Березина Галина Валентиновна
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
ДЕНЬ ГРАММОТНОСТИ
Цели:
Стимулировать интерес к изучению русского языка;
Создать условия для демонстрации учащимися своих знаний и умений;
Воспитывать уважение к русскому языку.
Техническое обеспечение: проектор, экран, компьютер.
Дополнительный материал: словари, презентация, раздаточный материал.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, гости!
ХОД Мероприятия
Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к
другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на игре. Теперь
посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть чтото
новое.
Слайд 1
Учитель: Прочитайте пословицы и скажите, о чём мы будем говорить на
уроке.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Грамоте учиться всегда пригодится.
Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота чтобы знания черпать.
Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.
Ответы учеников.
Учитель: Как вы понимаете, что такое грамотность?
Слайд 2
аа
— степень владения человеком навыками письма и чтения на
Гр мотность
родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают
человека, умеющего читать и писать или только читать на какомлибо языке.
В современном смысле это означает способность писать согласно
установленным нормам грамматики и правописания. Людей, умеющих только
читать, называют «полуграмотными».
1 Березина Галина Валентиновна
Учитель: Всегда ли люди были грамотными? Ответы учеников
Учитель: Действительно, люди не всегда и не все были грамотными. Поэтому
ООН в 1966 году учредила дату Международного дня грамотности –
8сентября.
Слайд 3
Международный день грамотности – международный праздник, отмечаемый
в системе ООН 8 сентября. Эта дата была принята в 1966 году ЮНЕСКО
согласно рекомендации «Всемирной конференции министров образования
по ликвидации неграмотности».
Слайд 4
Ликвидация безграмотности в СССР началась с 1918 года. Тогда
массово стали открывать школы для подростков, а также неграмотных
взрослых. Были созданы спецкурсы, занимающиеся подготовкой учителей для
работы с неграмотным населением. Материальную поддержку в этом
направлении оказывали такие люди как В. Маяковский, В. Брюсов, М.
Горький и др. К 30м годам проблема неграмотности перестала носить острый
социальный характер, к 40м годам задача ликвидации неграмотности была
почти решена, а уже в 50е годы СССР стал практически полностью
грамотной страной.
Слайд 5
На сегодняшний день во всем мире число грамотных людей составляет
в среднем четыре миллиарда. Несмотря на такие успехи, более
860 миллионов человек взрослого населения все еще остаются
неграмотными. Также приблизительно 100 миллионов детей и молодых
людей не посещают школу.
Слайд 6
Чтобы современного человека можно было причислить к категории
грамотных людей, ему не достаточно уметь только считать и писать. В наше
время необходимо быть всесторонне развитой личностью.
Учитель:
ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ, ПРАВДИВЫЙ, СВОБОДНЫЙ,
НАРОДНОЙ ЖИВИТЕЛЬНОЙ СИЛЫ РОДНИК!
ТЕБЕ ПОСВЯЩАЕМ ИГРУ МЫ СЕГОДНЯ,
НАШ ГОРДЫЙ, НАШ РУССКИЙ, РОДНОЙ НАШ ЯЗЫК!
2 Березина Галина Валентиновна
Учитель: Наша игра состоит из пролога, нескольких номинаций и эпилога.
Игра командная. На игровом поле 2 команды: Грамотеи и Умники. Команды
выберите командиров.
Выбор жюри (из числа гостей).
ХОД ИГРЫ
ПРОЛОГ
1 конкурс «Говорите правильно»
Задание: исправить ошибки в стихотворении, поставьте ударение в словах.
Между прочим
Говорил он, между прочим,
«Красивее», «Мы так хочем»,
«Досуг, шофер, процент, заем,
Квартал, портфель, бюллетень»,
«Поверх плана выполняем»,
«Агент звонит цельный день».
В. Масс, М. Червинский
Время – 1 минута.
Жюри оценивает правильность выполнения задания (Макс. – 3 балла)
Учитель зачитывает правильный ответ.
Между прочим
Говорил он, между прочим,
«Красивее», «Мы так хотим»,
«Досуг, шофер, процент, заем,
Квартал, портфель, бюллетень»,
«Сверх плана выполняем»,
«Агент звонит целый день».
РАЗДЕЛЫ РУССКОГО ЯЗЫКА
Слайд 7
II.ЛЕКСИКА
Лексика – раздел науки о языке, изучающий словарный состав русского языка.
1. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.
