«Детское непослушание. Норма или отклонение?»
Оценка 4.7

«Детское непослушание. Норма или отклонение?»

Оценка 4.7
doc
12.12.2023
«Детское непослушание.  Норма или отклонение?»
ВЕБИНАР АПРЕЛЬ .doc

Министерство образования Саратовской области

Государственное автономное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Центр образования «Родник знаний»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление на региональном семинаре по поддержке инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ

 

 

«Детское непослушание.

Норма или отклонение?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила педагог-психолог                 

                          А.А. Ткаченко

 

 

 

 

 

 

Энгельс 2023 г.

 

 

 

Часто от родителей приходится слышать, что их ребенок не слушает, ему ничего не интересно, он неуправляем, не может усидеть на месте. В связи с этим важно разобрать причину подобных проблем. Одна из них - несформированное произвольное поведение ребенка. Разберем эту тему подробнее.

В отечественной детской психологии развитие произвольности рассматривается как главная и центральная линия становления личности. Необходимо отметить, что большинство западных психологов употребляют термины «саморегуляция» и «самоконтроль» как синонимы слова «произвольность», предполагая следование образцам социального и одобряемого поведения.

Произвольность – это способность владеть собой, своей внешней и внутренней деятельностью. Это умение управлять своими поступками, стремлениями, настроением, умение слушать и слушаться.

Не сформированность произвольности приводит к отклонению в поведении.

Причины отклонений в поведении детей разнообразны, одна­ко все они могут быть классифицированы в две группы.

1.       Нарушения, определяющиеся индивидуальными особенностями: нестабильно­сть психических процессов, психомоторная заторможенность или, наоборот, расторможенностью.

2.       Нарушения, определяющиеся следствием неадекватного (защитного) реагирования ребенка на те или иные затруднения школьной жизни или неудовлетворительные внутрисемейные отношения, к примеру у подростка это сложные межличностные отношения в группе сверстников.

 

Давайте рассмотрим основные типичные нарушения поведения:

 

Гиперактивное поведение

Дети с гиперактивностью отличаются повышенной потребностью в движении. При блокировке этой потребности правилами поведения или нормами школьного распорядка (т. е. в ситуациях, в которых требуется контролировать) у ребенка нарастает мышечное напряжение, ухудшается внимание, падает работоспособность, наступает утомление. Возникающая вслед за этим эмоциональная разрядка является защитной физиологической реакцией организма на чрезмерное перенапряжение и выражается в неконтролируемом двигательном беспокойстве.

Основные признаки гиперактивного поведения - двигательная активность, постоянно находится в движении независимо от того, чем он занимается, импульсивность, отвлекаемость, невнимательность. Ребенок совершает беспокойные движения кистями и стопами; сидя на стуле, корчится, извивается.

Также это недостаточно четкая пространственная координация движений. Ребенок как бы «не вписывается» в пространство (задевает предметы, натыкается на углы и т.д.).

Ребенок с гиперактивным поведением импульсивен, и невозможно предсказать, что он сделает в следующий миг. Такой ребенок легко переносит наказания, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Это самый шумный ребенок в детском коллективе.

Симптом Дв Ак у подростков не такие, как у детей дошкольного и младшего школьного возраста. В этом возрасте вместо двигательной расторможенности наблюдается лень, рассеянность, бестактность. Люди с этим диагнозом склонны откладывать важные дела, часто говорят первое, что приходит на ум. При этом они обидчивы и ранимы. Прочных дружеских связей у них, как правило, нет, так как приносить свои извинения за грубые высказывания в адрес собеседника они не умеют. В коллективе сверстников они часто оказываются изгоями.

При коррекции гиперактивного поведения ребенка взрослые должны придерживаться определенной тактики коррекционных и воспитательных воздействий, собственного поведения:

1) Необходима эмоциональная поддержка ребенка, подростка во всех его попытках конструктивного, позитивного поведения;

2) Следует избегать жестких оценок, упреков, угроз, слов: «нет», «нельзя», «прекрати»; разговаривать с ребенком сдержанно, спокойно, мягко;

3) давать ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить;

4) поощрять ребенка за все виды деятельности, в которых требуется концентрация внимания, усидчивость, терпение;

5) ограничивать время пребывания ребенка в местах массового скопления людей, среди беспокойных, шумных сверстников, так как это чрезмерно возбуждает ребенка;

6) оберегать ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля;

7) предоставлять ребенку возможность адекватно расходовать избыточную энергию.

Не следует сдерживать физическую подвижность такого ребенка, ибо это противопоказано состоянию его нервной системы. Но его двигательную активность необходимо направлять и организовывать: если он бежит куда-то, то пусть это будет выполнение какого-то поручения. Главное — подчинить действия гиперактивного ребенка цели и приучить достигать ее. Здесь эффективны подвижные игры с правилами, спортивные занятия.

 

Демонстративное поведение

Нередко это способ привлечь к себе внимание взрослых. Такой выбор дети совершают в тех случаях, когда родители общаются с ними мало или формально (ребенок не получает в процессе общения так необходимые ему любовь, ласку, тепло), а также если общаются исключительно в ситуациях, когда ребенок плохо ведет себя и его следует отругать, наказать. Не имея приемлемых форм контакта со взрослыми (совместные чтение и труд, игра), ребенок использует парадоксальную, но единственно доступную ему форму - демонстративную выходку, за которой незамедлительно следует наказание. «Общение» состоялось.

Демонстративное поведение может также возникать при прямо противоположном желании ребенка - быть как можно лучше. В ожидании внимания со стороны окружающих взрослых ребенок ориентирован на то, чтобы специально продемонстрировать свои достоинства, свою «доброкачественность».

При рассмотрении младшего школьного возраста одним из вариантов демонстративного поведения являются капризы — плач без особых поводов. Капризы сопровождаются внешними проявлениями раздраженности: двигательным возбуждением, разбрасыванием игрушек и вещей.

Эпизодически капризы могут возникать в результате переутомления, перевозбуждения нервной системы ребенка, а также как признак или следствие начавшегося заболевания.

В подростковом периоде демонстративное поведение выражается в: эмоциональной возбудимости, экспрессивности, разговорчивости, театральности, лжи, кокетстве, упрямстве, инсценировке самоубийства

Явное демонстративное поведение:

- использование броских элементов в одежде, прическе

- татуировки, пирсинг

- обозначения к молодежным или иным группировкам различного толка (футбольные фанаты, скинхеды, панки, поклонники рок групп и т.д.)

Все это несет яркую смысловую нагрузку.

Когда у подростка накапливается высокий уровень внутреннего напряжения, он использует демонстративное поведение. Этим подросток обходит психологические барьеры и внутренние запреты на какие-нибудь коммуникативные действия.

Демонстративное поведение и капризы ребенка надо пытаться предупреждать. В одних случаях лучше отвлечь ребенка, переключить его внимание, в других - целесообразнее оставить его одного без «зрителей».

Важным для преодоления демонстративного поведения и капризов является исправление и изменение отношений ребенка с окружающими. В случаях демонстративного поведения усилия взрослого направлены не только на создание у всех ребенка правильного отношения к этой выходке, но и в первую очередь на то, чтобы задать правильное направление стремлению ребенка занять определенное место в коллективе.

 

Агрессивное поведение

Агрессивным поведение - это разрушительное поведение. Реализуя агрессивное поведение, ребенок противоречит нормам и правилам жизни людей в обществе, наносит вред, причиняет физический ущерб людям и вызывает у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние психической напряженности, подавленность, страх).

Агрессивные действия ребенка могут выступать в качестве средства достижения значимой для него цели; как способ психологической разрядки, замещения блокированной, неудовлетворенной потребности; как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.

Агрессивность не обязательно проявляется в физических действиях. Некоторые дети склонны к вербальной агрессии (оскорбляют, дразнят, ругаются), за которой часто скрывается неудовлетворенная потребность в том, чтобы почувствовать себя сильным, или желание отыграться за собственные обиды.

Еще одна причина агрессивного поведения - сложные взаимоотношения родителей (ссоры и драки между ними), агрессивное поведение родителей по отношению к другим людям. Жестокие несправедливые наказания - нередко модель агрессивного поведения ребенка.

Подростки, прибегающие к агрессивному поведению, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы; характерными чертами их эмоционально-волевой сферы являются тревожность, эмоциональная неустойчивость, слабая способность к самоконтролю, конфликтность, враждебность.

В преодолении детской агрессивности тактика поведения взрослых должна быть следующей. Важно пытаться сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением. Можно остановить ребенка словом, отвлечь игрушкой, подростка каким-нибудь занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за плечи). Если агрессию предотвратить не удалось, то взрослый должен коротко и однозначно выразить свое недовольство. Например, допустивший агрессивную выходку ребенок или подросток подвергается суровому осуждению, лишается на время любимых игр, развлечений, занятий. Полезно также каждый раз предлагать ребенку устранить учиненный им разгром.

При вербальной агрессии, если обидные слова адресованы взрослому, то целесообразно просто проигнорировать их, но при этом попытаться понять какие чувства и переживания ребенка стоят за ними. К примеру подросток возможно, хочет продемонстрировать превосходство над взрослым или не знает иного способа выражения своих чувств.

Конечная цель преодоления агрессивного поведения ребенка состоит в том, чтобы дать ему понять: есть иные способы привлечения внимания и проявления силы; есть иные, гораздо более приятные ответные реакции сверстников и взрослых.

