Диагностические методики для организации психолого-педагогического обследовании на ПМПК для детей

  • doc
  • 01.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Диагностические методики для организации психолого-педагогического обследовании на ПМПК .doc

Диагностические методики для организации психолого-педагогического обследовании на ПМПК для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 8 лет)

№;№

Наименование методики

Аннотация (автор или ссылка (если есть), что из себя представляет,  что исследует (по пунктам), система оценки (уровни, баллы, качественная оценка)

Практика применения в России (используется …)

1

Сформированность представлений об окружающем мире

Методика направлена на изучение общих представлений ребенка об окружающем мире.

Методика позволяет оценить уровень сформированности представлений о себе, ближайшем окружении, окружающем мире в соответствии с программными требованиями и возрастом.

Применяется в практике ПМПК во всех регионах России

2

Методика Пьерона-Рузера

Используется для оценки параметров внимания, как его устойчивость, возможность переключения, распределения, особенностей операциональных характеристик деятельности, врабатываемость в задание, проявление признаков утомления и пресыщения, исследование уровня сформированности произвольной регуляции психических функций (программирования собственной деятельности и ее контроля, удержания инструкции, распределения внимания по ряду признаков).

Используется в отечественной практике с 50-х годов

3

Методика  Когана

 

 

 

Автор Коган, Россия.

Методика направлена на исследование параметров внимания – распределения и переключения внимания ( по2-м, 3-м признакам).

 Представляет из себя 25 карточек 5-ти цветов и форм и таблицу-матрицу. Оценивается трудности (количество и специфика ошибок) распределения и переключения внимания, время выполнения.

 

Применяется в деятельности ПМПК с середины 70-х годов

 

4

«Продолжи узор» («Заборчик»)

А.Р. Лурия. Методика направлена на оценку возможности простого двигательного алгоритма из 2-3 элементов в графической деятельности

С 60-х гг. 20 века.

5

Исследование мнестической деятельности

Методика А.Р. Лурия. Оценивается объем запоминания, возможность удержания порядка,  наличие интерференции.

Запоминание двух групп слов

3 и 5 слов

- Запоминание двух фраз

Узнавание 5-7 запомненных изображений из 10-12 предъявляемых картинок

 

С 60-х гг. 20 века.

6

Методика Дж. Равена

Направлена на исследование особенностей перцептивно-логического мышления, возможность распределения внимания по ряду признаков, удержания сложного алгоритма деятельности. Представляет 36 усложняющихся цветных матриц.

С 80-х гг.

7

Кубики Кооса

Направлена на определения уровня сформированности конструктивного пространственного мышления, возможностей пространственного анализа и синтеза, конструктивного праксиса.

Представляет из- себя набор кубиков, раскрашенных таким образом, чтобы из них составлялись различные узоры (12 узоров).

С 20-х гг. 20 века

8

Исключение предметов (4-лишний)

Методика направлена на изучение параметров формирования процессов обобщения и классификации.

Методика представляет собой набор из четырех картинок, знакомых ребенку. Из четырех предметов только три могут быть обобщены под одну категорию, оставшийся четвертый – лишний, его нужно исключить. Оцениваются параметры: способность к обобщению, сформированность обобщающих понятий, предпосылок словесно-логического мышления.

Применятеся в диагностической практике с 30-х гг.

9

Детская предметная классификация (5-8 лет).

 

Методика направлена на изучение уровня наглядно-образного мышления, элементов словесно-логического. Оценивается актуальный уровень сформированности обобщающих операций и ведущий классификационный признак (по Л.С.Выготскому)

Широко используется в психологической практике с 80-х гг 20 века

10

Методика «Установление последовательности  событий»

А.Н.Бернштейн Наборы из 3-5и изображений, представляющих один сюжет. Возможно использование картинок Н.Радлова.

Оценивается возможность и особенности составления последовательности картинок, адекватность понимания смысла, возможность связного рассказа

С 1907года

11

Парные аналогии

Оценка сформированности операций вербальной актуализации логической связи или отношений между понятиями по аналогии.

Задание представляет собой бланковую методику, состоящую из двух колонок текста в левой из которой представлены два слова, имеющие между собой определенную связь (логическую) или отношение.

С 60-х годов

12

Понимание скрытого смысла в коротких рассказах

А.Н.Бернштейн. Ребенку на слух предъявляются рассказы со скрытым смыслом – (Саша, Сахар, Бараночка, спор зверей и т.п.)

Оценивается понимание скрытого смысла или логики рассказа. , умение абстрагироваться от конкретного содержания текста и понять смысл происходящего, уровень сформированности предпосылок логического мышления. Оценка уровневая

С 60-х годов

13

Методика Простые невербальные аналогии

Урунтаева, Афонькина. Выявление возможности установление логической связи между понятиями (на предметном, изобразительном уровне).

С 90-х годов

14

 «Выделение значимого признака»

Методика Л.И.Переслени. Оценивается возможность выделения существенного признака предмета или явления на слух (из 4-х предлагаемых).

С 80-х гг.

15

Узнавание изображений

Методика А.Р. Лурия направлена на изучение параметров зрительного восприятия.

Методика представляет собой карточки с изображениями предметов разных модальностей: реалистических, наложенных, зашумленных.

Сличение и соотнесение реального предмета с реальным, реалистическим изображением, контурным;

узнавание и называние 5-6 средних наложенных контуров знакомых предметов, 5-6 изображений на зашумленном фоне (средняя степень зашумленности). Оцениваются параметры зрительного восприятия: скорость приема и переработки зрительно воспринимаемой информации, дифференцированность восприятия, константность восприятия.

Широко применяется в диагностических целях

16

Набор геометрических фигур разной формы.

