Творческий портрет композитора Я.С. Перепелицы (к 95-летию со дня рождения)

  • Иллюстрации
  • Исследовательские работы
  • Презентации учебные
  • pdf
  • 16.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

презентация с материалами по творческой биографии композитора Якова Сергеевича Перепелицы (1927-1990), включая нотные примеры, иллюстрации постановок, фото и архивные материалы
Иконка файла материала Перепелица Я.С._Творческий портрет.pdf

Творческий портрет композитора Я.С. Перепелицы

(к 95-летию со дня рождения)

Н.А. ЖУКОВА, ГПОУ «СГПК», ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

ФГБОУ ВО «СГУ ИМ. ПИТИРИМА СОРОКИНА»

(ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

АНТРОПОЛОГИИ)

Сыктывкар, 2025

2022-2023 гг.

А.Г. Осипов (100-летие)

Я.С. Перепелица (95-летие)

Яков Сергеевич Перепелица (1927-1990)

Композитор, педагог, заслуженный деятель искусств

Коми АССР (1961), заслуженный работник культуры РСФСР

(1965), лауреат Государственной премии Коми АССР (1969), член Союза композиторов СССР (1972)






Герстле Наталья Федоровна

музыковед, педагог, член Союза композиторов СССР (1989)

председатель Союза композиторов Республики Коми 1990-1991 гг.

Герстле, Н.Ф. Композиторы Коми АССР:

музыкальная культура северо-запада РСФСР: сб. статей /Н.Ф. Герстле, А. Рочев, В. Брызгалова; отв.

ред. Ю.Г.Кон, В.И.Нилова, У Ген-Ир. Петрозаводск, 1987. – 162 с.

Герстле, Н.Ф. Композиторы Республики Коми/ Н.Ф.Герстле // Композиторы Российской Федерации: сб. статей. Вып.5 / ред.-сост.

В.И.Казенин. – М.: Композитор, 1994. – С.5-42.

Герстле, Н.Ф. Север – Юг. Сыктывкар – Оренбург: сборник статей / Н.Ф.Герстле. – Оренбург: ИП Кострицын, 2012. – 352 с.

Герстле, Н. Композиторы республики Коми.

Сборник статей / Н. Герстле. – Оренбург: Издательство ИП Кострицын, 2016. – 343 с. – Режим доступа: URL:

https://neb.nbrkomi.ru/docs/common/RKOMIBIB L0000677965

Герцман Михаил Львович

Композитор, педагог, член Союза композиторов СССР (1973), лауреат

Государственной премии Коми АССР им.

В. Савина (1981), заслуженный деятель искусств Коми АССР (1988), 

заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1995)

Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени» (2005), Кавалер ордена Дружбы,  почётный деятель искусств Республики Коми.

Председатель Союза композиторов Республики Коми с 1991 г.

Герцман, М.Л. Гражданственность темы / М.Герцман // Красное знамя, 1971.12 дек. С.3 (об опере «На Илыче» Я.Препелицы)

Герцман, М.Л. Слово о музыканте / М. Герцман // Красное знамя. – 1977. – 13 окт. (О композиторе Я.Перепелице)

Герцман, М.Л. Песни Якова Перепелицы/ М. Герцман // Красное знамя. – 1984. – 28 февр.

Герцман, М.Л. Балетная симфония/ М. Герцман // Красное знамя. –

1988. – 26 янв. о балете «Домна Каликова» Я.Перепелицы

Ноты, предоставленные Театром оперы и балета Республики Коми на ознакомление аспиранту Жуковой Н.А.:

Герцман М.Л. Ожерелье Сюдбея, мюзикл: клавир. – Сыктывкар, 1979

Герцман М.Л. «Барышня-крестьянка», балет: авторский клавир (копия)

Герцман М.Л. «Снежная королева», балет: клавир (авторская рукопись копия), партитура (авторская рукопись, оригинал)

Герцман М.Л. Войпель: балет, партитура (авторская рукопись)

Носков С.А. Куратов: опера, клавир. Лондон-Сыктывкар, 2009 (копия клавира)

