Проблемно-дискуссионный урок "Русь в XIII веке: между Западом и Ордой"
Оценка 4.6

Проблемно-дискуссионный урок "Русь в XIII веке: между Западом и Ордой"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
история
6 кл—10 кл
05.03.2018
Проблемно-дискуссионный урок "Русь в XIII веке: между Западом и Ордой"
Проблемно-дискуссионный урок "Русь в XIII веке: между Западом и Ордой" Цели: • обобщить и углубить знания по изученной теме; • помочь учащимся увидеть прошлое и современность в причинно-следственной связи • развить навыки исследовательской работы у учащихся; • вызвать чувство интереса к прошлому нашей страны Задачи: • выделить особенности исторических условий развития Русского государства в XIII веке; • определить причины, повлиявшие на исторический выбор Александра Невского; показать сложность морально-нравственного выбора и личной ответственности исторического деятеля; • дать основы исторического анализа различных источников; развить навыки интерактивной, групповой работы.
Проблемно-дискуссионный урок.doc
Проблемно­дискуссионный урок "Русь в XIII веке: между Западом и Ордой" Цели:     обобщить и углубить знания по изученной теме; помочь учащимся увидеть прошлое и современность в причинно­следственной связи развить навыки исследовательской работы у учащихся; вызвать чувство интереса к прошлому нашей страны Задачи:    выделить особенности исторических условий развития Русского государства в XIII веке; определить причины, повлиявшие на исторический выбор Александра Невского; показать  сложность морально­нравственного выбора и личной ответственности исторического деятеля; дать основы исторического анализа различных источников; развить навыки интерактивной,  групповой работы. Оборудование: проектор, презентация к уроку, листы А3, маркеры. 1. Организационный момент. Разбивка на группы. В истории нашей страны не раз возникали такие переломные моменты, когда речь шла о самом  существовании Руси, о том, сумеет ли она уцелеть, сохранить свою государственность, свою  этническую самостоятельность или исчезнет с карты Европы. К обсуждению одного из таких  моментов в истории России мы сегодня и обратимся. Предлагаю раздать учащимся репродукции трех картин, разрезанные на части по количеству  учащихся в группе. Собрать их на трех столах и таким образом сформировать три проблемно­ аналитические группы для обсуждения темы урока. 2. Обозначение проблемы урока. Вывести 1 слайд ­ Внимательно, рассмотрите репродукции картин, их авторы художники XIX­XX века. Определите,  событиям какого века русской истории все они посвящены, что за события отражают? Формулирование темы. Вывести слайд 2. Русь в XIII веке: между Западом и Ордой ­ XIII век ­ переломный период нашей истории, когда народу и князьям предстояло сделать сложный  выбор между двумя мировыми силами. Чтобы понять всю сложность исторической ситуации, нам  необходимо погрузиться в ту эпоху и вспомнить основные события, связанные с этой ситуацией. Стадия погружения и повторения материала. На листе группы записывают даты, термины и имена, которые связаны с обозначенной нами эпохой ­ Русь в XIII веке. Вывесить полученные рабочие листы на доску. Обсудить. Отметить правильность выполнения.  Выделить красным 1240 и 1242 гг. ­ Почему важны именно эти даты и с чьим именем они связаны? Формулирование и уточнение проблемы. Вывести слайд 3. ­ Это был личностный выбор Александра Невского. Трудно пришлось в то время и русскому пахарю и русским князьям и ратникам. Две силы неслись на  их земли: с запада на мощных конях закованные в броню рыцари, с востока ­ на маленьких мохнатых и выносливых конях монголы ­ кочевники о трех луках, притороченных к седлам и сменными конями. Вывести слайд 4. ­ Какой выбор предстояло сделать в этих условиях русскому народу? ­ Кто должен был его осуществить? Сложный выбор предстоял князю Александру Невскому, сыну великого владимирского князя  Ярослава Всеволодовича. Обозначение основных задач для решения поставленной проблемы.  