"Дети с НОДА. Система обучения и воспитания"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 18.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Детский церебральный паралич (ДЦП) — тяжелое заболевание центральной нервной системы, которое проявляется в виде двигательных, психических и речевых нарушений, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожными припадками. При этом особенно тяжело страдают структуры головного мозга, регулирующие произвольные движения, речь и другие корковые функции.
Иконка файла материала Дети с НОДА. Система обучения и воспитания.pptx

СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО–ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Дети с нарушением функций
опорно- двигательного аппарата (НОДА)

Дети с нарушением функций опорно- двигательного аппарата (НОДА)

Нарушения функций опорно-двигательного аппарата :

1. Врожденный характер
2. Приобретенный характер

Виды нарушений в зависимости от времени возникновения, действия вредных факторов
заболевания нервной системы: детский церебральный паралич (ДЦП); полиомиелит; текущие неврологические заболевания (миопатия и др.);
врожденная патология ОДА: врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость и другие деформации стоп; аномалии развития позвоночника; недоразвитие и дефекты конечностей; артрогрипоз;
приобретенные заболевания и повреждения ОДА: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит); системные заболевания скелета (хондрострофия, рахит).

Дети с нарушением функций опорно- двигательного аппарата ДЦП

− при тяжелой степени двигательных нарушений ребенок не владеет навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью, он не может самостоятельно обслуживать себя;

− при средней степени двигательных нарушений дети владеют ходьбой, но ходят неуверенно, часто с помощью специальных приспособлений (костылей, канадских палочек и т.д.), т.е. самостоятельное передвижение детей затруднено. Навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-за нарушений манипулятивных функций рук;

− при легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно, уверенно. Они полностью себя обслуживают, у них достаточно развита манипулятивная деятельность. Однако у них могут наблюдаться неправильные патологические позы и положения, нарушения походки, движения часто недостаточно ловкие, замедленные. Снижена мышечная сила, имеются недостатки мелкой моторики

Дети с нарушением функций опорно- двигательного аппарата (НОДА)

Детский церебральный паралич (ДЦП) — тяжелое заболевание центральной нервной системы, которое проявляется в виде двигательных, психических и речевых нарушений, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожными припадками. При этом особенно тяжело страдают структуры головного мозга, регулирующие произвольные движения, речь и другие корковые функции.

Понятие «структура дефекта»

Первичный дефект - повреждение биологических систем (отделов ЦНС, анализаторов), которое вызывается биологическими факторами.
Вторичный дефект - недоразвитие высших психических функций (речи и мышления у глухих, восприятия и пространственной ориентации у слепых, опосредованной памяти и логического мышления у детей с нарушением интеллекта).
Сложный дефект - сочетание двух и более первичных дефектов, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании ребенка. 

Дети с нарушением функций опорно- двигательного аппарата (НОДА)

 

Первичный дефект

Отсутствие или значительная недостаточность моторных образов

Вторичный дефект

Нарушения восприятия (прежде всего зрительного и тактильного), нарушения речи, нарушения пространственного гнозиса и праксиса

Третичный дефект

Специфика развития личности и эмоционально-волевой сферы, дезадаптация

Структура дефекта при ДЦП

Дети с нарушением функций опорно- двигательного аппарата (НОДА)

Формы ДЦП

1. Спастическая диплегия (болезнь Литтля) — тетрапарез, при котором руки страдают значительно меньше, чем ноги'. Поэтому дети часто могут обслужить себя, писать, овладеть рядом трудовых навыков. Нарушения интеллектуального развития нередко незначительны, и многие из таких детей способны к обучению даже в массовых школах
2. Двойная гемиплегия характеризуется тяжелым поражением всех конечностей, выраженной ригидностью мышц. Дети не могут даже сидеть. Интеллектуальное развитие большей частью на уровне олигофрении в степени тяжелой дебильности, имбецильности или даже идиотии.

