Праздники на каждый день в лагере – это важная воспитательная составляющая в работе воспитателя или вожатого. Составление мероприятий разноплановых, интересных на каждый день работы в лагере – достаточно кропотливая и непростая работа. Предлагаемая методическая разработка может быть использована для проведения одного из тематических дней в лагерной смене. Может быть адаптирована для любого возраста детей.
ДЕНЬ ИМЕНИННИКА
Зал украшен шарами, цветами. На стенах портреты – дружеские
шаржи именинников. Звучит музыка «Песня крокодила Гены», входят
именинники и рассаживаются на почетные места.
Вожатый. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас праздник. Как он
называется?
Дети. День именинника.
Вожатый. Об обычаях русских, детских играх и потешках услышать не
хотите ли?
Дети. Хотим.
Выходят ведущие.
1й ведущий. Гости мои любимые,
Гости мои дорогие!
К вам бабушка идет,
Вам кашку несет.
Бабушка молоденька,
Несет кашку сладеньку.
Нам не барыши получать,
А только народ приучать,
Чтобы бабушку знали,
Чтобы чаще в гости звали!
2й ведущий. Смотрите, как горница принаряжена! А пирогами пахнет...
Как вы думаете, когда так торжественно и уютно в доме? Правильно – когда
праздник. А какой праздник приносит в дом самую большую радость? Конечно,
рождение ребенка. Как вы думаете, кого больше ждали в крестьянской семье:
мальчика или девочку? (Ответы детей.) В мальчике видели помощника, а в
девочке – разорительницу. Почему? (Ответы детей.)
Родился малыш, обмывает его бабка и кладет под образа: «Будь, моё
дитятко, счастливо и талантливо». В воду бросают либо серебряную монету,
либо три камешка, взятые из избы, с улицы, из бани. Бабка заговаривает: «Как
эти камушки спят и молчат, никогда не кричат, так бы и у меня младенец спал
бы и молчал, никогда не кричал, не ревел, не знал бы никакой скорби. Будьте
мои слова плотнонаплотно, крепконакрепко, к моим словам ключ, и замок, и
булатна печать».
Люльку пустой не качали, волос до года не стригли, в зеркало смотреть не
давали, возле ребенка, играющего на полу, не мели, спящим никому непоказывали. Может, и правильно делали? Рос малыш спокойным, вовремя
начинал говорить, ходить. И звучали колыбельные песни.
1й чтец. Серые коты
Из заморья шли,
Тебе сна несли,
Много возрасту.
Спи, высыпайся,
Ума набирайся.
1й ведущий. Проснулся малыш, потягивается, а мать по животику гладит и
приговаривает:
2й чтец. Вдоль – растушки,
Поперек – толстушки,
Ручки – бобушки,
Ножки – бегушки,
Глазки – смотрушки,
Роток – говорок.
2й ведущий. А как называются первые мамины игры с малышом?
Пестушки, от слова «пестовать», нянчить, воспитывать. Ребенок гулит или
аукает, а мама ему свое.
3й чтец. Ах, поет, поет, соловушка!
Ах поет, поет молоденькой!
Молоденькой, хорошенькой, пригоженькой!
2й ведущий. Как вы думаете, зачем во время пестушек мама то ручки
ребенка в стороны разведет, то вверх поднимет, то кистями помашет:
Сова летит, сова летит,
Гуси летели, на головку
Сели – шу!
Правильно, делает зарядку.
2 ведущий. После купания окатывает водой и приговаривает:
4й чтец. Вода текучая,
Дитя растущее.
С гуся вода,
С тебя худоба!
Вода – книзу
А дитя – кверху.
1й ведущий. А вот как с вами играли ...
5й чтец. Поехали с орехами
На бочке, на бочке,
По гладкой дорожке,По кочкам, по кочкам,
Рысью, шагом – бух в яму!
2й ведущий. И страшно, и смешно с колен вниз лететь, да мать не уронит...
Помогают ребенку делать первые шаги:
6й чтец. Тратата, тратата!
Поймал дедушка кота,
А бабушка кошку
За левую ножку.
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ.
2й ведущий. Мама правой рукой изображает рога козы, слегка щекочет
ребенка и приговаривает:
7й чтец. Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая:
Ножками топтоп!
Глазками хлопхлоп!
Кто каши не ест?
Кто молока не пьет?
Забодает, забодает, забодает!
2й ведущий. Играли с вами в «Ладушки» и в «Сороку». Помните как?
Дети вспоминают и хором рассказывают.
1й ведущий. А вот в такую игру зачем с малышом играют?
Двое ребят читают по ролям:
– Чей нос?
– Макеев.
– Куда идешь?
– В Киев.
– Что везешь?
– Рожь.
– Что возьмешь?
– Грош.
– Что купишь?– Калач.
– С кем съешь?
– Один.
– Не ешь один! Не ешь один!
2 ведущий. Прибаутки ребенок не только слушает, но их потихоньку
запоминает и «помогает» рассказчице.
8й чтец. Тилибом, тилибом,
Загорелся кошкин дом.
Кошка выскочила,
Глаза выпучила.
Бежит курочка с ведром,
Заливает кошкин дом.
А собачка только лает,
Ничего не помогает.
1й ведущий. Такие прибаутки не только учат, но и поучают, верно?
9й чтец. Была себе курочка рябенька,
Снесла яичко беленько.
