ПРОГРАММА
Филиала МОУ «Заринская СОШ» - Ясашинская ООШ
«Пропаганда здорового образа жизни»
Цель:
Создание оптимальных условий для формирования здоровой гармоничной личности с активной
жизненной позицией и ее успешной самореализацией в социуме через взаимодействие всех
структурных единиц в профилактической работе школы
Задачи:
1. Анализировать проблему вовлечения учащихся в употребление ПАВ.
2. Формировать знания об опасности наркотизации путем просветительской деятельности с
учащимися, педагогами, родителями;
3. Активизировать позицию родителей в воспитании социально- адаптивных детей;
4. Развивать ценностное отношение к своему здоровью, укрепление позитивной «Я-
концепции»;
5. Проводить пропаганду здорового образа жизни через вовлечение учащихся в активную
внеурочную деятельность;
6. Повышать значимость ЗОЖ через создание системы физвоспитания в ОУ;
7. Проводить мониторинг эффективности программной деятельности.
Актуальность программы
1.Анализ ситуации в школе с учетом факторов риска (описание ситуации по микрорайону).
Проанализировав ситуацию по микрорайону КСК, мы определили зоны риска: сквер КСК,
общежития, коммунальные квартиры, частный сектор, гаражи в районе ТЭЦ. Даже беглого
взгляда на перечень факторов риска достаточно, чтобы понять, что приобщиться к
употреблению ПАВ или обнаружить какие- либо другие девиации может практически любой
ребёнок. Поэтому первичная профилактика должна проводиться со всеми здоровыми детьми
без исключения. В связи с этим программа «Пропаганда здорового образа жизни» имеет особое
значение и на данный момент актуальна.
Факторы риска:
- экономическое, социальное неблагополучие;
- общественная необустроенность;
- противоречие и несогласованность в законодательстве;
- доступность наркотического вещества;
- семейная предрасположенность;
- непоследовательность и неумелость в воспитании.
2. Анализ предполагаемой работы с целевыми группами (особенно с учащимися) с учетом
развития факторов защиты:
- самоконтроль;
- чувство юмора;
- важность взаимоотношений с одним взрослым человеком помимо родителей;
- ценность тела.
Сроки реализации программы: 5 лет.
Этапы:
1. диагностический 2. прогностический 3. практический
Целевые группы:
- учащиеся по параллелям (1-4),(5-9),
- специалисты и педагоги
- родители
- значимые взрослые
Ожидаемый результат реализации программы:
- Развитие личности учащихся с активной жизненной позицией;
- формирование ценностных ориентаций и установок, исключающих употребление наркотиков;
- формирование основных жизненных навыков, необходимых для успешной самореализации и
противостояния возможному давлению со стороны потребителей ПАВ.
Проблема
Неподготовленность молодежи к самостоятельной жизни, неумение активно строить
свою жизненную позицию и добиваться при этом успеха приводит к росту молодежной
преступности, вовлечению молодежи в различные, всплеску наркомании, раннему
алкоголизму.
Принципы программы:
· доступность: дети и их родители получают консультативную и отчасти лечебную помощь педагогов, психологов, врачей бесплатно;
· анонимность: любые виды помощи оказываются без фиксирования обратившихся, а тем более без оповещения каких-либо третьих лиц;
· опосредованность: работа по профилактике и преодолению зависимостей ведется без использования прямых мер по противодействию им.
· системность: системный подход к решению вопроса профилактики наркотической зависимости при взаимодействии с различными учреждениями системы профилактики
Формы, методы и приемы профилактической работы
1. Изучение физического и психического здоровья учащихся, перегрузок учащихся в учебной деятельности и их влияния на здоровье.
2. Тренинги по непрямой профилактике зависимостей, связанной с актуализацией основных жизненных ценностей и нахождением конструктивного выхода из конфликтных ситуаций как формы актуализации личности.
3. Подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на педагогических советах и родительских собраниях.
