Предлагаемый материал представляет собой методическую разработку тематического мероприятия, посвященного Великому празднику Победы 9 мая. Данная методическая разработка может быть использована для проведения тематических классных часов, а также для организации самостоятельного внеклассного мероприятия. Материал может быть использован для обучающихся второй и третьей ступени школьного обучения.
Дети войны.docx
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему:
«Дети войны»
(литературно музыкальная композиция)
Звучит в записи марш «Прощание славянки» (музыка В. Агапкина).
Ведущий. Сегодня, отмечая праздник Победы, мы вспоминаем тех, кто
воевал, кто погиб во имя мира и свободы.
Звучит в записи 1я часть второго фортепианного концерта С.
Рахманинова.
Ученик.
Его я узнал не из книжки –
Жестокое слово – война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство врывалась она.
Смертельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной.
В те дни мы в войну не играли –
Мы просто дышали войной.
В читальнях, притихших и тесных,
На отмелях книжных морей,
При свете коптилок железных
Шуршали листы букварей.
А. Иоффе
Ведущий. Дети встретили войну в разном возрасте. Ктото совсем крохой,
ктото подростком. Ктото был на пороге юности. Война застала их в
столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в
загородном лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
Ученица.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего какихто пять минут осталось.
С. Щипачев
Раздаются звуки взрывов (в записи), затем звучит первый куплет песни
«Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. ЛебедеваКумача).
Ведущий. Перед нами фрагменты дневниковых записей и воспоминаний о
своем военном детстве инженеров, военных, рабочих, ученых, врачей…
Ученица. В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не
эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели
сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А
весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили
зажигательные бомбы. (Т. С. Ивлева, полиграфист.)
Звучит в записи тема нашествия из Седьмой («Ленинградской»)
симфонии Д. Шостаковича.
Ученица. И вдруг война, страшная война. А мне – 14 лет, жизнь только
начиналась. Снаряды, бомбы, трупы, кровь, плен, тогда и смерти в глаза не раз
смотрела. Почти три года была узницей фашистских лагерей, а шла война, и
так хотелось мстить за всех погибших и за слезы матерей, детей. Я
испытывала страх и ужас, в плену прошла моя юность. (Ю. Н. Никитина.)
Ученик. Война застала нашу семью, семью военного врача, под Брестом 22
июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было девять с
половиной лет. Я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из
окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили
воспитанником, сыном полка, в специальную разведроту при штабе 4й армии.
Я выполнял задание по разведке, но в начале 1942 года попал под обстрел,
был ранен и слегка контужен. Меня отправили на лечение в тыл…
(Ю. Г. Подтыкайлов, инженермеханик.)
Ведущий. Сыны полков. Юные партизаны, разведчики, танкисты. Разными
путями они попадали на войну. Освобожденные из плена. Братья и сестры
погибших. Сироты или счастливые дети живых родителей… Они не знали, как
сложится их жизнь через год, месяц, день или час. Но храбрость и этих до
срока возмужавших сердец, недетская сила мозолистых рук были связаны в
едином порыве, принесшем нам Победу.
Хор учащихся исполняет песню «Женька» (муз. Е. Тарковского, ст. К.
Ваншенкина).
Стоит средь лесов деревенька,
Жила там когдато давненько,
Жила там когдато давненько
Девчонка по имени Женька.
Мальчишечье имя носила,
Высокие травы косила,
Высокие травы косила,
Была в ней веселая сила.
Завыли стальные бураны,
Тень крыльев легла на поляны,
Тень крыльев легла на поляны,
И Женька ушла в партизаны.
В секрете была и в засаде,
Её уважали в отряде,
Её уважали в отряде, Хотели представить к награде.
Висит фотография в школе –
В улыбке ни грусти, ни боли,
В улыбке ни грусти, ни боли, –
Шестнадцать ей было, не боле.
Ведущий. Погибали дети не только на фронтах, но и в оккупированных
фашистами городах, и в блокадном Ленинграде. Что чувствовали и
переживали дети? Об этом расскажут записи ленинградской девочки Тани
Савичевой.
Ученица. «Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года.
Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года. Лена умерла 17 марта в 6
часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года.
Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года. Савичевы умерли. Умерли
все. Осталась одна Таня.»
Ведущий. Это написано одиннадцатилетней школьницей, которая
ненамного пережила своих близких. А вот воспоминания тех, кто выжил.
Ученица. Я родилась в Ленинграде, поэтому и блокада Ленинграда была
мне предначертана судьбой. Зимой 1941–1942 г. не стало отопления, света,
воды, и стены дома промерзли на 20–30 см. В ту пору на окнах была
светомаскировка, которая скрывала свет иногда горевшей свечи и помогала
маме убедить меня, ребенка, что это ночь (даже если это день), а ночью никто
не кушает, надо терпеть. Блокадный паек – 120 граммов хлеба из смеси
опилок и муки. А есть очень хотелось, и чувство голода – это одно из
устойчивых воспоминаний моего детства… (Л. Т. Шепелева, профессор,
доктор исторических наук.)
Звучит в записи произведение С. Рахманинова «Музыкальный момент».
Ведущий. Самые обездоленные дети войны – малолетние узники
фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, материнскую
ласку, хлеб – у них отняли Родину и свободу.
Ученик. В обители смерти молчат о смерти.
И только крик.
Парит и кружит под крышею блока.
Бьется о твердые кулаки стен:
Жить!
Тяга к жизни – сорняк живучий –
Дает нам силу
Сломить бессилие.
Ведущий. Вот как определяют самый светлый, ясный и радостный период
жизни человека те, у кого детство и отрочество прошли в фашистских
лагерях. Ученица. В сентябре 1941 года немцы заняли нашу деревню. Бабушка от
ранения умерла, а меня с дедушкой отправили в концлагерь «Красное село»,
где дедушку расстреляли, а меня, 12летнюю, перевели в другой лагерь.
Детей в лагере было много. Поселили нас при госпитале, сделали донорами. У
многих выкачивали кровь до капли прямым переливанием. Когда я вконец
обессилела, меня заразили туберкулезом и отправили в лагерь «Клоога» для
уничтожения. Выжила чудом. (Рабочая из Таллинна.)
Ведущий. У всех малолетних узников концлагерей одинаковые
трагические воспоминания: голод, холод, страх, боль, колючая проволока,
люди в белых халатах со шприцами, расстрелы, кровь. Каждый из уцелевших
может поименно назвать своих спасителей. Дети войны никогда не забудут
тех, кто в годы войны избавил их от беды, несчастья и неволи…
Ученик. Они прикрыли жизнь собою,
Жизнь начинавшие едва,
Чтоб было небо голубое,
Была зеленая трава.
И вновь – весна… И солнце светит ясно.
Вот детский смех послышался вдали…
Но кто сказал, что жили вы напрасно?
Но кто сказал, что зря боролись вы?
Кто так сказал, не знал, наверно, горя
И не видал он материнских слез,
Не видел он могил и после боя
Не видел тех, кто это перенес.
Русские солдаты
Звучит в записи 1й куплет песни «Где же вы теперь, друзья
однополчане» (муз. В. СоловьеваСедого, сл. А. Фатьянова).
Ученица.
ВЕТЕРАНУ
Приди, мой друг, поговори со мной
И расскажи мне о былых тревогах,
Поведай мне о жизни боевой,
Приди, мой друг, поговори со мной.
… Война прошла ужасным ураганом
И юность отняла навек у вас.
Не описать тех горестей, страданий,
Но им благодаря мы счастливы сейчас…
Галя Озерских Ведущий. Сегодня у нас в зале находятся ветераны, им слово. Мы
благодарны вам за чистое небо, за счастливое детство. Мы горды за Победу. С
праздником вас, дорогие ветераны! Здоровья, счастья вам и вашим близким!
Звучит в записи песня «Журавли» (муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова). На
её фоне читаются стихи.
«Дети войны» (литературно музыкальная композиция)
«Дети войны» (литературно музыкальная композиция)
«Дети войны» (литературно музыкальная композиция)
«Дети войны» (литературно музыкальная композиция)
«Дети войны» (литературно музыкальная композиция)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.