Перепелица Я.С. На Илыче (на русском языке), опера: клавир Сыктывкар, 1971

Перепелица Я. С. Яг-Морт: балет клавир. Сыктывкар, 1970 (копия)

Перепелица Я.С. Яг-Морт: балет (партитура): инструментовка Г.Черного (оригинал в двух томах, 1970-е)

АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

Национальный музей Республики Коми (отдел Литературный Музей И.А.Куратова). Документы, предоставленные Музеем аспиранту Жуковой

Н.А. : 

Перепелица Я.С. «Яг-Морт»: авторский клавир в 3 тетрадях, г. Сыктывкар, 1960-1961. Жуковой Н.А. сделаны фотокопии трех тетрадей – впервые, ноябрь 2020.

Рукопись партитуры «Яг-Морт» (Лесной человек) Перепелицы Я.С. тетрадь №1 1960-е гг. (33 листа). Коми АССР, г.Сыктывкар. НМРК КП-10241/210. МК-359/78

Рукопись партитуры «Яг-Морт» (Лесной человек) Перепелицы Я.С. тетрадь №2 1960-е гг. (30 листов). Коми АССР, г.Сыктывкар. НМРК КП-10241/210. МК-359/79

Рукопись партитуры «Яг-Морт» (Лесной человек) Перепелицы Я.С. тетрадь №3 1960-е гг. (32 листа). Коми АССР, г.Сыктывкар. НМРК КП-10241/210.

МК-359/80

авторские рукописи клавира балета «Яг-Морт» (1961 г.)

Авторские рукописи балета «Яг-Морт» (1961 г.) Национальный музей РК

Музыка для театра:                                                     основные сочиненияземляков-сыктывкарцев и среди них


1.               Балет «Яг-Морт». Создан в 1960 г. Поставлен в 1961 г., в Сыктывкаре.

2.               Опера «Парма шОрын» - «На Илыче». Окончена в 1969 г. Поставлена в 1971 г, в Сыктывкаре. Третья авторская редакция 1973 г.

3.               Балет «Домна Каликова». Поставлен в 1987 г., в Сыктывкаре.

4.               Оперетта «Песни к звёздам». Поставлена в 1963 г., в Сыктывкаре, Воркуте. Вторая редакция - «Ни пуха, ни пера!». Поставлена в 1974 г.

5.               Водевиль «Тидль и Дудль» (музыкальная сказка). Поставлен в 1963 г.

Кантатно-ораториальная музыка:

1.   Оратория «Рождённая Великим Октябрём», 1977 г.

2.   «Реквием» памяти трёх тысяч

брата Александра, павших в годы Великой Отечественной войны, 1981 г.

Музыка к       спектаклям Коми республиканского   драм.         театра    им.  В. Савина, среди них:

А. Арбузов. «Иркутская история», 1961 г.

Н. Дьяконов. «Квартет Николая Курочкина», 1962 г.

Г. Юшков. «Макар-Васька- сельский парень», 1963 г.

И. Потолицын. «Это было в Сыктывкаре», 1967 г.

М. Калинин. «Печорская быль», 1970 г.

Г. Юшков. «Кыськб тай эмбсь», 1971 г.

Г. Горчаков. «Йитчы-клеитчы»

(«Прилепись-приклейся»), 1983 г.


ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА

Более тридцати сочинений. В том числе:

1.          Сборник «10 пьес для одного, двух и трёх баянов на коми народные темы».

2.          Вариации для двух баянов на темы коми народных песен.

3.          «Танец оленеводов», «Доли-шели», «Палевицкая кадриль» - для баяна.

4.          Концертная пьеса для двух фортепиано на две коми народные темы.

5.          Сюита в пяти частях для оркестра народных инструментов «Праздник оленеводов»

6.          «Коми фантазия» для оркестра народных инструментов.

7.          «Концертная пьеса» для оркестра баянов.

8.          «Две коми народные песни» для оркестра народных инструментов.

9.          Пьеса «Кукушечка» для оркестра народных инструментов.

10.   Хореографическая картинка «Лисий хвост».

11.«Шуточный танец», «Танец с шапками», хореографическая картинка «Нефть».