4. Работа в малых группах по отработке основных коммуникативных форм, норм общения, позволяющая найти свое новое положение в социуме.
5. Просвещение учащихся в области личной гигиены, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма.
6. Вовлечение учащихся в спортивно- оздоровительные объединения, привитие навыков здорового образа жизни.
Сроки реализации программы:
Данная программа рассчитана на два
года реализации и будет проведена в период сентября … года по август …
года.
Этапы реализации программы
I. Подготовительный этап (сентябрь - октябрь )
•
Анализ состояния профилактической работы за …..учебный год.
• Диагностика трудностей и проблем.
• Обработка результатов.
II. Практический (ноябрь….- июнь …г.)
•
Реализация программы.
• Отслеживание результатов.
• Коррекция программы.
• Отработка технологий и методов работы.
III. Обобщающий (сентябрь….. - август ….г.)
•
Анализ и обобщение результатов.
• Соотнесение результатов с поставленными целями.
• Оформление и описание результатов.
• Выработка методических рекомендаций.
• Описание опыта работы по реализации программы.
• Формирование рабочей модели системы профилактической работы.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Практические дела |
Срок исполнения |
Ответственные |
Привлечение учащихся к культурно-досуговой деятельности (кружки, секции). |
в течение учебного года |
классные руководители, руководители кружков |
Составление базы данных по учащимся, имеющим отклонения в поведении, и семьям неблагополучного характера с целью последующей помощи им. |
сентябрь
|
Классные руководители
|
Комплекс мероприятий, проводимый в рамках Месячника профилактики правонарушений и наркозависимости. |
октябрь-ноябрь |
классные руководители, инспектор по делам несовершеннолетних, родительская общественность |
Организация и проведение “Дней здоровья”. |
в течение года |
Классные руководители Учителя физкультуры |
Беседы врача с учащимися 7- 9-х классов (беседа со специалистами, мероприятия по профилактике употребления психически-активных веществ среди несовершеннолетних). |
в течение всего периода |
Классные руководители |
Анкетирование среди учащихся 5, 9 классов с целью контроля за их адаптацией к новым условиям обучения. |
октябрь |
Классные руководители
|
Классные часы, посвященные результатам анкетирования. |
октябрь |
Классные руководители |
Совместно с инспектор по делам несовершеннолетних провести выборочное анкетирование среди учащихся с целью выявления уровня знаний о факторах риска. |
октябрь |
Классные
руководители, |
Среди учащихся 5, 7, 9 классов провести анкетирование с целью выявления знаний и отношения детей разных возрастных групп к здоровому образу жизни. |
ноябрь |
Классные руководители |
Классные часы, посвященные результатам анкетирования. |
ноябрь |
Классные руководители |
Конкурс рисунков (5 – 6 классы), посвященный Дню борьбы со СПИДом. |
декабрь |
Учитель ИЗО |
Линейка “Наркотики: зависимость и последствия”. |
декабрь |
Заместитель директора по воспитательной работе |
Участие в профилактической акции АНТИ – СПИД. |
декабрь |
Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители |
Оформить выставки книг: “На улице – не в комнате, о том, ребята, помните”, “Берегите здоровье смолоду» |
1 полугодие, по плану работы библиотеки |
Библиотекарь |
Подобрать материалы к родительским собраниям и классным часам по темам: “Режим дня школьника”, “Физическая активность и здоровье”, “Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек”, “ЗОЖ, закаливание”, “СПИД и его профилактика”, “Предупреждение алкоголизма, наркомании, табакокурения”, “Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека. Вред гиподинамии”. |
1 полугодие |
Библиотекарь Учитель биологии
|
Регулярно проводить классные часы, родительские собрания, анкетирование по проблемам ПАВ, беседы с детьми и родителями, консультации для родителей учащихся, имеющих отклонения в поведении и замеченных в употреблении ПАВ. |
