Игры различного назначения, соревнования, эстафеты широко применяются на любых ступенях обучения и имеют педагогическую целесообразность, так как развивают у детей многие черты эмоциональной сферы, физические показатели, воспитывают у участников коммуникативные навыки, содействуют укреплению межличностных отношений среди участников коллектива. Данное мероприятие может быть использовано как во внеурочной деятельности в школе, так и в работе лагерных смен.
ДВОРОВЫЕ ЗАБАВЫ
«Ручеек»
Играет нечетное количество детей.
Игроки разбиваются на пары, берутся за руки и становятся друг за другом.
Водящий – тот, у кого нет пары, – когда все по сигналу поднимают руки,
пробегает под ними с закрытыми глазами, хватая за руку любого игрока.
Получившаяся пара становится последней, а игрок, оставшийся без пары,
становится ведущим.
«Испорченный телефон»
Интересно играть, когда есть достаточно длинная лавочка и хотя бы 10
игроков. Первый (он же ведущий) шепчет на ухо сидящему рядом игроку любое
слово (все что угодно, на что фантазии хватает). Второй так же (шепотом и на
ушко) передает слово третьему, и так далее – до конца. Последний игрок встает
и вслух называет то, что расслышал.
Для того чтобы игра получилась интересной, все стараются назвать соседу
слово очень быстро и тихо (чем хуже расслышит игрок, тем веселее получается
результат).
«Прятки»
В начале игры все собираются вместе, затем водящий, встав лицом к стене,
громко считает до 100 (или другого числа). Другие в это время прячутся.
Досчитав до 100, водящий идёт искать спрятавшихся. Иногда перед этим
полагается сказать «раздватричетырепять, я иду всех вас искать». Увидев
спрятавшегося, он должен первым добежать до места, откуда он начал поиски,
коснуться рукой стены и сказать «чека» («зачекать» его). Каждый спрятавшийся
старается первым сделать то же самое. Следующим водящим является тот из
спрятавшихся, кого зачекали первым, а если не зачекали никого – тот же, что и в
прошлый раз. «Прятаться» за спиной или рядом с водящим нельзя.
На западе также распространён вариант игры, который называется
«сардинки». В этом варианте прячется один, а ищут его все остальные. Тот, кто
найдет его первым, прячется вместе с ним. Затем к ним присоединяется
следующий, кто их найдет, потом по очереди все остальные (как сардинки в
банке), пока не останется один игрок. Он объявляется проигравшим и обычно
прячется следующим. В «сардинки» часто играют в темноте.
«Море волнуется раз»Выбирается водящий. Он отворачивается от остальных и произносит
считалочку (пока он говорит, все игроки хаотично двигаются).
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри.
Игроки замирают, изображая «морские» фигуры. Ведущий подходит к
любому игроку, дотрагивается до него рукой – игрок изображает, кого именно
он показывает. Задача ведущего – отгадать, что это за фигура.
Если игрок изображает непохоже, он становится водящим на следующий
этап. Конечно, иногда ведущий и сам специально «засуживает» какогото игрока,
но тогда можно решить спорный вопрос коллективно. Было еще усложнение к
правилам: если какойнибудь игрок шевелился или смеялся во время
«выступления» другого, то он становился водящим.
Загадываются также: звериная фигура, птичья фигура, клоунфигура, рабочая
фигура, безумная фигура и так далее, на что фантазии хватит.
«Светофор»
Светофор – веселая подвижная игра для детей от четырех лет,
развивает внимательность и реакцию. В нее можно играть на свежем
воздухе в любое время года.
Описание игры.
На земле обозначают две линии метрах в 4–5 друг от друга, ведущий
(светофор) становится между этими линиями, а все играющие должны встать за
одной из них. Ведущий, отвернувшись от игроков, называет какойнибудь цвет и
все игроки, у кого есть такой цвет в одежде переходят за другую линию. Те, у
кого нет одежды такого цвета, должны пробежать мимо «светофора», а он
должен осалить когонибудь из «нарушителей». Осаленный «светофором»
«нарушитель» становится ведущим.
П р а в и л а и г р ы .
1. Рисуют две линии на земле.
2. Назначают ведущегосветофора, он должен встать между этими линиями.
Игроки становятся за одной из линий.
3. «Светофор» отворачивается от игроков и называет любой цвет, игроки с
таким цветом одежды переходят за другую линию.4. Все оставшиеся становятся «нарушителями» и должны пробежать мимо
«светофора» за другую линию.
5. Осаленный ведущим «нарушитель» становится следующим ведущим.