3 Березина Галина Валентиновна
1.1.Скажи одним словом
∙ Во весь дух. (Быстро)
∙ Рукой подать. ( Близко)
∙ Сломя голову. (Быстро)
∙ Прикусить язык. (Замолчать)
За каждый правильный ответ – 1 балл (Макс. 4 балла)
1.2. «Доскажи фразеологизм»
1. Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
… («Водой не разольёшь»).
2. Мы исходили городок
Буквально… (вдоль и поперёк).
3. И так устали мы в дороге,
Что еле … (волочили ноги)
4. Фальшивят, путают слова,
Поют … (кто в лес, кто по дрова)
2. ПОСЛОВИЦЫ.
Учитель:
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему – то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится –
Ведь с ней и горе не беда.
И наша речь красна пословицей!
Ну что ж, приступим, господа?
А сейчас мы начинаем состязание знатоков народной мудрости.
КОНКУРС «НАЙДИ ВТОРУЮ ПОЛОВИНУ»
4 Березина Галина Валентиновна
1 команда
Книга в деревне что окно в избе.
Не красна книга письмом, красна умом.
Книга поможет в труде, выручит и в беде.
Книги читай, а дела не забывай.
Кто много читает, тот много и знает.
2 команда
Знания нужны в жизни, как винтовка в бою.
Не говори о том, чему учился, а говори о том, что ты познал.
Больше узнаешь — сильнее станешь.
Где нет знаний, там нет и смелости.
Знает не тот, кто много жил, а тот, кто знание нажил.
За правильное выполнение задания – 1 балл.
Слайд 8
3. СЛОВАРИ.
Словари – это вся вселенная в алфавитном порядке. Если хорошенько
подумать, словарь – это книга книг. Другие книги надо лишь извлечь из него.
(А. Франс)
Выставка словарей
Учитель: Так ли необходим словарь нам в жизни, как считал Анатоль Франс?
Тогда начнём состязание. Я буду определять назначение словаря, а вы
определите его название. За каждый правильный ответ получаете 1 балл.
На вопросы команды отвечают по очереди.
Он даёт лексическое значение слова. (Толковый)
Он подбирает близкие по значению слова (Словарь синонимов)
Он подбирает противоположные по лексическому значению слова. (Словарь
антонимов)
Он содержит информацию об истории возникновения слова.
(Этимологический)
Он содержит информацию об устойчивых словосочетаниях, употребляемых
в переносном значении. (Фразеологический).
Он указывает на правильное произношение слов. (Орфоэпический).
В нём дано правильное написание слова. (Орфографический).
Вопросы: К какой группе относятся слова?
5 Березина Галина Валентиновна
1. Слова, которые имеют несколько лексических значений. (Многозначные)
2. Слова, употребляемые в той или иной профессии. (Профессионализмы)
3. Слова, употребляемые в той или иной местности. (Диалектные)
4. То, что слово обозначает. (Лексическое значение)
5. Слова, не имеющие лексического значения и загрязняющие нашу речь.
(Слова паразиты)
6. Словарный запас человека. (Лексикон).
Слайд 9
III.ЭТИМОЛОГИЯ
Этимология – это раздел языкознания, изучающий происхождение слов.
Задание командам: определить слово (1 балл)
ДИСЦИПЛИНА. 1 команда
Полатыни "дисцэрэ" "учиться", "дисципулюс" "ученик". "Дисциплина"
сначала значило "наука", "обучение", затем приобрело также смысл "строгий
порядок", "выдержка" это ведь качества, необходимые при занятиях наукой.
КОЛОДЕЦ 2 команда
Одно из слов, которые кажутся чисто русскими, славянскими, а на самом
деле заимствованы, только очень давно. Пришло в глубокой древности из
готского "калдингс" "холодный источник" (вспомним немецкое "кальт"
"холодный"). В древнерусском языке жила и точная калька готского слова:
вместо "колодец" можно было сказать "студенец".
Слайд 10
IV.МОРФЕМИКА
Морфемика раздел науки о языке, изучающий морфемы как части слова.
КОНКУРС «ОТГАДАЙ СЛОВО»
Задание 1 команда:
Корень в слове СНЕЖИНКА.
Приставка – в слове ПОДЪЕХАЛ.
Суффикс – в слове ЛЕСНИК.
Окончание – в слове СТОЛ.
(Подснежник)
6 Березина Галина Валентиновна
За правильный ответ – 1 балл
Задание 2 команда:
Корень – в слове МОЛОДОЙ.
Суффикс – в слове КОСЦЫ.
Окончание – в слове ТРАВЫ.
