Деловая игра «Ядерная катастрофа» Инструкция для участников.
Перенеситесь мысленно в середину третьего тысячелетия нашей эры. Ваша группа – Центр управления земной цивилизацией, а также экспериментальными космическими станциями. Внезапно начинается третья мировая война, весь мир рушится. Через пятнадцать минут будет нанесен глобальный ядерный удар, уцелеть после которого, возможно, не удастся ни Вам, ни другим.
В этот момент с одной из наиболее отдаленных станций Вы получаете сигнал. Там сложилась особая ситуация: на станции находятся 10 человек, а
специальное ядерное убежище вмещает лишь 6 человек (возможно, эти 6 чело- век единственные останутся в живых).
Люди на станции не могут сами выбрать этих шестерых, поэтому соглас- ны подчиниться любому Вашему решению.
Ваша задача: принять решение, с которым будут согласны все члены группы, обладая ограниченным временем и ограниченной информацией об этих людях. На станции находятся:
1. Бухгалтер, мужчина, 31 год.
2. Его жена, на 6-м месяце беременности.
3. Студент-медик второго курса, бойкий черный американец.
4. Мужчина, историк, недавно выпустивший книгу.
5. Актриса из Голливуда, которая танцует и поет.
6. Биохимик, женщина.
7. Православный священник, 56 лет.
8. Студентка колледжа.
9. Олимпийский чемпион, легкоатлет.
10. Полицейский, который никогда не расстается с револьвером.
Время обсуждения 15 минут.
Б) Деловая игра «Материальная помощь»
Разделитесь на подгруппы по 4-5 человек. Представьте себе, что вы - ко- миссия, которой предстоит определить, кому из работников предприятия сле- дует оказать единовременную материальную помощь в размере 50 тысяч руб- лей. Все кандидатуры уже распределены, осталась только одна дотация на 10 претендентов и 10 минут на принятие решения о том, кому именно она доста- нется. Решение должно быть принято единогласно. Список кандидатов на дота- цию:
1. Женщина, 52 года, проработала на предприятии 30 лет. Мать пятерых взрослых детей.
2. Работник, получивший в прошлом месяце травму из-за неисправного оборудования. Срочно нуждается в операции.
3. Мать-одиночка, ее единственный сын 8 лет, болен диабетом.
4. Молодая семья, нуждающаяся в приобретении жилья. Супруга в настоя- щий момент ждет второго ребенка.
5. Старейший работник организации, ветеран труда, который в ближайшее время выходит на пенсию и рассчитывает на ценный подарок от организации.
6. Многодетный отец, нуждающийся в средствах на обучение старших де- тей в колледже.
7. Женщина, 38 лет, буквально вчера осталась вдовой с тремя детьми и срочно нуждается в деньгах для оплаты ритуальных услуг.
8. Перспективный молодой специалист, претендующий на оплату загранич- ной стажировки и дорогостоящего повышения квалификации.
9. Специалист из другого города, нуждающийся в аренде жилплощади.
10. Спортсмен, которому требуются деньги на поездку на соревнования, где он будет отстаивать честь предприятия.
По окончании обсуждения каждая подгруппа озвучивает свое решение и аргу- ментирует его.
В) Деловая игра «Кораблекрушение»
Порядок работы: Игра осуществляется в три этапа и рассчитана на 1-2 учебных часа. В ходе работы участники должны проанализировать, оценить и принять решение по конкретным вопросам, указанным в задании.
На первом этапе каждый участник получает учебный материал и задание, которое должно быть выполнено в индивидуальном порядке. На изложение це- лей занятия и реализацию задания на первом этапе работы отводится 25 минут.
Инструкция для индивидуальной работы:
Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожены. Яхта медленно тонет. Ваше место- нахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов. Но из- вестно, что вы находитесь на расстоянии примерно тысячи миль к юго-западу от ближайшей суши.
Ниже дан список 15 предметов, которые остались у вас после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасатель- ным плотом и веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вес пяти членов экипажа и перечисленных предметов. Имущество оставшихся в живых людей составляют также пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять однодолла- ровых банкнот.
Ваша задача – ранжировать пятнадцать перечисленных предметов в соот- ветствии с их значением для выживания экипажа (табл.14). Поставьте цифру
«один» у самого важного предмета, цифру «два» – у второго по значению и так далее – до пятнадцатого, наименее важного для вас:
- секстант,
- зеркало для бритья,
- пятилитровая канистра с водой,
- противомоскитная сетка,
- одна коробка с армейским рационом,
- карта Тихого океана,
- надувная подушка,
- двадцатилитровая канистра с нефтегазовой смесью,
- маленький транзисторный приемник,
- репеллент, отпугивающий акул,
- двадцать квадратных метров непрозрачного пластика,
- две коробки шоколада,
- 5 бутылок питьевого спирта,
- девять метров нейлонового каната,
- рыболовная снасть.
После завершения индивидуальной работы по ранжированию участники приступают ко второму этапу решения задачи, когда в условиях интерактивно- го взаимодействия вырабатывается коллективное решение. С этой целью груп- пе предлагается провести переговоры и найти общее решение за минимальное
время. Участники должны руководствоваться принципом достижения согласия и прийти к консенсусу по всем пунктам задания, прежде чем выносить группо- вое решение. Каждая оценка должна получить одобрение всех участников группы. Время работы на втором этапе – до 15-30 минут.
