«Дети и гаджеты. Как договориться с ребёнком?»
Уважаемые родители!
Согласно Федеральному закону от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
Специалисты ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» предлагают расширенный список, включающий пять основных видов угроз.
Потребительские
Контентные риски –
риски – -) материалы, содержащие Электронные (кибер
злоупотребление в насилие, агрессию, риски – возможность
интернете правами эротику и порнографию, столкнуться с хищением
потребителя.
нецензурную лексику, персональной информации, информацию, риск подвергнуться вирусной
разжигающую расовую атаке, онлайн-
ненависть, пропаганду мошенничеству, спам-атаке, анорексии и булимии, шпионским программам и суицида, азартных игр, т.д. наркотических веществ и
т.д.
Интернет-зависимость – навязчивое
|
Коммуникационные риски связанны с межличностными отношениями интернет- пользователей, например, незаконные контакты (например, груминг), киберпреследования, кибербуллинг и др. |
желание войти в интернет и невозможность выйти из интернета, патологическая, непреодолимая тяга к интернету, «оказывающая пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, семейную или психологическую сферы деятельности». |
Лаборатория Касперского»: больше половины российских школьников получают в соцсетях приглашение «дружить» от незнакомых людей, в 34%
случаев это взрослые; к каждому девятому ребёнку в возрасте 11-14 лет уже пытались «втереться в доверие» незнакомые взрослые;
каждый третий школьник даже встречался с людьми, с которыми познакомился в соцсетях.
2023 г.
Рекомендации для родителей
Что важно понимать взрослому в контексте информационной безопасности несовершеннолетнего?
• Средства массовой коммуникации играют важную роль в жизни современного ребенка и взрослого. Быть в онлайн-пространстве сегодня – быть частью общества. Запретить его не представляется возможным. Следует помочь ребенку развить навыки, необходимые для обеспечения его безопасности в интернете. И помощь эта должна быть основана на диалоге, регулярном общении, четко обозначенных границах и доступных инструментах контроля.
• Начинать диалог о безопасности в интернете необходимо с выбора правильного момента для разговора. Не стоит устанавливать правила во время ссоры или сразу после нее. Лучше выбрать утро выходного дня, когда не ожидается спешки, и на осмысление и возвращение к разговору у всех участников будет время.
• Поводом для беседы могут стать изменения в привычном графике жизни семьи, например, наступление каникул или учебного года, переход на домашнее обучение, посещение дополнительных кружков или отказ от них. Трудности в обучении, проблемы со здоровьем (зрение, опорно-двигательный аппарат, изменение веса) также могут стать основанием для разговора. • В целом, диалог должен протекать в позитивной и спокойной обстановке. Его цель – сформулировать правила безопасности, принять их и определить зоны ответственности, инструменты контроля и санкции за нарушение. Этот диалог может стать основой безопасности ребенка, к которой в любой момент в дальнейшем можно обращаться для напоминания правил или их пересмотра.
Какие инструменты помогут обеспечить информационную безопасность детей?
|
Программы родительского контроля это приложения или программы, ограничивающие те или иные функции смартфонов, планшетов, ноутбуков и компьютеров. |
Семейный медиаконтракт это инструмент, позволяющий семье договориться о правилах, способах контроля за их исполнением и санкциях за их нарушение. |
Поощряйте детей делиться с Вами их опытом в Интернете. Посещайте Сеть вместе с детьми. Будьте внимательны к Вашим детям! Помните, что никакие технологические ухищрения не могут заменить простое родительское внимание к тому, чем занимаются дети за компьютером.
Программы родительского контроля
это приложения или программы, ограничивающие те или иные функции смартфонов, планшетов, ноутбуков и компьютеров. Общие функции программ родительского контроля довольно широки:
• Ограничение времени пользования гаджетом. Если ребенок возвращается из школы в 14:00, программы позволяют установить ограничения на использование приложений, например, до 19:00, таким образом, не позволяя ребенку отвлекаться от выполнения домашних заданий.
• Ограничение использования приложений. Родители могут запретить ребенку играть в игры, содержащие сцены насилия или эротические элементы; ограничить установку программ, предлагающих электронные покупки, ставки и другие денежные операции.
• Отслеживание местоположения. Приложения позволяют узнать не только, где ребенок находится в данный момент, но и посмотреть историю перемещений. В отдельных случаях программа оповещает родителей, что ребенок вышел за пределы доверительной локации или подобрался к нежелательным районам.
