ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Оценка 4.7

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
математика
Взрослым
11.05.2018
ДЕЛОВАЯ  ИГРА  КАК  МЕТОД  АКТИВНОГО  ОБУЧЕНИЯ
В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, т.к. происходит смена приоритетов и социальных ценностей. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в СУЗЕ. Главными чертами выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит не только оттого, что усваивается, но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с помощью репродуктивных или активных методов обучения. Одно из главных направлений совершенствования методов подготовки студентов среднего профессионального образования является использование в учебном процессе активных методов обучения, которые опираются на творческое мышление студентов, в наибольшей степени активизируют их познавательную деятельность, делают их соавторами новых идей, приучают самостоятельно принимать оптимальные решения и способствовать их реализации.В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, т.к. происходит смена приоритетов и социальных ценностей. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в СУЗЕ. Главными чертами выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит не только оттого, что усваивается, но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с помощью репродуктивных или активных методов обучения. Одно из главных направлений совершенствования методов подготовки студентов среднего профессионального образования является использование в учебном процессе активных методов обучения, которые опираются на творческое мышление студентов, в наибольшей степени активизируют их познавательную деятельность, делают их соавторами новых идей, приучают самостоятельно принимать оптимальные решения и способствовать их реализации.
ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ.docx
ДЕЛОВАЯ  ИГРА  КАК  МЕТОД  АКТИВНОГО  ОБУЧЕНИЯ Семенова А.М       В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, т.к.   происходит   смена   приоритетов   и   социальных   ценностей.   Поэтому   современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в СУЗЕ. Главными чертами выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит не  только   оттого,   что   усваивается,   но  и   от  того,   как  усваивается:   индивидуально   или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.       Одно из главных направлений совершенствования методов подготовки студентов среднего   профессионального   образования   является   использование   в   учебном   процессе активных методов обучения, которые опираются на творческое мышление студентов, в наибольшей степени активизируют их познавательную деятельность, делают их соавторами новых идей, приучают самостоятельно принимать оптимальные решения и способствовать их реализации. Наиболее эффективным методом в подготовке современных специалистов является деловая   игра.   Она   позволяет   соединить   знания   и   умения,   превратить   знания   из предпосылок в действия. Исследования показали, что при лекционной подаче материала усваивается более 20% информации, в то время как в дискуссионном обучении – 75%, а в деловой игре – около 90%. В   деловой   игре   «обучение   участников   происходит   в   процессе   совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью   и   функцией.   Общение   в   деловой   игре   –   это   не   просто   общение   в   процессе совместного усвоения знаний, но, прежде всего, ­ общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. Деловая игра – это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества».         За рубежом первые деловые игры были разработаны и проведены в 50­х годах в США.   Они   применялись   преимущественно   для   обучения   студентов­экономистов   и будущих руководителей фирм. На сегодняшний день деловые игры в мире очень популярны. Особенно активно деловые   игры   используются   в   практике   высшего   образования   и   среднего   образования, многие   вузы   являются   новаторами   в   методике   преподавания   деловых   игр.   Сегодня насчитывается уже несколько тысяч различных видов обучающихся игр.   В   современной   литературе   существует   большое   разнообразие   типологий   и классификации деловых игр.  Деловые игры различаются как:  ­ учебные игры;  ­ исследовательские игры;  ­ управленческие игры;  ­ аттестационные игры. Помимо указанной типологии, в основу которой положены критерии типа практики и целей, исследователи выделяют также такие критерии, как время проведения, результат, методология и т.п., например, классификация деловых игр Л.В. Ежовой. По времени проведения:  ­ без ограничения времени; ­ с ограничением времени;  ­ игры, проходящие в реальное время;  ­ игры, где время сжато. По оценке деятельности,  ­ бальная или иная оценка деятельности игрока или команды;  ­ оценка деятельности отсутствует. По конечному результату:  ­ жесткие;  ­ свободные;  ­ открытые;  ­ закрытые. По методам проведения:  ­ луночные игры – игра проходит на специально организованном поле,  с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки;   ­   ролевые   игры   –   каждый   участник   имеет   или   определенное   задание,     или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии  с заданием;   ­   групповые   дискуссии   –   связаны   с   отработкой   проведения   совещаний     или приобретением навыков групповой работы;   ­   имитационные   игры   ­   имеют   цель   создать   у   участников   представление,     как следовало бы действовать в определенных условиях;  ­ организационно­деятельные игры ­ не имеют жестких правил, у  участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем. Область применения деловых игр как активного метода обучения довольна широка:  ­ экономика;  ­ управление;  ­ педагогика;  ­ психология  ­  медицина и т.