Детали картин Питера Брейгеля и некоторых других художников.
Оценка 4.6

Детали картин Питера Брейгеля и некоторых других художников.

Оценка 4.6
Презентации учебные
ppt
МХК
08.02.2022
Детали картин Питера Брейгеля и некоторых других художников.
деталикартинсевренессанс.ppt

Шумовка и мертвец в кустах: детали с картин фламандских художников

Шумовка и мертвец в кустах: детали с картин фламандских художников

Шумовка и мертвец в кустах: детали с картин фламандских художников

Всем, кто подолгу рассматривал картины фламандских мастеров

Всем, кто подолгу рассматривал картины фламандских мастеров

Всем, кто подолгу рассматривал картины фламандских мастеров Северного Возрождения, знакомо чувство, когда вдруг обнаружи­ваешь где-нибудь в углу изображения совершенно неожиданную деталь.
Это может быть предмет, человек, животное или даже целая сценка. Часто такие детали почти невоз­можно заметить сразу:
по замыслу художников, радость находки должна была усилить удовольствие от созерцания картины.

А иногда детали хорошо заметны, но их скрытый символизм непонятен современному зрителю.

Питер Брейгель Старший. Падение

Питер Брейгель Старший. Падение

Питер Брейгель Старший. Падение Икара. Конец XVI века 73,5 × 112 см

Нога Икара «Падение Икара» Питера

Нога Икара «Падение Икара» Питера

1. Нога Икара

«Падение Икара» Питера Брейгеля Старшего   отсылает к известному сюжету древнегреческой мифологии. Улетая вместе со своим отцом Дедалом с Крита, Икар слишком высоко поднялся к солнцу, и оно растопило воск, которым были скреплены самодельные крылья. Мальчик упал в воду и погиб. 

Долгое время считалось, что эта картина была написана самим Питером Брейгелем Старшим, но исследования,
проводившиеся с начала 1990-х годов, показали, что это очень хорошая, но все же копия, написанная вскоре после
смерти мастера. Во времена Брейгеля практика копирования картин была чрезвычайно распространена. В Брюсселе
хранится и другая копия «Падения Икара» — в Музее ван Бюренов. Оригинал картины утерян.

Если вам еще не удалось отыскать на картине

Если вам еще не удалось отыскать на картине

Если вам еще не удалось отыскать на картине Икара, присмотритесь к морю возле корабля справа: из воды торчат ноги тонущего мальчика

Главными героями кажутся пахарь и пастух

Главными героями кажутся пахарь и пастух

Главными героями кажутся пахарь и пастух. Брейгель взял их из текста «Метаморфоз» Овидия, но если у поэта они с изумлением следят за полетом Дедала и Икара  , то у художника пахарь и рыбак (в правом нижнем углу картины) занимаются собственными делами, не обращая внимания ни на что вокруг, а в небо смотрит только пастух. Правда, Дедала не видно, так что еще неизвестно, что именно привлекло его внимание. 

«Каждый, увидевший их, рыбак ли с дрожащей удою,
Или с дубиной пастух, иль пахарь, на луг приналегший, 
Все столбенели и их, проносящихся вольно по небу, За неземных принимали богов.»

Детали картин Питера Брейгеля и некоторых других художников.

Детали картин Питера Брейгеля и некоторых других художников.

На ветке возле рыбака сидит куропатка

На ветке возле рыбака сидит куропатка

На ветке возле рыбака сидит куропатка. Она тоже есть у Овидия: в «Мета­морфозах» куропатка видит, как Дедал хоронит останки сына, и квохчет от радости. На самом деле это племянник Дедала и его бывший ученик Талос. Учитель позавидовал таланту Талоса и сбросил его с афинского Акрополя, но богиня Афина превратила падающего юношу в птицу. 

Еще одна любопытная деталь на этой картине — человек в кустах на краю вспаханного поля

Еще одна любопытная деталь на этой картине — человек в кустах на краю вспаханного поля

Еще одна любопытная деталь на этой картине — человек в кустах на краю вспаханного поля. Художник нарисовал лежащего на спине человека. Полагают, что это отсылка к пословице «Плуг не останавливается из-за мертвеца» (смерть одного человека не может прекратить обычного течения жизни), и это тоже своего рода комментарий к падению Икара.

