СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО–ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Дети с нарушением функций
опорно- двигательного аппарата (НОДА)
Дети с нарушением функций опорно- двигательного аппарата (НОДА)
Нарушения функций опорно-двигательного аппарата :
Дети с нарушением функций опорно- двигательного аппарата ДЦП
− при тяжелой степени двигательных нарушений ребенок не владеет навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью, он не может самостоятельно обслуживать себя;
− при средней степени двигательных нарушений дети владеют ходьбой, но ходят неуверенно, часто с помощью специальных приспособлений (костылей, канадских палочек и т.д.), т.е. самостоятельное передвижение детей затруднено. Навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-за нарушений манипулятивных функций рук;
− при легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно, уверенно. Они полностью себя обслуживают, у них достаточно развита манипулятивная деятельность. Однако у них могут наблюдаться неправильные патологические позы и положения, нарушения походки, движения часто недостаточно ловкие, замедленные. Снижена мышечная сила, имеются недостатки мелкой моторики
Дети с нарушением функций опорно- двигательного аппарата (НОДА)
Детский церебральный паралич (ДЦП) — тяжелое заболевание центральной нервной системы, которое проявляется в виде двигательных, психических и речевых нарушений, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожными припадками. При этом особенно тяжело страдают структуры головного мозга, регулирующие произвольные движения, речь и другие корковые функции.
Понятие «структура дефекта»
Дети с нарушением функций опорно- двигательного аппарата (НОДА)
Первичный дефект | Отсутствие или значительная недостаточность моторных образов |
Вторичный дефект | Нарушения восприятия (прежде всего зрительного и тактильного), нарушения речи, нарушения пространственного гнозиса и праксиса |
Третичный дефект | Специфика развития личности и эмоционально-волевой сферы, дезадаптация |
Структура дефекта при ДЦП
Дети с нарушением функций опорно- двигательного аппарата (НОДА)
Формы ДЦП
1. Спастическая диплегия (болезнь Литтля) — тетрапарез, при котором руки страдают значительно меньше, чем ноги'. Поэтому дети часто могут обслужить себя, писать, овладеть рядом трудовых навыков. Нарушения интеллектуального развития нередко незначительны, и многие из таких детей способны к обучению даже в массовых школах
2. Двойная гемиплегия характеризуется тяжелым поражением всех конечностей, выраженной ригидностью мышц. Дети не могут даже сидеть. Интеллектуальное развитие большей частью на уровне олигофрении в степени тяжелой дебильности, имбецильности или даже идиотии.
3. Гиперкинетическая форма, при которой различные гиперкинезы могут сочетаться с параличами и парезами или выступать как самостоятельный вид расстройств. Интеллект в большинстве случаев развивается удовлетворительно.
4.Атонически-астеническая форма характеризуется парезами, низким тонусом мышц, мозжечковыми симптомами. К 3 — 5 годам при систематическом лечении дети овладевают возможностью произвольных движений.
5. Гемипаретическая форма — парезы одной стороны тела, тяжелее в верхней конечности. У 25 —35 % детей наблюдается олигофрения.
Специфические особенности задержки психического развития у детей с ДЦП
неравномерность задержки развития различных психических функций.
влияние задержанного развития высших корковых функций в структуре интеллектуального дефекта.
задержка формирования школьных навыков.
сочетание интеллектуальной недостаточности с личностной и эмоциональной незрелостью.
задержанное формирование понятийного, обобщенного мышления за счет речевой недостаточности и бедности практического опыта.
- указанные расстройства сочетаются с вегетативными расстройствами
Дети с нарушением функций опорно- двигательного аппарата (НОДА)
Дети с нарушением функций опорно- двигательного аппарата (НОДА)ДЦП (характеристика развития психических процессов, речи)
-Выраженное интеллектуальное недоразвитие.
Недостаточность целого ряда других нервно-психических функций, в значительной мере связанная именно с поражением двигательной сферы.
- недостаточность пространственного гнозиса, связанная с поражением теменных отделов мозга и в определенной мере обусловленная нарушениями зрительного восприятия в связи с двигательными расстройствами
- трудности в формировании восприятия формы, в соотнесении элементов в пространстве, в правильном восприятии пропорций и перспективы
Нарушения развития речи, в большей мере обусловленные дефектностью ее моторного компонента.