• Контроль общения. Некоторые приложения позволяют родителю увидеть только список звонков, другие – читать СМС-сообщения и прослушивать телефонные звонки, третьи – дадут знать, что происходит в переписке в социальных сетях.
|
• бесплатно для пользователей (необходимо иметь аккаунт в Google); • позволяет отследить, сколько часов ребенок проводит в смартфоне или планшете, какие приложения открывает, что скачивает или собирается купить в Google Play; • позволяет удаленно запретить загрузку подозрительного контента, ограничить время использования приложений, блокировать телефон на ночь или в любое другое время; • позволяет установить, где находится ребенок; • отрезает пользователям младше 13 лет доступ к сервисам YouTube. |
• имеет бесплатную версию и премиум-вариант с недельным пробным периодом; • содержит более 100 рекомендаций для родителей; • Бесплатная версия содержит инструменты, показывающие, что ребенок ищет в интернете, на какие сайты заходит, какими программами пользуется и сколько времени проводит в Сети. Все это можно регулировать, ограничивать и отключать. • Премиум-версия позволяет следить за зарядом батареи, отслеживать активность в социальных сетях, просматривать историю запросов на YouTube и составлять расписание, по которому ребенок будет пользоваться устройством; доступна геолокация с возможностью очертить безопасный периметр для прогулок. |
•

SOS.
Такой
сигнал, как правило, встроен в операционную систему устройства. Если нет,
помогут специальные приложения с такой функцией. Ребенок может подать сигнал,
что попал в беду, и родители узнают, где он находится.
Популярные программы родительского контроля
Крайне важно донести до ребенка, что программа устанавливается не для полного ограничения его действий, а для обеспечения его безопасности. Ребенок должен ощущать заботу и внимание со стороны родителя, а не постоянную слежку.
2023 г.
Семейный медиаконтракт
это инструмент, позволяющий семье договориться о правилах, способах контроля за их исполнением и санкциях за их нарушение.
• Семейные медиаконтракты помогают научить ребенка безопасно пользоваться современными гаджетами и установить определенные рамки. Более того, они позволяют родителю начать открытый разговор с детьми и поощрять их к участию в принятии решений. Совместная работа над созданием медиаконтракта даст детям знание не только о своих границах, но и последствиях за их нарушения.
• В семейный медиаконтракт принято включать положения, относящиеся к следующим аспектам: 1. Ограничения по времени.
В соответствующем пункте следует согласовать четкие ограничения по времени использования каждого устройства. Эти ограничения время от времени можно корректировать. В контракте должно быть четко прописано, когда и в каких ситуациях нельзя использовать те или иные устройства (например, «нельзя использовать гаджеты за обеденным столом», «нельзя пользоваться никакими устройствами за час до сна»).
2. Ограничения по контенту.
В соответствующем пункте следует согласовать, какой контент является допустимым. Если медиасоглашение относится к видеоиграм, будет полезно указать, игры с каким рейтингом или характеристиками могут быть разрешены для ребенка. Если речь идет о мобильном телефоне, можно указать, какие приложения можно использовать, а какие – нет.
3. Ограничения, связанные с распространением информации.
Для согласования правил, связанных с личной информацией, обсудите с ребенком, какая информация относится к персональной и конфиденциальной и ни при каких условиях не может быть передана никому в интернетпространстве. Обсуждая эти пункты с ребенком, родитель озвучивает свои требования и опасения и объясняет их ребенку, возможно, впервые.
В образце контракта, размещённого на сайте МБОУ «Холмовская СШ» в разделе «Психологическая служба», представлены минимальные правила безопасности. Родители могут дополнять их по мере необходимости.
Профилактика
Если Ваш ребёнок активно пользуется интернетом, то Вы, без сомнения, задумываетесь о том, как уберечь его от неприятностей в интернете. Для этого Вам помогут четыре важных действия:
• постоянно изучать актуальную информацию об интернете, новых трендах и опасностях (очень сложно уберечь ребёнка «от того, не знаю чего»),
• информировать ребёнка о правилах пользования интернетом и неприятностях, которые могут возникнуть, если эти правила не соблюдать,
• контролировать действия ребёнка в сети (чтобы не допустить возникновения проблем или своевременно их выявить, необходимо пользоваться контент-фильтрами, мониторить социальные сети, пользоваться функцией «родительский контроль» и тд.), • самое главное поддерживать с ребёнком доверительные отношения (если Вы имеет такие отношения с ребёнком или сможете их выстроить, то Ваш ребёнок, вероятно, будет с Вами советоваться в части пользования интернетом, а также сообщать Вам о своих успехах или неудачах в освоении мира интернета.
