Я предлагаю вашему вниманию сценарий мероприятия «Деревенские посиделки», которые можно проводить как для учащихся одного класса, так и среди учащихся разных классов. Большим плюсом будет, если мероприятие проводиться совместно с учителями Мировой Художественной культуры, литературы, музыки, географии, а так же с привлечением родителей. Учащиеся окунуться в мир прошлого, соприкоснуться с культурой и искусством. Через это мероприятие происходит передача народного творчества русского народа новому поколению. Это мероприятие является лишь частью программы по духовно-нравственному воспитанию.
Сценарий мероприятия «Деревенские посиделки»
Первостепенной задачей современной школы является духовнонравственное
развитие и воспитание школьников. Оно не отделимо от жизни человека во всей
её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры. Это осознанное
принятие личностью
традиций, ценностей, особых форм культурно
исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района,
области, края, государства. Духовнонравственное развитие и воспитание
личности осуществляется через все виды деятельности обучающихся: урочную,
внеурочную и общественно полезную. Учащиеся окунуться в мир прошлого,
соприкоснуться с культурой и искусством. Через это мероприятие происходит
передача народного творчества русского народа новому поколению. Это
мероприятие является лишь частью программы по духовнонравственному
воспитанию.
Цели и задачи:
Знакомство со старинными русскими песнями, пословицами,
поговорками, обычаями и традициями русского народа.
Формирование интереса и уважения к традициям на Руси.
Активизацию интереса у учащихся к истокам и истории своего народа.
Воспитание нравственных качеств личности.
Развивать артистические и сценические способности детей.
Обучение коллективному взаимодействию
Предварительная работа: ребята самостоятельно находят прибаутки,
потешки, сказки. Знакомятся с предметами быта и домашней утвари.
Разучивают народные песни , потешки, игры.
Оборудование: печь, ухват, горшок, платки, кокошники, самовар, домотканые
дорожки, балалайка, сарафаны, рубахи, прялка.
Возраст учеников: 58 классы«Деревенские посиделки»
1ый ведущий: Здесь и красные девицы.....
2ой ведущий: Добры молодцы кругом
Вместе: Все уселись за столом.
1ый ведущий: Будет всем вам здесь приятно
Побывать у нас в гостях
2ой ведущий: Песни русские попеть,
В русский пляс с душой пуститься
1ый ведущий: Пирогов отведать вкусных
И чайку напиться всласть
Вместе: Все мы рады видеть вас!
1ый ведущий: А где же пироги? Ведь изба красна не углами, а пирогами.
2ой ведущий: Будут вам и пироги, А сейчас посидим рядком, Да
поговорим ладком!
УЧИТЕЛЬ:
А ведь поговорить нам есть о чём. Каждый из нас стремится познать
окружающий мир, а знакомство с ним начинается с самого близкого — с вашего
дома, с вашей улицы, с вашего села. Вам, прежде всего, открывается дверь в
большой и светлый мир, который называется Родиной. Наша Родина — Россия,
которая объединяет различные народы.
На уроках истории, классных часах мы знакомимся с её далёким прошлым.
Мы узнаем как тяжела и опасна была жизнь предков, так как тяжёлая жизнь ,
войны опустошали нашу землю. Но в часы горя, и в часы радости они не теряли
душевной теплоты, верили в свои силы, в своё светлое будущее — всё это
находило отражение в творчестве. Каких только сказок легенд не создал народ.Сегодня мы попробуем прикоснуться к далёкому прошлому русского народа.
Все свои радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье — всё
отразилось в его творчестве.
Итак, давайте представим и воспроизведём некоторые картины далёкого
прошлого.
Картина №1
(Сцена оформлена в виде крестьянской избы. Девушки сидят за прялками.
Некоторые шьют, вяжут, вышивают и тихо напевают русскую народную
песню ).
2ой ведущий: Вечерком, когда окончены работы в поле и по дому, собираются
девушки и парни в какойнибудь крестьянской избе — и снова работа: кто
прядёт, кто вывешивает, кто ткёт...