Инструкция для коллективной работы: вам необходимо выработать общее групповое решение и согласовать индивидуальные результаты. Выполняйте со- вместную работу как можно быстрее и попытайтесь опередить ваших товари- щей, работающих в других командах. Далее в составе каждой из групп выбира- ется лидер группы. Лидеры групп выходят к доске, для того, чтобы в процессе дискуссии выработать еще более эффективное решение. Лидеры отстаивают не свою индивидуальную точку зрения, а групповую.
Разбор проведенной игры: после завершения коллективной деятельности производится обсуждение результатов выполненной работы. Время работы на этом этапе – до 15 – 20 минут. Обсуждение охватывает следующие вопросы:
- Какие виды поведения помогали или мешали процессу достижения согла-
сия?
- Кто участвовал в выработке коллективного решения, кто уклонился о не-
го и почему?
- Кто оказывал наибольшее влияние на принятие окончательного решения в группе?
- Какова была атмосфера в группе во время коллективной дискуссии?
- Оптимально ли использовались возможности группы?
- Какое время затратила группа для принятия окончательного решения?
- Кто улучшил индивидуальный результат и почему?
- Причины ухудшения индивидуальных результатов.
- Какие действия предпринимали участники группы для утверждения сво- их мнений?
- Как можно было улучшить принятие коллективного решения?
Рекомендации участникам игры:
В ходе разбора занятия участника могут быть даны следующие рекоменда- ции по оптимизации коллективной работы:
- Избегайте желания «до конца» защищать свои индивидуальные сужде- ния. Будьте «открытым» для понимания позиции партнеров по группе.
- Не меняйте своего мнения немотивированно и не уклоняйтесь от возмож- ных противоречий в целях достижения согласованного решения. Поддерживай- те только те решения, с которыми можно согласиться хотя бы отчасти.
- Избегайте таких методов разрешения конфликта, как: голосование; вы- считывание процента «за» и «против»; уклонение от обсуждения; готовность идти на любой компромисс с целью достижения быстрого согласия по всем об- суждаемым вопросам;
- Рассматривайте различные мнения как помощь, а не как помеху при при- нятии решений;
- Уходите от обсуждения мнений и суждений каждого через выработку объективных критериев. Именно на их основе и работайте с информацией.
- Используйте критику как инструмент выработки более эффективного ре- шения. Подвергайте сомнению и требуйте весомой аргументации предлагаемых партнерами по команде решений.
Время на анализ результатов игры – до 20-ти минут.
Инструкция для подсчета баллов в упражнении «Кораблекрушение»:
1. Каждый участник игры должен подсчитать абсолютную разницу в бал- лах между своими ответами и правильными (т.е. экспертной оценки – см. ниже) ответами.
2. Лидер группы должен подсчитать абсолютную разницу в баллах между общегрупповым ответом и экспертным ответом.
3. Сравнить индивидуальные оценки с групповой и попытаться объяснить, почему некоторые из наиболее правильных индивидуальных ответов не были учтены в групповых ответах (если это имело место).
Экспертная оценка:
1. Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским спасате- лям.
2. Двухлитровая канистра нефтегазовой смеси. Важна для сигнализации. Может быть зажжена на воде.
3. Пятилитровая канистра с водой. Необходима для утоления жажды.
4. Одна коробка с армейским рационом. Обеспечивает основную пищу.
5. Двадцать квадратных метров непрозрачного полиэтилена. Используется для сбора дождевой воды, обеспечивает защиту от стихии
6. Две коробки шоколада. Резервный запас пищи.
7. Рыболовная снасть. Оценивается ниже, чем шоколад, потому что нет уверен- ности, что поймаете рыбу.
8. Девять метров нейлонового каната. Можно использовать для связывания снаряжения.
9. Надувная подушка. Если кто-то упадет за борт, она может послужить спаса- тельным средством.
10. Средство, отпугивающее акул. Назначение очевидно.
11. Пять бутылок питьевого спирта. Можно использовать для растирания тела при переохлаждении и в качестве антисептика.
12. Маленький транзисторный приемник. Имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.
13. Карты Тихого океана. Они бесполезны без дополнительных навигационных приборов.
14. Противомоскитная сетка. В Тихом океане нет москитов.
15. Секстант. Бесполезен без таблиц и хронометра.
Оцените результаты по рейтингу:
0 – 20 – отлично;
21 – 30 – очень хорошо;
31 – 40 – хорошо;
41- 50 – удовлетворительно; 51 и более баллов – плохо.
Таблица 14
Рейтинговая оценочная карта к деловой игре «Кораблекрушение»
Предметы |
Индивиду- альная оценка |
Индивиду- альная ошибка |
Экспертное решение |
Групповая оценка |
Групповая ошибка |
Секстант |
|
|
|
|
|
Зеркало |
|
|
|
|
|
Вода |
|
|
|
|
|
Сетка |
|
|
|
|
|
Паек |
|
|
|
|
|
Карта |
|
|
|
|
|
Подушка |
|
|
|
|
|
Н/г смесь |
|
|
|
|
|
Приемник |
|
|
|
|
|
Репеллент |
|
|
|
|
|
Пластик |
|
|
|
|
|
Шоколад |
|
|
|
|
|
Ром |
|
|
|
|
|
Канат |
|
|
|
|
|
Снасть |
|
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.