Игры различного назначения, соревнования, эстафеты широко применяются на любых ступенях обучения и имеют педагогическую целесообразность, так как развивают у детей многие черты эмоциональной сферы, физические показатели, воспитывают у участников коммуникативные навыки, содействуют укреплению межличностных отношений среди участников коллектива. Данное мероприятие может быть использовано как во внеурочной деятельности в школе, так и в работе лагерных смен.
ИГРЫ В ПОМЕЩЕНИИ
«Угадай песню, стихи»
Играет группа ребят. Определяется водящий, он отходит за пределы
слышимости. Ребята подбирают песню или стихотворение, из которых
выбирается одна строка или куплет. Например, строчка пушкинского
стихотворения: «Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты…» Все
ребята, сидящие по кругу, берут себе по одному слову из этой строчки. Водящий
возвращается и начинает опрос ребят. Он может задавать любые вопросы, самые
несуразные, всем по очереди или в разбивку, например: «Твое отношение к
соленой капусте?», а отвечающий должен употребить доставшееся ему слово: «У
меня к капусте чудное отношение!»
«Конако (конецначалоконец)»
Играть можно вдвоем, втроем, двумя командами или по кругу. Слова
необходимо подбирать таким образом, чтобы последний слог первого слова
служил началом второго: РУКА – КАПОР – ПОРОГ и т. д. Замешкавшийся
выбывает из игры. Можно индивидуально составлять цепочки на определенную
тему. Побеждает тот, чья цепочка длиннее.
«Чепуха»
Двое играющих втайне от других договариваются о теме, на предмет которой
они будут общаться невербальными средствами. Начинают разговор. Очевидцы,
догадавшись, о чем идет речь, подключаются к беседе. Когда все будут
вовлечены в игру, с последнего подключившегося начинают выяснять предмет
общения – кто как понял тему беседы и какую информацию передавал сам.
«Угадай, кто это?»
Тот, кто начинает, выбирает когото из игроков и описывает его так: «Он
маленький, веселый и темноволосый». Все смотрят друг на друга. Может, это
Рита, Таня или Костя? Если никто не может угадать, описание можно уточнить:
на этом человеке черные лакированные туфли, красная кофта и в волосах
заколка. Теперь, конечно, всем ясно, что это Юля.
«Обмен одеждой»
Дети садятся в кружок и внимательно смотрят на одежду друг друга,
стараясь ее запомнить. Затем один из них выходит за дверь, а несколько игроков
меняются частями одежды. Ведущий входит и пытается определить, на комнадеты чужие вещи и кому они принадлежат. Сразу бросится в глаза, если
мальчик Саша наденет юбку Ани. Не так заметно, когда меняются носками.
«Внимание, он приближается!»
Дети встают в кружок как можно плотнее друг к другу. Они передают из рук
в руки мягкую игрушку или еще какойнибудь предмет, пока звучит музыка.
Каждый старается как можно быстрее избавиться от этого предмета. Как только
музыка остановится, тот, у кого в руках окажется игрушка, выходит из игры.
«Подарки»
Играющие садятся полукругом и выбирают водящего, затем предлагают ему
ненадолго выйти. Каждый играющий готовит себе подарок: ножик, карандаш,
монетку, булавку и т. п. Зовут водящего. Он обходит всех и старается
запомнить, у кого какой предмет. Затем он вторично выходит, а играющие
собирают все вещи в одно место. Опять зовут водящего и предлагают ему
раздать подарки, кому какой хотелось. Если водящий раздаст правильно
подарки, выбирают нового водящего; если ошибется, повторяют в третий раз.
После третьего раза выбирают нового водящего.
«Моментальный список»
Ведущий кладет на стол несколько предметов (карандаш, коробочек, скрепку,
ножик и т. п.) и накрывает их листом бумаги. Затем зовет играющих. Когда все
приготовятся, он приподнимает закрывающий предметы лист на 3–5 минут и
снова закрывает. Предлагается, чтобы каждый записал, какие он видел
предметы.
Выигрывает
запомнивший больше других и без ошибок.
Потом проверяют правильность запоминания.
«Что изменилось?»
На столе раскладывают 10–15 открыток. Играющим предлагается в течение
1–2 минут запомнить расположение нескольких открыток. Затем их меняют
местами. Когда все посмотрят во второй раз, предлагается сказать, какие были
сделаны перемещения. Выигрывает тот, кто укажет правильно все (или большее
число) изменения.
«Руки на стол»
Играющие делятся на две равные группы и садятся по обе стороны стола.
Одна группа получает какойнибудь небольшой предмет: монету, пуговицу,
резинку – и начинает передавать ее под столом. Неожиданно один из играющихдругой группы громко говорит: «Руки на стол!». Тотчас вся группа,
передававшая предмет, должна положить обе руки на стол ладонями вниз. У
когонибудь под ладонью обязательно должен находиться предмет. Вторая
группа должна угадать, у кого он находится, причем угадывает один, советуясь с
товарищами. Если он угадает, предмет переходит к его группе. Тогда вся группа
начинает передавать предмет под столом, а первая группа угадывает, у кого он
находится. Если не угадает, то предмет остается у первой группы и она
выигрывает очко. Так играют до условленного количества выигрышных очков.