Духовно-нравственное воспитание как одно из условий развития личности

  • Работа с родителями
  • docx
  • 02.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель — воспитание гармоничной личности, способной применять знания во благо общества.
Иконка файла материала Доклад Духовно-нравственное воспитание как одно из условий развития личности..docx

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детский (подростковый) центр №8 «Алый парус»

Бугульминского муниципального района

Республики Татарстан

 

 

 

 

 

 

Доклад

 

Тема:    «Духовно-нравственное воспитание как одно из условий развития личности».

 

 

 

 

 

                                                     

                                                             

                                                                                 Подготовила: педагог  первой

                                                                                  квалификационной категории

                                                                                  Морева Наталья Андреевна.

 

 

 

 

 

 

г. Бугульма 2025г.

Духовно-нравственное воспитание как одно из условий развития личности.

"В воспитании человека важно добиваться,

чтобы нравственные и моральные истины были не просто

понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека,

предметом собственных стремлений и личного счастья"

И. Ф. Свадковский.

    Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

    Хочу поделиться опытом работы по духовно-нравственному воспитанию школьников.

    В наше время перед любым педагогом встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому как губка впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни. В связи с этим проблемы духовно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане.

    Духовно-нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью нашего общества. Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребёнка.

    Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приёмов и воспитательных средств. Они различны в зависимости от возраста ребёнка. После начальной школы дети приходят с культурой, сформированной исключительно в семье и первым учителем. Окунаясь в общение во время обучения с более взрослыми учащимися, мировоззрение их расширяется, и задача педагога контролировать и направлять этот опыт в русло духовно-нравственного воспитания и общечеловеческих ценностей. Формы воспитания могут быть различны в зависимости от количества воспитанников, где охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики. Важно работать как со всем классом, так и с отдельными учащимися. Каждый ребёнок находится под постоянным влиянием различных учителей, сверстников, общественных организаций, а также семьи. Поэтому важной функцией педагога дополнительного образования является обеспечение единых требований к детям со стороны школы и семьи и дополнительного образования. Большую роль играет совместная работа педагога дополнительного образования и родителей. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность.

    Педагог осуществляет духовно-нравственное воспитание главным образом в процессе обучения, используя для этого содержание изучаемого материала и различные методические приёмы, способствующие осмыслению и усвоению морально-политических идей. А так же проводит эту работу в системе внеурочных мероприятий, то есть педагог выступает как основной организатор духовно-нравственного воспитания обучающихся во внеурочное время. Перед педагогом стоит важнейшая задача по воспитанию у своих студийцев нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого ребёнка в практическую общественно-политическую, трудовую и культурно-массовую деятельность.

   Я как педагог постоянно и всесторонне изучаю студийцев, особенности их характера, поведения и моральной воспитанности в целом.

   Процесс духовно-нравственного воспитания в дополнительном образовании характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на учащихся. Наиболее распространённой формой этой организации является мероприятия, на которых я обычно провожу беседы о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др. Основное требования к мероприятиям – это активное участие в нём всех учащихся. Кроме того, в моей воспитательной деятельности как педагога большое место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей.

    Дети чутки и восприимчивы ко всему. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром.

    Большую помощь в духовно-нравственном воспитании студийцев оказывает участие в мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени. Участие в различных конкурсах, презентациях делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как артиста, чтеца, рассказчика и другие. Посещение театров, выставок, музеев так же обогащают нравственный мир ребёнка, развивают их эстетический вкус. В это время формируются нормы и правила поведения, обогащаются нравственные представления и понятия.

   Моя работа как педагога дополнительного образования в полной мере связана с направлением воспитательной работы всего учреждения . Реализация проектов, проведение мероприятий различного уровня и направленности помогают воспитывать гармонично развитую личность на всех уровнях духовно-нравственного воспитания.

«Истинная  мудрость состоит не в усвоении знаний,

а в правильном применении их во благо»

А. Ф. Романова.


 

Скачано с www.znanio.ru