Деловая игра как вид профориентационной работы
Оценка 4.7

Деловая игра как вид профориентационной работы

Оценка 4.7
doc
16.05.2024
Деловая игра как вид профориентационной работы
методическая учеба деловая игра.doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СУРГУТСКОГО РАЙОНА

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ УЧЕБА

 

«Деловая игра как вид профориентационной работы »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Чиркова Лариса Владимировна, методист

 

 

 

 

 

 

 

 

     Игры на производственную тематику приобщают детей к основной сфере деятельности взрослых, знакомят с  выпускаемой простейшей продукцией некоторых предприятий. В процессе игры дети пользуются разнообразными материалами, подбирают орудия труда (инструменты и оборудование), овладевают различными трудовыми операциями по изготовлению того или иного «товара».

     Такие игры приносят детям радость. Это своего рода игра-труд, дети видят результаты своего труда. Каждый участник игры овладевает всеми операциями по преобразованию предмета труда в продукт.

  Трудовой процесс не отвлекает детей от игры. Играющие обращаются друг с другом, в соответствии со взятой ролью. Формирование качеств человека-хозяина – основной результат экономического воспитания.

Цель игры: показать, что совместный труд и использование рациональных его способов уменьшают трудовые затраты, экономят силы и время.

Задачи:

- выявить организаторские способности, сформировать у детей первичные представления о производстве, установить связь между видом предприятия и характером работ, выполняемых сотрудниками предприятия, их профессиями;

- закрепить знания о производительности труда, помочь им уяснить, от чего зависит эффективность труда, и выявить способы её повышения;

- развить представление о понятиях «материалы», «средства производства», «рабочая сила», «технология».

- формировать умения коллективно планировать работу, распределять обязанности и ответственность, анализировать результаты собственной деятельности в коллективе обучающихся.

   Содержание игры: В игре воспроизводится реальная ситуация производства простейших видов продукции на предприятиях, конкурирующих между собой в стремлении достичь более высокой производительности.

     Члены объединяются в небольшие группы, каждая их которых должна сформировать производственный коллектив предприятия (организации, фирмы).

      Руководитель игры изготавливает карточки с названием предприятий. Представителям групп предлагается извлечь из картотеки карточку, в которой указан вид предприятия.

     В соответствии с указанным в карточке профилем предприятия группа образует фирму, в которой избирается президент. Определяется название фирмы.   Руководитель игры поручает фирмам организовать производство продукции, в качестве которой выбирается простейшая поделка, которую можно сделать быстро и без значительных затрат материалов. Например, конверты, самолётики, маленькие книжечки из листа бумаги (составить проект, бизнес-план).

    Членами команды распределяются между собой должности, профессии, которые необходимы для деятельности данного предприятия. Выбирается начальник цеха, конструктор, инженер, рекламный агент и т.д. Составляется перечень производственного оборудования, технологические карты, где записывается последовательность всех основных операций по изготовлению данного товара (команды должны ответить на следующие вопросы):

1.     Какую продукцию вы выпускаете, или какие услуги оказываете?

2.     Конкурентен ли ваш товар на рынке?

3.     Ваша стратегия на перспективу?

4.     В чём заключается ваша маркетинговая программа?

5.     Какова платёжеспособность вашей фирмы, источники финансирования?

6.     Каков «имидж» вашей фирмы?

     После распределения должностей каждый работник готовит для себя служебную инструкцию. В инструкции прописывается, какие виды работы обязан выполнить работник, что должен уметь делать. Например, библиотекарь:

1.     Поиск необходимой книги, журнала по заявке читателя.

2.     Регистрация книги в карточке.

3.     Выдача книги читателю.

4.     Приём прочитанных книг от читателей.

5.     Возвращение книги на место на книжной полке.

6.     Помощь читателям в пользовании каталогом.

7.     Консультирование читателя.

   Должностные инструкции обсуждаются в группе и передаются руководителем группы на рассмотрение организатору игры.

    Работники «собирают» по схеме:

1. Телевизор (склеивают детали), оформляют его внешний вид, подбирают название телевизора, придумывают ему рекламу.

2. Детские книжки  (на каждой книжечке должно быть написано название фирмы изготовителя, пронумерованы все страницы, указана цена изделия).

3.  Самолёты (производят из бумаги способом оригами).

     Продукция принимается контролёрами (ОТК). Засчитывается только та продукция, которая соответствует требованиям. Некачественная продукция бракуется.

   Перед началом игры всем командам даётся одинаковое кол-во бумаги и инструментов.

  Задача каждой фирмы – выпустить как можно больше продукции в расчёте на одного работника, достичь максимальной производительности труда. Побеждает та фирма, которая покажет наиболее высокий результат по количеству выпущенного товара.

 

 

1 тур. Индивидуальное производство.

В этом туре каждый работник изготавливает продукцию самостоятельно, выполняет все операции. Кроме того, ограничивается количество орудий труда: на фирму выдаётся только  две авторучки.

  На изготовление индивидуальных товаров фирмам даётся одинаковое время (3-5 мин).

