Понятие коммуникации близко понятию общения, иногда они употребляются как тождественные.
Слово «общение» происходит от праславянского «оbьti̯о» - «то, что вокруг», от которого образовались древнерусские слова лежащие в основе целой совокупности слов: общий, община, общество, общение и имеют со словом «общение» единый корень: -общ-.
Общение связывает людей не только передачей информации, но и практическими действиями, элементами взаимопонимания, чувствами и эмоциями.
Коммуникация (от лат. communicatio — сообщение, передача; от лат. communico — делаю общим)
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями в совместной деятельности.
Функции общенияОбщение - это…
условие жизнедеятельности человека
познание друг друга и самосовершенствование
своеобразная речевая техника (культура речи)
взаимодействие людей
профессиональная деятельность
Компоненты общения
Цель общения – то, ради чего у человека возникает данный вид активности.
Содержание – информация, которая передается от одного субъекта к другому.
Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации (вербальные и невербальные).
По содержанию и целям выделяют неделовое и деловое общение.
В неделовом или личностном общении целью является оно само. По содержанию связано с решением личных вопросов: разрешением внутреннего конфликта, обсуждением происходящего вокруг, выражением своего отношения к этому, поиском смысла жизни и т. д. На интимно-личностном уровне общения человек удовлетворяет свою потребность в понимании, сочувствии, поддержании контактов.
Отличительной чертой делового общения является то, что оно включено в продуктивную деятельность и направлено на то, чтобы повысить качество этой деятельности. Оно не затрагивает внутренний мир участников общения, и содержанием такого общения являются производственные вопросы. На уровне делового общения идет совместное сотрудничество. Поэтому целью — повышение эффективности совместной деятельности.
Именно деловое общение является деловой коммуникацией
Деловая коммуникация представляет собой обмен информацией интеллектуального и эмоционального содержания, значимой для участников общения для достижения целей совместной деятельности.
Деловая коммуникация – это взаимодействие в сфере официальных отношений, целью которого является решение конкретных задач, достижение определенных результатов, оптимизация какой-либо деятельности.
Характеристики деловых коммуникаций:
а) регламентированность – подчинение установленным правилам и ограничениям;
б) учет ролей, определяемых статусом (субординация);
в) отбор речевых средств (профессиональная терминология, официально-деловой стиль изложения).
Деловая коммуникация выполняет следующие функции:
инструментальную (социальный механизм управления);
интегративную (объединение деловых партнеров);
функцию самопрезентации (самовыражение, демонстрация личностного потенциала);
трансляционную (передача конкретных способов деятельности);
социального контроля (регламентация поведения и деятельности);
социализации (развитие навыков культуры делового общения).
Коммуникативная компетентность — совокупность знаний и навыков взаимодействия с окружающими людьми, группами и массовой аудиторией.
Признаки коммуникативной компетентности
понимание коммуникативной ситуации и предмета общения;
умение передавать и получать сообщения;
понимание намерений партнера;
умение распознавать и нейтрализовать негативные эффекты социальной перцепции (стереотипизация, отождествление, гало-эффект и пр.);
учет собственных коммуникативных намерений и адекватное самопредъявление;
налаживание взаимодействия с партнером;
избегание противоречий в содержании сообщений, передаваемых в процессе общения по разным каналам посредством различных «языков» и др.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.