Для того, чтобы интернет стал для Вашего ребёнка безопасным, необходимо выполнять все указанные действия.
1. Создайте при участии ребёнка список домашних правил Интернета, в котором укажите список запрещенных сайтов, часы нахождения в Сети и руководство по общению в Интернете (в том числе и в чатах).
2. Как можно чаще просматривать отчеты о деятельности детей в Интернете. Убедитесь, что дети не посещают сайты с оскорбительным содержимым, не публикуют личную информацию или свои фотографии.
3. Беседуйте с детьми об их друзьях в Интернете и о том, чем они там занимаются, спрашивайте о людях, с которыми подростки общаются, используя мгновенный обмен сообщениями, и убедитесь, что эти люди им знакомы.
4. Настаивайте, чтобы они никогда не соглашались на личные встречи с друзьями из Интернета без вашего сопровождения на первой встрече (или сопровождения другого взрослого, которому вы доверяете).
5. Напоминайте детям об ответственном, достойном поведении в Интернете. Ребята ни в коем случае не должны использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.
6. Убедитесь, что подростки советуются с Вами перед покупкой или продажей чего-либо в Интернете.
Помните! Эти простые меры, а также доверительные беседы с детьми о правилах работы в Интернете позволят вам чувствовать себя спокойно, отпуская ребенка в познавательное путешествие по Всемирной сети.
Если говорить о профилактике уже поздно….
К сожалению, не всегда взрослым удаётся уберечь ребёнка от неприятностей в интернете. В таком случае важно вовремя заметить, что ребёнок попал в неприятную ситуацию, и помочь ему выйти из данной ситуации.
На что стоит обратить внимание
ü Ребенок проводит много времени в
Интернете.
ü В компьютере или телефоне появились материалы откровенного содержания.
ü Ребенку звонят люди, которых Вы не знаете, или он сам звонит по номерам, которые вам незнакомы.
ü Ребенок получает письма, подарки или посылки от неизвестного Вам лица.
ü Ребенок сторонится семьи и друзей и быстро выключает монитор компьютера или переключается на другое окно, если в комнату входит взрослый.
ü Ребенок использует чью-то чужую учетную запись для выхода в Интернет.
ü В истории браузера Вы видите, что ребёнок проявляет интерес к террористическим и экстремистским организациям.
ü Ребёнок состоит в группах «Хочу в игру», «Разбуди меня в 4.20» «Дай мне номер», «Дай инструкцию» «Я готов в путь вечный», «Найдите. Где я?» «Звезды. Путь млечный» (использует хештеги с указанными фразами).
ü Не вините детей. Если, несмотря на все меры предосторожности, ваши дети познакомились в Интернете со злоумышленником, вся полнота ответственности всегда лежит на правонарушителе.
ü Поговорите с ребёнком, обсудите ситуацию, постарайтесь как можно лучше понять ситуацию (насколько сильно ребёнок вовлечён), помогите ребёнку сделать правильные выводы из ситуации.
ü Обратитесь к специалистам, чтобы ребёнок получил квалифицированную психологическую помощь
ü Если речь идёт о преступлении в отношении ребёнка, то все имеющиеся у Вас материалы и обратитесь в правоохранительные органы.
ü Усильте контроль за использованием ребёнка в сети или ограничьте использование ребёнком интернета.
Для получения психологической помощи Вы можете обратиться • в Психологическую службу МБОУ «Холмовская СШ». Адрес: пгт. Холм-
Жирковский, ул. Советская, д. 13 «А», этаж 2, каб. 28. E-mail:psyholm67@gmail.com.
• в СОГБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения». Адрес: г. . Смоленск, ул. Неверовского, д. 26. Телефон: 8 (4812) 383142.
• в службу Единого Общероссийского телефона доверия для детей, подростков и их родителей 8-800-2000-122.
• в иные организации, где оказывают квалифицированную психологическую помощь.
Интересуйтесь жизнью своего ребенка, с кем он общается, на каких сайтах он сидит, проведите беседу, не строгую, а душевную, ведь всем детям хочется быть важными, понятыми и услышанными.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.