Крестьяне покупают сувениры Питер

Крестьяне покупают сувениры Питер

2. Крестьяне покупают сувениры

Питер Брейгель Младший. Кермесса   с театральным представлением и процессией. 1 половина 17 века 161 × 290 см

Эта картина целиком состоит из мелких деталей, и можно провести полдня, разглядывая и изумляясь им

Эта картина целиком состоит из мелких деталей, и можно провести полдня, разглядывая и изумляясь им

Эта картина целиком состоит из мелких деталей, и можно провести полдня, разглядывая и изумляясь им. Собственно, в этом и заключалась задумка автора: сделать картину привлекательной и развлекательной для заказчика.
Картины из быта крестьян первым стал писать Питер Брейгель Старший. Конечно, и до того крестьяне изображались художниками, но никогда раньше они не были главными героями — только забавными персонажами на полях или фигурками, иллюстрирующими труды разных месяцев в календарях.
Для современников отца и сыновей Брейгелей эти работы были прежде всего юмористическими. Быт и нравы крестьян вызывали смех своей простотой и грубостью — подобные картины покупали очень зажиточные буржуа или аристократы, находившие, очевидно, удовольствие в рассматривании деталей столь далекого для них образа жизни и сравнивавшие свою утонченность и деликат­ность манер и одежд с вульгарными занятиями обычных людей.

За театральной сценой, у церковной ограды, устроены ларьки для продажи сувениров, перед которыми толпятся крестьяне

За театральной сценой, у церковной ограды, устроены ларьки для продажи сувениров, перед которыми толпятся крестьяне

За театральной сценой, у церковной ограды, устроены ларьки для продажи сувениров, перед которыми толпятся крестьяне. Разложенных товаров не разглядеть, однако по другим подобным картинам мы знаем, что в таких ларьках продавались как религиозные сувениры (значки с изображениями святых, четки, благочестивые картинки), так и детские игрушки (деревянные лошадки, рожки, маленькие ветряные мельницы).

Видны только игрушечные арбалеты и барабаны, которые подняты над навесом ларьков

Видны только игрушечные арбалеты и барабаны, которые подняты над навесом ларьков

Видны только игрушечные арбалеты и барабаны, которые подняты над навесом ларьков. Среди взрослых покупателей затесался и ребенок, который с криком тянет руку к понравив­шейся ему игрушке.

Процессию, идущую с правой стороны в центр картины, возглавляют крестьяне с оружием — видимо, это члены корпорации арбалетчиков, своеобразного отряда самообороны

Процессию, идущую с правой стороны в центр картины, возглавляют крестьяне с оружием — видимо, это члены корпорации арбалетчиков, своеобразного отряда самообороны

Процессию, идущую с правой стороны в центр картины, возглавляют крестьяне с оружием — видимо, это члены корпорации арбалетчиков, своеобразного отряда самообороны. Такие существовали на территории Фландрии уже с кон­ца XIII века, и на знаменитом «Ночном дозоре» Рембрандта изображены члены такой корпорации в Амстердаме. За ними несут фигуры святого Губерта   и святого Антония   и хоругви; в конце идут клирики и читают молитвы. На процессию смотрят из окна дома, украшенного благочестивым изобра­жением Девы Марии. Однако мы легко можем увидеть, что основная масса крестьян не слишком благочестива: на разыгрывающуюся на сцене комедию смотрит гораздо больше народу, чем на процессию, а перед сувенирами стоит больше людей, чем перед храмом.

Святой Губерт (ок. 656 — 727) — бельгийский католический святой

Святой Губерт (ок. 656 — 727) — бельгийский католический святой

Святой Губерт (ок. 656 — 727) — бельгийский католический святой. Самая известная сцена из его жития рассказывает о встрече Губерта на охоте с оленем, между рогами которого светился крест. Из-за этого в иконографии его чаще всего изображают рядом с оленем с распятием или крестом, а сам святой считается покровителем охотников.