1ый ведущий: Но какая работа без песни? А то и до пляски недалеко /девушки
имитируют, что прядут/: Позолоченная прялица, мы прядём, а нитка тянется,
Мы прядём, а нитка тянется, нам работа наша нравится...
Картина №2
( Быстро меняется мелодия, начинается хоровод под мелодию русской
народной песни «А я по лугу»... Девушки разрывают круг, в него, танцуя под
песню девушек, входит добрый молодец, а девушки поют)
Песня девушек:
Я за то люблю Ивана, что головушка кудрява
А бородушка кучерява, кудри вьются до лица
Люблю Ваню молодца.
( Став полукругом, девушки и молодец начинают состязаться в исполнении
частушек).
Эх, топни нога, топни правенькая
Я плясать пойду, хоть и маленькая
Пойду плясать по соломушкеРаздайся народ по сторонушке!
Ох, и звонки планочки
У твоей тальяночки
Ты играй, играй звончей,
Чтобы стало веселей.
Не пошла бы я плясать,
Да надо выходку казать
Вот и пляска, вот и я,
Вот и выходка моя
Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад
Сапоги мои лежат
Не хотела я плясать
Стала и стеснялася
А гармошка заиграла
Я не удержалася
На горе стоит телега
Слёзы капают с дуги
Под горой стоит корова
Надевает сапоги.
Если б не было воды
Не было б и кружки
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки.
( Под музыку проигрыша девушки садятся на свои места, снова
прядут).
УЧИТЕЛЬ: /после частушек/
Ребята, а знаете ли вы частушки. Давайте посоревнуемся, кто кого перепоёт.
( проводится конкурс частушек)
2ой ведущий: Устали девушки, присели, и снова замелькали руки в работе1ый ведущий: Остановились руки, замерли все...что же произошло?
Вместе: А вот что!
( Выходят двое учащихся и по очереди рассказывают русские народные
сказки. Ребята рассказывают любую одну волшебную, вторую бытовую.
Дети слушают сказки).
2ой ведущий: Сказки не только слушали, но и определяли лучшего
рассказчика.
(проводится конкурс среди учащихся)
1ый ведущий: Кто же вам больше понравился из наших рассказчиков? Чем?
2ой ведущий: А кто авторы этих сказок? Да, автора у этих сказок нет.
Народные сказки не записывались, а сохранялись в памяти людей, передавались
из уст в уста. Никто не знал имён их создателей. Поэтому мы и говорим, что
творцом их — был народ.
1ый ведущий: Но сказки не только слушали, не редко их разыгрывали.
Начинается инсценировка сказки Высотской «Золотое яичко».
( под песню «Сени», которую исполняют девушки выносят стол для
инсценировки, яичко, самовар, баранки. Выходят участники)
1ая девушка: Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать, да сказочку
послушать.
2ая девушка: Жили были дед да баба, была у них курочка Ряба, Снесла
курочка яичко не простое, а золотое..
БАБА: Эй, старик, проснись скорей!
ДЕД: Волки что ли у дверей, ты чего шумишь старуха?!
Баба: Да смотри, что я нашла: наша курочкапеструха под кустом яйцо снесла!
Дед: Ну, снесла, какое дело! Что ты баба, обалдела?!
Баба: Да яйцо то не простое! Ты гляди ка, золотое!
Дед: Золотое, в самом деле? Мы с тобой разбогатели!
Баба: Погляди горит как жар.Дед: Не случился бы пожар
Баба: Ох, горит, слепит глаза!
Дед: Чудеса!
Баба: Чудеса!
Дед: Ты в сундук запри его. /раздаётся стук в дверь/
Баба: Нету дома никого! Ишь, соседей, как на зло, ненароком принесло.
Дед: Ты поди, запри засов. Да спустить бы надо псов.
Баба: /возвратившись/ В среду в город я поеду, Там базар бывает в среду,
Богатеев много там, Им яичко я продам, Как дадут мне денег груду, накидают
мне рублей, На сапог себе добуду я сибирских соболей, Вот обновок накуплю, я
разных юбок 40 штук, Шаль в цветочках голубую до краёв набью сундук.
