Деревенские посиделки

  • Культурные мероприятия
  • doc
  • 12.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Я предлагаю вашему вниманию сценарий мероприятия «Деревенские посиделки», которые можно проводить как для учащихся одного класса, так и среди учащихся разных классов. Большим плюсом будет, если мероприятие проводиться совместно с учителями Мировой Художественной культуры, литературы, музыки, географии, а так же с привлечением родителей. Учащиеся окунуться в мир прошлого, соприкоснуться с культурой и искусством. Через это мероприятие происходит передача народного творчества русского народа новому поколению. Это мероприятие является лишь частью программы по духовно-нравственному воспитанию.
Иконка файла материала Деревенские Посиделки .doc
Сценарий мероприятия «Деревенские посиделки»    Первостепенной  задачей  современной  школы  является  духовно­нравственное развитие и воспитание школьников. Оно не отделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры.   Это осознанное принятие  личностью  традиций,  ценностей,  особых  форм  культурно­ исторической, социальной и духовной жизни   его родного села, города, района, области,  края,  государства.  Духовно­нравственное  развитие  и  воспитание личности осуществляется через все виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную  и  общественно  полезную.  Учащиеся  окунуться   в  мир  прошлого, соприкоснуться с культурой и искусством. Через это мероприятие происходит передача  народного  творчества  русского  народа  новому  поколению.  Это мероприятие  является  лишь  частью  программы  по  духовно­нравственному воспитанию.  Цели и задачи: Знакомство со старинными русскими песнями, пословицами,  поговорками, обычаями и традициями русского народа. Формирование интереса и уважения к традициям на Руси. Активизацию интереса у учащихся к истокам и истории своего народа. Воспитание нравственных качеств личности. Развивать артистические и сценические способности детей. Обучение коллективному взаимодействию Предварительная работа: ребята самостоятельно находят    прибаутки,  потешки, сказки. Знакомятся с предметами быта и домашней утвари.   Разучивают народные  песни , потешки, игры.  Оборудование: печь, ухват, горшок, платки, кокошники, самовар, домотканые  дорожки, балалайка, сарафаны, рубахи, прялка. Возраст учеников:  5­8 классы«Деревенские посиделки»       1­ый ведущий:  Здесь и красные девицы.....       2­ой ведущий:  Добры молодцы кругом Вместе:  Все уселись за столом.       1­ый ведущий:  Будет всем вам здесь приятно                         Побывать у нас в гостях       2­ой ведущий:   Песни русские попеть,                         В русский пляс с душой пуститься       1­ый ведущий:  Пирогов отведать вкусных                   И чайку напиться всласть                     Вместе:            Все мы рады видеть вас!        1­ый ведущий:   А где же пироги? Ведь изба красна не углами, а пирогами.       2­ой ведущий:   Будут вам и пироги, А сейчас посидим рядком, Да  поговорим ладком!  УЧИТЕЛЬ:      А  ведь  поговорить  нам  есть  о  чём.  Каждый  из  нас  стремится  познать окружающий мир, а знакомство с ним начинается с самого близкого — с вашего дома, с вашей улицы, с вашего села.   Вам, прежде   всего, открывается дверь в большой и светлый мир, который называется Родиной. Наша Родина — Россия, которая объединяет различные народы.      На уроках истории, классных часах мы   знакомимся   с её далёким прошлым. Мы  узнаем  как  тяжела  и  опасна  была  жизнь  предков,  так  как  тяжёлая  жизнь  , войны опустошали нашу землю. Но в часы горя, и в часы радости они не теряли душевной  теплоты,  верили  в  свои  силы,  в  своё  светлое  будущее  —  всё  это находило отражение в творчестве. Каких только сказок легенд не создал народ.