Дети войны!
Оценка 4.7

Дети войны!

Оценка 4.7
doc
05.03.2020
Дети войны!
дети войны.doc

Классный час «Дети в Великой Отечественной войне»

 

Цель: Формирование у школьников патриотизма, воспитание любви к Родине, гордости за победу нашего народа в Великой Отечественной войне.

 

Задачи: рассказать учащимся о роли детей в годы войны.

 

Оборудование: компьютер, проектор, колонки, микрофон

 

Ход проведения

Учитель

Ребята, 9 мая 2020 года наша страна отмечает 75 годовщину Великой Победы. Наше сегодняшнее мероприятие посвящено Великой Отечественной войне и детям которые помогали взрослым во время войны приблизить День Победы.

 

1 слайд

1 ученик.

Летней ночью, на рассвете,

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против всех людей советских,—

Это значит — против нас.

 

2 ученик

Самый светлый,

Самый летний день в году,

Самый длинный день Земли –

Двадцать второго.

Спали дети,

Зрели яблоки в саду.

Вспоминаем,

              вспоминаем это снова.  

 

Учитель

(песня «Священная война» - значок на втором слайде)

На рассвете 22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны фашистская Германия напала на нашу Родину, прервав мирный труд русского народа. Началась Великая Отечественная война.

 

на 2 слайд песня «Священная война» продолжается.

3 ученик

Его я узнал не из книжки –

Жестокое слово – война!

Прожекторов яростной вспышкой

К ним в детство ворвалась она.

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной.

В те дни все в войну не играли –

А просто дышали войной.

В читальнях, притихших и тесных,

На отмелях книжных морей,

При свете коптилок железных

Шуршали листы букварей.

3 слайд

Учитель

Весь советский народ встал на защиту своей Родины. Все взрослые (мужчины и женщины) уходили на фронт воевать, защищать свою Родину, свой дом, своих родных.

Учитель обращается к детям с вопросом: «Ребята, скажите, пожалуйста, как вы думаете, а кто остался дома?».

Ответ: Старики, дети, женщины.

Учитель Да, правильно! Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в загородном   лагере, на переднем крае и в глубоком тылу. Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым во всех делах. А какие дела могли делать дети? Давайте посмотрим на эти фотографии.

 

4 слайд

3 ученик

На фотографии изображен мальчик (ему лет 12 -14), он небольшого росточка, а стоит на 2-х ящиках у сложного станка. Он работает на заводе, который делает снаряды для фронта. Он заменил своего отца или брата, который ушел на фронт воевать с немцами. А ящики ему подставили, так как он не достает до станка. Он очень хотел бы пойти на фронт сражаться с немцами, но ему мало лет, его не возьмут. А на заводах и фабриках некому было работать, и дети помогали взрослым.

Учитель

Девочки и старики вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, помогали раненым в госпиталях, писали письма солдатам на фронт, чтоб поддержать их боевой дух, чтобы не скучали наши защитники по своим близким. Приятно было солдату получить письмо, в котором чувствовалась любовь, забота, теплота пусть даже, если ему написал незнакомый человек. Согревало солдата в холодной землянке это письмо, и уходил он в бой, зная, что кто-то его любит и ждет!

 

Ещё 2 фото

 

5 слайд

Учитель

Рассказ о мальчике.

Женя 13 летний подросток, возвращался домой с завода. Ему было очень тяжело. В руках у Жени была табуретка. Он каждый день брал её с собой, потому что из-за маленького роста он попросту не доставал до станка.

Сегодня он возвращался домой немного раньше обычного. Дело в том, что во время работы мальчик упал и больно ударился головой. А упал он потому, что на какое-то мгновение силы оставили мальчика. То ли из-за того, что он почти ничего не ел, то ли из-за того, что совсем не высыпался. Работа у Жени была очень тяжёлая: в мирное время за его станком работал отец, взрослый и здоровый мужчина.