Святой Антоний (ок. 251–356) — христиан­ский святой. Считается, что он был первым человеком,
осознанно отгородившимся от светского мира и ушедшим жить в пус­тыню. Из-за этого его называют
отцом отшельнического монашества.

Листок с изображением святого Христофора

Листок с изображением святого Христофора

3. Листок с изображением святого Христофора

Предположительно, Робер Кампен. Благовещение. Ок. 1415–1425 годов 63,7 × 61 см

Благовещение изображено в интерьере, характерном для зажиточных бюргеров начала

Благовещение изображено в интерьере, характерном для зажиточных бюргеров начала

Благовещение изображено в интерьере, характерном для зажиточных бюргеров начала XV века — Кампен изобразил дом, в котором могли жить его современ­ники.

Над камином висит потрепанный печатный листок, прилепленный кусочками воска (еще одна деталь — один уголок отклеился), с изображением святого Христофора. 

Обычай украшать дома изображениями

Обычай украшать дома изображениями

Обычай украшать дома изображениями Христа, Богома­тери и святых был широко распространен в те времена. Но здесь есть еще и символизм, хорошо понятный современникам художника: святой Христофор несет на плечах   младенца Иисуса, как Дева Мария после получения от архан­гела благой вести понесет в себе младенца Иисуса. Именно из-за этой ассоциации святому Христофору молились женщины, у которых часто случа­лись выкидыши.

Традиция изображать святого Христофора с младенцем Христом на плечах восходит к «Золотой легенде» — очень популярному в Средневековье собранию житий святых, написанному Иаковом Ворагинским около 1260 года.Однажды Христофор, работавший переправ­щиком у бурной реки, стал переносить через реку ребенка и неожиданно ощутил такую тяжесть, будто он несет на своих плечах весь мир. Добравшись до противоположного берега, младенец сказал: «Ты не только мир перенес на своих плечах, но и того, кто создал весь мир»

Возле ног Девы Марии лежит мешочек, и может показаться, что это просто сумка, в которой могли носить что угодно

Возле ног Девы Марии лежит мешочек, и может показаться, что это просто сумка, в которой могли носить что угодно

Возле ног Девы Марии лежит мешочек, и может показаться, что это просто сумка, в которой могли носить что угодно. Но по другим изображениям XV века известно, что в таких мешочках хранили особые католические четки, розарий. Эта и прочие детали — например, сразу две книги с Писанием — подчеркивают благочестивость Девы Марии. В более ранних изображениях Благовещения Богородицу показывали за работой или на троне, как уже возвышенную избранницу Бога, но в XV веке широко распространился тип Мадонны Смирения: в комнате есть скамейка с подушкой, но Дева Мария сидит на полу.

Детали картин Питера Брейгеля и некоторых других художников.

Детали картин Питера Брейгеля и некоторых других художников.

Игрушечная колыбель Мастер легенды святой

Игрушечная колыбель Мастер легенды святой

4. Игрушечная колыбель 

Мастер легенды святой Луции  . Дева среди дев. Конец XV в. 108 × 171 см

Мастер легенды святой Луции — неизвест­ный фламандский художник конца

Мастер легенды святой Луции — неизвест­ный фламандский художник конца

Мастер легенды святой Луции — неизвест­ный фламандский художник конца XV — начала XVI века. Псевдоним дан по алтарю со сценами из жизни святой Луции, сделан­ному для церкви Святого Иакова в Брюгге.

Сюжет «Дева среди дев» часто изображался в северноевропейской живописи XV–XVI веков.
Обычно это Дева Мария с младенцем в окружении святых-девственниц, как правило мучениц,
в цветущем саду. Чтобы отличить одну святую от другой, художники наделяли их атрибутами. 

Детали картин Питера Брейгеля и некоторых других художников.

Детали картин Питера Брейгеля и некоторых других художников.