Дизартрии разного характера и разной степени выраженности.
Наблюдаются более позднее формирование моторной стороны речи, правильности произношения, запаздывание в появлении первых слов и фразовой речи, замедленное расширение словаря.
Дети с нарушением функций опорно- двигательного аппарата (НОДА)ДЦП (характеристика поведения)
Эмоционально-волевая сфера:
Прогноз развития ДЦП: несмотря на причину возникновения, основные симптомы, состояние , которое не имеет обратного развития.
Дети с нарушением функций опорно- двигательного аппарата (НОДА)
Создание специальных условий для обучающихся с НОДА:
Специалисты, работающие с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА):
Учитель-дефектолог.
Учитель-логопед.
Педагог-психолог.
Задачи работы специалистов с детьми с НОДА:
выявление особых образовательных потребностей детей;
планирование и реализация коррекционно-развивающей работы в соответствии с этими потребностями;
коррекция недостатков и трудностей в овладении различными видами деятельности;
осуществление индивидуально ориентированного психолого-педагогического сопровождения;
составление индивидуальных программ развития на каждого ребёнка;
формирование у детей системы знаний и представлений об окружающей действительности, развитие познавательной активности.
Дети с нарушением функций опорно- двигательного аппарата (НОДА
Материально-техническое обеспечение общеобразовательного учреждения
Внеучебное пространство
Архитектурная среда
Специальное оборудование
Специально оборудованные мастерские для развития профессиональных навыков; средства передвижения: подъемники…Средства, облегчающие самообслуживание детей, подъемники, велотренажеры, оборудование сенсорной комнаты для релаксации, микроавтобус с подъемником
Учебное пространство
-специальная мебель и специальные приборы для обучения, мягкие маты, специальные игрушки, тренажеры для развития манипулятивных функций рук. Средства помогающие разговаривать писать ,читать, говорить по телефону, приборы, средства альтернативной коммуникации, устройства для чтения с кнопками ,которые не нужно держать руками, электронные книги, лупы, компьютеры и альтернативные способы загрузки и выведения данных.Зал для занятий лфк, с доп. оснащением
Варианты АООП НОО обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
Вариант 6.3. АООП НОО: обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеющих интеллектуальные нарушения (снижение интеллекта до уровня легкой умственной отсталости).
Вариант 6.4. АООП НОО: предполагает, что обучающийся с ТМНР в соответствии с уровнем развития интеллекта получает образование по АООП, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников с НОДА, не имеющих дополнительные ограничения. На основе АООП организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую специфические образовательные потребности обучающегося с ТМНР.
Варианты АООП НОО обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
Направления сопровождения детей с НОДА :
- коррекционно-развивающее
- психологическое
- консультативно-методическое
- социальное.
Основные этапы психолого-педагогического сопровождения:
Процесс психолого-педагогического сопровождения цикличен и предусматривает последовательную реализацию четырех этапов:
диагностического
поисково-вариативного
практико-действенного
аналитического
Рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей с НОДА(ДЦП)
Виды психолого-педагогической помощи семье:
Дети с нарушением функций опорно- двигательного аппарата (НОДА)
Рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей с НОДА(ДЦП)
Этика отношения с данной категорией детей. Практико-ориентированные рекомендации для педагогов
1. Быть осведомленным об особенностях психофизического развития детей с НОДА, о возможных проблемах, которые могут появиться при обучении.
2. Установить близкий контакт и наладить процесс сотрудничества с родителями ребенка.
3. Учитывать психическое и физическое состояние ребенка с НОДА, использовать в работе дифференцированный подход.
4. У детей с ДЦП отмечается сенсорная сверхчувствительность. Внезапное сенсорное возбуждение вызывает резкое усиление спазма, поэтому следует избегать неожиданных внешних воздействий;
5. Создать на занятиях специальную коррекционную предметно-развивающую среду.
6. Разработать индивидуальный маршрут сопровождения различными специалистами.
Этическими принципами Конвенции о правах инвалидов являются:
уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости;
недискриминация;
полное и эффективное вовлечение и включение в общество;
уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества;
равенство возможностей;
равенство мужчин и женщин;
уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.