Дед: Что ты мелишь небылицы, ишь сыскалась молодица, Наряжаться в разный
хлам, нет уж если мы богаты , Я построю вместо хаты — трёхэтажного палаты.
И беседки по углам.
БАБА: Наказанье с глупым мужем, что ты, старый, не блажи, Мы живём других
не хуже, ни к чему нам этажи! А за эти, за беседки, засмеют тебя соседки.
Дед: Пусть смеются, мне не жалко
Баба: Да уймись ты, не кричи, вон упала на пол скалка, Чугуны гремят в печи,
ох, не мил мне белый свет!
Дед: Я хозяин или нет?! /стучит кулаком/
Баба: Ох, яичко покатилось, покатилось и разбилось, И скорлупки не осталось,
всё кудато подевалось!
Дед: Ну чего мы затужили, от чудес одна беда, Будем жить как прежде жили и
работать, как всегда.
Баба: И шубёнку можно справить можно и подправить можно дом.
Дед: Это то, видать, надёжно, что даётся нам трудом, Открывай старуха дверь,
что нам прятаться теперь. Эй, соседка!
Баба: Эй, сосед! Забывать друзей не след, Заходите на часок, У меня хорошквасок, И варенья и соленья
ДЕД И БАБА: /вместе/ Заходите без сомненья! Без стесненья!
( девушки исполняют песню «Сени»)
2 ой ведущий: А ещё с давних времён народ создавал не только сказки, но и
другие произведения.
1ый ведущий: Какие ?
(Учащиеся называют: пословицы, поговорки, скороговорки, прибаутки,
считалки, загадки)
1ый ведущий: А какие посиделки без прибауток и небылиц? Они могут быть
очень разными: то это песенки, то стихи, то коротенькие рассказикиразговоры,
но главное они всегда веселые.
2ой ведущий: И прибаутками, и небылицами запрещалось только одно: быть
нескладёхами и неряхами. И звучат они красиво и запоминаются легко.
(Девушки рассказывают прибаутки и небылицы)
Девушка первая: Шла торговка мимо рынка споткнулась о корзинку
И упала в яму бух проглотила сорок мух.
Девушка вторая: Бегал заяц по болоту он искал себе работу
До работы не дошел сам заплакал и пошел.
Девушка третья: Чепухачепуха – это только враки
Куры съели петуха говорят собаки.
Девушка четвертая: Рано утром вечерком, поздно на рассвете
Баба ехала пешком в ситцевой карете.
Инсценировка про «Фому и про Ерему»
(на переднем плане сцены, прижавшись, друг к другу спиной стоят Фома и
Ерема. С обеих сторон девочки (56 человек) они поочередно читают слова)
1ая: уж как жилито два брата Ерема да Фома.
2ая: Что Ерема, что Фома два удалых молодца.
(Фома и Ерема поворачиваются друг к другу)Ерема: Пора брат Фома – землю пахать! Рожь засевать.
(обходят один слева, другой справа за спинами девочек встают по центру на
заднем плане. Во время исполнения частушек отбивают ритм на ложках)
3ая: Ерема простота купил лошадь без хвоста.
4ая: А Фома – то волокита купил лошадь без копыта.
5ая: У Еремы – то гнедая, у Фомы – то вороная.
6ая: Вот Еремина не едет, у Фомы – то не везет.
(Фома и Ерема изображают понукание лошадей, повернутых спиной друг к
другу)
Фома: Эх, бросим–ка, Ерема с тобой это ремесло.
Ерема: Давайка, брат Фома, лучше деньги ковать!
( Изображают, как куют на наковальне)
1ая: Вот Ерема стал ковать. А Фомато поддувать.
2ая: У Фомы то не дует, у Еремы не куёт.
Все девочки: Ах, Фома, да Ерема, сидели бы дома,
Смотрели бы стружки, ребячьи игрушки.
Фома: Эх, бросим ка Ерема с тобой это ремесло!
Ерема: А давайка брат Фома по селеньям ходить
Да народ веселить!