12. Вокально-хореографическая картина «Войпук» («Посиделки») и др.

ПЕСНИ

Более 200. В том числе изданных в сборниках:

1.   «Слушай, Земля!», Сыктывкар, 1964 г.

2.   «Северяночка». Авторский сборник (25 песен), Сыктывкар, 1965 г.

3.   «Радость лесная моя». Авторский сборник (35 песен), Сыктывкар, 1968 г.

4.   «Избранные  песни  и романсы  композиторов  Коми» (6  песен), Сыктывкар, 1970 г.

5.   «Новые песни композиторов Коми» (3 песни), Сыктывкар, 1971 г.

6.«Красная рябина». Авторский сборник, Сыктывкар, 1987 г. и др.

«Дневник нашей республики»

Романсы, в т. ч. «О шуда му» (сл. В. Елькина, 1968), «Цветок с

Карского моря» (сл. С. Попова, 1968), «Баллада о партбилете» (сл. А. Безыменс кого, 1970);

Для солиста и хора — «Живи, мой край» (сл. С. Попова, 1961),

«Баллада о подвиге» (сл. А. Клейна, 1966);

Хоры, в т. ч. «Величальная

Северу» (сл. А. Мурзина, 1967), «Никто не знал» (сл. Д. Бедного, 1970);

Песни на сл. Г. Юшкова, А. Клейна, В. Кушманова, Ф. Щербакова, И. Пехтерева,

В. Попова, С. Попова и др.,

«Над речкой Вымь»(1960), «Ровесники» (1961), «Песня о Сыктывкаре» (1964)

, «Коми ань» (1968), «Письмо с Вуктыла» (1972), «Деревенька моя»(1972), « Край ты мой рябиновый», «Красная рябина», «Ты ко мне непременно придешь»;

Лирические (о любви, дружбе, молодости, семье); «в народном духе» – хороводные, частушки; патриотические, песни о Сыктывкаре, Воркуте, Ухте, Вуктыле и т.д., посвященные датам и событиям истории республики и страны, профессиям (Город юности влюбленной», «Сыктывкарское лето», «Вальс строителей ЛПК» и др.);

Сб. пионерских песен «Здравствуй, Коми земля» (1975);

Муз. Я.Перепелицы, сл. Серафима  Попова

«Ов, миян Республика!»

(«Живи, моя республика!»)

1. Эм войвылын мед – мича, мед дона му,

Сэн ключваысь сöстöмджык кывтö быд ю, А пармаыс кыпалö пыр öткодь веж, И некутшöм мич вылö сiйöс ог веж.

Ов, Коми республика, миян том му, Сöветскöй Союз тэныд козьналiс шуд.

Ов, Коми республика, миян республика, Комилöон му!...

Виктор Витальевич Кушманов (1939-2004)



Произведения на стихи В.Кушманова


Домна Каликова : балет-оратория : в 2-х частях . 1981.

Приходи сегодня в восемь : для женского вок. квинтета с фп. 1962.

Песня о счастье : из комедии Н. Дьяконова «Квартет Николая Курочкина». 1964.

Что ты знаешь, мой друг, о войне?   1965.

Синее море, белый пароход! 1967.

Синий ветер. 1967.

Солдатка. 1967.

Здравствуй, другари!  1968.

Родина! : для голоса с фп.  1968.

Не плачь, любимая . 1967.

Новогодняя песня : для голоса с фп. 1969.

Песня о солдатской дружбе .1968.

Песня о тундре : для смешан. хора в сопровожд. Баяна .1969.

Давай мы будем счастливы с тобой . 1969.

Песня о пионерской клятве! 1973.


Ай-лавью иль Ай-ю-ва : шуточная песня , 1973.

Речка Эжва: для женского хора с фп. 1973.

Такая жизнь, такая песня. 1973.

Над речкой Вымь. 1980.

А костры сияли, сияли... : из цикла «Пионерские песни». 1977.

До свиданья, страна пионерия! : из цикла «Пионерская песня». 1977.

Шёл Гайдар по Сыктывкару : из цикла «Пионерские песни». 1977.