в течение периода реализации программы |
инспектор
по делам несовершеннолетних, |
Участие во Всероссийском уроке здоровья |
апрель |
Зам. директора по ВР, участковый врач, учителя физкультуры |
Участие в легкоатлетическом кроссе, Спартакиаде школьников и других спортивных мероприятиях и акциях |
по особому плану |
учителя физкультуры
|
Проведение спартакиады по игровым видам спорта |
по особому плану в течение года |
учителя физкультуры
|
Подготовка и распространение специальных материалов антинаркотической направленности: буклеты, брошюры, социальная реклама. |
в течение года |
инспектор по делам несовершеннолетних |
В целях контроля вести учет посещаемости школы детьми “группы риска”, контролировать их занятость во время каникул. |
в течение года |
инспектор по делам несовершеннолетних |
Проводить заседания Совета профилактики правонарушений. |
ежемесячно |
|
Проводить рейды в семьи детей, оказавшихся в социально-опасном положении. |
в течение года |
инспектор по делам несовершеннолетних |
Вести журнал взаимодействия специалистов по профилактике девиантного поведения учащихся. |
в течение года |
|
Организация выставок творческих работ учащихся по здоровому образу жизни. |
в течение года |
Классные руководители, Зам. директора по ВР |
Провести беседы по здоровому образу жизни, отказе от курения, регулярном питании, о режиме дня, занятиях спортом. |
в течение года |
Работники здравоохранения
|
Следить за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школе. |
в течение года |
Администрация школы
|
Обучение педагогических работников ОУ современным формам и методам своевременного выявления первичных признаков девиантного поведения и злоупотреблениями психоактивными веществами среди обучающихся. |
в течение года |
Зам. директора по ВР Работники здравоохранения
|
Организация летней оздоровительной площадки дневного пребывания, посвящённой здоровому образу жизни |
июнь - август |
Зам. директора по ВР Работники здравоохранения учителя физкультуры |
Утверждение плана работы совета профилактики школы |
август |
Зам. директора по ВР, |
Привлечение учащихся к культурно-досуговой деятельности (кружки, секции). |
в течение всего года |
классные руководители, руководители кружков |
Обновление базы данных по учащимся, имеющим отклонения в поведении, и семьям неблагополучного характера с целью последующей помощи им. |
сентябрь
|
Классные руководители, |
Организация и проведение “Дней здоровья”. |
в течение года, постоянно |
Классные руководители, учителя физкультуры |
Комплекс мероприятий, проводимый в рамках Месячника профилактики правонарушений и наркозависимости среди несовершеннолетних. |
традиционно, октябрь-ноябрь |
классные руководители, инспектор по делам несовершеннолетних, родительская общественность |
Анкетирование учащихся 5-9 классов с целью выявления отношения детей разного возраста к ПАВ. |
ноябрь |
классные руководители |
Классные часы, посвящённые результатам анкетирования. |
ноябрь |
классные руководители |
Беседы по профилактике правонарушений, профилактике наркомании, токсикомании среди подростков. |
в течение года, постоянно |
классные руководители |
Беседы на общешкольных родительских собраниях по профилактике правонарушений, профилактике наркомании, токсикомании среди подростков |
в течение года, постоянно |
Зам. директора по ВР, фельдшер, инспектор по делам несовершеннолетних |
Индивидуальные беседы с родителями детей |
в течение года |
классные руководители, |
Оформление информационного уголка «Осторожно, наркотики!» |
декабрь |
Совет старшеклассников |
Проведение классных часов по темам: «Что ты знаешь о наркотиках?», «Как ты поступишь, если …», «Наркотики и детство». |
декабрь |
классные руководители, инспектор по делам несовершеннолетних |
Конкурс плакатов «Наркомания – это вред». |
январь |
учитель ИЗО |
Тест для подростков: «Предрасположен ли ты к наркотикам?» |
январь |
классные руководители |
Встреча с врачом «Предохрани себя» |
январь |