Сегодня мы попробуем прикоснуться  к далёкому прошлому русского народа. Все  свои  радости  и  печали,  надежды  и  ожидания,  мечты  о  счастье  —  всё отразилось в его творчестве.       Итак,  давайте  представим  и  воспроизведём  некоторые  картины  далёкого прошлого. Картина №1 (Сцена  оформлена  в  виде  крестьянской  избы.  Девушки  сидят  за  прялками. Некоторые  шьют,  вяжут,  вышивают  и  тихо  напевают  русскую  народную песню ). 2­ой ведущий:   Вечерком, когда окончены работы в поле и по дому, собираются девушки и парни в какой­нибудь крестьянской  избе — и снова работа: кто  прядёт, кто вывешивает, кто ткёт...  1­ый ведущий:  Но какая работа без песни? А то и до пляски недалеко /девушки имитируют, что прядут/: Позолоченная прялица, мы прядём, а нитка тянется,  Мы прядём, а нитка тянется, нам работа наша нравится... Картина №2 (  Быстро  меняется  мелодия,  начинается  хоровод  под  мелодию  русской народной песни «А я по лугу»... Девушки разрывают круг, в него, танцуя под песню девушек, входит добрый молодец, а девушки поют)    Песня девушек:     Я за то люблю Ивана, что головушка кудрява     А бородушка кучерява, кудри вьются до лица     Люблю Ваню молодца.   ( Став полукругом, девушки и молодец начинают состязаться в исполнении  частушек).                Эх, топни нога, топни правенькая Я плясать пойду, хоть и маленькая Пойду плясать по соломушкеРаздайся народ по сторонушке! Ох, и звонки планочки У твоей  тальяночки  Ты играй, играй звончей, Чтобы стало веселей. Не пошла бы я плясать, Да надо выходку казать Вот и пляска, вот и я,  Вот и выходка моя Я плясала в три ноги, Потеряла сапоги,  Оглянулася назад  Сапоги мои лежат Не хотела я плясать Стала и стеснялася А гармошка заиграла  Я не удержалася                                На горе стоит телега Слёзы капают с дуги Под горой стоит корова Надевает сапоги. Если б не было воды Не было б и кружки Если б не было девчат, Кто бы пел частушки.             ( Под музыку проигрыша девушки садятся на свои места, снова  прядут). УЧИТЕЛЬ: /после частушек/  Ребята, а знаете ли вы частушки.  Давайте посоревнуемся, кто кого перепоёт.     ( проводится конкурс частушек) 2­ой ведущий:  Устали девушки, присели, и снова замелькали руки в работе1­ый ведущий:  Остановились руки, замерли все...что же произошло?    Вместе:  А вот что!  (  Выходят  двое  учащихся  и  по  очереди  рассказывают  русские  народные сказки.  Ребята  рассказывают  любую  одну  волшебную,  вторую  ­  бытовую. Дети слушают сказки). 2­ой ведущий:  Сказки не только слушали, но и определяли лучшего  рассказчика. (проводится конкурс среди учащихся) 1­ый ведущий:  Кто же вам больше понравился из наших рассказчиков? Чем?  2­ой ведущий:  А кто авторы этих сказок? Да, автора у этих сказок нет.  Народные сказки не записывались, а сохранялись в памяти людей, передавались  из уст в уста. Никто не знал имён их создателей. Поэтому  мы и говорим, что  творцом их — был народ. 1­ый ведущий: Но сказки не только слушали, не редко их разыгрывали.     Начинается инсценировка сказки Высотской «Золотое яичко».  ( под песню «Сени», которую исполняют девушки  выносят стол для инсценировки, яичко, самовар,  баранки. Выходят участники) 1­ая девушка:  Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать, да сказочку  послушать. 2­ая девушка:  Жили ­ были дед да баба, была у них курочка Ряба, Снесла  курочка яичко не простое, а золотое.. БАБА:  Эй, старик, проснись скорей!  ДЕД:  Волки что ли у дверей, ты чего шумишь старуха?! Баба: Да смотри, что я нашла: наша курочка­пеструха под кустом яйцо снесла! Дед:  Ну, снесла, какое дело! Что ты баба, обалдела?!  Баба:  Да яйцо то не простое! Ты гляди­ ка, золотое! Дед:  Золотое, в самом деле? Мы с тобой разбогатели! Баба:  Погляди ­ горит как жар.