(Молодцы)
Слайд 11
V.МОРФОЛОГИЯ
Морфология – раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть
речи.
5.1. Восстанови Текст. Определи Части Речи.
Задание командам: восстановить предложенный текст.
1 – й команде посчитать сколько в тексте существительных.
2 – й команде посчитать сколько в тексте глаголов.
ОТЕЛ.
Нстуоипла отел. В лсеу хоит. Мдвдееи лаятсямко лойнима. Блкеи рютбаоси
рхоеи. Зйкаи в хырес бушхак рязвеятс ан лопяне. Влкои хтотосяся ан хин.
ЛЕТО.
Наступило лето. В лесу тихо. Медведи лакомятся малиной. Белки собирают
орехи. Зайки в серых шубках резвятся на поляне. Волки охотятся на них. (10
существительных, 5 глаголов).
5.2. Имена
На доске – лица мальчика и девочки. Под ними указаны нн , лл , мм .
Какие имена им можно дать?
Задание: записать как можно больше мужских и женских имён с
указанной удвоенной согласной.
Какая команда назовёт больше имён, та и получает 1 балл.
ИМЕНА
ЖЕНСКИ
Е
МУЖСКИЕ
7 Березина Галина Валентиновна
Алла
Анна
Белла
Жанна
Изабелла
Инна
Марианна
Нонна
Нелли
Римма
Стелла
Сусанна
Эмма
Элла
Аполлон
Аполлинарий
Геннадий
Иоанн (устар. от Иван)
Иннокентий
Кирилл
5.3. КОНКУРС «ТЁМНАЯ КОМНАТА»
Задание командам: придумайте 5 слов из 6 букв, начинающихся со слога
пар. Команда получает 1 балл за скорость и 1 балл за правильность и
количество.
ПАР ;
ПАР ;
ПАР ;
ПАР ;
ПАР .
(Парник, партер, пароль, партия, парень, паркет )
Слайд 12
VI.ФОНЕТИКА
Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуковой состав речи.
Задание командам: распределите слова в 3 колонки так, чтобы было:
БУКВ > ЗВУКОВ;
БУКВ < ЗВУКОВ;
БУКВ = ЗВУКАМ.
Юла, шитьё, уголь, её, соловьи, линия, подъезд, оттаял, рассказ, пень, мост,
семья.
БУКВ > ЗВУКОВ
БУКВ = ЗВУКАМ
БУКВ < ЗВУКОВ
8 Березина Галина Валентиновна
Команда получает 1 балл за правильность.
Слайд 13
VII.ОРФОГРАФИЯ
Орфография раздел науки о языке, изучающий правильное написание слов.
Задание командам: сколько в этом тексте букв Ы?
1 команда
Попыхивая ц…гаркой, ц…ган ц…дил пойло в ц…нковое корыто. «Ц…ц,
куриц…н сын! – ц…кнул он на подбежавшего ц…плёнка, ещё получишь
свою порц…ю». (5 букв Ы)
За правильный ответ – 1 балл, если есть ошибки – 0 баллов.
2 команда
Ц…плёнок в ц…рке выступал,
Играл он на ц…мбалах,
На мотоц…клее раз…зжал,
И ц…фр он знал немало.
Он из ц…линдра доставал
Морковь и огурц… .
И только одного не знал,
Где и, а где же ы. (2 буквы Ы)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИГЫ
ЭПИЛОГ
Учитель: в качестве эпилога я предлагаю вам викторину. Командам по
очереди будут задаваться вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Если команда даёт неправильный ответ, вопрос переходит к другой коианде.
ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ.
1. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно это.
Он бывает краеугольным, а бывает – преткновения. Плохой человек носит его
за пазухой. В споре коса может на него найти. (Камень)
2. Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь одного
сказочного героя, отличающегося своей чрезмерной худобой. Глупый человек
9 Березина Галина Валентиновна
будет искать её в стоге сена, а тот, кто очень волнуется, будет на них сидеть.
