Деревенские посиделки
Оценка 4.7

Деревенские посиделки

Оценка 4.7
Культурные мероприятия
doc
история
6 кл—10 кл
12.05.2017
Деревенские посиделки
Я предлагаю вашему вниманию сценарий мероприятия «Деревенские посиделки», которые можно проводить как для учащихся одного класса, так и среди учащихся разных классов. Большим плюсом будет, если мероприятие проводиться совместно с учителями Мировой Художественной культуры, литературы, музыки, географии, а так же с привлечением родителей. Учащиеся окунуться в мир прошлого, соприкоснуться с культурой и искусством. Через это мероприятие происходит передача народного творчества русского народа новому поколению. Это мероприятие является лишь частью программы по духовно-нравственному воспитанию.
Деревенские Посиделки .doc
Сценарий мероприятия «Деревенские посиделки»    Первостепенной  задачей  современной  школы  является  духовно­нравственное развитие и воспитание школьников. Оно не отделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры.   Это осознанное принятие  личностью  традиций,  ценностей,  особых  форм  культурно­ исторической, социальной и духовной жизни   его родного села, города, района, области,  края,  государства.  Духовно­нравственное  развитие  и  воспитание личности осуществляется через все виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную  и  общественно  полезную.  Учащиеся  окунуться   в  мир  прошлого, соприкоснуться с культурой и искусством. Через это мероприятие происходит передача  народного  творчества  русского  народа  новому  поколению.  Это мероприятие  является  лишь  частью  программы  по  духовно­нравственному воспитанию.  Цели и задачи: Знакомство со старинными русскими песнями, пословицами,  поговорками, обычаями и традициями русского народа. Формирование интереса и уважения к традициям на Руси. Активизацию интереса у учащихся к истокам и истории своего народа. Воспитание нравственных качеств личности. Развивать артистические и сценические способности детей. Обучение коллективному взаимодействию Предварительная работа: ребята самостоятельно находят    прибаутки,  потешки, сказки. Знакомятся с предметами быта и домашней утвари.   Разучивают народные  песни , потешки, игры.  Оборудование: печь, ухват, горшок, платки, кокошники, самовар, домотканые  дорожки, балалайка, сарафаны, рубахи, прялка. Возраст учеников:  5­8 классы «Деревенские посиделки»       1­ый ведущий:  Здесь и красные девицы.....       2­ой ведущий:  Добры молодцы кругом Вместе:  Все уселись за столом.       1­ый ведущий:  Будет всем вам здесь приятно                         Побывать у нас в гостях       2­ой ведущий:   Песни русские попеть,                         В русский пляс с душой пуститься       1­ый ведущий:  Пирогов отведать вкусных                   И чайку напиться всласть                     Вместе:            Все мы рады видеть вас!        1­ый ведущий:   А где же пироги? Ведь изба красна не углами, а пирогами.       2­ой ведущий:   Будут вам и пироги, А сейчас посидим рядком, Да  поговорим ладком!  УЧИТЕЛЬ:      А  ведь  поговорить  нам  есть  о  чём.  Каждый  из  нас  стремится  познать окружающий мир, а знакомство с ним начинается с самого близкого — с вашего дома, с вашей улицы, с вашего села.   Вам, прежде   всего, открывается дверь в большой и светлый мир, который называется Родиной. Наша Родина — Россия, которая объединяет различные народы.      На уроках истории, классных часах мы   знакомимся   с её далёким прошлым. Мы  узнаем  как  тяжела  и  опасна  была  жизнь  предков,  так  как  тяжёлая  жизнь  , войны опустошали нашу землю. Но в часы горя, и в часы радости они не теряли душевной  теплоты,  верили  в  свои  силы,  в  своё  светлое  будущее  —  всё  это находило отражение в творчестве. Каких только сказок легенд не создал народ. Сегодня мы попробуем прикоснуться  к далёкому прошлому русского народа. Все  свои  радости  и  печали,  надежды  и  ожидания,  мечты  о  счастье  —  всё отразилось в его творчестве.       