   Произведённая продукция сдаётся контролёрам. Они проверяют качество и оценивают её.

Итоги первого тура фиксируются в специальной ведомости.

Название фирмы

Количество работников

Произведено продукции

(штук)

Производительность труда (штук на человека)

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

2 тур. Групповое производство с разделением труда и увеличением средств  производства

   В этом туре процедура повторяется с разделением труда, и результаты заносятся в таблицу.

  Заключительная часть игры. Руководитель игры вместе с контролёрами и президентами фирм определяет производительность труда каждой фирмы за весь период игры, равную количеству произведённой продукции в расчёте на одного работника в течение трёх туров. Для этого нужно просуммировать число книжек, выпущенных фирмой в каждом туре, и разделить сумму на число работников в фирме. Группа, достигшая высшей производительности, объявляется победителем игры. Президент фирмы выступает с сообщением о том, как фирме удалось достичь такой производительности труда. Участники игры могут высказать свои соображения о ходе игры и способах достижения высокой производительности труда.

Вопрос: почему цена продукции такая (материал дорогой, краска, много времени требуется на изготовление, красивый, яркий).

Деловая игра «Производительность труда»

 

Наименование изделия

Название фирмы

Количество работников

Произведено человеком

(штук)

Произведено

коллективом

(штук)

Этапы

Детские книги

 

1.

 

 

 

1 этап

Индивидуальное производство

2.

 

 

 

3.

 

 

 

Самолёты

 

1.

 

 

 

2 этап

2.

 

 

 

3.

 

 

 

Телевизоры

 

1.

 

 

 

3 этап

2.

 

 

 

3.

 

 

 

 

Пословицы и поговорки о труде. Песочные часы.

 

 

 

Диагностическая карта успешности в проектной деятельности

Поставь оценку каждому проектному умению по шкале от «1» до «5».

Каждый обучающийся заполняет диагностическую карту и делает вывод о значимости занятий для развития уверенности в себе и для успешности своей учебной деятельности

Стадии проектирования и виды умений

Умения

Шкала оценки уровня развития

1

2

3

4

5

6

7

Проблематизация

Могу выявлять проблемы

1

2

3

4

5

Умею выбирать из множества проблем главную

1

2

3

4

5

Умею решать проблемы самостоятельно

1

2

3

4

5

Выбираю проблемы путём согласования для совместного решения

1

2

3

4

5

Целеполагание

Могу ставить цели и добиваться их

1

2

3

4

5

Умею согласовывать цели с другими

1

2

3

4

5

Осуществляю поиск способов достижения цели

1

2

3

4

5

Планирование

Умею планировать свою деятельность

1

2

3

4

5

Могу организовывать планирование в группе

1

2

3

4

5

Могу распределять обязанности и роли в группе

1

2

3

4

5

Поисковые, исследовательские

Умею проводить исследование

1

2

3

4

5

Владею компьютером

1

2

3

4

5

Умею пользоваться Интернетом

1

2

3

4

5

Умею отбирать нужную информацию

1

2

3

4

5

Умею работать самостоятельно

1

2

3

4

5

Могу достигать результатов в совместной деятельности

1

2

3

4

5

Коммуникативные

Умею дружить

1

2

3

4

5

Внимателен к людям

1

2

3

4

5

Обладаю хорошими манерами

1

2

3

4

5

Проявляю толерантность

1

2

3

4

5

Умею слушать и сопереживать

1

2

3

4

5

Умею конструктивно сотрудничать

1

2

3

4

5

Имею чувство юмора

1

2

3

4

5

Помогаю людям в трудных ситуациях

1

2

3

4

5

Презентационные

Умею публично выступать

1

2

3

4

5

Могу составить план выступления

1

2

3

4

5

Умею логически мыслить и выражать своё мнение

1

2

3

4

5

Могу сжато излагать свои мысли

1

2

3

4

5

Рефлексивные

Могу оценить вклад каждого участника проекта

1

2

3

4

5

Умею оценить результативность решения проблемы проекта

1

2

3

4

5

Могу проводить анализ своей деятельности

1

2

3

4

5

Могу оценить результаты совместной деятельности

1

2

3

4

5

 

Вывод: насколько ты изменился в процессе занятий по сравнению с тем, каким был раньше?


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Игры на производственную тематику приобщают детей к основной сфере деятельности взрослых, знакомят с выпускаемой простейшей продукцией некоторых предприятий

Игры на производственную тематику приобщают детей к основной сфере деятельности взрослых, знакомят с выпускаемой простейшей продукцией некоторых предприятий

Членами команды распределяются между собой должности, профессии, которые необходимы для деятельности данного предприятия

Членами команды распределяются между собой должности, профессии, которые необходимы для деятельности данного предприятия

В этом туре каждый работник изготавливает продукцию самостоятельно, выполняет все операции

В этом туре каждый работник изготавливает продукцию самостоятельно, выполняет все операции

Диагностическая карта успешности в проектной деятельности

Диагностическая карта успешности в проектной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2024