Формы чувственного познания:
Ощущения (возникают в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств);
Восприятие (целостный образ предмета, сформированный из множества самых разных его свойств);
Представление (чувственный образ предмета, сохраняемый в сознании без его непосредственного воздействия).
Рациональное познание (логическое) осуществляется с помощью мышления, разума. Выделяя из данных, полученных органами чувств, существенное, человек стремиться проникнуть глубже в суть вещей, понять закономерности явлений.
Формы рационального познания:
Понятие (отражение предметов в их общих и существенных признаках);
Суждение (мысль, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо);
Умозаключение (выводы из логически связанных суждений).
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ВИДЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Деятельность как способ существования
людей
1.«Деятельность— форма психической активности
субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении
сознательно поставленной цели познания или
преобразования объекта».
2. Деятельность форма человеческой активности,
направленная на преобразование окружающей среды и
самого человека
О
S Д
S
S О
Д
SS
СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ
Субъект тот, кто осуществляет деятельность
(может быть человек, группа людей, организация,
государственный орган.)
Объект то, на что направлена деятельность
(могут быть природные материалы, различные предметы,
сферы или области жизни людей.)
СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
М→Д=Ц+С+∑д=Р
Мотив
То, что
представляется в
сознании (образ)
и ожидается в
результате Д
Действия
это итог,
продукт
деятельности
это предметы труда,
орудия труда, технологии,
приёмы, способы
действий…
Виды деятельности (основная классификация)
духовная –
практическая –
связана с
преобразование
изменением
объектов природы
Д
и общества
сознания людей
материально
производственная
(преобразование
природы)
социально
преобразовательная
(преобразование
общества)
ценностно
ориентировочная-
+или отношение людей к
окружающему миру;
познавательная
формирование
мировоззрения
отражение
действительности
в художеств. или
научном образе
прогностическая
планирование и
предвидение
Творческая деятельность
ТВОРЧЕСТВО
ИНТУИЦИЯ
(бесссознательное)
ФАНТАЗИЯ
ВООБРАЖЕНИЕ
Отражение в сознании человека явлений
действительности в новых, необычных
сочетаниях, связях
Критерии для классификации
Виды деятельности
Отношение человека к окружающему
миру
Исторический процесс
Социальные нормы
Социальные формы объединения
людей
Практическая
Духовная
Прогрессивная – Регрессивная
Созидательная Разрушительная
Законная – Незаконная
Моральная Аморальная
Коллективная
Массовая
Индивидуальная
Способы осуществления
Однообразная, монотонная,
шаблонная
Инновационная, изобретательская,
творческая
Экономическая, политическая,
социальная, духовная
Игра – учение – труд общение
Сферы общественной жизни
Этапы становления и развития
личности человека
Игра
Общение
Основные виды
деятельности,
обеспечивающие
существование
человека и
формирование его
как личности
Труд
Учение
ИГРА
Форма деятельности в условных
ситуациях
Двуплановость
игры
Особенности
Направленность
не на результат,
а на сам процесс
Осуществляется
реальное действие НО! Условный характер
многих моментов
УЧЕНИЕ
Процесс приобретения знаний, умений,
навыков
Особенности
1.Приобретение знаний
происходит стихийно и
целенаправленно
2. Восприятие материала,
осмысление, применение
на практике содержание
процесса учения
3. Результат: образование
система знаний, умений,
навыков; развитие
личности
ТРУД
трудом
1. Любая сознательная деятельность человека является
2. Труд – это вид человеческой деятельности,
направленный на достижение практически полезного
результата
Практическая
полезность
Осуществляется
под влиянием
необходимости,
т.е.
удовлетворение
потребностей
Для
оптимального
результата
надо:
мастерство,
знания, умения
ОБЩЕНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Процесс установления и развития контактов между
людьми, порождаемый потребностями совместной
деятельности, включающий в себя обмен информацией
Средства общения
Вербальные (словесные)
Невербальные (несловесные)
Знаковые
системы
Сигналы
Внешний
облик
человека
Тактильные
средства
Произведения
искусства
Содержание общения – это ИНФОРМАЦИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПОНЯТИЕ. СПОС ОБЫ ПОЗНАНИЯ .ФОРМЫ
ВОСПРИНИМАЕМ!
Е Н И Е
СЛУХ
Р
З
..
ОБОНЯНИЕ
ВКУС
ОСЯЗАНИЕ
мир
Мозг
ОСМЫСЛИВАЕМ!
ЗНАНИЯ
ПОЗНАНИЕ – деятельность людей
направленная на приобретение и развитие
знаний
2. Способы познания.
Чувственное познание осуществляется с
помощью пяти основных чувств: зрения,
слуха, осязания, обоняния и вкуса.
Ощущения (возникают в результате
непосредственного воздействия предмета на
органы чувств);
Восприятие (целостный образ предмета,
Формы чувственного познания:
сформированный из множества самых
разных его свойств);
Представление (чувственный образ
предмета, сохраняемый в сознании без его
непосредственного воздействия).
Рациональное познание (логическое)
осуществляется с помощью мышления, разума.
Выделяя из данных, полученных органами чувств,
существенное, человек стремиться проникнуть
глубже в суть вещей, понять закономерности
явлений.
Формы рационального познания:
Понятие (отражение предметов в их общих
и существенных признаках);
Суждение (мысль, в которой через связь
понятий утверждается или отрицается что
либо);
Умозаключение (выводы из логически
связанных суждений).
ПОЗНАВАЕМ ЛИ МИР?
(ГНОСЕОЛОГИЯТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ)
ДА
ГНОСТИКИ
ГНОСТИЦИЗМ
?
НЕТ
АГНОСТИКИ
АГНОСТИЦИЗМ
Человек способен постичь
сущность вещей и явлений,
ясность научной мысли
доказывает это
Человек не способен
постичь сущность вещей
и явлений
Две стороны познания
Пути приобретения знаний
П о в т о р и м
:
Субъект познания Объект познания
Стихийный
Организованный
С П О С О Б Ы П О З Н А Н И Я
Сенсуализм
(эмпирики)
Чувственное познание
(с помощью пяти основных чувств)
Ощущения Восприятие Представление
Рационализм
(рационалисты)
Рациональное познание
(с помощью мышления, разума)
Понятие
Суждение Умозаключение
Слайд презентации «Познание», автор Аминов
Айдар
• Prezentacii.com