АВТОРЫ – СОСТАВИТЕЛИ:
Мальцева Винера Рашитовна - методист Кузбасского детско-юношеского центра безопасности дорожного движения, Почетный работник общего образования.
Бессонова Жанна Робертовна - методист Кузбасского детско-юношеского
центра безопасности дорожного движения, Почетный работник общего образования.
КОНСУЛЬТАНТЫ:
Реветнев Александр Александрович - начальник управления ГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области, полковник полиции.
Купреева Людмила Иосифовна - руководитель КДЮЦБДД, Почетный гражданин Кемеровской области.
Педагоги Кузбасского детско-юношеского центра безопасности дорожного движения совместно с сотрудниками отделов пропаганды ГИБДД области в своей работе, направленной на воспитание законопослушных участников дорожного движения, совмещают профилактику детского дорожно-транспортного травматизма с обучением несовершеннолетних навыкам безопасного поведения на дороге.
Сборник «Дети. Дорога. Безопасность» предназначен для педагогических работников, обучающих детей дошкольного и младшего школьного возраста (6-8 лет) Правилам дорожного движения.
Содержание сборника универсально: его можно использовать для работы по «Паспорту дорожной безопасности образовательного учреждения», реализовывать в образовательной области «Окружающий мир», в кружковой работе, во внеурочной деятельности за счет часов ФГОС.
Материалы сборника разработаны с учетом психофизических и возрастных особенностей детей 6-8 лет.
Системные занятия по темам сборника предоставляют детям возможность приобрести практический опыт поведения в дорожной среде, способствуют ранней социализации.
Успешное освоение предоставленных в сборнике тем предполагает активное взаимодействие в образовательном процессе педагогов, детей, родителей и сотрудников ГИБДД. Результаты совместной деятельности: рисунки, листовки, плакаты, фотографии, поделки, кроссворды рекомендуем размещать в уголках дорожной безопасности, организовывать выставки на родительских собраниях, направлять материалы на конкурсы разного уровня.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ 1
Учебное занятие рассчитано на детей 6-8 лет.
Степень сложности на занятии соответствует возрасту и возможностям детей.
Имеется в наличие оборудование: ИТК, столы, стулья, автогородок.
Дидактический материал: слайды, мультфильм из серии приключений Смешариков «Мигающие человечки» о мигающем зеленом сигнале пешеходного светофора.
Тема занятия: Правила безопасности для пешеходов и велосипедистов.
Цель занятия: создание условий для воспитания внимательного и грамотного
пешехода и велосипедиста.
Задачи:
• выявить уровень знаний ребят о пешеходных переходах, о правилах для пешеходов и велосипедистов;
• способствовать воспитанию осторожного и внимательного пешехода и велосипедиста;
• научить определять виды пешеходных переходов и правилам перехода по ним.
Применяются методы:
• словесные (рассказ) и наглядные (демонстрация мультфильма, слайдов).
• репродуктивный,
• частично-поисковый
• объяснительно-иллюстративный
На протяжении всего занятия использовались методы стимулирования и мотивации учебной деятельности (занимательность, создание ситуации успеха, убеждение, поощрение).
Формы работы: групповая и индивидуальная.
Полученные знания и умения учащиеся применили в работе с магнитной доской, раскрашивая заданный рисунок.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы с вами поговорим про правила безопасного поведения на дороге для пешеходов и велосипедистов. Ведь с того времени, как вы научились ходить по дорожкам, вы стали пешеходами. ПЕ-ШЕ-ХОД – ПЕШКОМ ХОДИТ. Как только вы выходите из дома и идете пешком в детский сад, в школу, в кинотеатр, на остановку и другие интересные места, вы – пешеходы.
Ребята, я думаю, у каждого из вас дома есть велосипед, и как только вы на него садитесь, вы становитесь велосипедистом, водителем транспортного средства – велосипед. Для велосипедистов есть свои правила. Чтобы стать пешеходом, нужно иметь цель движения и место, куда мы направляемся: школа, работа, магазин, кинотеатр, игровая площадка, спортивная секция. Мужчина несет в мастерскую обувь. Бабушка идет на автобусную остановку, чтобы поехать на рынок. Женщина спешит в парикмахерскую. Помимо цели, каждый из нас выбирает для пешего движения свой маршрут. Мы стараемся, чтобы маршрут движения был как можно более удобным и безопасным. Пешеходы становятся участниками дорожного движения, когда они идут по дороге, по тротуару, по пешеходной дорожке. Движение пешехода начинается во дворе дома. Выйдя за пределы двора, пешеходы продолжают идти по тротуарам.
