Деятельностный подход на уроках в начальной школе
Оценка 5

Деятельностный подход на уроках в начальной школе

Оценка 5
Документация
docx
воспитание
7 кл—11 кл +1
30.03.2023
Деятельностный подход на уроках в начальной школе
Деятельный подход на уроках в начальной школе
ДЕЯТ (1).docx

 

Статья на тему: «Деятельностный метод на уроках в начальных классах»

                                                                                                 Елагина Елена Александровна,

                                                                                                 учитель начальных классов,

                                                                                                 МКОУ «Защитенская СОШ»

                                                                                                 Щигровского района Курской               области

  « Все в наших руках,

                       поэтому нельзя их опускать»

(Коко Шанель)

В педагогической литературе можно проследить важную мысль, что развитие обучающегося зависит от фундамента, заложенного в начальных классах. Считаю продуктивным деятельностный подход в образовательном процессе в начальной школе. Казалось бы просто, процесс обучения есть всегда обучение деятельности - либо предметно-практическим действиям (например, простейшим трудовым действиям, практическому общению), либо умственным действиям.

 Понятно, воспитание и обучение- это длительный, но системный процесс. В воспитательном плане ставлю перед собой первоочередную задачу – это формирование коллектива.  Двадцать разных характеров, двадцать разных семей и полных и неполных, двадцать разных семейных традиционных ценностей. С первого дня организую мероприятия для всего класса. Мы ходим в библиотеку вместе читаем и обсуждаем те или иные рассказы, дополняя друг друга. В сентябре на экскурсии: «Мой родной лес» собираем опавшие листья с разных деревьев. Обращаю внимание на разный окрас листьев, разную форму. Предлагаю задание: «Разложите рядом листочки, назовите соседа своего по имени». В неформальной обстановке обучающиеся раскрывают личностные качества лучше. Необходимым условием для учителя эти качества узнать, это нужно для дальнейшей работы на уроках. С первых уроков на уроках математики уделяю большое внимание четкому разделению: условие, решение, ответ. На  уроках русского языка работаю над внимательным  прочтением задания. На доске в виде схемы помещаю слова, помогающие назвать тему урока. Обучающиеся учатся самостоятельно формулировать тему урока, находить ответы на вопросы. Использую разные цвета в заданиях. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Предлагаю задания на «дополнить», « закончить». С первого класса придаю большое внимание активизации мыслительной деятельности обучающихся. Ухожу от тренажерных занятий, мне важны приемы, с помощью которых обучающийся мыслит, рассуждает. Заостряю внимание на вопросе: «Почему?». Приучаю выстраивать цепочку логических рассуждений. Постановка учебной проблемы и поиск решения проблемы обучающиеся осуществляют охотней и удачней, когда учитель в процессе диалога постепенно подводит своими вопросами к решению проблемы, можно сказать, не заметно помогая им. Координируя таким образом работу, обучающиеся испытывают самостоятельность, открытие для себя новых знаний. Изучив реальные учебные возможности обучающихся предлагаю дифференцированные задания, чтобы обучающийся не потерял интерес к предмету, в последствии ко всему образовательному процессу. Сознание того, что «я могу», вот это уже хорошо. Обучающиеся работают на уроке со своими реальными  возможностями, участвуют в обсуждении различных вопросов, дополняют друг друга. После устных ответов, задают сами друг другу вопросы. Считаю это важным для развития внимания на уроке, правильно задать вопрос- значит ориентироваться очень хорошо в учебном материале. Все о чем сейчас рассказываю и применяю в своей учебной деятельности-это и есть деятельностный подход. А вместе с тем на моих уроках и происходит развитие личностных качеств  обучающихся: толерантность, гибкость мышления, коммуникабельность, свобода самовыражения, ценность индивидуальности, сотрудничество «обучающийся-учитель» , «обучающийся-обучающийся». Наглядность использую в заданиях для запоминания словарных слов. Применяю работу в парах. Считаю очень полезным такую форму работу. Обучающиеся, выполнив работу обмениваются работами и проверяют не свою, а  работу соседа. Также применяю и групповую форму. Здесь прослеживается  осмысленное общение, распределение труда между членами группы, взаимоконтроль, умение слушать и слышать друг друга, спокойно разрешать споры, умение работать в коллективе для достижения общей цели, выполнять практические упражнения, здесь и стимулирующее общение и обратная связь. Такие формы работы не дают места прямой критике личности, подвергаться критике может только идея. Я наблюдаю при деятельностном подходе опору на личный опыт обучающихся, включение  в учебный процесс  ярких примеров, фактов, образов. Правильно выбрать командира, который защищает решение вопроса группы, обосновывая каждое действие. И так, деятельностный подход -это универсальное средство, этим подходом мы достигаем новых целей образовательного процесса. В наше время, когда обучающиеся отвечают словами теста «да-нет», особенно важным является деятельностный подход в обучении. С этим подходом обучающиеся формируют также и позитивное отношение к предмету, и навыки различных заданий. Использование проблемных ситуаций на уроке, проектных методик, групповых работ, игровых форм –все возможность реализации деятельностного подхода в начальной школе. Со временем обучающиеся понимают, что новые знания надо добывать, а не получать в готовом виде. Мои обучающиеся легче переходят в среднее звено, период адаптации не переживается остро. Мониторинг показывает, что за период обучения моих обучающихся в начальной школе происходит включение внешней, а самое ценное внутренней мотивации деятельности обучающихся.

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 


 

Статья на тему: «Деятельностный метод на уроках в начальных классах»

Статья на тему: «Деятельностный метод на уроках в начальных классах»

Предлагаю задания на «дополнить», « закончить»

Предлагаю задания на «дополнить», « закончить»

С этим подходом обучающиеся формируют также и позитивное отношение к предмету, и навыки различных заданий

С этим подходом обучающиеся формируют также и позитивное отношение к предмету, и навыки различных заданий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2023