Дед: Не случился бы пожар Баба: Ох, горит, слепит глаза!  Дед: Чудеса!  Баба: Чудеса!  Дед: Ты в сундук запри его. /раздаётся стук в дверь/ Баба: Нету дома никого! Ишь, соседей, как на зло, ненароком принесло. Дед: Ты ­ поди, запри засов. Да спустить бы надо псов. Баба:   /возвратившись/   В  среду  в  город  я  поеду,  Там  базар  бывает  в  среду, Богатеев много там, Им яичко я продам, Как дадут мне денег груду, накидают мне рублей, На сапог себе добуду я сибирских соболей, Вот обновок накуплю, я разных юбок 40 штук, Шаль в цветочках голубую до краёв набью сундук. Дед: Что ты мелишь небылицы, ишь сыскалась молодица, Наряжаться в разный  хлам, нет уж если мы богаты , Я построю вместо хаты — трёхэтажного палаты.  И беседки по углам. БАБА: Наказанье с глупым мужем, что ты, старый, не блажи, Мы живём других  не хуже, ни к чему нам этажи! А за эти, за беседки, засмеют тебя соседки. Дед: Пусть смеются, мне не жалко Баба: Да уймись ты, не кричи, вон упала на пол скалка, Чугуны гремят в печи,  ох, не мил мне белый свет! Дед: Я хозяин или нет?! /стучит кулаком/ Баба: Ох, яичко покатилось, покатилось и разбилось, И скорлупки не осталось,  всё куда­то подевалось!  Дед: Ну чего мы затужили, от чудес одна беда, Будем жить как прежде жили и  работать, как всегда. Баба: И шубёнку можно справить можно и подправить можно дом. Дед: Это то, видать, надёжно, что даётся нам трудом, Открывай старуха дверь,  что нам прятаться теперь. Эй, соседка!  Баба: Эй, сосед! Забывать друзей  не след, Заходите на часок, У меня хорошквасок, И варенья и соленья ДЕД И БАБА: /вместе/  Заходите без сомненья! Без стесненья!  ( девушки исполняют песню «Сени») 2 ­ой ведущий: А ещё с давних времён народ создавал не только сказки, но и  другие произведения. 1­ый ведущий: Какие ?  (Учащиеся называют: пословицы, поговорки, скороговорки, прибаутки, считалки, загадки) 1­ый ведущий:  А  какие  посиделки  без  прибауток  и  небылиц?  Они  могут  быть очень разными: то это песенки, то стихи, то коротенькие рассказики­разговоры, но главное они всегда веселые. 2­ой  ведущий:  И  прибаутками,  и  небылицами  запрещалось  только  одно:  быть нескладёхами и неряхами. И звучат они красиво и запоминаются легко. (Девушки рассказывают прибаутки и небылицы) Девушка первая: Шла торговка мимо рынка споткнулась о корзинку                               И упала в яму бух ­ проглотила сорок мух. Девушка вторая: Бегал заяц по болоту он искал себе работу                                До работы не дошел сам заплакал и пошел. Девушка третья: Чепуха­чепуха – это только враки                                 Куры съели петуха ­ говорят собаки. Девушка четвертая: Рано утром вечерком, поздно на рассвете                                       Баба ехала пешком в ситцевой карете. Инсценировка про «Фому и про Ерему» (на переднем плане сцены, прижавшись, друг к другу спиной стоят Фома и Ерема. С обеих сторон девочки (5­6 человек) они поочередно читают слова) 1­ая: уж как жили­то два брата ­ Ерема да Фома. 2­ая: Что Ерема, что Фома ­ два удалых молодца. (Фома и Ерема поворачиваются друг к другу)Ерема: Пора брат Фома – землю пахать! Рожь засевать. (обходят один слева, другой справа за спинами девочек встают по центру на заднем плане. Во время исполнения частушек отбивают ритм на ложках) 3­ая: Ерема простота купил лошадь без хвоста. 4­ая:  А Фома – то волокита купил лошадь без копыта. 5­ая:  У Еремы – то гнедая, у Фомы – то вороная. 6­ая:  Вот Еремина не едет, у Фомы – то не везет. (Фома и Ерема изображают понукание лошадей, повернутых спиной друг к другу) Фома: Эх,  бросим–ка,  Ерема с тобой это ремесло. Ерема: Давай­ка, брат Фома, лучше деньги ковать! ( Изображают, как куют на наковальне) 1­ая: Вот Ерема стал ковать. А Фома­то поддувать. 