры.
«Дождь»
Дети сидят в кругу и повторяют движения, которые показывает ведущий: шуршат, потирая ладони; щелкают пальцами; негромко хлопают в ладоши; ударяют себя ладонями по бедрам; топают ногами.
После того, как последовательность движений разучена, участники закрывают глаза и по прикосновению к голове руки ведущего начинают повторять звук, который он будет издавать. Таким образом, дождь постепенно перерастает из моросящего в сильный, затем в проливной и в ливень. Затем ливень убывает в обратном порядке.
7. Нота – Си.
И завершающим этапом нашей работы будет обсуждение последней ноты СИ, но мне хочется назвать ее нотой самосовершенствования и специализации воспитателей.
Наша профессия по- своему уникальна: как учителя, как педагоги мы должны постоянно самосовершенствоваться, осваивать что-то новое, глубоко изучать нашу многонациональную культуру, находить в обыденных вещах что-то необычное интересное и познавательное. Мы постоянно идем вперед, и наша основная задача – воспитать хорошего человека, которому не чужды такие понятия как доброта и любовь. Это незабываемое путешествие по стране «Духовно-нравственного воспитания». И именно от нас зависит, как по нашим нотам дети сыграют эту волшебную мелодию. И я от всей души желаю, что бы в вашем оркестре малышей ни одна нота не звучала фальшиво!
Все люди разные: одни бескорыстны и легко жертвуют чем – то ради другого человека, другие же напротив – больше ценят собственные нужды. Удается ли вам быть всегда бескорыстными и внимательными к окружающим?Ответ на поставленный вопрос должен быть однозначным: да или нет.
1. При наличии «лишних» денег, потратили ли бы вы их на подарки друзьям?
2. Знакомый человек жалуется вам на собственные «неурядицы». Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
3. Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?
4. Часто ли вы говорите комплименты людям, просто чтобы поднять им настроение?
5. Любите ли вы злые шутки?
6. Вы злопамятны?
7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?
8. Умеете ли вы на практике применять свои способности?
9. Бросаете ли игру, когда начинаете проигрывать?
10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
11. Вы охотно выполняете просьбы?
12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
За ответ «да»на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 поставьте себе один балл, а за ответ «нет»на
вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12 также поставьте по одному баллу.
Если вы набрали больше 8 баллов. Вы хорошо воспитаны, приятны в общении, легко ладите с людьми. У вас много друзей, но иногда вы жертвуете своими интересами в пользу других, пожалуй, вам стоит научиться иногда, говорить «Нет».
4-8 баллов. Ваше доброе отношение к людям проявляется не всегда. Добры вы только с теми, кто вам нравится. Вы точно знаете, чего хотите. Вы хороший и верный друг. Вы неконфликтный человек, и стараетесь избегать общения с неприятными вам людьми, но, пожалуй, вам стоит быть немного мягче в общении с ними.
Меньше 4 баллов. Вы явно выраженный интроверт. Для вас это трудно, но нужно стараться быть мягче с людьми, даже если они вам не нравятся.
Памятка для педагога
ПОСЛОВИЦЫ О ДОБРОТЕ
Доброму слову – добрый ответ.
Доброму везде добро.
Добрый человек придет, словно свету принесет.
Добрый привет и кошке приятен.
Доброму гостю хозяин рад.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Добрый сын – отцу радость, худой – печаль.
Кто зря сердит, у того голова болит.
Умный себя винит, глупый – своего товарища.
Добрый скорее дело делает, чем сердитый. Как аукнется, так и откликнется.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Чем богаты, тем и рады.
Других не суди, на себя погляди.
Чего в других не любишь, того сам не делай.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Друзья познаются в несчастье.
Любишь взять – люби и дать.
Тому тяжело, кто помнит зло.
Добро век не забудется.
Ласковое слово и бурю укрощает.
Добро не умирает, а зло пропадает.
Плох человек, коли добра не помнит.
Не спеши карать, спеши миловать.
Добро помни, а зло забывай.
Добрые дела целыми веками живут.
Доброе дело веками помниться.
Сделав добро – не кайся; сделав худо – не жди добра.
Слово лечит – слово и ранит.
ПОСЕЯТЬ В ДЕТСКИХ ДУШАХ ДОБРОТУ, ЭТО ЗНАЧИТ:
1. Поощрять проявление внимания и чуткости у детей..
2. Ласково и только по имени называть детей.
3. Не обсуждать проступки при посторонних, чтобы не вызвать этим негативных чувств у других детей.
4. Читать стихи, сказки, рассказы на данную тему.
5. Учить с детьми стихи о доброте.
6. Составлять с детьми сказки о доброте.
7. Использовать пословицы о доброте.
8. Создавать ситуации, зовущие к добру и состраданию.
9. Не унижать ребенка.
10. После замечания прикоснуться к ребенку и дать понять, что вы ему сочувствуете.
11. Рассказывать родителям о добрых поступках детей.
12. Найти сильные стороны у каждого ребенка.
13. Особое внимание уделять тем детям, которые не получают признания среди детей.
14. Не читать длинных нотаций.
15. Обсуждать с детьми ситуации положительного характера, например: «Как нас выручил Миша», «За что я люблю свою подругу», «Наши добрые дела».
16. Заботиться о младших (делать подарки, игрушки, помогать одеваться).
17. Для снятия стрессовых состояний детей в группе можно повесить грушу для битья, в уединенное место поставить «сердитое» зеркало.
18. Можно вести книгу добрых дел в группе.
19. Можно организовывать игры.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.