Но к этому моменту почти все мужики ушли воевать. Цех, выпускавший раньше детские самокаты, теперь производил патроны для ружей. Женька тоже хотел на фронт, но его не взяли. Тогда мальчишка решил пойти на завод, чтобы хоть чем-то помочь стране в этой страшной войне. А ещё у него была мечта, чтоб попали эти патроны в полк, где служил его отец, и чтоб Женькины патроны достались именно папе.

 

6 слайд

Посмотрите на фотографию (мальчик на танке). Сейчас девочки прочитают вам рассказ про мальчика, который помог взрослым во время боя на улицах города.

 

4 ученик

Л. Твардовский. РАССКАЗ ТАНКИСТА.

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут его, забыл его спросить...

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперёд.

А он гвоздит — не выглянуть из башен,—

И не поймёшь, откуда бьёт.

 

5 ученик

Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился,— столько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал парнишка: —

Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал...

Я подползал, они вон там, в саду...

— Да где же, где?.. — А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт.— Влезай сюда, дружище! —

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка — мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырём.

 

6 ученик

Подъехали.— Вот здесь.— И с разворота

Заходим в тыл, и полный газ даём.

И эту пушку, заодно с расчётом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шёл большой пожар.

И помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —

И руку, как товарищу, пожал-

Был трудный бой.

Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить.

 

Учитель

Вот так мальчик помог взрослым в бою на улицах города.

 

7 слайд

Ребята, посмотрите на фотографию. Что здесь изображено? Как вы думаете?

 

На фотографиях дети в лесу и в землянке

Учитель

- Эти ребята ушли вместе с родными в партизаны. Вы знаете, кто такие партизаны?

Ответы детей: диверсанты, взрывающие вражеские заводы, железные дороги на территориях захваченных врагом, живущих в лесу в землянках.

 

8 слайд

 

9 слайд

Учитель

Ребята о чем говорят эти фотографии?

- Дети в военной форме в действующей армии.

 

Учитель

Порой дети оказывались на передовой линии фронта по разным причинам: кто-то сбегал на фронт из дома, кто-то не успел эвакуироваться, а у кого-то погибли все родные и ребятам некуда было деваться. Все вы читали «Сын полка» Валентина Катаева. И на самом деле много мальчишек попадало в действующую армию.

Например, Вова Егоров на 1 фото стал разведчиком. Фашисты не подозревали, что грязно одетый мальчишка – это советский разведчик. Вова, находясь в немецких гарнизонах, тщательно изучал расположение вражеских частей и вооружение, а затем передавал важные данные в штаб армии.

К.Степанов на 2 фотографии попал в артиллерийскую часть и стал помощником наводчика. Во время боёв он для пушки подавал тяжёлые снаряды по 10, 15 килограммов.

 

10 слайд

Учитель

Ещё на фото перед вами Володя Казьмин, ставший стрелком.

А на фото, сделанном весной 45 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) – совсем малыши, да ещё и с государственными наградами. Во время блокады Ленинграда эти ребята оставались в городе. И несмотря на свой возраст наравне со взрослыми защищали свой город. Тогда почти все дети во время вражеских бомбёжек дежурили на крышах домов и улицах города. И так как в Ленинграде было много деревянных строений, фашисты с самолётов бомбили не только взрывающимися снарядами, но и  фугасами. Фугас не взрывался, а загорался и возникал пожар. Дежурившие день и ночь ребятишки загорающиеся фугасы тушили песком и водой, а зимой – снегом. Кто из ребят и погибал. Почти все дети были награждены медалью «За оборону Ленинграда».

 

Ученик:

Горнили: « К бою!» трубы полковые,

Военный гром катился над страной.

Вставали в строй мальчишки боевые,

На левый фланг в солдатский строй.

Великоваты были им шинели,

Во всем полку сапог не подобрать,

Но все равно в боях они умели

Не отступать и побеждать.

 

Учитель

Самым  храбрым воинам за героические поступки в годы войны присваивали имя Героя Советского Союза. Этого звания были удостоены и бесстрашные мальчики и девчонки. И сейчас мы послушаем рассказы о героических подвигах детей, которые помогали взрослым во время Великой Отечественной войны.

