ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
( Выступление на педагогическом совете)
Классный руководитель 7 класса:
Жданкина И.Н.
2021 г.
«Дело воспитания ребенка
есть дело величайшей сложности и трудности.
Воспитывает не учитель, а все общество в целом,
вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта,
вся живая повседневность, в которой нет мелочей.
Каждый наш поступок, который видят или слышат дети,
каждое наше слово, интонация,
в которой оно произносится, является капельками,
падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка,
формированием личности».
В.П. Кащенко
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или с особыми образовательными потребностями – это обучающиеся, которые нуждаются в создании специальных условий обучения и воспитания.
В соответствии с современной концепцией развития российского образования, требованиям ФГОС, в нашей стране нет необучаемых детей, а есть дети с разными возможностями обучения. Подготовить каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной, независимой от помощи окружающих жизни - задача нашего образовательного учреждения.
Основной целью воспитательной работы в школе-интернате является создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов, обучающихся в свободное время.
Классный коллектив не может существовать без человека, управляющим и направляющим его становление и развитие, другими словами – воспитанием.
Организатором деятельности обучающихся в классе, координатором воспитательных воздействий остаётся классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовывает школьную жизнь.
Работа классного руководителя в школе-интернате является сложной, так как дети часто живут по своим правилам. В силу тяжести интеллектуального нарушения, дети быстро забывают правила поведения в разных жизненных ситуациях , у них затруднено формирование умений и навыков, необходимых в обычной жизни, они часто приступают к выполнению поставленной задачи без должной ориентировки в ней, без анализа ее условий, без активной мыслительной работы над планом и выбором средств достижения цели.
Почти три года назад меня назначили классным руководителем. На тот момент в моём классе было 8 обучающихся. В первом полугодии текущего учебного года детский коллектив пополнился ещё двумя учениками - это Толстопятенко Владимир и Янпуло Самира.
Воспитанники 7 класса разные по характеру, интересам, и по другим психо-физиологическим данным. Некоторые ведут себя как несамостоятельные и безответственные ученики. Часто наблюдается расхождение между тем, что дети говорят и что они делают.
Таким образом, на основе требований современной концепции развития российского образования, с учётом специфических особенностей развития ребёнка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) , в текущем учебном году для осуществления воспитательной работы , мной была разработана Программа воспитания для обучающихся 7 класса .
Программа воспитания была разработана в соответствии с воспитательным планом ГБОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» на 2020-2021 учебный год. Она является составной частью системы воспитательной работы в школе-интернате и составлена в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания.
Разрабатывая данную программу, я ставила перед собой главную цель воспитания - это воспитание социально-активной, максимально адаптированной личности, достижение социальной компетентности обучающихся с ОВЗ, их интеграция в современное общество.
Задачи воспитательной работы :
социальная адаптация обучающихся;
содействие социальному продвижению обучающихся;
реализация идеи целесообразного личностного выбора;
воспитание гражданско-патриотических качеств личности;
изучение особенностей обучающихся ;
формирование коллектива, объединённого общей целью;
развитие интереса к учёбе ;
формирование потребности в здоровом образе жизни;
профилактика правонарушений среди подростков;
формирование доброжелательных отношений между одноклассниками.
В соответствии с функциями классного руководителя выбрала разные формы работы с детьми:
индивидуальные: беседы, оказание индивидуальной помощи;
коллективные : конкурсы, классные часы, викторины.
Наиболее распространённой формой этой организации является классный час. Классный час и есть то время, когда можно решать проблемы, поговорить о том, что волнует ребят. Классные часы разрабатываю и реализую по следующим направлениям Программы воспитания :
1. Обще интеллектуальное
2. Гражданско-патриотическое
3. Духовно-нравственное
4. Здоровье сберегающее
5. Социальное
6. Профилактика безнадзорности и правонарушений, социально-опасных явлений
Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение обучающихся к своему поведению и поведению других людей.
В воспитательной работе часто применяю индивидуальные беседы, веду тесную работу с родителями обучающихся: систематически информирую родителей об успеваемости, поведении детей.
Тесное воспитательное взаимодействие осуществляю с медицинским персоналом школы-интерната , а также с социальным педагогом Безбородовой А.В., психологом Терёхиной О.С., логопедом Кирдянкиной Е.Ф., которые осуществляют психолого-педагогическое сопровождение класса, и проводят коррекционную работу с классным коллективом.
Воспитанники принимают участие в мероприятиях, с большим интересом занимаются оформлением класса к календарным и тематическим событиям. Например, 1 сентября – День Знаний, День Учителя и т.д.
Каждый обучающийся в классе имеет коллективное поручение, с которым многие успешно справляются.
Делу сплочения коллектива способствуют коллективная творческая деятельность, изготавливаем поделки из различного материала : пластилин, цветная бумага, бросовый материал. Затем работы обучающихся отправляю на различные всероссийские интернет – конкурсы, где они занимают призовые места.
Например, Леваев Влад был награжден дипломом (3 место) в номинации « Времена года» , за участие в интернет- конкурсе в IV всероссийском чемпионате « Творческий олимп» .
Лисёнкова Даша была награждена дипломом (2 место) за участие в интернет- конкурсе в III всероссийском чемпионате искусств « Мастерская чудес».
Пронин Кирилл был награжден дипломом (2 место) в номинации
« Творчество без границ», за участие в интернет - конкурсе в IV всероссийском творческом чемпионате и др.
За активное участие дети получают дипломы, грамоты. Сколько радости в глазах в тот момент, когда ребёнок получает награду. Это помогает детям поверить в свои силы, свои возможности.
Иначе говоря, наш детский коллектив живет многообразной жизнью, наполненной общими стремлениями, интересами, радостями и печалями.
Иногда, кажется, что вкладываешь всю душу в работу со своими воспитанниками, а они отвечают равнодушием и твой труд – это напрасное дело. Но, оказавшись в затруднительной ситуации, дети теряются и снова «идут» к тебе, и делятся своими впечатлениями о каком – либо событии, пережитыми эмоциями, а в минуты радости делятся своим счастьем…
Для меня мой класс, как и для каждого из присутствующих здесь классных руководителей, его класс, - самый лучший, любимый, конечно же, доставляющий массу хлопот и переживаний, но вместе с тем неповторимый и уникальный.
Всё - таки хочется верить, что мои ребята после выпуска из стен школы-интерната станут полезными для общества, будут отзывчивыми, смогут согревать окружающих своим теплом.
Источники и литература:
1.Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ . Психологические основы / Л.И. Акатов.- М. : ВЛАДОС, 2003.-225 с.
2.Основы специальной педагогики и психологии / Трофимова Н.М.[и др.]. – СПб., 2005.
3.Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция / Под ред. У.В. Ульенковой. – СПб., 2007.
4.Ульенкова ,У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии/ У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. – М., 2005.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.