Деятельностный подход как основа реализации стандартов второго поколения на уроках физики.
С.Ю.Панарина
Учитель физики, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 28 с углубленным изучением отдельных предметов имени А.А.Угарова», Старый Оскол.
Современное обучение в школе – это реализация в образовательной практике личностно – ориентированных педагогических систем, когда учитель является организатором собственной познавательной деятельности учащихся. Обучение строится на деятельностной основе, что подразумевает самостоятельную «добычу» знаний учащимися, их систематизацию и приход к новым знаниям. А это способствует развитию личности школьника. Хотим поделиться своими наработками в области организации работы учеников на системно-деятельностной основе.
В своей работе применяем следующие формы уроков: урок – эксперимент, который проводится на базе демонстраций или на базе фронтальных лабораторных работ. Например, на уроке обобщения главы« Строение вещества» учащимся предлагается проделать опыты и на основе своих знаний объяснить наблюдаемые явления. Работа проводится по парам, предлагается несколько опытов, что способствует закреплению большего объема материала.
Пример карточек.
Опыт 1: Определение общего объема при смешивании равных объемов различных веществ.
Ход работы:
1. В одну мензурку налить две одинаковые по объему порции воды.
2. В другую мензурку поместить один объем воды и точно такой же объем соли.
3. Объясните, почему объемы разные.
Опыт 2:Исследование межмолекулярного взаимодействия.
Ход работы.
1. Прижмите друг к другу плашмя стеклянные пластинки сухие.
2. Затем смочите водой пластинки. И снова прижмите их друг к другу.
3. Сравните силы взаимодействия между частицами стекла и воды. И сделайте вывод.
Следующая форма урока – урок создания банка данных о рассматриваемом явлении. Схема построения этого урока на примере темы « Инерция»:
1. Самостоятельная работа учащихся с разными, данными им источниками информации, в том числе и использование интернет-сайтов, где можно найти нужную информацию.
Некоторые полезные ссылки.
http:school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=30 – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, раздел « Физика»;
http:potential.org.ru/-Образовательный журнал для старшеклассников и учителей.
2. Заслушивание сообщений учащихся.
3. Составление таблицы.
Инерция в быту |
Инерция в технике |
Инерцияв природе |
|
|
|
Урок защита проекта. Класс делится на группы по 4-5 человек. Каждой группе дается отдельное задание. Примеры заданий.
1. Измерьте скорость игрушечного автомобиля.
2. Сконструируйте и проградуируйте рычажные весы, удобные для домашнего использования.
3. Сконструируйте и изготовьте устройство , с помощью которого можно измерять скорость ветра.
При работе над проектами учащиеся используют все доступные средства и технику ( например, фото- и видеосъсемку, лабораторное школьное оборудование и приборы).
Системно-деятельностный подход в преподавании физики способствует формированию у учащихся основных понятий, законов, теорий, развитию мышления, самостоятельности, практических умений и навыков, в том числе умений наблюдать физические явления, выполнять простые опыты, измерения, обращаться с приборами и материалами, анализировать результаты эксперимента , делать обобщения и выводы.
Литература.
1. Б.А. Татьянкин. Проектирование технологии обучения физике. Воронеж 2001.
2. Э.М. Браверман. Уроки физики: какими им быть сегодня. Физика в школе.№ 2, 2009 г.
3. Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов. Учебник физика 7 класс. Издательство Мнемозина, Москва 2014.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.