Итак,  давайте  представим  и  воспроизведём  некоторые  картины  далёкого прошлого. Картина №1 (Сцена  оформлена  в  виде  крестьянской  избы.  Девушки  сидят  за  прялками. Некоторые  шьют,  вяжут,  вышивают  и  тихо  напевают  русскую  народную песню ). 2­ой ведущий:   Вечерком, когда окончены работы в поле и по дому, собираются девушки и парни в какой­нибудь крестьянской  избе — и снова работа: кто  прядёт, кто вывешивает, кто ткёт...  1­ый ведущий:  Но какая работа без песни? А то и до пляски недалеко /девушки имитируют, что прядут/: Позолоченная прялица, мы прядём, а нитка тянется,  Мы прядём, а нитка тянется, нам работа наша нравится... Картина №2 (  Быстро  меняется  мелодия,  начинается  хоровод  под  мелодию  русской народной песни «А я по лугу»... Девушки разрывают круг, в него, танцуя под песню девушек, входит добрый молодец, а девушки поют)    Песня девушек:     Я за то люблю Ивана, что головушка кудрява     А бородушка кучерява, кудри вьются до лица     Люблю Ваню молодца.   ( Став полукругом, девушки и молодец начинают состязаться в исполнении  частушек).                Эх, топни нога, топни правенькая Я плясать пойду, хоть и маленькая Пойду плясать по соломушке Раздайся народ по сторонушке! Ох, и звонки планочки У твоей  тальяночки  Ты играй, играй звончей, Чтобы стало веселей. Не пошла бы я плясать, Да надо выходку казать Вот и пляска, вот и я,  Вот и выходка моя Я плясала в три ноги, Потеряла сапоги,  Оглянулася назад  Сапоги мои лежат Не хотела я плясать Стала и стеснялася А гармошка заиграла  Я не удержалася                                На горе стоит телега Слёзы капают с дуги Под горой стоит корова Надевает сапоги. Если б не было воды Не было б и кружки Если б не было девчат, Кто бы пел частушки.             ( Под музыку проигрыша девушки садятся на свои места, снова  прядут). УЧИТЕЛЬ: /после частушек/  Ребята, а знаете ли вы частушки.  Давайте посоревнуемся, кто кого перепоёт.     ( проводится конкурс частушек) 2­ой ведущий:  Устали девушки, присели, и снова замелькали руки в работе 1­ый ведущий:  Остановились руки, замерли все...что же произошло?    Вместе:  А вот что!  (  Выходят  двое  учащихся  и  по  очереди  рассказывают  русские  народные сказки.  Ребята  рассказывают  любую  одну  волшебную,  вторую  ­  бытовую. Дети слушают сказки). 2­ой ведущий:  Сказки не только слушали, но и определяли лучшего  рассказчика. (проводится конкурс среди учащихся) 1­ый ведущий:  Кто же вам больше понравился из наших рассказчиков? Чем?  2­ой ведущий:  А кто авторы этих сказок? Да, автора у этих сказок нет.  Народные сказки не записывались, а сохранялись в памяти людей, передавались  из уст в уста. Никто не знал имён их создателей. Поэтому  мы и говорим, что  творцом их — был народ. 1­ый ведущий: Но сказки не только слушали, не редко их разыгрывали.     Начинается инсценировка сказки Высотской «Золотое яичко».  ( под песню «Сени», которую исполняют девушки  выносят стол для инсценировки, яичко, самовар,  баранки. Выходят участники) 1­ая девушка:  Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать, да сказочку  послушать. 2­ая девушка:  Жили ­ были дед да баба, была у них курочка Ряба, Снесла  курочка яичко не простое, а золотое.. БАБА:  Эй, старик, проснись скорей!  ДЕД:  Волки что ли у дверей, ты чего шумишь старуха?! Баба: Да смотри, что я нашла: наша курочка­пеструха под кустом яйцо снесла! Дед:  Ну, снесла, какое дело! Что ты баба, обалдела?!  Баба:  Да яйцо то не простое! Ты гляди­ ка, золотое! Дед:  Золотое, в самом деле? Мы с тобой разбогатели! Баба:  Погляди ­ горит как жар. Дед: Не случился бы пожар Баба: Ох, горит, слепит глаза!  Дед: Чудеса!  Баба: Чудеса!  