Дети и война

  • docx
  • 12.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Дети и война.docx

Классный час на тему: «Дети и война» для 5-9 классов

Цели:

 

-формирование у учащихся патриотических чувств;

 

-воспитание чувства сыновней верности, преданности и любви к Родине, родному краю;

 

-воспитание чувства причастности к истории России.

 

Оборудование:

 

детские рисунки о войне, презентация, выставка книг о Великой Отечественной войне.

 

1.Вступительное слово.

 

1  ведущий:

 

История ещё не знала такой войны, как Великая Отечественная. В те суровые первые военные дни любимый писатель советских ребят А. П. Гайдар обратился к ним со словами: «Страна о вас всегда заботилась, она вас воспитывала, учила, ласкала … Пришло время и вам - не словами, а делом - показать, как вы её цените, бережёте и любите».

 

2  ведущий:

 

В  трудных условиях военного времени детские судьбы складывались по-разному. Не всех успели вывезти в глубокий тыл. Жили ребята и в прифронтовой полосе, и на территории временно оккупированной врагом. Но где бы ни проходило военное детство ваших ровесников, они делали всё, что могли, для победы.

 

Звучит песня «Баллада о солдате»

 

Автор текста (слов): Матусовский М.

 

Композитор (музыка): Соловьев-Седой В.

 

Полем, вдоль берега крутого, мимо хат

 

В  серой шинели рядового шёл солдат. Шёл солдат, преград не зная, Шёл солдат, друзей теряя, Часто бывало, шёл без привала, Шёл вперед солдат.

 

Шёл он ночами грозовыми, в дождь и град, Песню с друзьями фронтовыми пел солдат. Пел солдат, глотая слёзы, Пел про русские берёзы,

 

Про карие очи, про дом свой отчий Пел в пути солдат.

 

Словно прирос к плечу солдата автомат, Всюду врагов своих заклятых бил солдат. Бил солдат их под Смоленском, Бил солдат в посёлке энском,

Глаз не смыкая, пуль не считая,

Бил врагов солдат.

Полем, вдоль берега крутого, мимо хат

 

В  серой шинели рядового шёл солдат. Шёл солдат-слуга Отчизны, Шёл солдат во имя жизни, Землю спасая, смерть презирая, Шёл вперёд солдат.

 

 

Звучат стихи о детях войны:

 

3 ведущий:     К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»;

 

4 ведущий:     А. Твардовский «Рассказ танкиста»

 

2.     Дети на войне

 

Дети - разведчики, дети - сыны полков.

 

1 ведущий: Война в жестокой слепоте своей соединяет и несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. В годы битв наша страна делала всё, чтобы уберечь детей от страданий. Но порой эти усилия оставались тщётными. И когда дети беспощадной волею войны оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу. Это сыны полков, разведчики, партизаны - те, кто сражался на фронте.

 

Рассказы школьников:

 

5 ведущий:    о Клаве Шаликовой (14 лет)

 

Раненый красноармеец был тяжёлым. И с каждым километром становился ещё тяжелей. Не отдавая себе отчёта, он всё сильнее опирался на худенькие плечи девочки и только, когда на него находило просветление, шептал:

 

-   Спасайся, дочка, беги домой.

 

Девочка не отвечала. Она ещё волокла по земле тяжёлую винтовку бойца. Когда они – девочка и раненый красноармеец – выбивались из сил, то сворачивали с дороги в пшеничное поле и ложились на землю.

 

Так в первый день войны брестская школьница Клава Шаликова вместе со взрослыми бойцами была поднята в атаку. Она привела своего раненого в часть. Девочка была счастлива, что она среди красноармейцев. Она чистила картошку, таскала дрова, дежурила у телефона.

 

Через несколько недель Клава очутилась на курсах военных радисток.

 

Из дивизии девочку – ей 14 лет – направили в 827 горнострелковый полк.

 

Клава Шаликова – радистка. Она должна выходить на связь, принимать приказы, чинить свою радиостанцию. Но наступал момент, и Клава из тихой радистки превращалась в бесстрашного бойца и оказывалась на острие атаки.

 

6  ведущий: о Юре Жданко (10 лет)

 

Фронтовая жизнь Юры Жданко, витебского школьника, началась 9 июня 1941 года.

