Детская студия традиционной народной культуры как форма сохранения языка и народной культуры среди школьников.
Оценка 4.9

Детская студия традиционной народной культуры как форма сохранения языка и народной культуры среди школьников.

Оценка 4.9
Научные работы +1
docx
воспитательная работа +2
1 кл—6 кл
23.02.2024
Детская студия традиционной народной культуры как  форма   сохранения языка и народной культуры среди школьников.
В статье описан опыт почти двадцатилетней работы по сохранению языковой культуры среди школьников
Сохранение языка.docx

                                                              Е.В.Воронова, педагог дополнительного  образования БОУ ДО г.Омска

 «Дом детского  творчества ЛАО

       

            Детская студия традиционной народной культуры как  форма                            

              сохранения языка и народной культуры среди школьников.

Изучение народного культурного наследия очень своевременно, так как на фоне общего повышения образованности налицо отставание в художественно-эстетическом и нравственном развитии. Опыт работы в этом направлении привел нас к выводу о необходимости организации комплексной работы по возрождению и развитию народных традиций. Что включает в себя не только музыкальный фольклор и хореографическое искусство, но и декоративно-прикладное творчество, проведение народных календарных праздников и обрядов. А также знакомство с традициями русской национальной кухни, народного костюма, архитектурой, народной этикой, историей страны и др. В образовательно-воспитательную деятельность включен большой просветительский блок, связанный с привлечением родителей к разным формам художественно-творческих мероприятий. Результатом и итогом работы стали традиционные народные календарные праздники и ежегодный игровой детский фольклорный фестиваль «Васильковое лето».

Уже более 10 лет нами успешно осуществляется подобная деятельность среди воспитанников детской студия традиционной русской культуры «Теремок» БОУ ДО города Омска «Дом детского творчества ЛАО». Работа ведется на базе БОУ города Омска «Средняя общеобразовательная школа №132», получая поддержку и одобрение со стороны родителей и педагогов школы. Образовательная деятельность студии охватывает около 400 учеников начальной школы, постепенно вовлекаем и учащихся среднего звена. Методическим обоснованием образовательной деятельности стала программа «Введение в народоведение» академика РАН Новицкой М.Ю. На её основе были разработаны программы «Основы народной культуры», «Фольклорный театр», программы по ДПИ. И как углубление в процесс – ДООП «Основы народного пения», «Казачья песня», «Этническая хореография».

Воспитательная и образовательная деятельность включает в себя три этапа.

          На начальном этапе необходимо сформировать у детей интерес к изучению фольклора на основе близких и понятных им материалов народного творчества (задействованы первые и вторые классы начальной школы). На занятиях дети знакомятся с различными фольклорными произведениями: колыбельными песнями, сказками, небылицами, потешками, закличками, простейшими  хороводами  и народными играми, которые затем активно применяются в календарных праздниках.  Занятия и праздники проходят в помещениях студии «Теремок» на базе БОУ г.Омска «СОШ №132» это 3 кабинета, активно используется актовый зал, рекреации и школьный  двор.В работе студии активно принимает участие педагогический коллектив начальной школы по системе дополнительного образования  ФГОС, к участию привлекаются  родители.

        На основном этапе предполагается непосредственное изучение особенностей песенного, игрового и декоративно-прикладного творчества, изучение обрядовых праздников в традициях Западно-Сибирского региона.

В этом процессе задействованы воспитанники детских объединений по интересам: музыкальный фольклор, казачий фольклор, ДПИ, хореография, народный театр.  Песенные творческие коллективы принимают активное участие в конкурсах и фестивалях, ведут активную концертную деятельность. Фольклорный театр участвует в организации и проведении календарных праздников. На занятиях ДПИ дети знакомятся и осваивают разные виды прикладного народного творчества. Результат – участие в разного уровня выставках и благотворительных ярмарках, которые стали традиционными в школе №132. Средства, вырученные на ярмарках перечисляются в фонд «Радуга» или целенаправленно передаются на лечение больных детей.

         На углубленном этапе происходит дальнейшее расширение и обогащение знаний учащихся,  развитие индивидуальных творческих способностей у каждого воспитанника, развитие их песенно-игровых и артистических способностей. Продолжается знакомство с различными направлениями декоративно-прикладного творчества, в том числе и с теми, которые распространены в Западно-Сибирском регионе. Происходит  изучение обрядовой кулинарии, народной медицины, более глубокое погружение в календарную обрядность, что позволяет воспитанникам заниматься исследовательской деятельностью, участвовать в различных научно-практических конференциях и фестивалях. Результаты  этого этапа – победы творческих коллективов в конкурсах и фестивалях разного уровня.

Творческие коллективы студии являются постоянными участниками городских и областных  фестивалей и концертов. Стало традиционным участие педагогов и обучающихся  студии участие в научно-практических конференциях разного уровня,  конкурсах по краеведению, например: «Народная культура Сибири»,  «Рождественские чтения», «Этические чтения», «Знатоки Омска» и др.

        В основе образовательной деятельности студии  – игровые технологии.

В праздничных программах принимают участие как члены детских объединений студии так и учащиеся начальной школы, учителя и родители.

Система занятий по приобщению к народным традициям первых лет обучения выстроена сообразно логике и последовательности календарно- земледельческого цикла. Гармоническое соотношение сезонного труда и развлечений – нравственная норма народной жизни. «Делу – время, потехе – час», говорится в народной пословице. Поэтому примерно через каждые полтора-два месяца проводятся народные календарные праздники как итог образовательной трудовой деятельности.

Осенние праздники (Осеннее новолетье, Осенины, Капустник) посвящены обрядам сбора урожая. Они сменяются зимними: Святки и Масленица – традиционные самые массовые мероприятия в нашей школе. Весенние праздники начинаются с Благовещенья, затем «Сороки», традиционный благотворительный Вербный базар, Светлое Христово воскресенье и День Святого Георгия Победоносца. Летние праздники – заключительные в учебном году: Троица, В гостях у Костромы, фестиваль «Васильковое лето».

В ходе подготовки праздника происходит освоение ребенком знаний о прошлом, осмысленных с позиций настоящего. Каждый участник образовательного процесса осознает свое место и свою роль в предстоящем мероприятии, выбирает  деятельность, которая ему более близка: музыкально-фольклорная, театрально-игровая, декоративно-прикладная.

           С 2005 года участниками студии проводится областной фольклорный фестиваль игрового детского творчества «Васильковое лето» . Ежегодно на фестиваль собираются около 200 участников детских фольклорных коллективов  города и районов Омской области.  Фестиваль  является благотворительным, проводится на площадках Парков культуры «Зеленый остров» и «Советский» за счет спонсорских средств и волонтерской деятельности.

         Наша цель – воспитание средствами народной традиционной культуры свободной, деятельной, духовной, гармонично развитой личности, способной к разнообразной творческой деятельности на благо своей семьи и общества в целом.

 


 

Е.В.Воронова, педагог дополнительного образования

Е.В.Воронова, педагог дополнительного образования

Занятия и праздники проходят в помещениях студии «Теремок» на базе

Занятия и праздники проходят в помещениях студии «Теремок» на базе

В основе образовательной деятельности студии – игровые технологии

В основе образовательной деятельности студии – игровые технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2024