У некоторых святых есть только им присущие атрибуты, и их невозможно ни с кем спутать, но у других они могут совпадать, и иногда это превращается…

У некоторых святых есть только им присущие атрибуты, и их невозможно ни с кем спутать, но у других они могут совпадать, и иногда это превращается…

У некоторых святых есть только им присущие атрибуты, и их невозможно ни с кем спутать, но у других они могут совпадать, и иногда это превращается в проблему для исследователей.
Святую со стрелой и колыбелью можно принять за святую Урсулу, ведь она была убита стрелой гунна. Но колыбель позволяет предположить, что это святая Христина. Согласно ее житию, орудием одной из пыток, которой мучители подвергли святую деву, была раскаленная железная колыбель, наполненная кипящим маслом. Ни эта, ни многие другие казни не погубили ее, и палачам удалось убить ее только с помощью стрел, поэтому у святой Христины два атрибута. Рядом сидит святая Агата, которая держит в щипцах грудь: атрибут напоминает о пытках, которые ей пришлось перенести за свою веру.

Святая Урсула здесь тоже есть.

Святая Урсула здесь тоже есть.

Святая Урсула здесь тоже есть. Если внимательно приглядеться к читающей девушке слева, то под подолом ее платья можно заметить стрелу.

Справа и слева возле Богоматери стоят святые

Справа и слева возле Богоматери стоят святые

Справа и слева возле Богоматери стоят святые Варвара и Екатерина: их атрибуты — башню и колесо — художник вписал в узор одеяний.

Витраж в глубине церкви Петрус

Витраж в глубине церкви Петрус

5. Витраж в глубине церкви

Петрус Кристус. Благовещение и поклонение Младенцу. 1452 г 109 × 85,5 см

Две парные панели работы Петруса

Две парные панели работы Петруса

Две парные панели работы Петруса Кристуса изображают Благовещение и поклонение Младенцу. Благодаря присутствующим в пространстве картин рельефам и витражам два главных события священной истории существуют в контексте: мы видим, что им предшествовало и что произошло после.

Дева Мария принимает благую весть в помещении церкви, откуда открывается вид на идиллический уголок

Дева Мария принимает благую весть в помещении церкви, откуда открывается вид на идиллический уголок

Дева Мария принимает благую весть в помещении церкви, откуда открывается вид на идиллический уголок Брюгге с каналом и павлинами. В глубине храма, под потолком, можно заметить изображение коронования Богоматери  . Это событие из далекого будущего: коронование произошло после того, как Дева Мария родила Иисуса, прожила длинную жизнь и была взята на небо после смерти.

Коронование Богоматери — популярный сюжет в европейском средневековом искусстве

Коронование Богоматери — популярный сюжет в европейском средневековом искусстве

Коронование Богоматери — популярный сюжет в европейском средневековом искусстве. Согласно католическому учению, после смерти Дева Мария была телесно вознесена на небо. В Средние века появи­лось представление о том, что после Возне­се­ния Богоматерь была коронована Богом Отцом и Святым Духом как Царица Небесная. Этот сюжет не встречается в Священном Писании: он стал популярным благодаря «Золотой легенде» — собранию житий святых, написанному Иаковом Ворагинским около 1260 года.

Вход в церковь предваряет арка, по обеим сторонам которой стоят статуи двух пророков, предрекших явление

Вход в церковь предваряет арка, по обеим сторонам которой стоят статуи двух пророков, предрекших явление

Вход в церковь предваряет арка, по обеим сторонам которой стоят статуи двух пророков, предрекших явление Девы Марии, а выше, полукругом, слева напра­во, четыре ключевые события из жизни Богородицы: благовестие о ее рожде­нии будущему отцу девочки Иоакиму, встреча родителей Марии у Золотых ворот в Иерусалиме, Рождество Богородицы и Введение во храм, где она воспитывалась до замужества.

Такая же арка предваряет и изображение поклонения младенцу

Такая же арка предваряет и изображение поклонения младенцу

Такая же арка предваряет и изображение поклонения младенцу Христу на со­седней панели. На этот раз мы видим согрешивших Адама и Еву, их изгнание из рая (ангел с мечом, замахивающийся на Адама), жертвоприношения Каина и Авеля и убийство Каином Авеля. Послушание Девы Марии и воплощение Иисуса искупили первородный грех Адама и Евы; именно они могут привести отягощенное грехами человечество к спасению.

Детали картин Питера Брейгеля и некоторых других художников.

Детали картин Питера Брейгеля и некоторых других художников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2022