Демонстрационный экзамен в педагогическом колледже
Оценка 4.6

Демонстрационный экзамен в педагогическом колледже

Оценка 4.6
doc
30.11.2020
Демонстрационный экзамен в педагогическом колледже
Статья_ Мифтахова.doc

Демонстрационный экзамен в педагогическом колледже

Мифтахова А.М.,

преподаватель ГАПОУ «Нижнекамский педагогический колледж»

 

В условиях формирования новой парадигмы образования требования к профессиональной подготовке педагогов повышаются. Несмотря на то, что потребность в молодых специалистах в педагогической сфере довольно высока, работодатели ожидают, что выпускники педагогических программ готовы качественно выполнять профессиональную деятельность («умеют делать») и не нуждаются в «доучивании» и «переучивании». В нашем стремительно меняющемся мире профессиональное сообщество стремится взаимодействовать с молодыми специалистами как носителями перспективных компетенций (компетенций будущего), необходимых для выполнения новых задач профессиональной деятельности. В обществе возрастает спрос на практико-ориентированное образование.

Демонстрационный экзамен — подтверждение профессиональной квалификации студентов согласно международным стандартам WorldSkills. Важнейшей целью ассоциации WorldSkills является повышение профессиональной подготовки и квалификации студентов, а также популяризация профессий.

Данный вид экзамена по стандартам WorldSkills проводится с целью определения уровня знаний, умений и навыков профессиональных компетенций у студентов по конкретным профессиям или специальностям.

В международном конкурсном движении WorldSkills Russia же сформировался опыт, практики оценки конкретных профессиональных умений и знаний по профессиям и специальностям в соответствии с требованиями международных стандартов. Подходы к оценке качества подготовки специалистов, которые основываются на принципах открытости, объективности, прозрачности и общественно–профессионального участия, сегодня очень актуальны. Поэтому перед профессиональной образовательной организацией встает задача: как обеспечить соответствие квалификации выпускников среднего профессионального образования требованиям работодателя и международным стандартам. Включение формата демонстрационного экзамена в процедуру государственной итоговой аттестации обучающихся профессиональных образовательных организаций – это модель независимой оценки качества подготовки кадров, содействующая решению задач системы профессионального образования и рынка труда.

В свою же очередь, экзамены, проводящиеся по международным стандартам WorldSkills, представляют собой, важный и ответственный этап, после прохождения, которого многие перспективные студенты становятся молодыми специалистами по определённым профессиям или специальностям, соответствующих компетенций. А те, кто займет призовые места, имеет все шансы для трудоустройства в престижных фирмах и организациях. О престижности WorldSkills говорит то, что вышеуказанные соревнования проводятся по всему миру. Данный аналог WorldSkills, в свою очередь, подтверждает авторитетность и весомость проводимых соревнований и подчёркивает их влиятельность во всём мире. Все выше описанное дает основание признать,  что демонстрационный экзамен, актуален и необходим, на данном этапе обучения современного студента среднего профессионального образования.

В нашем педагогическом колледже демонстрационный экзамен проводится уже несколько лет по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах и 44.02.01 Дошкольное воспитание, в прошлом году впервые провели и по специальности Адаптивная физическая культура.

В нашем колледже в учебный план восьмого семестра обучения студентам включены дисциплины помогающие вспомнить те, дисциплины, которые необходимы при сдаче демонстрационного экзамена. Так как я преподаю информатику и информационные технологии в педагогической деятельности, я активно участвую при подготовке к данному виду экзамена, а так же являясь техническим экспертом на своей площадке и экспертом на других площадках стараюсь обратить внимание студентов на отдельные элементы при подготовке как виртуальных лабораторий в планетарии, так и использовании интерактивного оборудования для проведения занятий с интерактивной доской. Студенты показывают хорошие результаты и это дает им возможность не боятся использовать свои знания при устройстве на работу и в своей профессиональной деятельности.

Демонстрационный экзамен по стандартам «World Skills» — это форма государственной итоговой аттестации выпускников, которая предусматривает ряд моментов:

во-первых, моделирование реальных условий профессиональной деятельности для решения выпускниками практических задач профессиональной деятельности в соответствии с лучшими мировыми и национальными практиками;

во-вторых, независимую экспертную оценку выполнения заданий демонстрационного экзамена;

в-третьих, определение уровня знаний, умений, компетенций выпускников в соответствии с международными требованиями.

Демонстрационный экзамен по стандартам «World Skills» проводится с целью определения у студентов и выпускников уровня знаний, умений, навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессиям или специальности в соответствии со стандартами «World Skills» (Ворлдскиллс Россия) [5, 6].

Задания демонстрационного экзамена представляют собой комплексные практические задачи, которые моделируют реальную профессиональную деятельность и выполняются в реальном времени. Так, в 2019 году студентам, обучающимся по программе «Начальное образование», было предложено подготовить и провести:

1) фрагмент урока (этап открытия нового знания) в начальных классах по одному из учебных предметов;

2) виртуальную экскурсию.

Студентам, обучающимся по программе «Дошкольное образование» предлагалось, предлагалось разработать и провести:

1) интегрированное занятие по речевому развитию с подгруппой детей с включением дидактической игры на ИКТ оборудовании;

2) совместный проект воспитателя, детей и родителей (продуктом должен быть информационно-демонстрационный стенд).

Задания разбиты по модулям: общекультурное развитие, общепрофессиональное развитие, взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения, саморазвитие и самообразование. Выполнение заданий оценивается экспертной группой, возглавляемой главным экспертом, координирующим проведение экзамена. Участие группы экспертов, повышает объективность оценивания, так как предполагает обработку и анализ совокупности индивидуальных мнений экспертов по определенной методике.

