«Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич
М.Ю. Лермонтов
Цели и задачи темы:
• Образовательные: сформировать представление об исторической эпохе, в которой протекала деятельность Ивана Грозного, осознание ее противоречивости; Обратить внимание, на изменения в политической жизни страны в XVI веке; Оценить реформы и опричнину, которые были проведены Иваном Васильевичем;
• Развивающие: способствовать формированию оценочных суждений об эпохе Ивана Грозного, побудить учащихся к размышлению над трагической страницей отечественной истории.
• Воспитательные: продолжить формирование уважительного отношение к чужому мнению, продолжить формировать умение давать собственную оценку историческим событиям, продолжать воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому своей страны и ее политическим деятелям.
Тип урока: получение новых знаний.
Форма урока: проблемная лекция с элементами лабораторной работы.
Время изучение темы: 2 учебных часа.
Россия в эпоху Ивана Грозного.doc
Россия в эпоху Ивана Грозного
«Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич
М.Ю. Лермонтов
Цели и задачи темы:
Образовательные: сформировать представление об исторической эпохе, в которой протекала деятельность Ивана
Грозного, осознание ее противоречивости; Обратить внимание, на изменения в политической жизни страны в XVI
веке; Оценить реформы и опричнину, которые были проведены Иваном Васильевичем;
Развивающие: способствовать формированию оценочных суждений об эпохе Ивана Грозного, побудить учащихся к
размышлению над трагической страницей отечественной истории.
Воспитательные: продолжить формирование уважительного отношение к чужому мнению, продолжить формировать
умение давать собственную оценку историческим событиям, продолжать воспитывать уважительное отношение к
историческому прошлому своей страны и ее политическим деятелям.
Тип урока: получение новых знаний.
Форма урока: проблемная лекция с элементами лабораторной работы.
Время изучение темы: 2 учебных часа.
Оборудование урока: историческая карта «Россия в XVI веке»,учебник «История России» А.Н. Сахаров, тетради учащихся,
таблицы «Реформы Ивана IV и Избранной рады», «Основные события внешней политики России в XVI веке» ,компьютерные
презентации учителя.
План изучения темы:
I.
II.
III.
IV.
Внутренняя политика Ивана Грозного: «Реформы Избранной Рады»;
Опричнина;
Внешняя политика России в xvi веке;
Последствия и значение правления Ивана Васильевича.
Проблемные вопросы по теме:
Иван Грозный – реформатор или сумасшедший тиран?
В чем вы видите несоответствие между реформами Ивана Грозного и плачевным состоянием России в конце его
правления?
Можно ли назвать опричнину реформой? Чем она отличается от всех других преобразований Ивана IV?
Тема 1 урока: «Внутренняя политика России в XVI веке»
План урока:
Этапы правления Ивана Васильевича IV:
1.
2.
3.
4.
этап 15331538 гг. Регенство Елены Глинской;
этап 1538 1547 гг. Боярское правление;
этап 1547 1564 гг. Реформы Избранной рады ;
этап 1565 1572 гг. Опричнина.
Основные понятия:
Реформа – это преобразование какой либо стороны общественной жизни, не уничтожая основ существующих социально –
экономических и политических структур. Сословно – представительная монархия форма феодального государства, при которой власть монарха сочетается с органами
сословного представительства (Земские соборы).
Опричнина (опричь кроме) политика Ивана Грозного, приведшая к разделу земель русского государства на
Земские(боярские) и опричные(государев удел) с царским двором и особым войском. Сопровождалась террором и
репрессиями как средством достижения политических целей.
В начале урока классу предлагаются высказывания историков (приложение 1) с целью определить оком идет речь и затем
объявляется тема урока.(слайды 16)
Ход урока
Определяются периоды правления Ивана Грозного ( слайд 7);
Устанавливается родословная русских князей периода централизации России (слайд 8):
При каком князе было создано централизованное государство?
Кто завершил собирание земель вокруг Москвы?
Этапы правления Ивана грозного:
1 этап 15331538 гг. Регентство Елены Глинской
Борьба с братьями Василия III ( Юрием Дмитровским и Андреем Старицким) – Казнены;
Реформы Елены Глинской:
Денежная реформа( утверждение единой общегосударственной системы счета. Введение копейки.)
Унификация всех мер.
Укрепление Москвы. Строительство стен Китайгорода
2 этап 1538 1547 гг. Боярское правление;
Борьба за власть боярских группировок Шуйских и Бельских.
Пагубное влияние оказывали на психику малолетнего Ивана.
Дестабилизация положения в стране.
3 этап 1547 1564 гг. Реформы Избранной рады ;
Венчание Ивана Васильевича на Российский престол 16. 01. 1547 года.
Причины и значения венчания:
уравнивало по чину ИванаIV с восточными соседями( ханами бывшей Золотой Орды);
превращение Руси в Российское государство как бы предопределило ее значение как «Третьего Рима» центра
православия после падения Византии;
царский титул ставил Ивана IV выше европейских королей;
провозглашение Ивана Грозного царем резко возвысило его над другими русскими князьями, что прекратило борьбу
за власть;
ритуал венчания Ивана Васильевича на царство имел значение для православной церкви. Утверждая единодержавие
и возвышая авторитет самодержца как наместника Бога.
Рассмотрение вопроса о создании «Избранной рады».
Таблица: реформы Ивана IV и Избранной рады
Дата
Содержание реформы
Значение и последствия
/заполнение таблицы самостоятельно используя учебник « История России» Сахаров Л.Н. начало заполнения в классе, а
закончить дома/
Возвращение к познавательным вопросам: Иван Грозный – реформатор или сумасшедший тиран?
В чем вы видите несоответствие между реформами Ивана Грозного и плачевным состоянием России в конце его
правления?
/ Обсуждение вопросов с учащимися/
Домашнее задание: параграф №25, заполнение таблицы « Реформы Ивана Грозного и Избранной рады».
Россия в эпоху Ивана Грозного
Россия в эпоху Ивана Грозного
Россия в эпоху Ивана Грозного
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.