Рабочая программа
элективного курса по русскому языку
"Деловые бумаги"
(8 класс)
Пояснительная записка
В условиях модернизации российского образования перед общеобразовательной школой ставится задача предпрофильной подготовки учащихся, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся. Знание основ деловой переписки для осуществления профессионального обмена информацией становится востребуемым на современном этапе. Предлагаемый курс относится к числу межпредметных курсов в профильной подготовке и ставит своей практической целью сформировать представление о базовых категориях деловой переписки и обеспечить межпредметное восприятие учебного материала, когда английский язык выступает средством получения знаний, а содержание материала развивает навыки учащихся в устной и письменной коммуникации на русском языке. Независимо от дальнейшей профессиональной ориентации каждому обучающемуся полезно овладеть основами технологии работы с деловыми бумагами, так как любая профессиональная деятельность сопровождается созданием документов.
Потребность в общении – неотъемлемая часть жизни человека, познания окружающего мира, других людей, самого себя. В широком понимании общение – это процесс обмена информацией, впечатлениями, выработка взаимопонимания, общего мнения. Данный курс направлен на развитие навыков делового общения на русском языке и предназначен для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы. Курс может быть востребован теми, кто хочет избрать профессию, требующую знания основ делопроизводства и деловой переписки, а также теми, кто выберет карьеру в языковой сфере.
Элективный курс “Деловые бумаги” предназначен для учащихся 9-го класса и обеспечивает теоретическое изучение и практическое применение полученных знаний при составлении деловых бумаг. Он расширяет знания обучающихся о видах и составлении деловых бумаг, а также познакомят обучающихся с областью их применения.
Основные цели курса:
Данный курс нацелен также на формирование и развитие коммуникативной компетенции в деловом языке, представляющей совокупность знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых для установления межличностного контакта в профессиональной, производственной и других сферах и ситуациях человеческой деятельности.
Компетенция специалиста в определенной области характеризуется не только профессиональными знаниями, навыками, умениями грамотно составлять деловые бумаги.
Задачи курса:
Изучение обучающимися основ делопроизводства будет способствовать развитию культуры документирования, так как поможет понять важность документа для принятия управленческих решений, оценить значение его юридической силы. Он поможет приобрести навыки цивилизованного, грамотного поведения в деловом общении, т. е. общении, осуществляемом в рамках трудовой деятельности.
Представленная программа рассчитана на 34 часа и предполагает деление курса на 2 блока: теоретический, посвященный вопросам делового общения; практический, рассматривающий правила составления и оформления деловых бумаг.
Планируемый результат: помощь в профессиональной ориентации и формирование умения овладеть профессией документоведа или реализовать свои возможности как руководителя, специалиста, технического исполнителя делопроизводственной службы.
Обучающиеся будут иметь опыт:
В результате усвоения содержания курса учащиеся могут приобрести следующие общие знания, умения, навыки и овладеть способами познавательной деятельности:
Учебно-тематический план курса
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Формы |
Дата проведения |
Фактически проведено |
1–2 |
Деловой этикет. Культура делового общения |
2 ч |
Лекция |
||
3 |
Официально-деловой стиль как разновидность язык современного русского языка |
2ч |
Лекция |
||
4-5 |
Письменная коммуникация. Требования к составлению и оформлению документов: стандартизация, унификация, клишированность. Бланки, реквизиты, условные обозначения, аббревиатура |
2 ч |
Лекция, практика |
||
6-16 |
Организационно-распорядительные деловые документы (договор, контракт, акт, приказ, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, протокол.) |
10 ч |
Практика |
||
17-27 |
Информационно-справочные деловые документы (заявление, объяснительная, объявление) |
10 ч |
Практика |
||
28-30 |
Резюме |
2 ч |
Практика |
||
31-33 |
Частные (личные) деловые письма. (письма-поздравления, письма-приглашения, письма-извинения, благодарственные письма). |
8 ч |
Практика |
||
34-35 |
Зачет. |
34 ч |
Самостоятельная работа |
Литература:
1. Аверченко Л. К. Азбука делового общения. М., 2004.
2. Андреев В. И. Деловая риторика. Казань, 2003.
3. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи. М., 2004.
4. Зарецкая И. И., Чернер С. Л. Деловой этикет. М., 2004.
5. Касумова М.Ю. Деловой русский язык. М., 2006.
6. Кузнецов Н.Н. Деловое письмо. М, 2006
7. Наин А. Я. Культура делового общения. Челябинск, 2006.
8. Образцы бланков.
9. Сизикова С.Ф. Основы делового общения. М., 2006.
10. Холопова Т. И.. Лебедева М. М. Протокол и этикет для деловых людей. М., 2004
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.