Важнейшими требованиями к успешной реализации итогового контроля являются комплексность (понимаемая как межпредметность) и функциональность, рассматриваемая как связь приобретаемых компетенций с конкретными видами и задачами профессиональной деятельности и социальной активности выпускника [1, с. 204]. Демонстрационный экзамен в полной мере отвечает двум этим требованиям, так как студенты, осуществляя профессиональные пробы, при выполнении заданий демонстрируют различные виды компетенций. Контроль и оценка качества образовательных результатов должна быть объективной, прозрачной, оперативной, эффективной и сопоставимой с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [4]. Формат демонстрационного экзамена «World Skills» предполагает именно такое оценивание результата.

Важно отметить, что контроль и оценивание, как необходимые составляющие образовательного процесса, выполняющие три основные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную. Как показывает опыт, демонстрационный экзамен дает возможность осуществить качественную и количественную оценку образовательного результата. Также в ходе проведения контрольных испытаний реализуется обучающая функция: происходит активизации работы студента с учебным материалом, повышается уровень внутренней мотивации учебно-профессиональной деятельности. Также участие в демонстрационном экзамене позволяет выявить пробелы и «точки роста», наметить перспективы дальнейшего профессионального и личностного развития.

Демонстрационный экзамен открывает новые возможности для преподавателей и руководителей педагогических колледжей, так как дает возможность оценить следующие моменты:

во-первых, содержание и качество образовательных программ, по которым ведется обучение студентов-будущих педагогов;

во-вторых, материально-технического оснащение высших учебных заведений;

в-третьих, квалификацию профессорско-преподавательского состава.

Более того, осмысление результатов демонстрационного экзамена помогает определить направления дальнейшего развития, соотнести содержание подготовки педагогов с актуальными требованиями профессионального стандарта и рынка труда, в том числе и международного. Коллективы специалистов, занимающихся подготовкой педагогов, имеют возможность провести своеобразную «ревизию» своей деятельности, переосмыслить многие ее составляющие. Подготовка к проведению демонстрационного экзамена предполагает анализ лучшего педагогического опыта, ведущих инновационных практик своего региона.

Студенты, прошедшие процедуру демонстрационного экзамена, вносятся в базу данных «Молодые профессионалы». Доступ к этой базе предоставляется всем ведущим образовательным организация для поиска и подбора сотрудников. Соответственно, перспективы получить работу в любой образовательной организации у выпускников повышаются.

Образовательный результат обучения в колледже предусматривает овладение компетенциями (универсальными, общепрофессиональными, профессиональными), которые не только интегрируют достижения студентов в области обучения и воспитания, но и, во многом, являются результатом самообучения, самовоспитания, саморазвития студентов. В практико-ориентированном обучении в процессе взаимодействия с профессиональным сообществом (преподавателями в педколледже, наставниками в школе или детском саду) студент расширяет опыт решения профессиональных задач в условиях, максимально приближенных к реальной профессиональной деятельности. Демонстрационный экзамен отвечает всем современным требованиям к оценке образовательных результатов студентов будущих педагогов. В практикоориентированной модели педагогического образования именно демонстрационный экзамен становится результативным средством итогового контроля формирования компетенций.

Список  литературы

1.      Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М.: Издат. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

2.      Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

3.      Методические рекомендации о проведении аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена / URL: https://docs.edu.gov.ru/document/ / (дата обращения 12.08.2019).

4.      О демонстрационном экзамене по стандартам Ворлдскиллс Россия / URL: https://worldskills.ru/nashi-proektyi/demonstraczionnyij-ekzamen/obshhaya-informacziya.html (дата обращения 12.08.2019).


Демонстрационный экзамен в педагогическом колледже

Демонстрационный экзамен в педагогическом колледже

Поэтому перед профессиональной образовательной организацией встает задача: как обеспечить соответствие квалификации выпускников среднего профессионального образования требованиям работодателя и международным стандартам

Поэтому перед профессиональной образовательной организацией встает задача: как обеспечить соответствие квалификации выпускников среднего профессионального образования требованиям работодателя и международным стандартам

Студенты показывают хорошие результаты и это дает им возможность не боятся использовать свои знания при устройстве на работу и в своей профессиональной деятельности

Студенты показывают хорошие результаты и это дает им возможность не боятся использовать свои знания при устройстве на работу и в своей профессиональной деятельности

Студентам, обучающимся по программе «Дошкольное образование» предлагалось, предлагалось разработать и провести: 1) интегрированное занятие по речевому развитию с подгруппой детей с включением дидактической игры на

Студентам, обучающимся по программе «Дошкольное образование» предлагалось, предлагалось разработать и провести: 1) интегрированное занятие по речевому развитию с подгруппой детей с включением дидактической игры на

Также в ходе проведения контрольных испытаний реализуется обучающая функция: происходит активизации работы студента с учебным материалом, повышается уровень внутренней мотивации учебно-профессиональной деятельности

Также в ходе проведения контрольных испытаний реализуется обучающая функция: происходит активизации работы студента с учебным материалом, повышается уровень внутренней мотивации учебно-профессиональной деятельности

Образовательный результат обучения в колледже предусматривает овладение компетенциями (универсальными, общепрофессиональными, профессиональными), которые не только интегрируют достижения студентов в области обучения и воспитания, но и, во…

Образовательный результат обучения в колледже предусматривает овладение компетенциями (универсальными, общепрофессиональными, профессиональными), которые не только интегрируют достижения студентов в области обучения и воспитания, но и, во…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2020