Новая одежда только что с неё. Что это за предмет? (Иголка)
3. В неё можно переместить водоплавающую птицу, но всё будет
безрезультатно. Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в
неё концы и водить по ней вилами. Она бывает мёртвая, живая и на киселе. А
если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то её можно в рот набрать. Но в
ваших же интересах на него ответить. Что это? (Вода)
4. Её нужно съесть пуд, чтобы чему – нибудь научиться. Давным – давно она
была почти на вес золота. Её помещали гостю прямо в яства. Если гостя
уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Что же это
за съедобный предмет? (Соль)
5. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует
в краже. Её можно снимать, ломать, хватать в охапку; ими можно даже
закидать! Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности
нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же
это за необходимый предмет? (Шапка)
6. Странно, почему – то все бояться узнать, где он зимует, но с нетерпением
ждут, когда он , взобравшись на гору, свистнет. Когда человеку стыдно или он
после бани, то становится похож именно на него. Это пресноводное
беспозвоночное увековечено в одной из басен И. А. Крылова. Вы догадались,
кто это? (Рак)
7. Оно бывает пятым у телеги вопреки всякому здравому смыслу. И что самое
удивительное, некоторые шутники любят вставлять в него палки. На нём даже
можно жить, а можно в нём вертеться. Но особенно его почему – то любят
белки. Что это? (Колесо)
8. Молодожёны очень хорошо знают его, потому что он рядом с ними целый
месяц. А когда его целая бочка, то находятся, не побоюсь сказать этого слова,
вредители, которые готовы испортить его, добавив туда ложку дёгтя. Его
обожал один представитель млекопитающих, любящий прикидываться тучкой.
И что же это? (Мёд)
9. Он может бить, а может открывать дверь. Он может быть мокрым, а может
быть сухим. Иногда его можно потрогать, а иногда это всего лишь средство
для разгадки или понимания чего – либо. Что же это такое? (Ключ)
10. За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Оно же стало предметом
раздора между Герой, Афиной и Афродитой. И, представьте себе, из – за него
даже началась война! Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что
это за предмет? (Яблоко)
11. Он бывает насущный, а бывает чужой; иногда просят, чтобы его не было, а
иногда перебиваются с него на квас; а дружит он с солью. Что это? (Хлеб)
12. С её помощью древнегреческий герой Тезей нашёл выход из лабиринта
Минотавра, а дала ему это Ариадна. Она бывает красной и белой, а непогоду
ни одной её сухой не остаётся. Что это за предмет? (Нить)
10 Березина Галина Валентиновна
13. Он может оказать услугу, а может наступить на ухо. А в целом на него
похож один из персонажей бессмертной поэмы Н. В. Гоголя. Кто это?
(Медведь)
14. Бедные они, несчастные! И гоняются за ними, причём сразу норовят за
двумя, и убивают, опять – таки из жадности, двух. И наговаривают на них,
будто они страдают комплексом неполноценности. И во всех народных
сказках они в дураках остаются. Кто же это? (Заяц)
РЕФЛЕКСИЯ
Игра дала мне для жизни…..
Было интересно…..
Мне захотелось….
Подведение итогов игры. Объявление команды – победительницы.
Ученик:
Стихотворение «Родной язык».
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно – певучий.
В нём есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки –
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 конкурс «Говорите правильно»
Задание: исправить ошибки в стихотворении, поставьте ударение в словах.
Между прочим
Говорил он, между прочим,
«Красивее», «Мы так хочем»,
«Досуг, шофер, процент, заем,
Квартал, портфель, бюллетень»,
«Поверх плана выполняем»,
«Агент звонит цельный день».
В. Масс, М. Червинский.
_______________________________________________________________
11 Березина Галина Валентиновна
«Найди пару»
1 команда
Книга в деревне
Не красна книга письмом,
Книга поможет в труде,
Книги читай,
Кто много читает,
__________________________________________________________________
выручит и в беде.
тот много и знает.
что окно в избе.
красна умом.
а дела не забывай.
«Узнай слово»
Задание командам: определить слово (1 балл), дать информацию о
происхождении (2 балла).
1 команда
Полатыни "дисцэрэ" "учиться", "дисципулюс" "ученик". "……………."
сначала значило "наука", "обучение", затем приобрело также смысл "строгий
порядок", "выдержка" это ведь качества, необходимые при занятиях наукой.
________________________________________________________________
«Восстанови текст»
Задание командам: восстановить предложенный текст.
1 – й команде посчитать сколько в тексте существительных.
2 – й команде посчитать сколько в тексте глаголов.
ОТЕЛ.
Нстуоипла отел. В лсеу хоит. Мдвдееи лаятсямко лойнима. Блкеи рютбаоси
рхоеи. Зйкаи в хырес бушхак рязвеятс ан лопяне. Влкои хтотосяся ан хин.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
12 Березина Галина Валентиновна
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание командам: придумайте 5 слов из 6 букв, начинающихся со слога
пар. Команда получает 1 балл за скорость и 1 балл за правильность и
количество.