Пионерский юбилейный марш . 1980

Снова над Вымью летят журавли… 1984.


Здравствуй, столица мира! : для смешан.      Это Родина песни твоей...  1985. хора, солистов и фп., 1981.

Все мы вместе - советский народ!

Карельская берёза. 1986.

Песня о городе Эжве. 1982.

Клянёмся тебе, музыка : для дет. хора, солиста и дух. орк. 1986 Надежда и вера - Рабочая окраина. - 1971.

деревня моя. 1983.                                                     Ровесники, 1964.

Кем я буду? : (фестивальная) : для дет. Россия, учусь у тебя!

хора и фп. 1986. К заключительному туру первого Республиканского       фестиваля Сыктывкарское лето.

музыкального      творчества   детей      и юношества Коми АССР.      Ижемская шаль.

Песня об .Инте.1985.             Из сборника «Красная рябина» (1986):

Песня об Усинске .1984.                                             Голубые дороги...

Прощай, Объячево...  1985. : Памяти Героя Край ты мой рябиновый

Советского Союза Семёна Алексеевича

Сердитова.                                                                        Шанежки-шаньги

У нас одна родимая земля : для солистов и Красная рябина хора с баяном. 1984.

Фабрика нетканка : для дет. Хора , 1982.


«Деревенька моя», сл. В.Кушманова

«Деревенька моя»:

Валерий Леонтьев и группа «Эхо» (1974)









«Яг-морт» был задуман как трагедийный спектакль со счастливым концом




Яг Морт – «боровой человек» – лесное чудище из легенды северных народов. Время действия относится к глубокой древности, когда по берегам Печоры и Ижмы жили «чудские племена», еще не знавшие земледелия, занятые охотой, рыбной ловлей, а также разведением скота. Великан Яг Морт, ростом с сосну, похожий на дикого зверя, в одежде из невыделанной медвежьей шкуры похищал скот, женщин и детей, и люди против него были бессильны. Легенда о Яг Морте была впервые опубликована в 1848 году, после чего неоднократно перепечатывалась и перерабатывалась разными авторами.

Поэма «Яг Морт» И.А. Куратова (1875) - выдающееся явление коми поэзии, поражающее философско-исторической глубиной постижения народной жизни. Яг Морт для Куратова – это образ большой обобщающей силы. Поэт самобытно трактует народную легенду о Яг Морте. Он не только придает ей современный смысл, он исследует философию коми крестьянского характера, раскрывает национально-исторические, социальные и духовные условия его формирования, которые определяют его национальное своеобразие.



Краткое содержание балета

Яг-Морт - Повелитель Лесных Духов - живёт в глухом лесу, подчинив себе всю лесную нечисть. Время от времени он тучей налетает на коми селения и похищает самую красивую девушку. Так случилось с Мадой, женой рыбака Оксы, матерью маленькой Райды (Пролог). Так, спустя много лет, случилось с самой Райдой, накануне её свадьбы с Туганом (Первое действие).

Яг-Морт уносит Райду в своё логово и старается: всеми силами уговорами, подарками, запугиванием - покорить её (Второе действие). Повелительница нечисти, ведьма Ёма помогает Яг-Морту. Но ничто не может сломить Райду, её веру и любовь к Тугану, который находит её и спасает от злых чар, вместе со старой матерью. Яг-Морт повержен.








Первые постановки «Яг-морта»

Хореографы-постановщики балета

Г. Ваховский

Л. Бордзиловская

Л. Флегматов

Б. Мягков






Действующие лица

Окса, Мада - родители Райды

Райда – молодая девушка

Туган – жених Райды

Народ: девушки, юноши, охотники и рыболовы

Яг-Морт

Ёма

Лесные жители – нечисти (пежгаги)

Композиция балета

I действие

 

II действие

Вступление

Вступление

Пролог

 

 

Райда в логове Яг-морта

Хоровод

Танец девушек с чипсанами

Пантомима Ёмы

Танец Райды

Пробуждение Райды

Танец охотников

Сцена Райды и Яг-морта (Адажио)

Танец рыбаков

Адажио Райды и Тугана

Подношение подарков

Танец-игра «Ловля оленей»

Танец Яг-морта

Выход и танцы пежгагов

Воспоминания Райды

Борьба с Яг-мортом

Похищение Райды

Апофеоз

Призыв Тугана

мир реальных дел и чувств, мир колдовских злых чар мир светлых добрых надежд

Образ Яг-Морта - олицетворение земного зла, всего жестокого и низкого. Это грозная, могучая, демоническая сила. Но это не только дьявол. Яг-Морт наделён человеческими чертами, он способен глубоко страдать, полюбив Райду. Но злая воля должна погибнуть...