Велосипедистам рекомендуется кататься во дворе, на детской площадке, в парках, на стадионах. А когда юный велосипедист, в сопровождении взрослых, поедет по тротуару, он должен ехать по специальной дорожке для велосипедистов и держаться подальше от проезжей части.
Чтобы перейти на другую сторону дороги, и пешеходы, и велосипедисты пользуются пешеходными переходами. Но для этого велосипедист тоже должен стать пешеходом – слезть с велосипеда и перевести его руками. Существуют два вида безопасных пешеходных переходов. На них пешеход никак не сталкивается с опасной проезжей частью и с машинами: надземный и подземный пешеходные переходы.
На слайде вы видите надземный пешеходный переход. Он обозначен дорожным знаком «Надземный пешеходный переход».
Знак имеет квадратную форму. На синем фоне
человечек белого цвета поднимается по лестнице.
Надземный пешеходный переход располагается над проезжей частью. Пешеход, находясь на тротуаре, поднимается по лестнице и по мостику, безопасно переходит на другую сторону дороги.
Другой безопасный пешеходный переход – подземный.
Он обозначен дорожным знаком «Подземный пешеходный переход». Знак имеет квадратную форму. На синем фоне человечек белого цвета спускается по лестнице.
Подземный пешеходный переход располагается под проезжей частью. Пешеход спускается по лестнице под землю
и безопасно, не сталкиваясь с проезжей частью и автомобилями, переходит на другую сторону дороги.
Два других пешеходных перехода считаются опасными. Они проходят прямо через проезжую часть. Как же их отыскать на дороге? О том, что здесь находится пешеходный переход, указывает дорожный знак в виде голубого квадрата с шагающим человечком.
Вот этот знак. А дорожная разметка
«зебра» указывает, где именно нужно переходить через проезжую часть.
На слайдах вы видите самый опасный пешеходный переход – нерегулируемый. Этот пешеходный переход состоит всего из двух элементов: дорожной разметки «зебра» и дорожного знака «Пешеходный переход».
Почему же он опасен? Да потому, что на нем нет больше никаких устройств, которые регулировали бы очередность
движения пешеходов и водителей. По правилам дорожного движения водитель обязан пропустить пешеходов, но, к сожалению, не все водители соблюдают это правило. Поэтому пешеход на этом пешеходном переходе должен быть очень внимательным!
Когда пешеход подходит к нерегулируемому пешеходному переходу, он должен посмотреть налево и убедиться, что поблизости нет автомобилей. Затем нужно посмотреть направо: автомобили, двигающиеся по другой стороне дороги, должны находиться на безопасном расстоянии. Затем еще раз посмотреть налево и убедиться, что опасности с этой стороны по-прежнему нет. Только после этого можно начинать переходить дорогу, продолжая контролировать ситуацию слева. Дойдя до середины дороги, нужно посмотреть направо, чтобы быть уверенным в отсутствии опасности и с той стороны, но ни в коем случае не останавливаться. Необходимо перейти через проезжую часть за один прием! Продолжая контролировать ситуацию справа, пешеход может завершить переход дороги.
Если перед началом перехода мы посмотрели налево, но там увидели машины, необходимо убедиться, что все водители видят вас, остановились и пропускают. При переходе необходимо контролировать все ряды автомобилей.
Переходя дорогу нужно убрать все возможные предметы, которые могут помешать переходу (капюшон, зонт, наушники, телефон) и думать только о переходе.
Маленьким детям слишком опасно самостоятельно переходить через
проезжую часть. Необходимо, чтобы его сопровождал взрослый, а во время перехода крепко держал за запястье. (Педагог показывает, как должен взрослый держать ребенка).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: посмотрите внимательно на картинку и скажите, в какую сторону смотрят эти пешеходы? (влево, вправо, прямо)
Когда на пешеходном переходе, кроме разметки «Зебра» и дорожного знака «Пешеходный переход» есть светофор, то пешеходный переход называется регулируемым. Именно светофор регулирует здесь очередность движения пешеходов и автомобилей.
Посмотрите на слайд: так выглядит регулируемый пешеходный переход.
Ребята, мы уж сегодня говорили о таком устройстве, как светофор. Светофор – техническое устройство, служащее для регулирования движения транспортных средств и пешеходов.
На пешеходном переходе есть 2 светофора. Светофор, который регулирует движение транспортных средств,
называется – транспортный. У него три сигнала – красный, желтый и зеленый.
А светофор, который регулирует движение пешеходов, называется пешеходным. У него два сигнала – красный и зеленый.