ПАР ;
ПАР ;
ПАР ;
ПАР ;
ПАР .
Юла, шитьё, уголь, её, соловьи, линия, подъезд, оттаял, рассказ, пень, мост,
семья.
БУКВ > ЗВУКОВ
БУКВ = ЗВУКАМ
БУКВ < ЗВУКОВ
Задание командам: сколько в этом тексте букв Ы?
1 команда
Попыхивая ц…гаркой, ц…ган ц…дил пойло в ц…нковое корыто. «Ц…ц,
куриц…н сын! – ц…кнул он на подбежавшего ц…плёнка, ещё получишь
свою порц…ю».
1 конкурс «Говорите правильно»
Задание: исправить ошибки в стихотворении, поставьте ударение в словах.
13 Березина Галина Валентиновна
Между прочим
Говорил он, между прочим,
«Красивее», «Мы так хочем»,
«Досуг, шофер, процент, заем,
Квартал, портфель, бюллетень»,
«Поверх плана выполняем»,
«Агент звонит цельный день».
В. Масс, М. Червинский
__________________________________________________________________
«Найди пару»
2 команда
Знания нужны в жизни,
Не говори о том, чему учился,
Больше узнаешь
Где нет знаний
Знает не тот, кто много жил
а тот, кто знание нажил.
там нет и смелости.
как винтовка в бою.
а говори о том, что ты познал
сильнее станешь
«Узнай слово»
Задание командам: определить слово (1 балл), дать информацию о
происхождении (2 балла).
2 команда
Одно из слов, которые кажутся чисто русскими, славянскими, а на самом
деле заимствованы, только очень давно. Пришло в глубокой древности из
готского "калдингс" "холодный источник" (вспомним немецкое "кальт"
"холодный"). В древнерусском языке жила и точная калька готского слова:
вместо "………." можно было сказать "студенец".
«Восстанови текст»
Задание командам: восстановить предложенный текст.
1 – й команде посчитать сколько в тексте существительных.
2 – й команде посчитать сколько в тексте глаголов.
ОТЕЛ.
14 Березина Галина Валентиновна
Нстуоипла отел. В лсеу хоит. Мдвдееи лаятсямко лойнима. Блкеи рютбаоси
рхоеи. Зйкаи в хырес бушхак рязвеятс ан лопяне. Влкои хтотосяся ан хин.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание командам: придумайте 5 слов из 6 букв, начинающихся со слога
пар. Команда получает 1 балл за скорость и 1 балл за правильность и
количество.
ПАР ;
ПАР ;
ПАР ;
ПАР ;
ПАР .
Юла, шитьё, уголь, её, соловьи, линия, подъезд, оттаял, рассказ, пень, мост,
семья.
БУКВ > ЗВУКОВ
БУКВ = ЗВУКАМ
БУКВ < ЗВУКОВ
Задание командам: сколько в этом тексте букв Ы?
2 команда
Ц…плёнок в ц…рке выступал,
15 Березина Галина Валентиновна
Играл он на ц…мбалах,
На мотоц…клее раз…зжал,
И ц…фр он знал немало.
Он из ц…линдра доставал
М…рковь и огурц… .
И только одного не знал,
Где и, а где же ы.
16 Березина Галина Валентиновна
НН ЛЛ ММ
МАЛЬЧИК
ДЕВОЧКА
17 Березина Галина Валентиновна
№ Название конкурса
1
«Говорите правильно»
Грамотеи
Умники
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Скажи одним словом
«Доскажи фразеологизм»
«НАЙДИ ВТОРУЮ
ПОЛОВИНУ»
СЛОВАРИ.
определить слово
«ОТГАДАЙ СЛОВО»
Восстанови Текст. Определи
Части Речи.
Имена
«ТЁМНАЯ КОМНАТА»
распределите слова
сколько в этом тексте букв
Ы?
13
ВИКТОРИНА
Всего баллов
18
День Грамотности (сценарий)
День Грамотности (сценарий)
День Грамотности (сценарий)
День Грамотности (сценарий)
День Грамотности (сценарий)
День Грамотности (сценарий)
День Грамотности (сценарий)
День Грамотности (сценарий)
День Грамотности (сценарий)
День Грамотности (сценарий)
День Грамотности (сценарий)
День Грамотности (сценарий)
День Грамотности (сценарий)
День Грамотности (сценарий)
День Грамотности (сценарий)
День Грамотности (сценарий)
День Грамотности (сценарий)
День Грамотности (сценарий)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.