 

11 слайд

Ученики

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.

ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.

Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами.

Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич.

И ни на миг не дрогнули юные сердца! Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.

 

Вспомним всех поимённо

Горем вспомним своим.

Это нужно не мёртвым,

Это надо – живым

 

12 слайд

Четверо пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова.

 

13 слайд

Марат Казей. Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.

За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес . Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске.

Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.

Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.

За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник пионеру-герою

 

 

14 слайд

Зи́на Портно́ва  В начале июня 1941 года она приехала на школьные каникулы в деревню Зуя, близ станции Оболь Витебской области. С 1942 года стала членом Обольской подпольной организации «Юные мстители» и одним из её руководителей. Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, по указанию подполья Зина отравила пищу. Во время разбирательств, желая доказать немцам свою непричастность, съела отравленный суп и чудом осталась жива.

В августе 1943 года Зина стала разведчиком партизанского отряда. В декабре 1943 года, возвращаясь с задания по выяснению причин провала организации «Юные мстители», она была схвачена в деревне Мостище. Ее долго и жестоко пытали. На одном из допросов Зина выхватила у следователя пистолет и застрелила его и еще двух охранников. Она пыталась убежать, но у измученной пытками девочки не хватило сил. Ее схватили и вскоре казнили.

 

 

15 слайд

Валентин Котик

В свои 12 лет Валя, тогда пятиклассник Шепетовской школы, стал разведчиком в партизанском отряде. На начало войны он только перешёл в шестой класс, но с первых дней начал бороться с оккупантами. Осенью 1941 года вместе с товарищами убил главу полевой жандармерии близ г. Шепетовки, швырнув гранату в машину, в которой тот ехал. С 1942 года принимал активное участие в партизанском движении на Украине. Сначала был связным шепетовской подпольной организации, затем участвовал в боях. С августа 1943 года в партизанском отряде имени Кармелюка под командованием И. А. Музалёва, был дважды ранен. В октябре 1943 года он обнаружил подземный телефонный кабель, который вскоре был подорван. Связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве прекратилась. Внёс он также свой вклад в подрыв шести железнодорожных эшелонов и склада. 29 октября 1943 года, будучи в дозоре, заметил карателей, собиравшихся устроить облаву на отряд. Убив офицера, он поднял тревогу, и, благодаря его действиям, партизаны успели дать отпор врагу. В бою за город Изяслав в Хмельницкой области 16 февраля 1944 года был смертельно ранен и на следующий день скончался.

 

 

На счету Вали Котика шесть взорванных эшелонов врага, множество успешных засад. Он погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами. К тому времени Валя Котик уже носил на груди ордена Ленина и Отечественной войны I степени, медаль «Партизану Отечественной войны» II степени. Такие на-грады сделали бы честь даже командиру партизанского соединения. А тут пацан, подросток.

Валентину Котику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

 

16 слайд

В 1956 году был снят художественный фильм «Орлёнок» о Валентине Котике. Я предлагаю вам, ребята, посмотреть отдельные кадры этого фильма.

 

17 слайд

 (на фоне музыки «Колокола России»)

Учитель

За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями:

Ордена Ленина были удостоены — Толя Шумов, Витя Коробков, Володя Казначеев;

Ордена Красного Знамени — Володя Дубинин, Юлий Кантемиров, Андрей Макарихин, Костя Кравчук;

Ордена Отечественной войны 1-й степени — Петя Клыпа[12], Валерий Волков, Саша Ковалёв;

Ордена Красной звезды — Володя Саморуха, Шура Ефремов, Ваня Андрианов, Витя Коваленко, Лёня Анкинович.

Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны», свыше 15 000 — медалью «За оборону Ленинграда», свыше 20 000 медалью «За оборону Москвы».

 

18 слайд

Ученик:

Они прикрыли жизнь собою,

Жизнь начинавшие едва,

Чтоб было небо голубое,

Была зелёная трава.

