Ведущая: Наша игра – для тех, кто изберет второй путь. Как найти новую работу? Как найти себя в новом коллективе? Мы попытаемся в форме деловой игры познакомить вас с правилами делового этикета. Зная и используя их, умея точно и правильно выражать свои мысли, четко формулировать свою точку зрения, вы не попадете в трудное и неловкое положение, сможете избежать конфликта на рабочем месте. Сегодня вы научитесь вести деловой разговор, оформлять в соответствии с нормами русского языка деловые бумаги.
Деловая игра для старшеклассников «Ключ к успеху»
(Нормы и правила делового этикета)
Ведущий: Дорогие друзья! Скоро вы закончите школу. Вас ждет новая, интересная жизнь.
Возможно, вы станете студентами, а может, пойдете работать. Но ушли в прошлое те
времена, когда от вуза и до пенсии работали на одном месте. В наше время стремительных
перемен с понятием «новая работа» вам придется сталкиваться гораздо чаще, чем вашим
родителям. И только от человека зависит, как к этому относиться – жалеть об утраченной
стабильности или радоваться открывшимся возможностям.
Ведущая: Наша игра – для тех, кто изберет второй путь. Как найти новую работу? Как
найти себя в новом коллективе? Мы попытаемся в форме деловой игры познакомить вас с
правилами делового этикета. Зная и используя их, умея точно и правильно выражать свои
мысли, четко формулировать свою точку зрения, вы не попадете в трудное и неловкое
положение, сможете избежать конфликта на рабочем месте. Сегодня вы научитесь вести
деловой разговор, оформлять в соответствии с нормами русского языка деловые бумаги.
(Музыка)
Ведущий: Приглашаем играющие команды занять свои места на сцене.
Ведущая: Некая фирма, изучив основы психологии, желает принять в свой штат не
отдельных сотрудников, а команду единомышленников. Руководство фирмы (жюри нашего
конкурса) вы видите за отдельным столиком. Директор фирмы ______________,
заместители директора __________________________________,
_______________________________ (учителясловесники). Главный бухгалтер (учитель
математики или экономики) должен просчитать, кто принесет фирме больше прибыли.
Ведущий: На объявление откликнулись две группы энтузиастов – они находятся на сцене.
Сегодня им предстоит доказать, что именно их команда самая сплоченная,
работоспособная, грамотная и принесет прибыль фирме. Пожелаем успеха обеим командам
и порадуем первым заданием.
Ведущая: 1й конкурс «Звонок по объявлению». Представитель каждой команды должен
позвонить в фирму и выяснить условия приема на работу, а также требования к
претендентам. Пока представители обдумывают серьезный разговор, хочу обратить
внимание зрителей на высказывания известных людей о силе слова и деловых качествах.
Возможно, мудрые мысли великих окажутся небесполезными для вас.
(Высказывания на экране читает один из ведущих)
«Слово – ключ сердца. Если разговор ни к чему не ведет, то и одно слово лишнее»
(Л. Н. Толстой).
«Берегись такого слова, которое разъединяет людей или служит вражде и
ненависти» (Л. Н. Толстой).«В серьезных делах следует заботиться не столько о том, чтобы создавать
благоприятные возможности, сколько о том, чтобы их не упускать» (Ф. де
Ларошфуко).
«Проще сразу чтото сделать хорошо, чем потом объяснять, почему это сделано
плохо» (Г. У. Лонгфелло).
Ведущий: Возвращаемся к нашим игрокам. Послушаем их, может быть, первый в жизни
деловой разговор по телефону с директором фирмы.
(Директор фирмы предлагает явиться на собеседование и захватить с собой резюме
каждому представителю команды – это домашнее задание. Словесники проверяют и
оценивают работы.)
Ведущая: Второй конкурс называется «Групповой портрет с…»
составить коллективное резюме своей команды.
участники должны
Ведущий: Пока участники и судьи заняты работой, предлагаем зрителям тоже
поучаствовать в конкурсе.
Пассажир в электричке читает книгу и время от времени восклицает:
Вот так дела! Никогда бы не подумал! Не может быть!
Затем он вскочил:
Совершенно невероятно!!!
Что вы читаете? хором спросили его соседи.
Ведущая: Вопрос первый: какое правило этикета нарушил этот пассажир?
Вопрос второй: как вы думаете, какую книгу он читал?
(Орфографический словарь).
Слово предоставляется представителю фирмы и главному бухгалтеру для подведения
итогов по результатам прошедших конкурсов.
Ведущий: Следующий конкурс называется «Без грамматики не одолеешь и…». Известно,
что успех делового разговора зависит не только от соблюдения правил этикета, но и от
«языкового паспорта» говорящих: обязательным условием культуры делового общения
выступает знание норм современного русского литературного языка.
(задания для удобства показаны на экране и в печатном виде розданы командам)
а) правильно произнесите следующие слова:
Девальвация, договор, донельзя, досыта, вам звонят, каталог, маркетинг, менеджер,
обеспечение, поняла, сосредоточение ( максимальная оценка 12 баллов);б) выберите нужную форму употребления слов:
(Ихний, их) компьютер сломался. Сейчас же (едьте, езжайте, поезжайте) за
необходимыми документами (2 балла);
в) исправьте в соответствии с нормами литературного языка ошибки в употреблении слов:
Ваше согласие играет большое значение для меня. Я предприму все усилия, чтобы
успешно закончить курсы английского языка (2 балла);
г) выберите нужное слово:
Мои выводы (основаны, обоснованы) на неоспоримых фактах.
Каждому (адресату, адресанту) необходимо своевременно доставлять все почтовые
отправления.
Вам необходимо в течение часа (представить, предоставить) комиссии апелляцию в
письменном виде.
(Плата, оплата) за занятие вносится на наш расчетный счет в ближайшем отделении
сбербанка. (4 балла).
Для подведения итогов конкурса слово предоставляется жюри.
Ведущая: Американский врачпсихиатр Дэвид Бэрнс советует:
1. Будьте готовы к трудностям.
2. 2. Постарайтесь проанализировать все плюсы и минусы.
3. Маленькими шажками к большим победам.
4. Доверяйте себе. Важно поверить в себя, даже если вы успели немного. Тогда вы
сможете справиться с самой трудной задачей.
5. Просто начните немедля.
Американский психолог Максуэлл Мольц в книге «Я это Я, или Как стать счастливым»
рассказывает о трех способах выработки иммунитета от эмоциональных травм:
1. Постарайтесь вообразить себя слишком большим и сильным, чтобы воспринимать
обиды.
2. Развивайте неустанно уверенность в своих силах и способностях, взвалив на
собственные плечи ответственность за свою судьбу.
3. Расслабьтесь и еще раз расслабьтесь.Ведущий: Нам наносят эмоциональную травму не окружающие нас люди, не то, что они
говорят нам или о чем они умалчивают, а наши собственные настроения, наша реакция на
их слова и действия. Только мы ответственны за наши реакции и чувства. В наших силах не
реагировать вовсе. Можно сохранить спокойствие и таким образом избежать
эмоциональных ушибов и уколов.
Ведущая: Следующий конкурс называется «Человек – хозяин своей судьбы». Хотелось бы,
чтобы команды поделились своими рецептами сохранения эмоционального здоровья.
Ведущий: А пока они думают, конкурс для болельщиков, которые могут помочь своей
команде, принеся дополнительные баллы. Умение быть убедительным, тактичным,
правильно и доходчиво излагать свои мысли необходимо не только в деловых отношениях,
но и в обыденной жизни, в общении с близкими людьми. Для участия в конкурсе от каждой
команды нужны по три человека: две девушки и юноша. А теперь послушайте задание.
Ведущая: Сестра поручает своему брату посидеть с ее грудным ребенком. А девушка
молодого человека, с которой он только помирился, уезжает. Юноша обещал ее проводить.
Соседей дома нет. Что делать: явиться к ней с младенцем? Не проводить? Разыграйте
ситуации.
Решение жюри после выступления болельщиков и команд
Ведущий: Сегодня, когда на каждом шагу натыкаешься на всевозможные удобства и
бытовые службы, когда в руке телефон, перед глазами телевизор, под боком компьютер,
когда все окружающее вроде бы только и призвано экономить наше время, его не хватает,
как никогда прежде. Но бывает и так, что тот, у кого мало работы, ничего не успевает, а
тот, у кого десять нагрузок, отлично с ними справляется. Может, знает какойто секрет?
Нет, конечно. Просто человек умеет успевать.