3. Гиперкинетическая форма, при которой различные гиперкинезы могут сочетаться с параличами и парезами или выступать как самостоятельный вид расстройств. Интеллект в большинстве случаев развивается удовлетворительно.
4.Атонически-астеническая форма характеризуется парезами, низким тонусом мышц, мозжечковыми симптомами. К 3 — 5 годам при систематическом лечении дети овладевают возможностью произвольных движений.
5. Гемипаретическая форма — парезы одной стороны тела, тяжелее в верхней конечности. У 25 —35 % детей наблюдается олигофрения.

Специфические особенности задержки психического развития у детей с ДЦП

неравномерность задержки развития различных психических функций.
влияние задержанного развития высших корковых функций в структуре интеллектуального дефекта.
задержка формирования школьных навыков.
сочетание интеллектуальной недостаточности с личностной и эмоциональной незрелостью.
задержанное формирование понятийного, обобщенного мышления за счет речевой недостаточности и бедности практического опыта.
- указанные расстройства сочетаются с вегетативными расстройствами

Дети с нарушением функций опорно- двигательного аппарата (НОДА)

Дети с нарушением функций опорно- двигательного аппарата (НОДА) ДЦП (характеристика развития психических процессов, речи)

-Выраженное интеллектуальное недоразвитие.
Недостаточность целого ряда других нервно-психических функций, в значительной мере связанная именно с поражением двигательной сферы.
- недостаточность пространственного гнозиса, связанная с поражением теменных отделов мозга и в определенной мере обусловленная нарушениями зрительного восприятия в связи с двигательными расстройствами
- трудности в формировании восприятия формы, в соотнесении элементов в пространстве, в правильном восприятии пропорций и перспективы

Нарушения развития речи, в большей мере обусловленные дефектностью ее моторного компонента.
Дизартрии разного характера и разной степени выраженности.
Наблюдаются более позднее формирование моторной стороны речи, правильности произношения, запаздывание в появлении первых слов и фразовой речи, замедленное расширение словаря.

Дети с нарушением функций опорно- двигательного аппарата (НОДА) ДЦП (характеристика поведения)

Эмоционально-волевая сфера:

-склонность к невротическим и неврозоподобным расстройствам

-повышенная пугливость в отношении неожиданных раздражителей
.
-проявления «органического инфантилизма».

Прогноз развития ДЦП: несмотря на причину возникновения, основные симптомы, состояние , которое не имеет обратного развития.

Дети с нарушением функций опорно- двигательного аппарата (НОДА)

Создание специальных условий для обучающихся с НОДА:

− организация систематической работы по коррекции двигательных, речевых и интеллектуальных нарушений;
− создание материально-технических условий;
− кадровое обеспечение;
Должно быть организовано:
комплексное психолого-педагогическое сопровождение;
• обучение на фоне систематической лечебно-профилактической работы для предотвращения ухудшения здоровья учеников, включая возможность соблюдения ортопедического режима;
• регулярное взаимодействие с родителями учеников

Специалисты, работающие с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА):
Учитель-дефектолог. 
Учитель-логопед.
Педагог-психолог.
Задачи работы специалистов с детьми с НОДА:
выявление особых образовательных потребностей детей; 
планирование и реализация коррекционно-развивающей работы в соответствии с этими потребностями; 
коррекция недостатков и трудностей в овладении различными видами деятельности; 
осуществление индивидуально ориентированного психолого-педагогического сопровождения; 
составление индивидуальных программ развития на каждого ребёнка; 
формирование у детей системы знаний и представлений об окружающей действительности, развитие познавательной активности. 