Когда мы переходим через проезжую часть по регулируемому пешеходному переходу, следует дождаться зеленого сигнала на пешеходном светофоре. Затем
до начала движения нужно посмотреть налево и убедиться, что все автомобили остановились. Затем нужно посмотреть направо и убедиться, что автомобили, которые едут по другой стороне дороги, также остановились. После этого можно начинать движение по переходу, придерживаясь правой стороны, продолжая смотреть налево, чтобы быть уверенным, что опасности с этой стороны нет. Дойдя до середины дороги, нужно посмотреть направо, чтобы быть уверенным в отсутствии опасности и с этой стороны, но ни в коем случае не останавливаться на середине дороги. Продолжая контролировать ситуацию справа, пешеход может пересечь вторую половину дороги.
Когда действие зеленого сигнала заканчивается и остается слишком мало времени для перехода, зеленый сигнал начинает мигать, чтобы показать, что начинать движение через проезжую часть нельзя, слишком поздно. (просмотр мультфильма из серии «Смешарики» «Мигающие человечки»). На регулируемом пешеходном переходе необходимо, чтобы взрослый крепко держал за руку ребенка.
Практическая работа.
Педагог с детьми идет в автогородок для отработки навыков перехода по регулируемому и нерегулируемому пешеходному переходу.
Ребята, сегодня вы узнали, какие бывают пешеходные переходы и как должны вести себя на них пешеходы и велосипедисты. Скажите, что нового вы узнали? Чему вы научились сегодня? (ответы детей)
Сегодня вы активно работали, вы большие молодцы. Спасибо вам за внимание.
До свидания, безопасных вам дорог!
ПЛАН-КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ 2
Учебное занятие рассчитано на детей 6-8 лет.
Степень сложности на занятии соответствует возрасту и возможностям детей.
Имеется в наличие оборудование: ИТК, столы, стулья.
Дидактический материал: слайды, интерактивная игра «Маленький автомобильчик ищет друзей», настольные игры (лото и домино по дорожным знакам), бумага, цветные карандаши.
Тема занятия: Дорожные знаки и дорожная разметка.
Цель занятия: создание условий для воспитания внимательного и грамотного
пешехода и велосипедиста.
Задачи:
• выявить уровень знаний ребят о дорожных знаках, дорожной разметке, для чего они служат;
• способствовать воспитанию осторожного и внимательного пешехода и велосипедиста;
• научить обращать внимание на дорожные знаки для пешеходов и велосипедистов и действовать в соответствии с ними.
Применяются методы:
• словесные (рассказ) и наглядные (использование интерактивной игры, слайдов);
• репродуктивный;
• частично-поисковый;
• объяснительно-иллюстративный.
На протяжении всего занятия использовались методы стимулирования и мотивации учебной деятельности (занимательность, создание ситуации успеха, убеждение, поощрение).
Формы работы: групповая и индивидуальная.
Полученные знания и умения учащиеся применили в работе с интерактивной игрой, рисуя знаки, играя в настольные игры с дорожными знаками.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Здравствуйте, ребята!
Сегодня на нашем занятии мы поговорим с вами о дорожных знаках.
Знаете ли вы, что дорога умеет разговаривать? Она подсказывает и советует, запрещает и предупреждает, информирует и объясняет. Только делает она это молча. Дорога разговаривает с участниками дорожного движения дорожными знаками, дорожной разметкой, сигналами светофоров и регулировщиков. Языку дороги можно научиться. Он простой и понятный. Нужно только запомнить, что означают ее сигналы, и везде им следовать.
Дорожные знаки нужны, чтобы организовать движение на дорогах.
Сейчас мы посмотрим и послушаем, что про дорожные знаки нам расскажет домовенок Бу и маленький автомобильчик (просмотр теоретической части обучающей интерактивной игры «Маленький автомобильчик ищет друзей», раздел «группы знаков»).
Теперь, ребята, мы знаем, что есть знаки, которые предупреждают водителей о чем то, запрещают что то делать или разрешают. Но мы знаем, что есть дорожные знаки, которые важно знать и пешеходам. Давайте вспомним эти знаки.
Знаки пешеходных переходов должны знать ВСЕ пешеходы!
Вы видите знак «Надземный пешеходный переход».
«Надземный пешеходный «Подземный пешеходный «Пешеходный переход» переход» переход»
Там, где стоят эти знаки, находятся пешеходные переходы через проезжую часть, но только надземный и подземный пешеходные переходы будут для пешехода безопасными. (При необходимости, педагог повторяет алгоритм перехода через регулируемый и нерегулируемый пешеходные переходы)
Предписывающий знак «Пешеходная дорожка» говорит нам о том, что здесь должны ходить только пешеходы. И даже если на нее заедет велосипедист, он обязан спуститься с велосипеда и вести свой транспорт пешком. Но на пешеходной дорожке имеет право работать спецтранспорт для уборки территории, поэтому, абсолютно безопасной ее назвать трудно.