Дед: Ты в сундук запри его. /раздаётся стук в дверь/ Баба: Нету дома никого! Ишь, соседей, как на зло, ненароком принесло. Дед: Ты ­ поди, запри засов. Да спустить бы надо псов. Баба:   /возвратившись/   В  среду  в  город  я  поеду,  Там  базар  бывает  в  среду, Богатеев много там, Им яичко я продам, Как дадут мне денег груду, накидают мне рублей, На сапог себе добуду я сибирских соболей, Вот обновок накуплю, я разных юбок 40 штук, Шаль в цветочках голубую до краёв набью сундук. Дед: Что ты мелишь небылицы, ишь сыскалась молодица, Наряжаться в разный  хлам, нет уж если мы богаты , Я построю вместо хаты — трёхэтажного палаты.  И беседки по углам. БАБА: Наказанье с глупым мужем, что ты, старый, не блажи, Мы живём других  не хуже, ни к чему нам этажи! А за эти, за беседки, засмеют тебя соседки. Дед: Пусть смеются, мне не жалко Баба: Да уймись ты, не кричи, вон упала на пол скалка, Чугуны гремят в печи,  ох, не мил мне белый свет! Дед: Я хозяин или нет?! /стучит кулаком/ Баба: Ох, яичко покатилось, покатилось и разбилось, И скорлупки не осталось,  всё куда­то подевалось!  Дед: Ну чего мы затужили, от чудес одна беда, Будем жить как прежде жили и  работать, как всегда. Баба: И шубёнку можно справить можно и подправить можно дом. Дед: Это то, видать, надёжно, что даётся нам трудом, Открывай старуха дверь,  что нам прятаться теперь. Эй, соседка!  Баба: Эй, сосед! Забывать друзей  не след, Заходите на часок, У меня хорош квасок, И варенья и соленья ДЕД И БАБА: /вместе/  Заходите без сомненья! Без стесненья!  ( девушки исполняют песню «Сени») 2 ­ой ведущий: А ещё с давних времён народ создавал не только сказки, но и  другие произведения. 1­ый ведущий: Какие ?  (Учащиеся называют: пословицы, поговорки, скороговорки, прибаутки, считалки, загадки) 1­ый ведущий:  А  какие  посиделки  без  прибауток  и  небылиц?  Они  могут  быть очень разными: то это песенки, то стихи, то коротенькие рассказики­разговоры, но главное они всегда веселые. 2­ой  ведущий:  И  прибаутками,  и  небылицами  запрещалось  только  одно:  быть нескладёхами и неряхами. И звучат они красиво и запоминаются легко. (Девушки рассказывают прибаутки и небылицы) Девушка первая: Шла торговка мимо рынка споткнулась о корзинку                               И упала в яму бух ­ проглотила сорок мух. Девушка вторая: Бегал заяц по болоту он искал себе работу                                До работы не дошел сам заплакал и пошел. Девушка третья: Чепуха­чепуха – это только враки                                 Куры съели петуха ­ говорят собаки. Девушка четвертая: Рано утром вечерком, поздно на рассвете                                       Баба ехала пешком в ситцевой карете. Инсценировка про «Фому и про Ерему» (на переднем плане сцены, прижавшись, друг к другу спиной стоят Фома и Ерема. С обеих сторон девочки (5­6 человек) они поочередно читают слова) 1­ая: уж как жили­то два брата ­ Ерема да Фома. 2­ая: Что Ерема, что Фома ­ два удалых молодца. (Фома и Ерема поворачиваются друг к другу) Ерема: Пора брат Фома – землю пахать! Рожь засевать. (обходят один слева, другой справа за спинами девочек встают по центру на заднем плане. Во время исполнения частушек отбивают ритм на ложках) 3­ая: Ерема простота купил лошадь без хвоста. 4­ая:  А Фома – то волокита купил лошадь без копыта. 5­ая:  У Еремы – то гнедая, у Фомы – то вороная. 6­ая:  Вот Еремина не едет, у Фомы – то не везет. (Фома и Ерема изображают понукание лошадей, повернутых спиной друг к другу) Фома: Эх,  бросим–ка,  Ерема с тобой это ремесло. Ерема: Давай­ка, брат Фома, лучше деньги ковать! ( Изображают, как куют на наковальне) 1­ая: Вот Ерема стал ковать. А Фома­то поддувать. 2­ая: У Фомы то не дует, у Еремы не куёт. Все девочки: Ах,  Фома, да Ерема, сидели бы дома,                        Смотрели бы стружки, ребячьи игрушки. Фома: Эх, бросим­ ка Ерема с тобой это ремесло! Ерема:  А давай­ка брат Фома по селеньям ходить                Да народ веселить! (выходят на передний план) Фома: (приговаривает)              Вы послушайте ребята, моей сказки небогатой             От конька­горбунка, от медведя­плясуна (поет частушки)            По Заволжской улицы едет кот на курице,             А лиса на петухе, а Ерема на свинье. Ерема:  Кто? Кто? Кто? Фома: Дедушка Пихто ­ да бабушка Никто! Девочки поют: Чепуха, чепуха – это просто враки.                             