Автор С.Д. Забрамная, Россия

Методика направлена на изучение уровня сформированности сенсорных представлений.

Методика представляет собой набор геометрических фигур разной формы (в качестве модификации методики можно предложить набор фигур разной формы – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, размера – большие и маленькие фигуры, цвета – красный, синий, желтый. Или использовать пособие Логические блоки Дьенеша). Оценивается способность объединять предметы по общему признаку (простейшие обобщения), узнавание и называние цвета, формы, размера. В модифицированном варианте оценивается способность выполнять группировку по разным основаниям.

Широко применяется в практике ПМПК

17

«Времена года»

Методика направлена на изучение уровня развития пространственно-временных представлений.

Методика представляет собой сюжетные картинки со специфическими признаками четырех времен года. Оценивается уровень сформированности представлений о временах года, их признаках, последовательности.

Широко используется в практике ПМПК

18

Нелепицы

Методика направлена на определение уровня развития наглядно-образного мышления, критичности.

Методика представляет собой картинку с изображением нелепой ситуации. Оценивается уровень понимания шуточных изображений, выраженность эмоциональной реакции, ее адекватность, количество воспроизведенных фрагментов, свидетельствующих о понимании ситуации.

Применяется в практике ПМПК во всех регионах России

19

Построй из палочек

Методика направлена на исследование конструктивных способностей, умения работать по памяти, по образцу.

Методика представляет собой набор палочек. Выполняется образец (лесенка) и закрывается экраном, который воспроизводится ребенком.

Оценивается уровень развития конструктивной деятельности, наличие целенаправленности в деятельности анализ образца, пространственная ориентировка, зрительная память, умение работать по образцу, обучаемость, способы выполнения.

Широко используется в дефектологической практике

20

Разрезные картинки

А.Н.Бернштейн (модификация Л.И. Переслени)

Методика направлена на изучение параметров пространственного конструирования, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Методикой предусматривается дозированная помощь. Оценивается пространственная ориентировка, обучаемость, целостность восприятия образа, способность к аналитико-синтетической деятельности, мышление.

Широко используется в дефектологической практике

21

Исследование пространственных представлений

 

Исследуется и оценивается возможность и правильность выполнения ребенком заданий на :

Называние, где находятся предметы относительно друг-друга в позициях: на, над, под, перед, за, между, выше чем, ниже чем, слева, справа (после 6,5лет)

Понимание и употребление предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов .Показ по картинке пространственное взаиморасположение объектов по инструкции и называние.

С 70-х гг.

22

Рисунок человека.

 

Оценивается характер графической деятельности и ее соответствие возрастным нормативам.

С 70 гг.

23

Методика «СОМОР»

Модификация методики Р. Жиля для субъективной оценки межличностных отношений ребенка.

Направлена на анализ отношений ребенка в семье и сверстниками.

С 90 гг.

24

Методика «Эмоциональные лица»

Оценивается возможность опознания и называния эмоциональных состояний. Представляет набор абстрактных и фотографических изображений лиц мальчиков и девочек.

С начала 21 века.

25

Количественные представления и счет

По Е.А. Стребелевой, Россия

Методика направлена на изучение элементарных математических представлений.

Методика представляет собой набор из счетных палочек, экран.

Оценивается уровень развития количественных представлений, умение выполнять счетные операции в умственном плане.

Счет с соотнесением количества в пределах 10. Задания на состав числа в пределах 5.

Счет с соотнесением количества в пределах 10, прямой и обратный счет. Задания на состав числа в пределах 10.

Широко используется в практике ПМПК

26

Исследование уровня сформированности элементарных математических представлений

Прямой числовой ряд до 18, обратный – от 10.   Счет в пределах 5-8 при помощи пальцев.

Соотнесенный пересчет 10 предметов с называнием итогового числа.

Умение назвать свой возраст, понимание того, сколько будет через год, сколько было год назад.

Знание количества лап у животных и птиц, количества пальцев на руке.

Знание основных геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг)

Ориентировка в понятиях: «большой – маленький», «высокий – низкий», «толстый – тонкий», «широкий – узкий», «старше – младше».

Традиционное обследование дефектолога с 60-х гг.

27

Готовность к школе (математика)

Прямой числовой ряд до 20, обратный – от 10.   Счет в пределах 5-8 при помощи пальцев или устно.

Умение не пересчитывать 5 пальцев на одной руке, если при счете получилось число, больше 5.

Знание основных геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг).

Знание времен года, их количества и их последовательности.

Ориентировка в понятиях: «больше – меньше», «высокий – низкий», «толстый – тонкий», «широкий – узкий», «мелкий – глубокий», «старше – младше».

 

Традиционное обследование дефектолога с 60-х гг.

28

Звуковой анализ

Бессонова Т.П., Грибова О.Е., Корнев А.Н.,

Лурия А.Р.

выделение заданного звука из слова (на слух);

выделение заданного звука с опорой на картинку Качественный анализ, уровневый анализ

 

Традиционные виды обследования логопеда

29

Знание букв (ориентация в буквах)

Чтение, списывание и узнавание букв (специальные таблицы)

Традиционные виды обследования логопеда

30

Уровень сформированности навыка чтения (готовность к началу обучения)

 

Слоговые таблицы

Таблицы слов различной слоговой структуры

Таблицы коротких предложений Оценивается  понимание прочитанного, рассказать, о чем.

Уровневая оценка

Традиционные виды обследования логопеда

31

Оценка потенциальной готовности к овладению самостоятельной письменной речью

Чиркина Г.В.

Выявление состояния устноречевых предпосылок письменной речи

Определение актуального уровня операциональных компонентов письменноречевой деятельности

Диагностика функциональных предпосылок письменной речи. Балльная оценка

Традиционные виды обследования логопеда