Ведущая: Что такое уметь успевать? Однажды социологи спросили несколько людей
разного возраста и разных профессий, как они справляются со своими делами. «Учитесь не
спешить», ответил один. «Умейте предусмотреть», посоветовал другой. «Начинайте
накануне», сказал третий. Четвертый заметил, что надо расписать все по минутам. А
пятый порекомендовал: «Цените миг общения».
Ведущий: Конечно, приведенные «рецепты» не единственные. Поэтому следующий конкурс
мы назвали «О время, время…».Надеемся услышать от вас не менее ценные советы по
экономии времени. Для этого игрокам предлагается принять участие в дискуссии по этой
проблеме. Сначала команды выработают собственное мнение. А потом обменяются своими
«рецептами» и попытаются отстоять свою точку зрения. Не забывайте о правильном
речевом оформлении своих высказываний.
(На экране: Я считаю, что…; отстаиваю точку зрения…; придерживаюсь точки зрения…;
(автор) убедительно доказывает…; разделять точку зрения…;; я не согласен…; я
присоединяюсь к мнению…)
Ведущая: Участники готовятся к диспуту, а мы обратимся к рекламе. «Опять реклама!» с
пренебрежением скажете вы о ней, всем надоевшей, всем известной. Но все ли о рекламе
знаем мы? Например, когда и где впервые появилась реклама, в каком виде ее
использовали?Ведущий: При раскопках на территории стран Средиземноморья археологи нашли вывески,
извещающие о различных событиях и предложениях. Древние римляне расписывали стены
объявлениями о гладиаторских боях, а финикийцы разрисовывали скалы вдоль торговых
путей, превознося в этих росписях свои товары. Все это – предшественники современной
наружной рекламы. Одна из настенных росписей в Помпее расхваливала политического
деятеля и призывала людей отдавать за него свои голоса.
Ведущая: Другую раннюю разновидность рекламы представляли городские глашатаи,
которые ходили по улицам Афин, возглашая о продажах рабов, скота и прочих товаров.
Вот как звучала «рекламная песнь», предназначенная для древней жительницы Афин:
«Чтоб глаза сияли, чтобы алели щеки, чтоб надолго сохранилась девичья краса, разумная
женщина будет покупать косметику по разумным ценам у Экслиптоса».
Ведущий: И вновь конкурс для болельщиков. Разрекламируйте свою команду так, чтобы
руководители фирмы не сомневались в своем выборе.
Конкурс для болельщиков «Реклама? Реклама!», оценка жюри
Ведущая: Вернемся к нашим командам. Они примут участие в диспуте и покажут умение
четко формулировать свою точку зрения, корректно ее отстаивать, быть вежливым
оппонентом.
Диспут
Ведущий: Что скажут руководители фирмы? Каково мнение главного бухгалтера?
Подведение итогов.
Ведущая: Итоги игры показали, что более подготовленной, слаженной, наконец, умеющей
лучше общаться в деловой обстановке была команда ___________________. Поздравляем
ее с победой. Отметим, что победа досталась нелегко, ибо соперник был сильный.
Ведущий: Пожалуй, наша игра – тот самый случай, когда главное не победа, а участие. И
если вы лучше узнали нормы и правила делового общения, познакомились с правилами
составления и оформления деловых документов, научились общаться в деловой
обстановке, значит, наша игра достигла своей цели.
Примечание
Музыка
Если по результатам последнего конкурса обе команды имеют равное количество баллов,
можно провести еще один конкурс: каждый участник пишет заявление о приеме на работу.
Список использованной литературы
1. Дроздков А. В. Деловой этикет – Омск: СибАДИ, 2012.
2. Зарецкая И. И., Бруссер А. М., Оссовская М. П. Устная речь в деловом общении –
М.: Дрофа, 2009.3. Кудрявцева Т. С., Шарапова О. С. Деловые бумаги. Деловые качества. Деловой
стиль речи. Тесты по психологии делового общения. Деловой этикет – М.: ЮНВЕС,
1997.
4.http://festival.1september.ru/articles/557239/
5. http://www.openclass.ru/node/237294
6. http://stud.com.ua/44219/literatura/pozaurochna_diyalnist_kursi_rosiyska_mova
7. http://nsportal.ru/shkola/russkiyyazyk/library/2013/12/22/delovayaigraredaktsiyarusskiy
yazykikulturarechi