«Пешеходная дорожка» «Движение пешеходов запрещено»
Второй знак говорит о том, что в этом месте для пешеходов существует какая то опасность, поэтому «Движение пешеходов запрещено».
«Место остановки троллейбуса» «Место остановки автобуса» «Место остановки трамвая»
Предписывающий знак «Велосипедная дорожка» говорит нам, где можно
«Движение на велосипедах запрещено»
Некоторые дети думают, что рядом с этим знаком нужно бегать и играть. Но это большая ошибка!!! Предупреждающий знак «Дети» предназначен для водителей, чтобы предупредить их, что рядом находится школа, детский сад или другое детское учреждение.
«Дети» Водитель должен снизить скорость, ожидать внезапного появления ребенка на дороге и быть предельно внимательным в этом месте.
Про эти знаки «Жилая зона» и «Конец жилой зоны» мы уже с вами говорили. Они сообщают водителю, что он въезжают в дворовую территорию и ему нужно снизить скорость и быть очень внимательным, потому, что во дворах играют дети, гуляют пожилые люди, во двор и из него выходят жильцы близлежащих домов.
зоны»
Водителям и пешеходам помогают соблюдать порядок на дороге не только дорожные знаки, но и дорожная разметка.
Дорожная разметка наносится в виде линий, стрелок, надписей и других обозначений на проезжей части. Для пешеходов самая важная разметка «зебра».
Посмотрите на слайд. Как вы думаете, для чего нарисованы стрелочки на «зебре»? (направление движения пешеходов).
Ребята, а давайте немного поиграем! Я раздам вам настольные игры и мы вместе справимся со всеми заданиями.
Практическая работа. Ребята, нарисуйте дорожные знаки, которые вы запомнили. Какие дорожные знаки ты видел по дороге в детский сад, школу?
Практическая работа в автогородке. Ребята, на счет 3 найдите знаки группы Предупреждающие знаки. Раз, два, ТРИ! (работа по всем группам знаков).
Ребята, скажите пожалуйста, сегодня на занятии вы узнали что-то новое? Чему-то научились? (ответы детей).
Спасибо за внимание, всего вам хорошего! Безопасных вам дорог!
ПЛАН-КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ 3
Учебное занятие рассчитано на детей 6-8 лет.
Степень сложности на занятии соответствует возрасту и возможностям детей.
Имеется в наличие оборудование: ИТК, столы, стулья, магнитная доска.
Дидактический материал: раскраски, карандаши, слайды, мультфильм из серии приключений Смешариков «Безопасное место» об опасностях на тротуаре.
Тема занятия: Поведение во дворах и рядом с проезжей частью.
Цель занятия: формирование интереса к теме безопасности рядом с проезжей
частью и во дворах. Задачи:
• выявить уровень знаний ребят о дороге, об опасностях на дороге и рядом с проезжей частью, о дворах и жилой зоне;
• способствовать воспитанию осторожного и внимательного участника дорожного движения;
• научить определять и избегать «ситуаций–ловушек» в жилой зоне и рядом с проезжей частью, всегда использовать светоотражатели в темное время суток.
Применяются методы:
• словесные (рассказ) и наглядные (демонстрация мультфильма, слайдов, мини-выставки светоотражателей);
• репродуктивный;
• частично-поисковый;
• объяснительно-иллюстративный.
На протяжении всего занятия использовались методы стимулирования и мотивации учебной деятельности (занимательность, создание ситуации успеха, убеждение, поощрение).
Формы работы: групповая и индивидуальная.
Полученные знания и умения учащиеся применили в работе с магнитной доской, раскрашивая заданный рисунок.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Здравствуйте, ребята!
Сегодня на нашем занятии мы поговорим с вами как вести себя во дворе и рядом с проезжей частью. Сначала я расскажу вам, что такое дорога. Дорога - это полоса земли, по которой двигаются люди, мы их называем пешеходами, и транспортные средства – легковые автомобили, троллейбусы, трамваи. Дорога является местом повышенной опасности.
Дорога в городе - сложное инженерное сооружение, она состоит из проезжей части и тротуара. Для движения транспортных средств предназначена проезжая часть. Она находится между тротуарами.
Тротуар – часть дороги, по которой двигаются пешеходы. Но тротуар не всегда является безопасным местом. (просмотр мультфильма из серии «Смешарики» - «Безопасное место»).
По тротуару имеют право ездить велосипедисты, машины, которые привозят товар в магазин, а также машины специального назначения: уборочная техника, которая моет и подметает тротуар, скорая помощь, пожарная и полицейская машины. Но если эти машины вынуждены ехать на вызов по тротуару, они обязаны включить проблесковые маячки и звуковые сигналы – сирену, чтобы всех предупредить об опасности.