И вновь  - весна… и солнце светит ясно.

Вот детский смех послышался вдали…

Но кто сказал, что жили вы напрасно?

Но кто сказал, что зря боролись вы?

Кто так сказал, не знал, наверно, горя

И не видал он материнских слёз,

Не видел он могил и после боя

Не видел тех, кто это перенёс.

 

 

19 слайд

 ученики:

1)Все помнится, ничто не позабыто,

Все помнится, никто не позабыт.

И днем,  и ночью в чаше из гранита

Святое пламя трепетно горит.

 

 

2)Рядом вы, милые,  добрые,  нежные,

Бабушки, дедушки. Дети войны.

Нас, окружая заботой безбрежною,

Всею душой в эту жизнь влюблены.

 

 

3)Спасибо Вам, времен военных детям,

Что сил хватило все невзгоды победить,

Вы научили нас: важней всего на свете

Учиться, верить, жить, мечтать, любить.

Дети все вместе:

 Войны не хотим мы нигде, никогда,

Пусть мир будет в мире везде и всегда.

 

 

20 слайд

1 ученик:

Я хочу, чтоб на нашей планете

Никогда не печалились дети.

Чтоб не плакал никто, не болел,

Только б хор наш ребячий звенел.

Чтоб навек все сердцами сроднились,

Доброте чтобы все научились

Чтоб забыла планета Земля,

Что такое вражда и война.

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память — наша совесть,

Она, как правда, нам нужна.

 

21 слайд

 

Учитель

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Минута молчания

 

Учитель

Да, ребята, об этой страшной войне нельзя забывать. Память о ней нам нужна, чтобы не было больше подобных войн. Мы с вами должны сберечь этот хрупкий мир. Ведь нам есть чем дорожить в нём: дом, семья, благополучие и друзья. Мы должны стать достойными наследниками этой великой Победы!

 

                             (Звучит песня  «Аист на крыше»)

Где это было, когда это было?

В детстве, а может во сне.

Аист на крыше гнездо для любимой

свил по весне.

Чудился мне он и в странствиях дальних

Символом верной любви,

Люди, прошу, не вспугните случайно

аиста вы.

 

ПРИПЕВ

Люди, прошу я, потише, потише,

Войны пусть згинут во мгле,

Аист на крыше, аист на крыше.

Мир на земле.

 

2.

Аист на крыше гнездо с аистёнком

Ночью и днём бежёт.

Ну а в том доме под крышей девчонка,

Счастья так ждёт.

Люди в Нью-Йорке, в Берлине, в Париже,

Верте друг другу и мне.

Аист на крыше, щастье под крышей

И на Земле

 

ПРИПЕВ

Люди, прошу я, потише, потише,

Войны пусть згинут во мгле,

Аист на крыше, аист на крыше.

Мир на земле.

 

ПРИПЕВ

Люди, прошу я, потише, потише,

Войны пусть згинут во мгле,

Аист на крыше, аист на крыше.

Мир на земле.

 

 

 

Источники:

http://gazeta.aif.ru/online/kids/

http://ru.wikipedia.org/wiki/Пионеры-герои

http://netvoyne.ru/

http://www.molodguard.ru/heroes1.htm


Скачано с www.znanio.ru

Классный час «Дети в Великой Отечественной войне»

Классный час «Дети в Великой Отечественной войне»

Учитель Весь советский народ встал на защиту своей

Учитель Весь советский народ встал на защиту своей

И только не могу себе простить:

И только не могу себе простить:

Дети в военной форме в действующей армии

Дети в военной форме в действующей армии

Маленькие герои большой войны.

Маленькие герои большой войны.

В свои 12 лет Валя, тогда пятиклассник

В свои 12 лет Валя, тогда пятиклассник

Не видел он могил и после боя

Не видел он могил и после боя

Мы должны стать достойными наследниками этой великой

Мы должны стать достойными наследниками этой великой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2020