И ОСНОВЫ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Тип производства, глубина переработки (вертикальная интегрированность производства) и номенклатура продукции
Необходимо проанализировать два предприятия, производящие продо- вольственные товары.
ООО «Курам» на разном технологическом оборудовании производит пече- нье, шоколад и конфеты. Номенклатура печенья включает в себя различные сорта – печенье с арахисом, печенье с лесным орехом, печенье с миндалем. В соответствии с изменением спроса выпускаемые виды печенья модифици- руют по форме и вкусовым качествам. Номенклатура производимого шоколада охватывает десять его видов (молочный, ореховый и т. д.). В целом никаких изменений в производимых сортах шоколада не осуществляется. Однако неко-
торые сорта шоколада включаются в производственную программу только при наступлении определенного сезона.
Недавно в опытном порядке в торговлю выпустили новый сорт шоколада, который после небольшой модификации запустили в производство. Произво- дятся также конфеты с лимонной и апельсиновой начинкой. Перечисленные продукты в своей совокупности представляют собой общую номенклатуру про- изводства ООО «Курам». Тем не менее, при возникновении особого спроса предприятие в достаточно большом объеме закупает на стороне иные продук- ты, которые оно после незначительной переработки перепродает.
Чтобы быть в большей мере независимой от поставщиков и лучше контро- лировать качество производства, компания приобрела несколько предприятий, которые поставляют ей основные виды сырья и полуфабрикатов, необходимые для производства основных продуктов из номенклатуры производства компа- нии.
Другое рассматриваемое предприятие, кооператив «Ленса», годами про- изводит только сливочные конфеты по рецепту, выработанному многими поко- лениями. Все виды сырья и полуфабрикатов для изготовления сливочных кон- фет при этом закупаются у сторонних независимых поставщиков, продукция расфасовывается по упаковкам разных размеров и формы и поставляется круп- ным предприятиям оптовой торговли.
Охарактеризуйте эти два предприятия с точки зрения:
1) типа их производства;
2) глубины переработки продукции (степени вертикальной интегрирован- ности производства);
3) номенклатуры производства.
Тип производства (тип производственной программы)
Общество с ограниченной ответственностью «Курам» производит различ- ную продукцию, применяя разнообразные технологические процессы. Поэтому в этом случае имеет место гетерогенная производственная программа. В силу того, что отдельно взятые виды продукции как таковые гомогенны и изготавливаются в больших количествах, налицо тип серийного производства. В то же время в рамках больших серий продукции выпускается ее различный ассортимент. Так, шоколада производятся сорта: шоколад с орехами, молочный шоколад и пр.
В противоположность первому предприятию предприятие 2 использует лишь один технологический процесс. Оно, таким образом, имеет гомогенный тип производства. С помощью своего технологического процесса оно произво- дит только один конкретный продукт одного сорта. Поэтому на этом предпри- ятии имеет место массовая недифференцированная производственная програм- ма. Если же отвлечься от собственно производства и рассмотреть продукцию с точки зрения ее сбыта, то и в этом случае с учетом возможностей различных объемов и форм упаковки одной и той же продукции можно было бы говорить о наличии различного ассортимента.
Степень вертикальной интеграции предприятия отражает то, сколько тех- нологических переделов при производстве продукции (отдельного продукта или продуктового ряда) осуществляется самим предприятием. При этом стано- вится ясной та роль, которую играет предприятие в превращении сырья в фи- нальный готовый для потребления продукт. В рассматриваемом примере ООО
«Курам» приобрело предприятия по производству сырья для своей финальной продукции и тем самым осуществило так называемую «вертикальную интегра- цию вниз», направленную на получение контроля над поставками исходных для предприятия материалов.
Предприятие же «Ленса» продолжает осуществлять лишь одну из стадий изготовления финальной продукции и не вовлекается в вертикальную интегра- цию.
Номенклатуру продукции предприятия можно анализировать с точки зрения разных критериев.
Широта ассортимента
Широта номенклатуры производства определяется числом выпускаемых предприятием видов продукции. Цель расширения номенклатуры продукции заключается в том, чтобы использовать свойства взаимной дополняемости раз- личных продуктов, либо в том, чтобы осуществлять диверсификацию хозяйст- венной деятельности, которая снижает зависимость предприятия от конъюнк- туры какой-либо одной продукции.
Применительно к предприятию 1 его обычная производственная програм- ма состоит из трех основных продуктов (выпечка, шоколад, конфеты), выпус- каемых в большом ассортименте. В сумме она сводится к 15 различным видам продукции (3 сорта выпечки, 10 сортов шоколада, 2 сорта конфет). Предпри- ятие 2 выпускает только один продукт. Широта его номенклатуры продукции сводится к единице.
Широта номенклатуры продукции является показателем степени диверси- фикации производства (хозяйственной деятельности) предприятия. Однако ин- формативность этого показателя довольно мала. В рассматриваемом примере предприятие «Курам» в своей номенклатуре продукции имеет 15 видов про- дукции, работает в пределах только одной отрасли. Другое предприятие, имея в своей производственной программе меньшее количество выпускаемых видов продукции, может оказаться более диверсифицированным.
Профилированность номенклатуры продукции
Более профильная и узкая номенклатура продукции способна оказаться более эффективной с точки зрения ее широты, чем более широкая, но не про- фильная по своей структуре производственная программа.
В отличие от номенклатуры продукции предприятия «Ленса», чья произ- водственная программа четко профилирована, ассортимент предприятия «Ку- рам» представляется менее профилированным, так как у предприятия «Ленса» в номенклатуре продукции есть основной (профильный) продукт. При наличии достаточного спроса на профильный продукт более профилированное предпри- ятие может более уверенно увеличивать и поддерживать свое производство,
чем менее профилированное. В то же время при колебаниях в спросе на профи- лированный продукт менее профилированное предприятие сможет дольше поддерживать свой объем продаж и производства за счет непрофильных това- ров.
Глубина ассортимента продукции
Глубина ассортимента продукции характеризуется количеством сортов (видов) продукции в пределах продуктового ряда профильной продукции. Так, на предприятии «Курам» выпускают 3 вида выпечки. В то же время изготавли- вают 15 сортов шоколада и только 2 сорта конфет.
Изменения в номенклатуре и ассортименте продукции
Продукция предприятии «Курам» время от времени изменяется так, что наблюдаются небольшие изменения в выпуске основных видов продукции, но количество ее сортов остается неизменным. В то же время объем выпуска раз- ных сортов шоколада подчиняется некоторым сезонным закономерностям. Со- отношения между разными сортами изготавливаемого шоколада изменяются и с освоением его новых сортов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.