Поэтому, когда мы идем с вами по тротуару, мы не надеваем наушники и не играем в электронные игры, потому что мы можем не увидеть и не услышать опасность на тротуаре.
Когда дети идут с родителями по тротуару, дети должны находиться дальше от проезжей части, а родители должныкрепко держать ребенка за запястье (педагог показывает, как он держит ребенка за запястье).
Практическая часть: Ребята, посмотрите на картинку и определите где проезжая часть, а где тротуар.
Ребята, а ведь тротуар есть и в жилой зоне. Как вы думаете, что такое
жилая зона? (демонстрация изображения «Жилая зона»)
Жилая зона – это территория, на которой располагаютсядома, в которых живут люди, находятся школы, поликлиники,окружающие их дворы, тротуары и проездные дорожки во дворах, проезды между дворами. В жилой зоне располагаются детские игровые и прогулочные площадки, стоянки легковых автомобилей, где могут двигаться и пешеходы и автомобили. Жилая зона обозна «Жилая зона» «Конец жилой чается знаками «Жилая зона» и «Конец жилой зоны».
зоны» В жилых зонах и во дворах пешеходы имеют право двигаться не только по тротуарам, но и по проезжей части дорожек, проездов.
Водители обязаны ездить осторожно и уступать пешеходам дорогу. Но пешеходы должны быть и сами очень внимательны, потому, что весь двор просмотреть очень трудно из-за деревьев и кустарников, стоящих машин, сооружений на детской площадке или мусорных баков. Особенно трудно это сделать детям из-за маленького роста. Поэтому, дети должны играть на детских площадках, где нет машин и не выбегать на дорогу.
Для большей безопасности детей в темное время суток, рано утром или вечером, на детской одежде должны быть светоотражающие элементы, чтобы детей было видно во дворе. Свет фар попадая на них отражается и «горит» огоньком. (Педагог демонстрирует детям светоотражающие элементы, вшитые в детскую одежду, светоотражатели-подвески, значки, браслеты, светоотражающую пленку, из которой можно само-
стоятельно изготовить наклейки на одежду и сумки).
В жилой зоне очень много стоящих автомобилей, но играть рядом с ними, прятаться за них очень опасно. Потому, что водитель, с водительского кресла, не всегда может увидеть маленького человечка рядом с машиной.
Водитель может заехать во двор, если он там живет или приехал к кому-то в гости или по делам. Скорость движения автомобиля в жилой зоне и во дворе не должна быть выше 20 км/час. Когда водитель останавливает свой автомобиль, он обязан заглушить двигатель, чтобы во дворе был чистый воздух.
Ребята, сегодня мы говорили о дороге – месте повышенной опасности. А кто запомнил, из чего она состоит? Ответы детей: тротуар, проезжая часть.
А что такое жилая зона?
Ответы детей: дворы, где живут люди, где есть знаки «Жилая зона» и «Конец жилой зоны».
Молодцы, ребята. Вы все правильно поняли.
Посмотрите внимательно на картинки и назовите отличия проезжей части от жилой зоны.
Предполагаемые ответы детей:
ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ ЖИЛАЯ ЗОНА есть разметка нет разметки есть светофоры нет светофоров много машин мало машин
нельзя играть есть игровые площадки
Практическая работа на магнитной доске. (индивидуальная или мелкогрупповая - командами)
На доске ОБЖ, в жилой зоне выставляются фигурки детей, которые нарушают правила и те, которые не нарушают правила, о которых на занятии говорил педагог.
Задание: напротив нарушителей необходимо расположить красные магниты, а напротив детей, которые соблюдают правила – зеленый. Объяснить свой выбор.
Ребята, на рисунке изображена дворовая территория. Раскрасьте, пожалуйста, зеленым цветом безопасные для пешеходов места во дворе.
Правильно. Молодцы! Сегодня вы отлично справились со всеми заданиями!
Перед тем, как проститься с вами, мне хотелось бы узнать, что нового сегодня вы услышали на занятии? Чему вы научились сегодня?
Ответы детей.
Спасибо вам за внимание, до свидания!