Дети с нарушением функций опорно- двигательного аппарата (НОДА

Материально-техническое обеспечение общеобразовательного учреждения

Внеучебное пространство
• специально приспособленное здание (пандусы; поручни и коляски. Ручки скобки, за которые ребенок может держаться стоя и передвигаться; туалеты; лифты — для зданий, имеющих более 1 этажа; съезды на тротуарах и другие приспособления); • приспособления для дверей (автоматическое открывание), для лестницы (площадка подъемник); для туалета (стульчик, ручки и перила, подъемник для ванны);
• адаптированные туалеты, включающие в себя кушетки, для смены памперсов
Учебное пространство
-расположение парт с возможностью проезда
-зонирование пространства

Архитектурная среда

Специальное оборудование

Специально оборудованные мастерские для развития профессиональных навыков; средства передвижения: подъемники…Средства, облегчающие самообслуживание детей, подъемники, велотренажеры, оборудование сенсорной комнаты для релаксации, микроавтобус с подъемником
Учебное пространство
-специальная мебель и специальные приборы для обучения, мягкие маты, специальные игрушки, тренажеры для развития манипулятивных функций рук. Средства помогающие разговаривать писать ,читать, говорить по телефону, приборы, средства альтернативной коммуникации, устройства для чтения с кнопками ,которые не нужно держать руками, электронные книги, лупы, компьютеры и альтернативные способы загрузки и выведения данных.Зал для занятий лфк, с доп. оснащением

Варианты АООП НОО обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

Вариант 6.1. АООП НОО: предназначен для обучающихся с НОДА, которые достигают к моменту поступления в школу уровня развития, в том числе и речевого), близкого возрастной норме, имеют положительный опыт общения со сверстниками. Вариант 6.1 предполагает, что обучающийся с НОДА получает образование, сопоставимое с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки обучения (1 - 4 классы).

Вариант 6.2. АООП НОО: обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеющих задержку психического развития. Вариант 6.2 предполагает, что обучающийся с НОДА получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные календарные сроки, находясь в среде сверстников со сходными ограничениями здоровья, не противоречащими образовательными потребностями или в среде здоровых сверстников при условии создания необходимых условий для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.

Вариант 6.3. АООП НОО: обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеющих интеллектуальные нарушения (снижение интеллекта до уровня легкой умственной отсталости).

Вариант 6.4. АООП НОО: предполагает, что обучающийся с ТМНР в соответствии с уровнем развития интеллекта получает образование по АООП, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников с НОДА, не имеющих дополнительные ограничения. На основе АООП организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую специфические образовательные потребности обучающегося с ТМНР.

Варианты АООП НОО обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

Направления сопровождения детей с НОДА :
- коррекционно-развивающее
- психологическое
- консультативно-методическое
- социальное.

Основные этапы психолого-педагогического сопровождения:
Процесс психолого-педагогического сопровождения цикличен и предусматривает последовательную реализацию четырех этапов:
диагностического
поисково-вариативного
практико-действенного
аналитического

Рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей с НОДА(ДЦП)

Виды психолого-педагогической помощи семье:

1. Информирование
2. Индивидуальное консультирование
3. Семейное консультирование
4. Индивидуальные занятия с ребенком
5. Групповая работа

Дети с нарушением функций опорно- двигательного аппарата (НОДА)

Рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей с НОДА(ДЦП)

Этика отношения с данной категорией детей. Практико-ориентированные рекомендации для педагогов

1. Быть осведомленным об особенностях психофизического развития детей с НОДА, о возможных проблемах, которые могут появиться при обучении.
2. Установить близкий контакт и наладить процесс сотрудничества с родителями ребенка.
3. Учитывать психическое и физическое состояние ребенка с НОДА, использовать в работе дифференцированный подход.
4. У детей с ДЦП отмечается сенсорная сверхчувствительность. Внезапное сенсорное возбуждение вызывает резкое усиление спазма, поэтому следует избегать неожиданных внешних воздействий;
5. Создать на занятиях специальную коррекционную предметно-развивающую среду.
6. Разработать индивидуальный маршрут сопровождения различными специалистами.

Этическими принципами Конвенции о правах инвалидов являются:
уважение присущего человеку достоинства,  его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости;
недискриминация;
полное и эффективное вовлечение и включение в  общество;
уважение  особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия  и  части человечества;
равенство возможностей;
равенство мужчин и женщин;
уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.