И Ерема, и Фома ­ мастера на враки. Ерема (приговаривает):                             Ехала деревня середь мужика,                              Глядь из­под собаки лают ворота. (Поет) Доктор едет на свинье, балалайка на спине А по Волге по реке – плывет Маша в решете.                               Говорит, кланяется.                              Тебе поклон послала. Фома: Кто? Ерема: Маша. Фома: Какая Маша? Ерема: Маша да не ваша. (вместе поют) Вместе:  Чепуха­чепуха это просто враки                   И Ерема, и Фома – мастера на враки. Ерема: Полно красны девицы попусту болтать.             Надо красны девицы – выйти и сплясать. (Фома и Ерема отходят на задний план. Выходит группа девушек.) Ведущие: 1­й Желанными гостями на таких поседелках­были и скороговорки. Ведущие:2­й Вот тут и начиналось настоящее состязание! Для скороговорки  важно, чтобы её произнесли не только как можно скорее, но и чисто и красиво.  Ведь недаром народ дал скороговоркам ещё одно имя­чистоговорки. Итак, состязание начинается: кто первый? Девушка: 1­я Ты худ, я худ. Сядь худ на худ.                         С худа не свались худом подопрись. Девушка: 2­я Говорит попугай ­ попугаю Я тебя попугаю. Девушка:3­я Носит Сеня в Сени – сено, Спать на сене будет Сеня. Учитель: Ребята, а вы знаете скороговорки? Расскажите нам. Ведущие: 1­й Долог зимний Вечер. Горит потрескивает берёзовая лучина, тени  бегают по стене, разливается тепло от русской печки…     (Раздаётся стук в дверь – входит Лесовик)  Лесовик:­ Здравствуйте, люди добрые! Я пришёл к вам издалека. Угадайте где  я живу, откуда пришёл: Дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт, заходи в зелёный дом –  чудеса увидишь в нём. Что это за дом? Правильно пришёл к вам из лесу. В моём  заповедном лесу каких только подарков нет. Там, где в травах ветер сладкий, где за полем бор стеной, собираю я загадки в  кузовик берестяной. Что в нём лежит, вы узнаете, коль загадки отгадайте. Иду я ельником после  дождя, смотрю:  В лесу под ёлкой крошка­ Только шапка да ножка. Достаёт из кузовка крохотный грибок в моём лесу растёт кустарник, а в нём:  Мальчик – крошка в костяной одёжке, У этого мальчика шапочка зелёная до  ушей надвинута. Что это за мальчик?  (Дети отгадывают и он достаёт и называет лесные орехи). В моём лесу под деревом Андрейки – всё в тюбетейках. Что такое? (Достаёт жёлуди). Вот какой мой лес. Полон загадок и чудес!  Девушка: Устали вы наверное Лесовичёк издалека пришли                  Отдохните немного у нас, чайку попейте.                  А вы ребята загадки знаете? Очень хочется послушать,                  Кто сумеет загадать сложную, а кто окажется самый сообразительный. Сделаем так: посчитаемся, на ком закончится считалочка, тот и загадывает. Считалки: На мосту сидит кукушка Скуковала раза три Кто вышел? Это верно ты Под горою у реки живут гномы­старики  У них колокол висит, рассеребряный звонит  Дини­дини­дини­дон! Выходи из круга вон!  (После каждой считалки дети загадывают загадки. Вдруг девушка берёзка обнаруживает, что у неё пропал кокошник, ищет, не может найти.) Девушка­берёзка: Кто взял мой кокошник? Что же мне делать? Другая девушка: Я знаю волшебное слово, и мы сейчас найдём у кого он. Смотрите: на воре и шапка горит. (Один мальчик хватается за голову, чем и выдаёт себя, кокошник возвращает хозяйке.) Конкурс пословиц. Девушка­берёзка: А кто угадает, какое волшебное слово помогло мне отыскать кокошник? (пословица). А что это такое?(ответы учащихся). Отгадайте пословицу по одному слову: …не воин(один в поле не воин) А теперь закончите пословицу: На Москву идти…(головы не снести) Пусто…(словно Мамай прошёл) За правое дело:...