ТЕСТ № 1
№ п/п |
Вопрос |
Варианты ответа |
1 |
Световозвращающие жилеты необходимы инспекторам ДПС и дорожным рабочим, чтобы: |
1. Не замерзнуть. 2. Сохранять в чистоте свою одежд. 3. Быть заметнее на дороге и обезопасить свою жизнь. |
2 |
Кто регулирует движение на надземных пешеходных переходах? |
1. Сами пешеходы. 2. Только светофор. 3. Светофор и инспектор ДПС. |
3 |
Сколько видов пешеходных переходов вы знаете? |
1. Один. 2. Два. 3. Три. |
4 |
Можно ли устраивать игры на дороге? |
1. Можно на тротуаре, если на нём нет пешеходов. 2. Нельзя в любом случае. 3. Можно на проезжей части, если нет автомашин. |
5 |
Для того, чтобы стать заметнее для водителя, пешеходам нужно... |
1. Громко кричать и махать руками. 2. Положить в рюкзак светоотражатель. 3. Надеть световозвращающий жилет. |
6 |
Как пешеходы должны идти по тротуару? |
1. По бордюру, ближе к проезжей части. 2. Придерживаясь правой стороны, не спеша и не толкаясь. 3. Придерживаясь левой стороны, уступая дорогу старшим. |
7 |
Какая часть дороги предназначена для движения пешеходов? |
1. Проезжая часть и обочина. 2. Обочина и кювет. 3. Тротуар и пешеходная дорожка. |
8 |
Где за городом пешеходам безопаснее всего идти? |
1. По обочине, навстречу движению транспорта. 2. По краю проезжей части, соблюдая осторожность. 3. По пешеходной дорожке, как можно дальше от транспорта. |
9 |
Можно ли сразу начинать переход дороги, если загорелся зеленый сигнал светофора? |
1. Конечно, ведь зеленый - это разрешающий переход сигнал. 2. Нельзя начинать переход. 3. Надо убедиться, что все автомашины остановились и только тогда начинать переход дороги. |
10 |
Самые массовые участники движения? |
1. Водители. 2. Пассажиры. 3. Пешеходы. |
11 |
Средняя скорость пешехода меньше скорости автомобиля: |
1. В 2 раза. 2. В 5 раз. 3. В 10 раз. |
12 |
Какая одежда должна способствовать безопасности пешеходов? |
1. Тёплая и удобная. 2. Тёмных цветов, чтобы на ней не так была заметна придорожная грязь. 3. С включением ярких элементов, чтобы быть заметнее водителям транспортных средств. |
13 |
Что общего у знаков надземного и подземного пешеходных переходов? |
1. Только фигурки пешеходов. 2. «Зебра» и фигурки пешеходов. 3. Лестница и идущий по ней пешеход. |
14 |
Как называется разметка наземного пешеходного перехода и почему? |
1. «Тигра» - т.к. она с чёрно-желтыми полосками. 2. «Зебра» - т.к. она с чёрно-белыми полосками. 3. «Кобра» - т.к. издает как и специальный прибор шипящий звуковой сигнал. |
15 |
Какие пешеходные переходы самые безопасные? |
1. Наземный и подземный. 2. Наземный и надземный. 3. Надземный и подземный. |
16 |
Какое время суток наиболее опасное для пассажиров? |
1. Утро. 2. День. 3. Вечер. |
17 |
Какой формы и цвета знак наземного перехода?
|
1. Голубой круг с белой фигуркой шагающего человека. 2. Треугольник с красной окантовкой и фигурой человека на «зебре». 3. Синий квадрат, где на белом треугольнике по «зебре» идет человек. |
18 |
Какой сигнал светофора разрешает переход дороги пешеходам? |
1. Красный. 2. Зелёный. 3. Жёлтый. |
19 |
Что может обезопасить пешехода на дороге? |
1. Смелость и уверенность в своих силах. 2. Внимание и соблюдение правил дорожной безопасности. 3. Быстрота реакции и быстрое передвижение через проезжую часть. |
20 |
Если нет пешеходного перехода, чем надо руковоствоваться при переходе дороги? |
1. Сигналами транспортного светофора и смотреть на приближающийся транспорт. 2. Компасом. 3. Наблюдать за поведением других пешеходов и следовать их примеру. |
ТЕСТ № 2
№ п/п |
Вопрос |
Варианты ответа |
1 |
Пассажир -... |
1. Ожидающий автобуса человек на остановке. 2. Управляющий транспортом человек. 3. Едущий в транспортном средстве, но не управляющий им. |
2 |
Безопасность пассажира зависит: |
1. От водителя и самого пассажира. 2. От поведения пешеходов. 3. От действий инспекторов ДПС. |
3 |
Кого по ПДД можно причислить к пассажирам? (рисунки) |
|
4 |
Нужно ли пассажирам соблюдать правила безопасности? |
1. Нет, за него всё решает водитель. 2. Да, пассажир должен знать и выполнять определенные правила безопасности сам. 3. У пассажиров вообще нет никаких правил поведения. |
5 |
Общественный транспорт это - ... |
1. Такси, трамвай, грузовик. 2. «Скорая помощь», а/м полиции, троллейбус. 3. Автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси. |
6 |
Остановка общественного транспорта обозначается знаком: |
|
7 |