д.   Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку может включать   в   себя   целый   комплекс   методов   активного   обучения:   дискуссию,   мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции, разбор почты и т.п. Использование   преподавателями   деловых   игр   способствует   преодолению стереотипов   в   обучении,   выработке   новых   подходов   к   профессиональным   ситуациям, развитию творческих способностей студентов. В дидактике в последние годы требование активного усвоения знаний учащимися, выдвинутое еще прогрессивными дидактами прошлого, получило научное обоснование, приобретя характер закона развития активности и самостоятельности учащихся в познавательной деятельности. Реализация этого закона требует разработки и новых активных методов обучения.Одной из наиболее эффективных форм подготовки специалистов становятся деловые игры и уроки с конкретными деловыми ситуациями. Игра известна еще с древнейших времен как способ проверки знаний и умений применять их на практике. возможность Игры дают типичные производственные ситуации, в ходе которых ее участники ведут напряженную умственную работу, коллективно ищут оптимальные решения, используя теоретические знания и собственный практический опыт.Образовательная функция деловой игры очень значима, моделировать поскольку деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста. Широко распространенные в настоящее время деловые игры оказываются неудовлетворительными именно с точки зрения целей и задач профессионального обучения. В общем виде каждая деловая игра предполагает две основных образующих своей организации: а) модель имитируемого процесса, которая отражает зависимость изменений в среде или объекте, происходящих под влиянием тех или иных действий или решений участников игры; б) систему предлагаемых игроку решений и действий, вызывающих изменения в среде, результаты которых определяются по модели. Принципы построения модели и законы имитируемых процессов остаются скрытыми от играющих. Исходя из имеющегося профессионального опыта, игроки принимают решения в виде обратной связи получают результаты своих действий. Следовательно, играющие могут в условиях конкуренции или кооперации с другими участниками анализировать и оценивать свои действия только по результатам. За счет имитации в игре особенностей профессиональной сферы деятельности или ее частных ситуации участники имеют возможность сравнивать и критически оценивать эффективность уже имеющихся у них способов деятельности, но н больше. При этом содержание деятельности и ее способы остаются скрытыми для рефлексивного анализа. Фактически в традиционных деловых играх расширяется ранее сформированная профессиональная ориентировка, но не создаются условия для овладения новыми способами деятельности. Отсутствие условий для осуществления рефлексивного сознательного отношения к собственным действиям определяется тем, что в таких формах организации игрового обучения не делается специального акцента на необходимости возникновения у учащихся игрового отношения к игровой деятельности. Более того, в деловых играх, как замечает Артур Л. Робертс, возникновение рефлексивного игрового отношения к самому сюжету или попытки раскрыть закон имитационной модели рассматриваются как отрицательный момент. Говорится, что при этом игра идет ради самой игры, а достижение выигрыша — ради выигрыша. Игроки, стараясь обыграть друг друга, отвлекаются от целей обучения. Это опасение естественно, так как всякая игровая форма может провоцировать возникновение игровой деятельности, но внешние по отношению к игре цели обучения навыкам игровой деятельности заставляют фактически отрицать игровую деятельность как основной механизм, обеспечивающий эффективность обучения. Вместе с тем следует отметить, что современные деловые игры, несмотря на недостатки, все-таки дают обучающий эффект благодаря присутствию почти во всех играх момента дискуссии, обсуждения и анализа участниками своих действий между собой и с координатором игры. Именно в этом моменте они действительно рефлексивно и исследовательски относятся к собственной деятельности и ее соорганизации. То, насколько организованна будет эта сторона игрового процесса, и определит меру эффективности формирования рефлексивно-мыслительного и исследовательского отношения к действительной профессиональной деятельности. Список использованной литературы 1. А.Я. Психология. Психологический словарь 2. Айламазьян А.М. «Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра», уч. пособ. д. студ., МГУ-89. 3. Активные методы обучения и контроля знаний учащихся по предмету «Бухгалтерский учет», Минск,1993 г.

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

ДЕЛОВАЯ  ИГРА  КАК  МЕТОД  АКТИВНОГО  ОБУЧЕНИЯ

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

ДЕЛОВАЯ  ИГРА  КАК  МЕТОД  АКТИВНОГО  ОБУЧЕНИЯ

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

ДЕЛОВАЯ  ИГРА  КАК  МЕТОД  АКТИВНОГО  ОБУЧЕНИЯ

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

ДЕЛОВАЯ  ИГРА  КАК  МЕТОД  АКТИВНОГО  ОБУЧЕНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2018