Чью сторону принять?  С кем, а значит, и против кого заключать союз?  Какова будет цена выбора?  Как сохранить веру? Никто не мог тогда определить, что лучше. Любой выбор был страшен. Главная цель была ­ Выжить!  Но вопрос, какой ценой? Вывести слайд 5. ­ Русь, обескровленная и раздробленная, была зажата между владениями Ордена, Швеции и Дании,  Польши и Венгрии, Литвой ­ и Золотой Ордой. Предстояло решить: С кем и против кого иметь союз? 3. Работа дискуссионных групп. ­ Давайте представим себя на месте Александра Невского. Какой выбор и почему сделаете вы? Деление групп по позициям.   1 группа: За Запад ­ против Орды. 2 группа: За Орду ­ против Запада. ­ А был ли третий путь? В истории нет сослагательного наклонения, но ведь мы можем поразмыслить  и над возможными вариантами развития. ­ А кто, по­вашему, мог занять совершенно обособленную позицию от двух выше изложенных. Это  должна, вероятно, быть позиция тех, до кого не смогли добраться ордынские отряды, и кто устоял  под ударами крестоносцев. 3 группа: Новгородцы. ­ Вам дается 4­5 минут для того, чтобы сформулировать в группе аргументы и контраргументы к своим позициям. За Запад ­ активизация торговли ­ освобождение от дани ­ освобождение от вассальной зависимости ­ развитие демократических элементов городского  За Орду ­ религиозная веротерпимость ­ сохранение территориальной  самостоятельности ­ сохранение княжеской власти самоуправления ­ развитие частной собственности ­ приобщение к западной культуре ­ высокая агрикультура немецких колонистов Против Орды ­ набеги ­ "ордынский выход" ­ разрушение городов, упадок вече ­ упадок ремесла и хозяйства ­ увод в плен людей ­ низкий уровень развития монголов ­ прекращение развитие частной собственности ­ вассальная зависимость князей ­ деспотическая власть ханов ­ нарушение баланса прав и обязанностей ­ монголы не расселяются на русских  землях ­ сохранение культуры, языка, Русской  Правды ­ союз и помощь в борьбе с западной  экспансией Против Запада ­ окатоличивание ­ онемечивание ­ захват русских земель ­ юридическое неполноправие русского  населения ­ угроза ликвидации власти русских  князей ­ утверждение собственной власти  завоевателей Первыми выступает группа с позицией "За Запад" (слайд 6) ":А от вас учения не примем". Вторыми выступает группа с позицией "За Орду" (слайд 7) "Не в силе Бог, а в правде:Мы же  устояли и стоим прямо". Уточняющие вопросы представителей групп друг другу. Комментарии учителя к ответам  учащихся. Группе "Новгородцев" помочь в организации представления своей позиции. ­ Прочтите поэтический текст, постарайтесь выделить в нем обоснование своей  позиции. (Предлагаю вашему вниманию отрывок, сочиненный учителем истории МАОУ "Лицей №3" г. Чебоксары Рузовой И.Б.) ­ Нам Ордена не нужно! ­ И ни к чему Орда! Себе мы скажем дружно: "Мы сами ­ Господа". ­ Татар мы не боимся И немцев­иноверцев. "В Кремле мы отсидимся", ­ Решают новгородцы. ­ А коль платить придется Ливонцам­меченосцам? ­ То золото найдется,  Богаты новгородцы! ­ Мы поднимем все пятины, Кинем клич во все концы. Ни пред кем не гнем мы спины, Новгородцы ­ молодцы! ­ Вам ясен выбор новгородцев? ­ Как вы оцениваете, ребята, выбор новгородцев? ­ Новгородцы предлагают путь политической обособленности, политического сепаратизма от  остальной Руси. Но это путь был тупиковый, ведущий к сохранению и усугублению раздробленности.  