(выходят на передний план)
Фома: (приговаривает)
Вы послушайте ребята, моей сказки небогатой
От конькагорбунка, от медведяплясуна
(поет частушки)
По Заволжской улицы едет кот на курице,
А лиса на петухе, а Ерема на свинье.
Ерема: Кто? Кто? Кто?
Фома: Дедушка Пихто да бабушка Никто!Девочки поют: Чепуха, чепуха – это просто враки.
И Ерема, и Фома мастера на враки.
Ерема (приговаривает):
Ехала деревня середь мужика,
Глядь изпод собаки лают ворота.
(Поет)
Доктор едет на свинье, балалайка на спине
А по Волге по реке – плывет Маша в решете.
Говорит, кланяется.
Тебе поклон послала.
Фома: Кто?
Ерема: Маша.
Фома: Какая Маша?
Ерема: Маша да не ваша.
(вместе поют)
Вместе: Чепухачепуха это просто враки
И Ерема, и Фома – мастера на враки.
Ерема: Полно красны девицы попусту болтать.
Надо красны девицы – выйти и сплясать.
(Фома и Ерема отходят на задний план. Выходит группа девушек.)
Ведущие: 1й Желанными гостями на таких поседелкахбыли и скороговорки.
Ведущие:2й Вот тут и начиналось настоящее состязание! Для скороговорки
важно, чтобы её произнесли не только как можно скорее, но и чисто и красиво.
Ведь недаром народ дал скороговоркам ещё одно имячистоговорки.
Итак, состязание начинается: кто первый?
Девушка: 1я Ты худ, я худ. Сядь худ на худ.
С худа не свались худом подопрись.
Девушка: 2я Говорит попугай попугаю Я тебя попугаю.Девушка:3я Носит Сеня в Сени – сено, Спать на сене будет Сеня.
Учитель: Ребята, а вы знаете скороговорки? Расскажите нам.
Ведущие: 1й Долог зимний Вечер. Горит потрескивает берёзовая лучина, тени
бегают по стене, разливается тепло от русской печки…
(Раздаётся стук в дверь – входит Лесовик)
Лесовик: Здравствуйте, люди добрые! Я пришёл к вам издалека. Угадайте где
я живу, откуда пришёл:
Дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт, заходи в зелёный дом –
чудеса увидишь в нём. Что это за дом? Правильно пришёл к вам из лесу. В моём
заповедном лесу каких только подарков нет.
Там, где в травах ветер сладкий, где за полем бор стеной, собираю я загадки в
кузовик берестяной.
Что в нём лежит, вы узнаете, коль загадки отгадайте. Иду я ельником после
дождя, смотрю:
В лесу под ёлкой крошка
Только шапка да ножка.
Достаёт из кузовка крохотный грибок в моём лесу растёт кустарник, а в нём:
Мальчик – крошка в костяной одёжке, У этого мальчика шапочка зелёная до
ушей надвинута. Что это за мальчик?
(Дети отгадывают и он достаёт и называет лесные орехи).
В моём лесу под деревом Андрейки – всё в тюбетейках. Что такое?
(Достаёт жёлуди).
Вот какой мой лес.
Полон загадок и чудес!
Девушка: Устали вы наверное Лесовичёк издалека пришли
Отдохните немного у нас, чайку попейте.
А вы ребята загадки знаете? Очень хочется послушать,
Кто сумеет загадать сложную, а кто окажется самый сообразительный.Сделаем так: посчитаемся, на ком закончится считалочка, тот и загадывает.
Считалки: На мосту сидит кукушка
Скуковала раза три
Кто вышел? Это верно ты
Под горою у реки живут гномыстарики
У них колокол висит, рассеребряный звонит
Динидинидинидон! Выходи из круга вон!
(После каждой считалки дети загадывают загадки. Вдруг девушка берёзка
обнаруживает, что у неё пропал кокошник, ищет, не может найти.)
Девушкаберёзка: Кто взял мой кокошник? Что же мне делать?
Другая девушка: Я знаю волшебное слово, и мы сейчас найдём у кого он.
Смотрите: на воре и шапка горит.
(Один мальчик хватается за голову, чем и выдаёт себя, кокошник
возвращает хозяйке.)
Конкурс пословиц.
Девушкаберёзка: А кто угадает, какое волшебное слово помогло мне отыскать
кокошник? (пословица).
А что это такое?(ответы учащихся).
Отгадайте пословицу по одному слову: …не воин(один в поле не воин)
А теперь закончите пословицу: На Москву идти…(головы не снести)
Пусто…(словно Мамай прошёл)
За правое дело:...(стой смело)
А теперь посоревнуемся. Разделимся на две команды, сначала одна команда
называет пословицу, а другая объясняет её прямой переносный смысл и
придумываем ситуацию, в которой уместно её употребить затем тоже делает
другая команда.
(Идёт соревнования команд).
Ведущие 1й: Быстро летит время… Пора по домам расходиться. А напрощание расскажу одну сказочку. Согласны?
Жилбыл царь, у царя был двор… Как вы думаете интересную я вам расскажу
сказку? Только какую? Про журавля и овцу хотите ли? Вокруг кольца ходили
журавль да овца, съели они стожок сенца. А не сказать ли с конца? Сказать
Ведущие 2й: Нет уж! Давайте я вам расскажу другую… Слушайте! В одном
болоте жилабыла лягушка по имени, по отчеству Квакушка, вздумала лягушка
вспрыгнуть на мост, присела да и завязала в тину хвост! Дёргала, дёргала,
дёргала – выдернула хвост, да завязила нос. Дёргала, дёргала – выдернула нос,
да завязила хвост.
Ведущие 1й: Что же ты рассказываешь? Совсем как испорченная пластинка.
Ведущие 2й: Ребята, вот такими сказками нарочноподдевали слишком
доверчивых людей. Дразнили долго, пока любители сказок не догадывались, что
их разыгрывают. Это докучные сказки от лова «докучать»: слушатели докучали
сказочнику, а сказочник – слушателям.
(Выходят старшеклассницы с пирогами и блинами):
Старшеклассницы: А вот и блины, пироги поспели, вкусные да пышные
Угощайтесь гости дорогие!
Ведущие 1й: И как в старых добрых сказках, мы приглашаем вас на пир
Ведущие 2й : Вам сказка, а нам бубликов вязка.
Ведущие 1й : Вам – сказки, а нам пироги да сладости.
Инсценировка «У самовара»
(Дети стоят свободно, лицом к зрителям, на передний план выходит
девочка с самоваром.)
Девочка с самоваром: Я иду, иду, иду самовар в руках несу, прибауточки
пою.Все: Ой чай, крепкий чай, пейте чайчаёчек,
чтобы радость приносил кадый деньденёчек.
1й мальчик: Чай пить не дрова рубить!
2й мальчик: У самовара не скучаем, разговор ведём за чаем!
Все: Ой, чай, крепкий чай, пейте чайчаёчек,
чтобы радость приносил кадый деньденёчек.
Солистка: Если б не было воды, не было б и кружки.
Девочки: Если б не было девчат кто бы пел частушки?
(Во время музыкального звучания дети разными движениями в стиле
русского народного танца перестанавливаются в полукруг: с одной стороны
девочки, с другой – мальчики. Поют по очереди.)
Девочки: Чай с вареньем и с малиной с кренделями и поклоном.
Мальчики: После бани свежий чай русским удальцам подай!
Девочки: Он бальзам от всех болезней, и напитка нет полезней.
Мальчики: Кто здоровым хочет быть, больше чая надо пить.
Девочки: Мы за чаем не скучаем вместе песни сочиняем.
Все: Рады всех вас пригласить, вволю чаем напоить.
Ой, чай, крепкий чай, пейте чайчаёчек,
Чтобы радость приносил кадый деньденёчек.
Литература.1) Журнал «Затейник» №13 1984 год.
2) Деревенские посиделки/Коваль А.В./
3) Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов
«Ярославль «Академия развития» 1997 год.
4) Журнал «Литература в школе» №5 сентябрь, окт. 1990г.стр.110.