Наши части с боями отходили. Уже были взорваны мосты через реку. Бойцам вызвался показать брод десятилетний мальчишка. Так началась его фронтовая дорога.

 

В  12 лет, на фронте, ему вручили орден Красной звезды.

 

В  13 - он был тяжело ранен и отправлен в тыл. В наградах, которыми его отметила Родина, нет скидки на его годы. Они заслужены тяжёлой опасной работой на фронте и в тылу врага. Но случалось, что командир звал мальчишку к себе и говорил: «Приказывать тебе, Юра, не имею права…» Мальчишка снимал своё обмундирование и переодевался в жалкие лохмотья, хранившиеся для такого случая.

 

Там, где бойцам надо было ползти, скрываясь, оборванный мальчишка мог идти открыто. Переходить линию фронта стало для него привычным занятием.

 

Юра служил в армейской разведке. Сведения, которые он приносил, никогда не приходилось ни дополнять, ни уточнять. Сообразительный, наблюдательный, он стал профессионалом.

 

2  ведущий: о Саше Чекалине (15 лет)

 

Саша Чекалин обратился в военкомат с просьбой зачислить его в истребительный отряд. Разумеется, ему отказали. Молод. Кое-кого он знал из тех, кто принимал участие в формировании ополчения. К ним- то Чекалин и решил обратиться. Тут ему повезло. Юный ополченец отлично стрелял, хорошо знал все виды стрелкового оружия.

 

Как говорится, на лету схватывал уроки военного дела, чем и обратил на себя внимание командиров.

 

Александр вместе с другими кавалеристами выезжал в лес вылавливать диверсантов. Сначала мальчик выполнял лёгкие поручения: наладил радиоприёмник, записывал сводки информбюро, носил воду, собирал дрова для костра. Потом задания стали потруднее. Однажды Саше и его приятелю поручили выяснить, сколько оккупантов находится в Песковатском и заодно раздобыть оружие, в котором партизаны очень нуждались. Мальчик выполнял приказы командира, доставал оружие. Саша погиб, в 1941 году ему присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. В 1944 году город Лихвин переименован в Чекалин.

 

Звучит песня «Землянка»

 

Автор текста (слов): Сурков В.

 

Композитор (музыка): Листов К.

 

Бьётся в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

 

И   поёт мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

 

В белоснежных полях под Москвой, Я хочу, чтоб услышала ты, Как тоскует мой голос живой.

 

Я хочу, чтоб услышала ты, Как тоскует мой голос живой. Ты сейчас далеко-далеко, Между нами снега и снега. До тебя мне дойти нелегко, А до смерти - четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови.

Мне в холодной землянке тепло

От твоей негасимой любви.

Мне в холодной землянке тепло

От твоей негасимой любви.

Бьётся в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

 

И   поёт мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

 

В белоснежных полях под Москвой, Я хочу, чтоб услышала ты, Как тоскует мой голос живой.

 

Я хочу, чтоб услышала ты, Как тоскует мой голос живой.

 

1 ведущий: О том, как вели себя дети в тяжелейших ситуациях, как боролись с врагом, трудились в тылу, рассказывают в своих произведениях писатели и поэты:

 

В. Катаев «Сын полка»,

 

К.Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете»,

 

А. Твардовский «Рассказ Танкиста»,

 

А. Платонов «Никита», «Маленький солдат»,

 

Ю. Яковлев «Друг капитана Гастелло»,

 

В. Распутин «Уроки французского»,

 

Стихи Мусы Джалиля, Ольги Бергольц.

 

3 ведущий:     В. Катаев заговорил в повести «Сын полка» с детьми о суровых днях войны,

 

о  героизме и патриотизме взрослых и детей. Он показывает переживания Вани, его внутренний мир, мужание, его путь от милого, простого, непосредственного пастушка к воину, сыну полка.

 

Б. Лавренёв в рассказе «Разведчик Вихров» рассказывает о тринадцатилетнем мальчике, который помог освободить свой совхоз от немецких захватчиков.

 

Сценка из рассказа Б. Лавренёва  «Разведчик Вихров»

 

3.                          Дети в тылу.