Зам. директора по ВР, |
Просмотр видеофильма «Наркомания и дети» |
февраль |
Зам. директора по ВР, |
Выставка литературы «Против наркомании» |
февраль |
Библиотекарь |
Конкурс плакатов, посвященных здоровому образу жизни |
февраль |
Учитель физкультуры |
Проведение Недели профилактики наркозависимости несовершеннолетних |
март |
классные руководители, инспектор по делам несовершеннолетних |
Семинар для родителей 7- класса «Как пережить опасный возраст?» |
март |
классные руководители, |
Встреча учащихся с врачом наркологом «Наркомания, алкоголизм и подросток» (индивидуальная беседа с учащимися группы «риска») |
март |
классные руководители |
Проведение классных часов по темам: «Наркотики и алкоголизм – это зло!», « Не дай себе погибнуть!» |
апрель |
, классные руководители |
Диспут «Как противостоять вредным привычкам?», 7-8 классы |
апрель |
инспектор по делам несовершеннолетних, классные руководители |
Организация встречи учащихся с инспектором по делам несовершеннолетних |
апрель |
Зам. директора по ВР, |
Педсовет-практикум «Педагогические ситуации». Как избежать беды (суицид). |
май |
Зам. директора по ВР, |
Итоговое анкетирование учащихся с целью выявления отношения детей разного возраста к ПАВ. |
май |
классные руководители |
Классные часы, посвященные результатам анкетирования. |
май |
классные руководители, |
Классные родительские собрания. Родительский лекторий «Вредные привычки ребенка. Как им противостоять?» |
май |
классные руководители, |
Посещение уроков «Работа с трудными учащимися на уроке». |
в течение года |
Зам. директора по ВР, |
Рейд «Наши дети и улица» |
в течение года |
классные руководители |
Работа телефона доверия |
в течение года |
Зам. директора по ВР, |
Участие в легкоатлетическом кроссе, спартакиаде школьников |
по особому плану |
учителя физкультуры
|
Проведение Спартакиады по игровым видам спорта |
по особому плану в течение года |
учителя физкультуры
|
Индивидуальные беседы с учащимися, состоящими на внутришкольном учёте и учёте инспекции, с учениками, чьи семьи находятся в социально-опасном положении. |
в течение года |
инспектор по делам несовершеннолетних |
Организация летней оздоровительной кампании |
июнь - август |
Зам. директора по ВР, участковый врач |
Анализ реализации программы, подведение итогов, разработка мероприятий на новый учебный год. |
август |
Зам. директора по ВР, |
Прогнозируемый результат внедрения “Программы по профилактике наркотической зависимости и формированию здорового образа жизни”:
1. Использование в воспитательном процессе “Программы” должно привести к овладению основными знаниями и понятиями о значение здорового образа жизни, о последствиях приёма наркотиков, алкоголя и никотина, их влиянии на организм, о роли досуга в формировании образа жизни, об основных правилах личной безопасности и сохранения здоровья.
2. В ходе реализации программы учащиеся должны овладеть следующими умениями: применять основные приёмы улучшения и сохранения здоровья, активно и доброжелательно контактировать с людьми, реализовывать свои способности в одном из видов спорта, проявлять творческие способности в коллективно-творческих делах.
3. Использование спорта в качестве вывода человека из повышенного эмоционального состояния.
Ожидаемые результаты
• Подготовка школьников к самореализации в обществе в качестве полноценных
граждан, способных оказывать позитивное влияние на социально-экономическую и
общественно-политическую ситуацию в городе.
• Стабилизация, снижение темпов роста заболеваемости наркоманиями и другими
видами зависимости от психотропных веществ.
• Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психотропных
веществ среди детей, подростков и молодежи.
• Формирование навыков здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих
стратегий и личностных ресурсов у подростков и молодежи.
• Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными
веществами.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.