Ожидая автобус, нельзя: |
1. Выходить на проезжую часть. 2. Читать книгу. 3. Сидеть на скамейке. |
8 |
Входя в автобус с малышом, нужно: |
1. Войти первому и дать ему руку. 2. Войти вместе с ним одновременно. 3. Помочь малышу войти первому, а потом подняться самому. |
9 |
Выходя из автобуса с малышом, нужно: |
1. Пропустить малыша вперед и дать ему самостоятельно спуститься по ступеням. 2. Выйти сначала самому и помочь выйти ему. 3. Дать малышу выйти в одну дверь, а самому выйти в другую. |
10 |
Можно ли отвлекать водителя во время движения? |
1. Да, ничего не случится, ведь водитель опытный. 2. Можно, если разговаривать громко и вежливо. 3. Нельзя, это опасно. |
11 |
Если в салоне нет свободных мест, ты: |
1. Можешь сесть на ступеньки. 2. Можно прислониться к закрытым дверям. 3. Можно стоять и крепко держаться за поручни или спинку сидения. |
12 |
Как называют пассажира - безбилетника? |
1. Хитрый лис. 2. Заяц. 3. Орёл. |
13 |
Садиться в легковой втомбильможно: |
1. Только со стороны тротуара или обочины. 2. Со стороны проезжей части. 3. Только на остановке общественного транспорта. |
14 |
Ремни безопасности использовались сначала: |
1. В поездах. 2. В самолетах. 3. На велосипедах. |
15 |
Если ты в автобусе наступил кому-то на ногу. Твои действия? |
1. Промолчишь, ведь ты не виноват, что автобус резко затормозил. 2. Извинишься. 3. Скажешь : «С кем не бывает!» |
16 |
Тебе уступили место в общественном транспорте. Ты сел на свободное место... |
1. Сел молча, ведь ехать так далеко. 2. Кивком головы и словом «спасибо» выразил благодарность. 3. Буркнул себе под нос слова благодарности. |
17 |
На остановке ты доедал мороженое, когда подъехал твой автобус. Твои действия: |
1. Нужно осторожно войти в салон и доесть мороженое. 2. Поделиться с приятелем. 3. Нельзя входить в автобус с мороженым - ты можешь испачкать других пассажиров. |
18 |
Что ты сделаешь, если ты вышел из автобуса и должен перейти на другую сторону? |
1. Обойти автобус сзади и спокойно переходить проезжую часть. 2. Обойти автобус спереди и быть осторожным при переходе. 3. Идти к обозначеннному пешеходному переходу. |
19 |
Ты с большой сумкой вошел в автобус. Куда ты поставишь сумку? |
1. На соседнее сиденье. 2. В проход. 3. Себе на колени или под ноги. |
20 |
Бывает, что при посадке в автобус заходит сразу большое количество людей. Что самое безопасное в этом случае? |
1. Расталкивая, поспешить войти в автобус одним из первых, чтобы успеть занять безопасное место. 2. Пропустить всех вперёд, а самому занять место у выхода на подножке. 3. Дождаться следующего автобуса. |
ТЕСТ № 3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Володин В.А. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях. Текст / В.А.Володин – М.: Аванта+, 2001, - 448 с.
2. Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе (текст):/Е.А. Воронова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.- 256 с.
3. Вострекова М.О. Психолого-педагогические условия безопасного поведения на дорогах. Текст /М.О. Вострекова //Основы безопасности жизнедеятельности. - 2003. - №5. – С. 27-30
4. Громковский Г.Б., Якимов А.Ю. Экзаменационные билеты для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А», «Б», «М» и подкатегорий «А1», «В1» с комментариями Текст / Г.Б. Громковский, Ю.А.Якимов и др.– М.: Рецепт-Холдинг, 2016, - 208 с.
5. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников (текст) / Серия «Здравствуй, школа!». – Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 160 с.
6. Жук Л.И. В лучах светофора. Текст / Жук Л.И. М.: Крассико-Принт, 2003, - 128 с.
7. Ковалев Н.В. Конкурсы, викторины, праздники по Правилам дорожного движения для школьников (текст) / Н.В.Ковалева – Ростов на Дону: Феникс, 2005. –160 с.: ил. – (Библиотека педагога).
8. Ковалько С.Н. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу Текст / С.Н.Ковалько – М.: Вако, 2004, -192 с.
9. Костюк М.П. Прописные истины. Текст/ М.П. Костюк Основы безопасности жизнедеятельности. – 2000. - №7. –С. 18-21.
10. Методические рекомендации для организации работы отрядов юных инспекторов движения по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Текст / Сост. Иванов В.Н. – Кемерово,
1995, - 20 с.
11. Свачан Е.Г. Новый учебно-методический комплект по правилам дорожного движения для младших школьников. Текст // Е.Г. Свачан // Основы безопасности жизнедеятельности. –2004. - №11. –С. 29-31.