Дедушка бил, бил – не разбил,
Бабушка била, била – не разбила.
Только мышкапокатаюшка
Ударила хвостиком и разбила.
Дед плачет, баба плачет,
Курочка кудкудахчет,
А мышкапокатаюшка
Шмыг в норку и ушла, ушла, ушла.
2й ведущий. В игре ребенок учится двигаться и разговаривать и, конечно,
воспитывается. Считали, что до 12 лет дети – чистые души – быстрее взрослых
найдут общий язык и с солнышком, и с дождиком, и с ветром, и с матерью –
сырой землёй. Именно дети произносили заклички и приговорки.
10й чтец. Дождик, дождик, пуще!
Я вынесу гущи,
Хлеба краюшку,
Пирога горбушку.
Дождик, дождик, пуще!
Дай хлеба гуще!
Дождик, роси, роси,
Девушка, расти, расти!
11й чтец. Улитка, улитка,
Высуни рога:Дам тебе пирога.
12й чтец. Божья коровка,
Черная головка,
Полетай за море!
Там тепленько,
Здесь холодненько.
1й ведущий. А сколько дразнилок было придумано нашими предками!
Пожалуй, нет ни одного имени, которое обошли бы вниманием наши прабабушки
и прадедушки в раннем детстве.
– Алешка!
Все. Лепешка!
– Андрей!
Все. Воробей!
– Антошка!
Все. Недопечена картошка!
– ВаськаВасёнок!
Все. Худой поросенок!
– Егор!
Все. Багор!
– Еремей!
Все. Про себя разумей!
13й чтец. Иванушка – простота,
Купил лошадь без хвоста,
Поехал жениться,
Привязал корытце,
Корытце ломается,
Невеста улыбается.
Корытце упало –
Невеста пропала.
14й чтец. Сидор баню продает,
Сидориха не дает,
Сидорята верещат,
Под бугор баню тащат.
15й чтец. Обманули дурака
На четыре кулака,
На пятое стуло,
Чтоб тебя раздуло!
На шестое колесо,
Чтоб тебя разнесло!2й ведущий. И тебя дразнят, и ты в долгу не останешься, только лишнего
не обижайся и не обижай. Ты кто?
Все. Дед Пихто
Да бабушка Никто!
16й чтец. А и Б сидели на трубе,
А упала, Б пропало,
Что осталось на трубе?
Все. И!
16й чтец. За уши дери!
1й ведущий. Сам выбирай, что лучше: не ответишь – засмеют, что
недогадливый, ответишь – береги уши.
Рассказывают двое ребят:
– Тебе поклон прислали.
– Кто?
– Маша.
– Какая Маша?
– Свинья наша.
2й ведущий. Отвечайте «И я».
– Я пойду в лес.
– И я.
– Я срублю дерево.
– И я.
– Я вырублю колоду.
– И я.
– Я замешу свиньям.
– И я.
– Они будут есть.
– И я.
Рассказывают двое ребят:
– Сенька! У тебя под ногами грязь!
– Где? (Наклоняется, смотрит.)
– Не кланяйся, я тебе не князь!
1й ведущий. Скажи: двести.
Дети. Двести.
1й ведущий. Дураки на месте.
2й ведущий. Не понравились тебе дразнилки, так и не нужно: другие игры
есть, и полезные, и вовсе не обидные. Нука, попробуй быстро произнести:
1. Алмал, бел алмаз, зелен изумруд.2. Раз – дрова, два – дрова, три – дрова.
3. Хохлатки – хохотушки хохотом хохотали: «Ха! Ха! Ха! Ха!»
1й ведущий. Надоело язык тренировать, побегай, попрыгай. Только опять
хорошего помощника не забудь, если игра – состязание. Как ты думаешь, что
это?
17й чтец. Раз, два, три, четыре
– Жили мошки на квартире.
К ним повадился самдруг,
Крестовик – большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь,
Паука мы попросим:
– Ты, обжора, не ходи!
Нука, Машенька, води!
Все. Это считалочка.
Звучит музыка из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.
2й ведущий. Именины, именины!
Всем приятно отмечать.
1й ведущий. Все мы любим день рожденья.
И хоть полон он забот,
Как приятно в день рожденья
Старше стать на целый год.
2й ведущий. Поздравляем вас с праздником,
С праздником именин.
Мы вас тут повеселим
И подарки раздадим!
Класс украшен шарами по количеству детейименинников, в шарах
лежат бумажки с номерами. Именинники «лопают» их и достают
бумажки с праздничными номерами лотереи.
1й ведущий. Все ли любят подарки? Сейчас пройдет беспроигрышная
лотерея, где вас ждут удивительные призы.
Ведущие по очереди называют номер билета и вручают подарки
именинникам.
№ 1. Кусочек сладкой жизни (конфета).
№ 2. Замарашкой чтоб не быть,Нужно руки чаще мыть (мыло).
№ 3. Всякое может случиться,
Тогда вам это пригодится (носовой платок).
№ 4. А эта вещь полезная,
Хотя и не железная (резинка).
№ 5. Каждый школьник в свой багаж
Всегда положит (карандаш).
2й ведущий. Ну а теперь принимайте поздравленья ребят.
Дети вручают подарки – поделки, сделанные своими руками, а затем
концерт по заявкам именинников. Заканчивается праздник чаепитием.