 

4 ведущий: Дороги войны… По ним шли не только солдаты дети тоже. Пусть это были дороги в тыл – без бомб, без пуль, даже без капельки крови.

 

Много сказано о войне. Но, может быть, любопытно услышать, что помнит о ней человек, бывший всего лишь подростком.

 

Звучат стихи:

 

6  ведущий: А. Жигулин «Важнее медали»

 

Если я не участник войны,

Это, граждане, вовсе не значит,

Что страдания мне не больны,


От которых и взрослый заплачет.

 

Я   участник большого огня, Когда стены родные пылали. «Мессершмитты» стреляли в меня, Злые «юнкерсы» бомбы бросали.

Я  родился в тридцатом году.

 

И  годами для фронта не вышел. Но хлебнул фронтовую беду Среди белых воронежских вишен… «Я частенько в больницах лежу-Крепко голову пуля задела.

 

Я стихи о дорогах пишу. Впрочем, это особое дело… Не смущайте вопросом меня, Почему мне медали не дали. Я участник большого огня, Это, может, важнее медали»

 

5  ведущий: В.Соколов «Дети военной поры»

 

Что делал я тогда?  Снопы вязал

 

А   может быть. Работал на прополке, Когда ты тоже полем проползал,

Где каждый метр изранили осколки.

 

Меня поймет, кто был для фронта мал,

Мальчишка, живший на Оби иль Каме.

Он тоже географию сдавал

По карте, сплошь утыканной флажками.

Ни на минуту друга не забыв,

Я жил, ни слова о тебе  не зная.

Прошла война. Коль все ж придет другая,

Нам без тебя являться на призыв.

 

А   так, что кажется: ты здесь вот рядом, сам, Погибший на московском направленье, Быть может, самый юный партизан.

А  дни бегут скорее и скорее,

Они спешат, они торопят нас.

Не по годам, а по часам стареют

Учебники истории сейчас.

От нас военные года все дальше,

Все глуше громы незабвенных битв.

Но ты спокойно спи, великий мальчик!

Как и они, не будешь ты забыт.

 

А   дни бегут. Большой весною дружной Украшен мир, насколько видит глаз.

 

Как дорожить нам нашей жизнью нужно, Когда она во столько обошлась!

 

Быть может, долгий век отпущен мне. Я должен жизнь свою прожить такою, Чтобы зачлась она моей страною С твоим коротким веком наравне.


1 ведущий: Военное детство… Нет ребёнка, которого бы не коснулась война. Они сражались на фронте. Работали в тылу, помогали раненым.

 

Дети жили в блокадном Ленинграде, их как и взрослых, угоняли в Германию, отправляли в концлагеря. Но они выдержали войну и победили вместе со взрослыми. Ещё не достигнув совершеннолетия, ребята достигали таких высот мужества, что оказывались достойными Золотых Звёзд героев, орденов, медалей.

 

Звучат стихи:

 

4 ведущий:     Отрывок из стихотворения Ю. Воронова:

 

…Чтоб снова

На земной планете

 

Не повторилось той зимы,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили,

Как мы!

 

Я  не напрасно беспокоюсь, Чтоб не забылась та война: Ведь эта память - наша совесть. Она Как сила нам нужна…

 

Звучит песня «Рисуют мальчики войну»

 

Автор текста (слов): Богословский А.

 

Композитор (музыка): Богословский А.

 

Рисуют мальчики войну,

Рисуют танки и “катюши”.

Висят во всю листа длину

Снаряды жёлтые, как груши.

Рисуют мальчики войну.

Рисуют мальчики войну.

Рисуют мальчики бои,

 

Что им, по счастью, не знакомы.

 

И  берегут они свои Огнём кричащие альбомы. Рисуют мальчики войну. Рисуют мальчики войну.

 

Да будет светлой жизнь детей, Как светел мир в глазах открытых! О, не разрушь и не убей – В земле достаточно убитых! Рисуют мальчики войну.

 

Рисуют мальчики войну. Благодарю свою страну

 

И  тех, кто пал в последнем шаге, За то, что мальчики войну Узнали только на бумаге. Рисуют мальчики войну. Рисуют мальчики войну.


Рисуют мальчики войну.

Рисуют мальчики войну.

 

Танец