12. Тошева Л.М. Правила перехода улиц и дорог. Текст / Л.М. Тошева // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2005. - №3. – С. 44-50.
13. Уроки по Правилам дорожного движения. Текст / сост. Л.П. Оривенко. – Екатеринбург: Калан, 2000, - 192 с.
14. Форштат М.Л. Об ошибках в преподавании правил дорожного движения. Текст/ М.Л. Форштат // Основы безопасности жизнедеятельности. –2005. №4. - С.49-55.
15. Форштат М.Л. Об ошибках в преподавании правил дорожного движения. Текст/ М.Л. Форштат // Основы безопасности жизнедеятельности.–2005.- №2. - С. 47-52.
16. Хайдар Г.А. Безопасность на дорогах :работа с родителями. Текст / Г.А.Хайдар// Основы безопасности жизнедеятельности. –2000. - №10. –С. 20-25.
Список интернет-источников:
1. www.patrul880.ru 7.www.69gibdd.ru
2. www.18.mvd.ru 8. www.volkomorov.com
3. www.akc-uid.ru 9. www.gibdd19.ru
4. www.minpros.info 10. www.perekrestok.ucoz.com
5. www.pandia.ru 11. www.dou5.86mmc-megion.edusite.ru
6. www.school-100nkz.ucoz.ru 12. www.61.gibdd.ru
В 2009 году был открыт Кузбасский детско-юношеский центр безопасности дорожного движения, особенностью которого является единственный в России крытый всесезонный детский автогородок. В Кузбассе, в связи с климатическими особенностями региона, большую часть учебного года не возможно проводить занятия с детьми на открытых автоплощадках и автогородках.
Автогородок, площадь которого составляет 1500 м2, предназначен для проведения практических занятий по правилам дорожного движения с детьми Кемеровской области в возрасте от 6 до 18 лет. Он оборудован знаками, светофорными объектами и дорожной разметкой. В нем моделируется система транспортных дорог и пешеходных переходов, в которой представлены различные типы перекрестков, а так же железнодорожный переезд, остановочные павильоны, автозаправка, парковки. Расположенные по всему периметру автогородка панорамные баннеры с видами города Кемерово призваны создавать у ребятишек ощущение присутствия в реальных дорожных условиях. Для проведения практических занятий с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста используются электромобили, для школьников среднего и старшего возраста - велосипеды.
В Кузбасском детско-юношеском центре безопасности дорожного движения созданы условия и для проведения теоретических занятий с детьми и подростками. Для этого открыто 2 учебных класса для дошкольников и школьников, оснащенных современным мультимедийным оборудованием. Установленные в классах интерактивные доски позволяют не только демонстрировать детям наглядный материал по правилам дорожного движения, но и в реальном времени давать различные пояснения.
Для проведения занятий со старшеклассниками оборудован компьютерный класс на 30 мест, в котором так же имеются 3 современных автосимулятора, что позволяет начать в более раннем возрасте подготовку будущих водителей.
На текущий учебный год разработаны планы и графики проведения занятий с воспитанниками учебных заведений большинства городов и районов Кемеровской области. Успешно проводятся теоретические и практические занятия для воспитанников детских садов и школ г. Кемерово, учащихся Губернаторских учреждений, детей-инвалидов, воспитанников детских домов, домов-интернатов, детских приютов. Кузбасский детско-юношеский центр БДД так же является центром координирующим деятельность ЮИДовского движения в Кузбассе. Сейчас методистами Центра ведется большая работа по сбору и обобщению опыта работы отрядов юных инспекторов движения различных городов и районов Кемеровской области, разработке методических материалов по теоретическому и практическому обучению детей и подростков навыкам безопасного поведения на дороге в дошкольных и общеобразовательных учреждениях.
На базе Центра проводятся не только занятия с детьми и подростками, но и семинары, курсы по подготовке и повышению квалификации методистов и педагогов образовательных учреждений Кузбасса, отвечающих за обучение детей навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах.
Кузбасский детско-юношеский центр безопасности дорожного движения
г. Кемерово, ул. Баумана, 59а,
тел.: +7 (3842) 376601, +7(3842)376587 e-mail: kdcbdd@mail.ru
ДЕТИ. ДОРОГА. БЕЗОПАСНОСТЬ.
СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ 1-4 КЛАССОВ
Подписано к печати 25.08.2017. Формат 60x84/16. Бумага мелованная. Гарнитура Myriad Pro. Печать офсетная. Тираж 300 экз.
Дизайн и печать: ООО «Принта», Кемерово, ул. Большевистская, 2. т./ф.: (3842) 34-55-80.
© ООО «Принта», макет, оформление, 2017
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.