(стой смело) А теперь посоревнуемся. Разделимся на две команды, сначала одна команда  называет пословицу, а другая объясняет её прямой переносный смысл и  придумываем ситуацию, в которой уместно её употребить затем тоже делает  другая команда. (Идёт соревнования команд).  Ведущие 1­й: Быстро летит время… Пора по домам расходиться. А на прощание расскажу одну сказочку. Согласны? Жил­был царь, у царя был двор… Как вы думаете интересную я вам расскажу  сказку?  Только какую? Про журавля и овцу хотите ли? Вокруг кольца ходили  журавль да овца, съели они стожок сенца. А не сказать ли с конца? Сказать Ведущие 2­й: Нет уж! Давайте я вам расскажу другую… Слушайте! В одном  болоте жила­была лягушка по имени, по отчеству Квакушка, вздумала лягушка  вспрыгнуть на мост, присела да и завязала в тину хвост! Дёргала, дёргала,  дёргала – выдернула хвост, да завязила нос. Дёргала, дёргала – выдернула нос,  да завязила хвост. Ведущие 1­й: Что же ты рассказываешь? Совсем как испорченная пластинка. Ведущие 2­й: Ребята, вот такими сказками нарочно­поддевали слишком  доверчивых людей. Дразнили долго, пока любители сказок не догадывались, что  их разыгрывают. Это докучные сказки от лова «докучать»: слушатели докучали  сказочнику, а сказочник – слушателям. (Выходят старшеклассницы с пирогами и блинами): Старшеклассницы: ­А вот и блины, пироги поспели, вкусные да пышные  Угощайтесь гости дорогие! Ведущие 1­й: И как в старых добрых сказках, мы приглашаем вас на пир Ведущие 2­й : Вам сказка, а нам бубликов вязка. Ведущие 1­й : Вам – сказки, а нам пироги да сладости. Инсценировка «У самовара»  (Дети стоят свободно, лицом к зрителям, на передний план выходит девочка с самоваром.) Девочка с самоваром: ­Я иду, иду, иду самовар в руках несу, прибауточки  пою. Все:          Ой чай, крепкий чай, пейте чай­чаёчек,                       чтобы радость приносил кадый день­денёчек. 1­й мальчик: Чай пить не дрова рубить! 2­й мальчик: У самовара не скучаем, разговор ведём за чаем!             Все:   Ой, чай, крепкий чай, пейте чай­чаёчек,                      чтобы радость приносил кадый день­денёчек. Солистка: Если б не было воды, не было б и кружки. Девочки:    Если б не было девчат кто бы пел частушки? (Во время музыкального звучания дети разными движениями в стиле русского народного танца перестанавливаются в полукруг: с одной стороны девочки, с другой – мальчики. Поют по очереди.) Девочки:    Чай с вареньем и с малиной с кренделями и поклоном. Мальчики: После бани свежий чай русским удальцам подай! Девочки:     Он бальзам от всех болезней, и напитка нет полезней. Мальчики:  Кто здоровым хочет быть, больше чая надо пить. Девочки:      Мы за чаем не скучаем вместе песни сочиняем. Все:              Рады всех вас пригласить, вволю чаем напоить.                        Ой, чай, крепкий чай, пейте чай­чаёчек,                        Чтобы радость приносил кадый день­денёчек.   Литература. 1) Журнал  «Затейник» №13 1984 год. 2) Деревенские посиделки/Коваль А.В./ 3) Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов  «Ярославль «Академия развития» 1997 год. 4) Журнал «Литература в школе» №5 сентябрь, окт. 1990г.стр.110.

Деревенские посиделки

Деревенские посиделки

Деревенские посиделки

Деревенские посиделки

Деревенские посиделки

Деревенские посиделки

Деревенские посиделки

Деревенские посиделки

Деревенские посиделки

Деревенские посиделки

Деревенские посиделки

Деревенские посиделки

Деревенские посиделки

Деревенские посиделки

Деревенские посиделки

Деревенские посиделки

Деревенские посиделки

Деревенские посиделки

Деревенские посиделки

Деревенские посиделки

Деревенские посиделки

Деревенские посиделки

Деревенские посиделки

Деревенские посиделки

Деревенские посиделки

Деревенские посиделки

Деревенские посиделки

Деревенские посиделки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2017