Новые социальные требования к системе образования, которые были определены в Национальной доктрине образования на период до 2025 г., Федеральной программе развития образования на 2000-2005гг. и конкретизированы в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., обусловливают сущностные изменения целей и задач психологической службы школы.
Основными направлениями практической психологической работы в школе сегодня должны стать:
В связи с этим важными задачами деятельности психологической службы гимназии в настоящий момент являются:
По Вачкову, полисубъектное взаимодействие характеризуется приданием ценности каждым участником взаимодействия каждому, т.е. самоценности. Субъекты такого взаимодействия нацелены на конструктивные взаимоотношения с другими, видят самоценность себя и партнера, принимают другого самого по себе, самостоятельны, креативны, способны рассматривать как субъектную целостность и себя, и свою общность, и другие общности.
Это достигается в результате рефлексии себя как личности, своих отношений с окружающими, различных других аспектов своей жизнедеятельности, жизнедеятельности своей семьи, школы, социальной ситуации развития общества. Ведь субъектом психической активности личность может становиться лишь в том случае, если объектом для нее выступает ее собственная психика в своем функционировании и развитии.
Все это обусловило появление новых рефлексивных форм нашей деятельности, и в первую очередь, форм взаимодействия с родителями, семьей в целом, так как полноценное развитие ребенка во многом зависит от эмоционального благополучия, внутренней атмосферы и образа жизни семьи.
В 2002–2003 учебном году мы активно использовали как традиционные формы работы с родителями (индивидуальное и групповое просвещение и консультирование, дискуссии, “круглые столы” по проблеме), так и апробировали новые. В частности, это было проведение детско-родительских собраний по следующим темам: “Проект семьи XXI века”, “Проект школы XXI века”.
Данные собрания организуются в форме деловой игры, само построение которой представляет модель разрешения конфликтной ситуации. Основным видимым результатом игры является создание проекта, в котором семья и школа предстают в виде образов, отражающих их важную роль и значимые функции, определяются принципы взаимоотношений как между детьми и родителями, так и между субъектами образовательного сообщества, практические действия по их реализации. Но этот проект рождается на основе актуализации собственного опыта, сложившихся представлений и сопоставлении своих представлений с другими, т.е. происходит серьезная, качественная внутренняя работа личности, мобилизация субъектной психической активности.
Также самим ходом собрания организуется личностное, неформальное, эмоциональное положительное общение между детьми, родителями и учителями, в ходе которого они взаимодействуют как равноправные участники диалога, как активные субъекты совместной творческой деятельности. В результате они получают возможность лучше узнать друг друга, взглянуть друг на друга по-новому, учатся понимать и принимать друг друга, становятся ближе. К тому же в предлагаемых играх они могут перевоплотиться, попробовать себя в новой роли (дети в роли родителей и учителей, родители в роли детей и учителей, учителя в роли детей и родителей), прочувствовать, пережить своеобразие этой роли, получив таким образом новый эмоциональный опыт, расширив границы собственного знания.
Детско-родительское собрание “Проект семьи XXI века”
Цели:
Время: 2 часа.
Ход собрания.
“Однажды в семье произошел серьезный конфликт между родителями и детьми. Конфликт был настолько серьезным, что в какой-то момент дети и родители разошлись в разные стороны, не желая больше взаимодействовать друг с другом, вообще не желая друг друга видеть. Но, несмотря ни на что, они понимали, что не смогут жить друг без друга, они очень хотели помириться, поэтому решили действовать. Уважаемые “дети” и уважаемые “родители”, первое, что вам необходимо сделать, это определить причины возникшего конфликта, второе, написать письмо-обращение друг к другу, определяющее пути примирения”.
“Сегодня мне понравилось…”
“Сегодня не получилось…”
“Сегодня я осознал…”
Результаты рефлексивной экспресс-анкеты
Как отмечают участники собрания, особенно им понравилось:
В ходе проведения собрания участники осознали:
Детско-взрослое собрание “Проект школы XXI века”
Цели:
Время: 2 часа.
Участники: учащиеся, родители, учителя.
Ход собрания.
“Однажды в школе произошел очень серьезный конфликт между учениками и учителями. Это конфликт был настолько серьезным, что в какой-то момент учителя и ученики разошлись в разные стороны, не желая больше общаться друг с другом. Их обида была очень сильной, но в какой-то момент они почувствовали желание и увидели необходимость встречи, понимая, что они не могут друг без друга. Уважаемые “учащиеся” и уважаемые “учителя”, первое, что вам необходимо сделать, это определить причины возникшего конфликта, второе, - написать письмо-обращение друг к другу, определяющее пути примирения”. (Используя метод “мозгового штурма”).
Данные детско-родительские собрания являются частью гуманитарной экспертизы образовательной деятельности гимназии и отражают наличие сформированного образовательного сообщества гимназии, наличие основ полисубъектного взаимодействия между всеми его субъектами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.