В данном материале представлена статья автора по теме " Деятельность социального педагога по развитию коммуникативных способностей подростков ". В статье описан опыт работы по данному направлению. Так же статья содержит ряд фотографий, подтверждающих опыт работы в данном направлении. Автор Гурьева Е.В.
Деятельность социального педагога
по развитию коммуникативных способностей подростков.
социальный педагог МАОУ «СОШ №30»
Гурьева Е.В.,
В процессе развития личности общению отводится особая роль. Общение выступает
главным условием формирования человеческой личности. В настоящее время данной
проблеме уделяется большое внимание. Общение в подростком возрасте считается
ведущим типом деятельности и взаимосвязано с самовыражением, самоутверждением
себя как личности. Для подростка характерно стремление к объединению, и если этот
процесс не организован педагогически, он происходит стихийно. Одним из главных
условий конструктивного общения являются развитые коммуникативные способности. В
настоящее время, время компьютерных технологий многие подростки, к сожалению, на
много меньше общаются реально, в основном общение виртуальное. Поэтому в школе
просто необходимо создавать такие условия, при которых подростки могут реализовывать
свои потребности в общении, необходимо создавать такие программы и проекты, где у
детей есть возможность реального общения.
При работе по данной проблеме мною при нашей школе был создан лагерь «Актив
нового времени». Целью данного лагеря является создание условий для развития
коммуникативных, лидерских и творческих качеств подростков, их самореализации и
социализации.
Лагерь «Актив» функционирует на базе школы с 2009 – 2010 учебного года. Самый
первый лагерь был проведен мной и инициативной группой студентов педагогического
колледжа и ВУЗа. В нем приняли участие 37 школьников 5 – 11 классов. На сегодняшний
день уже проведено 11 лагерей, в которых приняли участие более 1000 человек не только
нашей образовательной организации, но и школ города. Сегодня инициаторами и
организаторами лагеря являются сами ребята.
Во время лагеря подросток получает знания и умения, необходимые для
достижения контактности, разрешения конфликтов и проблемных ситуаций. Во время
работы проводятся обсуждения и дискуссии на волнующие, интересные темы, в процессе
которых отрабатываются навыки руководства малым коллективом или группой, техника
ведения разговора, спора, умение упорядочить точки зрения, достигать согласия и
находить решения в группе. Подросток получает поддержку и уважение сверстников,имеет возможность приобрести новых друзей, расширить свой кругозор, иметь практику
общественной жизни, он чувствует себя нужным и способным помочь множеству людей,
оказавшихся в трудной ситуации.
Традиционными мероприятиями в лагере «Актив нового времени» являются КТД
«Визитка», веревочный курс, конкурсы пародий, КВНы, дискуссионные игры, семинары
практикумы и многое другое.
Одной из самых больших заслуг нашего лагеря является то, что в нем принимают
активное участие и находят себя в атмосфере дружбы, взаимопонимания и комфорта
ребята, склонные к девиантному поведению, ребята, состоящие на внутришкольном учете,
те кто по разным причинам не может полноценно общаться в кругу сверстников, ребята,
которых зачастую не принимают и не понимают педагоги. В нашем лагере есть место для
каждого!
Несомненно, что огромную роль в том, что есть положительная динамика в развитии
коммуникативных качеств у подростков играют педагогические кадры и подход к делу.
Детей нужно прежде всего уважать и считаться с их интересами.
Целесообразно, что данной проблемой занимается социальный педагог, так как в его
основные задачи входит не просто организация оптимальных условий для реализации
возможностей и способностей подростков, но и создание условий для их максимальной
самореализации в среде сверстников.
В заключении хотелось бы отметить, что коммуникативные способности подростков
необходимо развивать, так как в стремительно изменяющемся российском обществе
постепенно осознается, что эффективность жизни и деятельности во многом зависит от
оптимальной реализации в общении индивидуальных и групповых возможностей человека.
Таким образом, можно отметить, что не достаточно развитые коммуникативные
способности могут явиться одной из причин конфликтности, дезадаптации, девиантности
подростка и как следствие несоциализированность ребенка.