Александр Невский понял эту опасность уже в XIII веке. В 1257 г. он жестоко покарал Новгород за  отказ принять ордынских численников, но иначе пострадали бы все русские земли и города. Обобщение работы групп и выводы. Это был очень сложный выбор. И Александр его сделал ­ :. (в пользу Орды). 4. Работа по анализу фрагментов исторических источников. Раздать распечатки текстов.  Слайд 8. ­ Как современники, на ваш взгляд, отнеслись к выбору Александра Невского? Сами современники неоднозначно оценивали выбор Александра Невского. Мы убедимся в этом,  прочитав и разобрав два небольших фрагмента из источников XIII века. ­ Прочитайте два небольших фрагмента (из "Жития святого и благоверного князя Александра  Невского" и летописный фрагмент) и определите, какую позицию занимают их авторы по  отношению к князю, чем они ее аргументируют? "После смерти отца своего пришел князь Александр во Владимир в силе великой. И был грозен приезд его, и промчалась весть о нем до устья Волги: Решил князь Александр пойти к царю в Орду, и  благословил его епископ Кирилл: Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей  стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды". "Господи, доколе нам между собой ссориться и наводить татар; лучше бежать в чужую землю, чем  дружиться с татарами и служить им!" ­ А что же было самым важным и самым главным аргументом, определившим выбор Александра? Поставить Русь по возможности в такие отношения к разным врагам, при которых она могла бы  удержать свое существование. Ответом Александра Невского стало сохранение собственной веры,  духовно­религиозной самостоятельности, национального самосознания. Дело и путь Александра  будет продолжен его сыном и внуками. Из духовного завещания Симеона Гордого, правнука  Александра Невского: "слушать владыки Алексея и старых бояр, дабы не престала память родителей  наших и наша, и свеча бы не угасла". 5. Обобщение и вывод по уроку, межкурсовые связи. ­ Но имя Александра Невского не осталось символом только XIII века. Оно зашагало через века: В XVI веке он был причислен к лику святых (слайд 9). Это время, когда части бывшей Золотой Орды  будут завоеваны царем Иваном IV. В XVIII веке стал патроном СПб, и его мощи в 1724 г. по приказу Петра I перенесут в Александро ­  Невскую лавру (слайд 10). В это время Россия завоюет земли в Прибалтике и выход в Балтийское  море. При Екатерине I будет учрежден Орден св. Александра Невского (слайд 11). Девизом его станут  слова: "За труды и Отечество". В 1942 г., когда советские народ на берегах Волги сдерживал натиск фашистских войск, будет  учрежден полководческий Орден Александра Невского. В статуте его будет записано: "За выбор  удачного момента для внезапного, смелого и стремительного нападения на врага и нанесение ему  крупного поражения с малыми потерями для своих войск" (слайд 12). В 2008 году в национальном проекте "Имя Россия" имя Александра Невского заняло первое место  (слайд 13). И это ­ признание поколений!

Проблемно-дискуссионный урок "Русь в XIII веке: между Западом и Ордой"

Проблемно-дискуссионный урок "Русь в XIII веке: между Западом и Ордой"

Проблемно-дискуссионный урок "Русь в XIII веке: между Западом и Ордой"

Проблемно-дискуссионный урок "Русь в XIII веке: между Западом и Ордой"

Проблемно-дискуссионный урок "Русь в XIII веке: между Западом и Ордой"

Проблемно-дискуссионный урок "Русь в XIII веке: между Западом и Ордой"

Проблемно-дискуссионный урок "Русь в XIII веке: между Западом и Ордой"

Проблемно-дискуссионный урок "Русь в XIII веке: между Западом и Ордой"

Проблемно-дискуссионный урок "Русь в XIII веке: между Западом и Ордой"

Проблемно-дискуссионный урок "Русь в XIII веке: между Западом и Ордой"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018
Посмотрите также: