Тематические дни в лагере – это важная воспитательная составляющая в работе воспитателя или вожатого. Составление мероприятий разноплановых, интересных на каждый день работы в лагере – достаточно кропотливая и непростая работа. Предлагаемая методическая разработка может быть использована для проведения одного из тематических дней в лагерной смене. Может быть адаптирована для любого возраста детей.
ДЕНЬ ЭКОЛОГИИ
В первой половине дня дети по отрядам выходят на этапы, на каждом из
которых их ждет определенное задание, связанное с природой. Каждый отряд
ходит по своему маршруту. Весь маршрут детям сразу не известен. На каждом
этапе они узнают, что их ожидает впереди.
Приведем примеры возможных этапов.
1. «Бабушказагадушка». Детям предлагаются загадки о лесе, цветах,
животных, птицах, неживой природе.
2. «Пословица недаром молвится». 1) Детям дается начало пословицы, они
должны продолжить ее. 2) Вспомнить и назвать как можно больше пословиц
(поговорок), связанных с природой.
3. «С песней весело шагать». На этом этапе отряд должен исполнить песню
о природе.
4. «Где чей дом?» На асфальте начерчены круги с надписями: небо, озеро,
льды, болото.
Ответственный за этап называет животных и растения. Например: воробей,
белый медведь, кувшинка, цапля, бурый медведь, осока и т. д.
Дети должны встать в тот круг, который является домом названного
обитателя. (Воробей > небо; цапля > болото.)
5. «Зеленый патруль». Дети рассказывают о правилах поведения в лесу, о
том, что можно и что нельзя делать в лесу.
На этом же этапе можно предложить прослушать рассказ и найти в нем
ошибки в поведении детей:
За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес.
В последний момент заболела учительница. Но мы решили все же
поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли
компас, не забыли и про транзистор.
Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли
жаркие, сухие, но в лесу жара так не ощущалась. Знакомая дорога привела
нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые,
кто
подберезовики, сыроежки. Кто срезал упругие ножки грибов,
выкручивал их, а кто и вырывал. Незнакомые нам грибы мы сбивали
палками.
Привал. Быстро наломали веток, разожгли костер. Заварили в котелке
чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбросил
банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы их все равно разрушат!»
Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашлигнездо какойто птицы. Подержали в руках теплые голубоватые яички и
положили их обратно. Солнце поднималось все выше, становилось все
жарче.
На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его
бросила, взяли его с собой – в школе пригодится. Мы уже сильно устали. В
лесу много муравейников. Петя решил показать нам, как добывают
муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь
муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали
муравьиные палочки.
Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии,
загремел гром. Пошел сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы
успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.
Оживленные, мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек
дороги поползла змея. «Это гадюка!» – закричал Петя и ударил ее палкой.
Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых
пятнышка. «Это не гадюка, это уж», – тихо сказала Маша. «Все равно –
гадина!» – ответил Петя.
С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час
поезд привез нас в город. Весело прошел день!
6. На этом этапе дети рисуют плакаты в защиту природы.
Все плакаты затем вывешиваются, чтобы все могли их увидеть.
Днем в отрядах можно провести конкурс рисунков или поделок из
природного материала (это не должны быть листья, зеленые ветки, цветы).
Можно сводить детей на экскурсию в парк (лес).
Вечером на сцене уместно показать небольшую сценку о цветах и травах.
Д е й с т в у ю щ и е л и ц а: Ромашка, Травяная ведьма.
Р о м а ш к а (с букетом лекарственных трав).
Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
Т р а в я н а я Я хочу тебе, дружок,
в е д ь м а.
Дать в букет еще цветок.
(Протягивает дурман.)
Р о м а ш к а. Разгадала твой обман!
Посмотрите, вот дурман –
Ядовитая трава.
Разболится головаОт подарка твоего.
Забирай назад его.
Травяная ведьма убегает.
Р о м а ш к а. Ох уж эта Травяная ведьма!
Так и норовит сделать гадость.
То корешок ядовитый подсунет,
То траву несъедобную.
Т р а в я н а я
в е д ь м а (возвращается крадучись).
Я одумалась, ребята,
Лучше вместе в лес пойдем,
Соберем шалфей и мяту,
Нежных ландышей нарвем.
Дома их поставим в воду.
Р о м а ш к а. Поняла я, братцы, сразу
Хитрый замысел ее.
Мы растенья эти знаем,
Бережем и охраняем.
От таких лихих, как эта,
Собирательниц букетов,
В книгу Красную они
Уж давно занесены.
Мы их рвем не на потеху,
Отнесем мы их в аптеку.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.
Заканчивается день исполнением известных детям песен о цветах.