2­ая: У Фомы то не дует, у Еремы не куёт. Все девочки: Ах,  Фома, да Ерема, сидели бы дома,                        Смотрели бы стружки, ребячьи игрушки. Фома: Эх, бросим­ ка Ерема с тобой это ремесло! Ерема:  А давай­ка брат Фома по селеньям ходить                Да народ веселить! (выходят на передний план) Фома: (приговаривает)              Вы послушайте ребята, моей сказки небогатой             От конька­горбунка, от медведя­плясуна (поет частушки)            По Заволжской улицы едет кот на курице,             А лиса на петухе, а Ерема на свинье. Ерема:  Кто? Кто? Кто? Фома: Дедушка Пихто ­ да бабушка Никто!Девочки поют: Чепуха, чепуха – это просто враки.                             И Ерема, и Фома ­ мастера на враки. Ерема (приговаривает):                             Ехала деревня середь мужика,                              Глядь из­под собаки лают ворота. (Поет) Доктор едет на свинье, балалайка на спине А по Волге по реке – плывет Маша в решете.                               Говорит, кланяется.                              Тебе поклон послала. Фома: Кто? Ерема: Маша. Фома: Какая Маша? Ерема: Маша да не ваша. (вместе поют) Вместе:  Чепуха­чепуха это просто враки                   И Ерема, и Фома – мастера на враки. Ерема: Полно красны девицы попусту болтать.             Надо красны девицы – выйти и сплясать. (Фома и Ерема отходят на задний план. Выходит группа девушек.) Ведущие: 1­й Желанными гостями на таких поседелках­были и скороговорки. Ведущие:2­й Вот тут и начиналось настоящее состязание! Для скороговорки  важно, чтобы её произнесли не только как можно скорее, но и чисто и красиво.  Ведь недаром народ дал скороговоркам ещё одно имя­чистоговорки. Итак, состязание начинается: кто первый? Девушка: 1­я Ты худ, я худ. Сядь худ на худ.                         С худа не свались худом подопрись. Девушка: 2­я Говорит попугай ­ попугаю Я тебя попугаю.Девушка:3­я Носит Сеня в Сени – сено, Спать на сене будет Сеня. Учитель: Ребята, а вы знаете скороговорки? Расскажите нам. Ведущие: 1­й Долог зимний Вечер. Горит потрескивает берёзовая лучина, тени  бегают по стене, разливается тепло от русской печки…     (Раздаётся стук в дверь – входит Лесовик)  Лесовик:­ Здравствуйте, люди добрые! Я пришёл к вам издалека. Угадайте где  я живу, откуда пришёл: Дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт, заходи в зелёный дом –  чудеса увидишь в нём. Что это за дом? Правильно пришёл к вам из лесу. В моём  заповедном лесу каких только подарков нет. Там, где в травах ветер сладкий, где за полем бор стеной, собираю я загадки в  кузовик берестяной. Что в нём лежит, вы узнаете, коль загадки отгадайте. Иду я ельником после  дождя, смотрю:  В лесу под ёлкой крошка­ Только шапка да ножка. Достаёт из кузовка крохотный грибок в моём лесу растёт кустарник, а в нём:  Мальчик – крошка в костяной одёжке, У этого мальчика шапочка зелёная до  ушей надвинута. Что это за мальчик?  (Дети отгадывают и он достаёт и называет лесные орехи). В моём лесу под деревом Андрейки – всё в тюбетейках. Что такое? (Достаёт жёлуди). Вот какой мой лес. Полон загадок и чудес!  Девушка: Устали вы наверное Лесовичёк издалека пришли                  Отдохните немного у нас, чайку попейте.                  А вы ребята загадки знаете? Очень хочется послушать,                  Кто сумеет загадать сложную, а кто окажется самый сообразительный.Сделаем так: посчитаемся, на ком закончится считалочка, тот и загадывает. Считалки: На мосту сидит кукушка Скуковала раза три Кто вышел? Это верно ты Под горою у реки живут гномы­старики  У них колокол висит, рассеребряный звонит  Дини­дини­дини­дон! Выходи из круга вон!  (После каждой считалки дети загадывают загадки. Вдруг девушка берёзка обнаруживает, что у неё пропал кокошник, ищет, не может найти.) Девушка­берёзка: Кто взял мой кокошник? Что же мне делать? Другая девушка: Я знаю волшебное слово, и мы сейчас найдём у кого он. Смотрите: на воре и шапка горит. (Один мальчик хватается за голову, чем и выдаёт себя, кокошник возвращает хозяйке.) Конкурс пословиц. Девушка­берёзка: А кто угадает, какое волшебное слово помогло мне отыскать кокошник? (пословица). А что это такое?(ответы учащихся). Отгадайте пословицу по одному слову: …не воин(один в поле не воин) А теперь закончите пословицу: На Москву идти…(головы не снести) Пусто…(словно Мамай прошёл) За правое дело:...(стой смело) А теперь посоревнуемся. Разделимся на две команды, сначала одна команда  называет пословицу, а другая объясняет её прямой переносный смысл и  придумываем ситуацию, в которой уместно её употребить затем тоже делает  другая команда. (Идёт соревнования команд).  Ведущие 1­й: Быстро летит время… Пора по домам расходиться. А напрощание расскажу одну сказочку. Согласны? Жил­был царь, у царя был двор… Как вы думаете интересную я вам расскажу  сказку?  Только какую? Про журавля и овцу хотите ли? Вокруг кольца ходили  журавль да овца, съели они стожок сенца. А не сказать ли с конца? Сказать Ведущие 2­й: Нет уж! Давайте я вам расскажу другую… Слушайте! В одном  болоте жила­была лягушка по имени, по отчеству Квакушка, вздумала лягушка  вспрыгнуть на мост, присела да и завязала в тину хвост! Дёргала, дёргала,  дёргала – выдернула хвост, да завязила нос. Дёргала, дёргала – выдернула нос,  да завязила хвост. Ведущие 1­й: Что же ты рассказываешь? Совсем как испорченная пластинка. Ведущие 2­й: Ребята, вот такими сказками нарочно­поддевали слишком  доверчивых людей. Дразнили долго, пока любители сказок не догадывались, что  их разыгрывают. Это докучные сказки от лова «докучать»: слушатели докучали  сказочнику, а сказочник – слушателям. (Выходят старшеклассницы с пирогами и блинами): Старшеклассницы: ­А вот и блины, пироги поспели, вкусные да пышные  Угощайтесь гости дорогие! Ведущие 1­й: И как в старых добрых сказках, мы приглашаем вас на пир Ведущие 2­й : Вам сказка, а нам бубликов вязка. Ведущие 1­й : Вам – сказки, а нам пироги да сладости. Инсценировка «У самовара»  (Дети стоят свободно, лицом к зрителям, на передний план выходит девочка с самоваром.) Девочка с самоваром: ­Я иду, иду, иду самовар в руках несу, прибауточки  пою.Все:          Ой чай, крепкий чай, пейте чай­чаёчек,                       чтобы радость приносил кадый день­денёчек. 1­й мальчик: Чай пить не дрова рубить! 2­й мальчик: У самовара не скучаем, разговор ведём за чаем!             Все:   Ой, чай, крепкий чай, пейте чай­чаёчек,                      чтобы радость приносил кадый день­денёчек. Солистка: Если б не было воды, не было б и кружки. Девочки:    Если б не было девчат кто бы пел частушки? (Во время музыкального звучания дети разными движениями в стиле русского народного танца перестанавливаются в полукруг: с одной стороны девочки, с другой – мальчики. Поют по очереди.) Девочки:    Чай с вареньем и с малиной с кренделями и поклоном. Мальчики: После бани свежий чай русским удальцам подай! Девочки:     Он бальзам от всех болезней, и напитка нет полезней. Мальчики:  Кто здоровым хочет быть, больше чая надо пить. Девочки:      Мы за чаем не скучаем вместе песни сочиняем. Все:              Рады всех вас пригласить, вволю чаем напоить.                        Ой, чай, крепкий чай, пейте чай­чаёчек,                        Чтобы радость приносил кадый день­денёчек.   Литература.1) Журнал  «Затейник» №13 1984 год. 2) Деревенские посиделки/Коваль А.В./ 3) Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов  «Ярославль «Академия развития» 1997 год. 4) Журнал «Литература в школе» №5 сентябрь, окт. 1990г.стр.110.