Музыкально образ Яг-Морта написан традиционно: классическими средствами. Другой компонент его музыкального портрета «ползущие» нисходящие хроматизмы;

Сущностная и личностная характеристики: сущностная обретает многостороннее развитие всех составляющих её музыкальных уровней: интонационного, гармонического, тонального, ритмического, тембрового... Она находится на протяжении всего 2-го действия, вплоть до гибели Яг-Морта, в непрерывном вариантном становлении, и обогащается за счёт внедрения тем других персонажей: Райды, Мады, Ёмы, Тугана.

Разносторонне представлен образ Яг-Морта уже в Прологе (исчезновение Мады). Он начинает формироваться из «сильного порыва ветра».

Образ Ёмы изначально был задуман композитором как важный, трагический персонаж. Она была когда-то человеком, но, связав судьбу с Яг-Мортом, превратилась в ведьму, повелительницу злых духов. И в музыке балета она в большей степени человек, она страдает и ревнует, видя новое увлечение своего повелителя.

Образ Ёмы дан дважды: в начале 2-го действия и в танцах нечисти. Однако на протяжении короткого музыкального времени композитор сумел раскрыть разные его стороны (Танец-пантомима Ёмы с поясом Райды).

Райда – представительница народа. Она охарактеризована рядом тем, отражающих чисто внешние черты облика: красоту, непорочность, нежность лёгкость, грациозность, молодость, очарование и т.д. Мелодии Райды рассыпаны по всей партитуре.

В 1 д. происходит экспонирование разных черт характера Райды. Свежие штрихи к портрету обнаруживает появление темы Райды, изображающей рыбку, в Танце рыбаков; лирических мечтательных тем в «Ловле оленей», вальсообразной темы во вступлении к Па-деде с Туганом; грациозной и изящно-народной (соло скрипки) тем в её Вариации. Связывает этот венок широко развитая, лирическивосторженная, с чертами гимничности тема любви Райды и Тугана в их Адажио.

Самую главную драматургическую и концепционную роль играет тема, сопровождающая появление Райды и Тугана, вместе и порознь, тема, вбирающая в себя характерные признаки музыкальной сущности того и другого - Тема мятежной и прекрасной любви.

Видеофрагменты

(2009 г., Театр оперы и балета РК)

Райда – Наталья Супрун

Яг-морт – Роман Миронов

Ёма

Туган

Окса

Мада





ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА

1.           Сборник «10 пьес для одного, двух и трёх баянов на коми народные темы».

2.          Вариации для двух баянов на темы коми народных песен.

3.          «Танец оленеводов», «Доли-шели», «Палевицкая кадриль» - для баяна.

4.          Концертная пьеса для двух фортепиано на две коми народные темы.

5.          Сюита в пяти частях для оркестра народных инструментов «Праздник оленеводов»

6.          «Коми фантазия» для оркестра народных инструментов.

7.          «Концертная пьеса» для оркестра баянов.

8.         «Две коми народные песни» для оркестра народных инструментов.

9.          Пьеса «Кукушечка» для оркестра народных инструментов.

10.   Хореографическая картинка «Лисий хвост».

11.«Шуточный танец», «Танец с шапками», хореографическая картинка «Нефть».

Культурная карта Республики Коми – URL:

https://cultmap.ru/

Композиторы Республики Коми - URL: https://cultmap.ru/news_section/stati/muzyka/

Жукова Надежда Александровна https://vk.com/zhukova_nsev

E-mail zhukovana@sgpk.org

Посмотрите также