 

Инфантильное поведение

Ребенок, которому свойственно инфантильное поведение, при нормальном и даже ускоренном физическом и умственном развитии характеризуется психологической незрелостью. Это выражается в том, что в отличие от сверстников он неспособен самостоятельно принять решение, выполнить какое-либо действие, испытывает чувство незащищенности, требует повышенного внимания и постоянной заботы других о себе; у него понижена самокритичность.

Инфантильные подростки не обдумывают свои действия, происходит задержка формирования понимания норм поведения и общения, созревание умения правильно оценивать ситуацию. Для школьников среднего звена характерна низкая мотивация к учебной деятельности. Нередко во время урока такой ребенок, отключается от учебного процесса, незаметно для себя начинает играть (катает по парте машинку, расставляет солдатиков, мастерит и запускает самолетики). Такое поведение характеризуется незрелостью, нерешительностью, робостью, неуверенностью в себе, наивностью и эгоизмом, отсутствием чувства долга, рассеянностью и неустойчивостью интересов.

Предупредить инфантильное поведение можно, если своевременно выработать у ребенка навыки произвольного поведения, произвольной регуляции своих действий, поступков; если последовательно формировать положительную социальную активность, самостоятельность и ответственность.

 

Конформное поведение

Конформное поведение, как и некоторые другие нарушения поведения, во многом обусловлено неправильным, в частности авторитарным или гиперопекающим, стилем воспитания. Дети, лишенные свободы выбора, самостоятельности, инициативы, навыков творчества (потому-что приходится действовать по указанию взрослого, потому что взрослые всегда и все делают за ребенка). У таких детей часто меняется самооценка и ценностные ориентации, меняются интересы и мотивы под влиянием другого, значимого для них человека.

В подростковом возрасте почти все хотят быть подобными остальным – делать то, что делают другие, говорить так, как они говорят, думать так, как думают все, носить то, что носят все. То есть боятся отличаться от большинства. Это и есть конформизм.

Нежелательные проявления конформного поведения нужно и можно преодолевать, систематически развивая и поощряя сознательно-аргументированную убежденность ребенка в правильности или ошибочности своих поступков, оценок, интересов и предпочтений.

 

Симптоматическое поведение

Симптом- это признак болезни, какого-либо болезненного (разрушающего, негативного, тревожащего) явления. Как правило, симптоматическое поведение ребенка - признак неблагополучий в его семье, в школе. Симптоматическое поведение превращается в закодированное сообщение, когда открытое обсуждение проблем со взрослыми невозможно.

Другими словами, симптоматическое поведение или болезнь как разновидность поведения - своеобразный сигнал тревоги, который предупреждает, что сложившаяся ситуация далее невыносима для ребенка (например, рвота как отторжение неприятной, болезненной ситуации в школе).

Нередко симптоматическое поведение следует рассматривать как способ, которым пользуется ребенок или подросток, чтобы извлечь выгоду из неблагоприятной ситуации: не пойти в школу, привлечь к себе внимание.

Симптоматическое поведение характеризуется несколькими признаками: нарушения поведения непроизвольны и не подаются контролю со стороны ребенка; нарушения поведения оказывают сильное влияние на других людей, и, наконец, такое поведение часто «закрепляется» окружающими.

Таким образом, найти абсолютно послушного ребенка практически невозможно. Непослушание является частью поведения в кризисные периоды детства и считается нормой при единичном проявлении. А столкновение с неприятностями, получение негативных эмоций – незаменимый жизненный опыт. И конечно, детское непослушание напрямую связано с воспитанием, поэтому начать профилактику или коррекцию неправильного поведения никогда не поздно.


Министерство образования Саратовской области

Министерство образования Саратовской области

Часто от родителей приходится слышать, что их ребенок не слушает, ему ничего не интересно, он неуправляем, не может усидеть на месте

Часто от родителей приходится слышать, что их ребенок не слушает, ему ничего не интересно, он неуправляем, не может усидеть на месте

Это самый шумный ребенок в детском коллективе

Это самый шумный ребенок в детском коллективе

При рассмотрении младшего школьного возраста одним из вариантов демонстративного поведения являются капризы — плач без особых поводов

При рассмотрении младшего школьного возраста одним из вариантов демонстративного поведения являются капризы — плач без особых поводов

Еще одна причина агрессивного поведения - сложные взаимоотношения родителей (ссоры и драки между ними), агрессивное поведение родителей по отношению к другим людям

Еще одна причина агрессивного поведения - сложные взаимоотношения родителей (ссоры и драки между ними), агрессивное поведение родителей по отношению к другим людям

Предупредить инфантильное поведение можно, если своевременно выработать у ребенка навыки произвольного поведения, произвольной регуляции своих действий, поступков; если последовательно формировать положительную социальную активность, самостоятельность и…

Предупредить инфантильное поведение можно, если своевременно выработать у ребенка навыки произвольного поведения, произвольной регуляции своих действий, поступков; если последовательно формировать положительную социальную активность, самостоятельность и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2023