|
Диагностические методики для организации психолого-педагогического обследовании на ПМПК для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 8 лет) |
|||
|
№;№ |
Наименование методики |
Аннотация (автор или ссылка (если есть), что из себя представляет, что исследует (по пунктам), система оценки (уровни, баллы, качественная оценка) |
Практика применения в России (используется …) |
|
1 |
Сформированность представлений об окружающем мире |
Методика направлена на изучение общих представлений ребенка об окружающем мире. Методика позволяет оценить уровень сформированности представлений о себе, ближайшем окружении, окружающем мире в соответствии с программными требованиями и возрастом. |
Применяется в практике ПМПК во всех регионах России |
|
2 |
Методика Пьерона-Рузера |
Используется для оценки параметров внимания, как его устойчивость, возможность переключения, распределения, особенностей операциональных характеристик деятельности, врабатываемость в задание, проявление признаков утомления и пресыщения, исследование уровня сформированности произвольной регуляции психических функций (программирования собственной деятельности и ее контроля, удержания инструкции, распределения внимания по ряду признаков). |
Используется в отечественной практике с 50-х годов |
|
3 |
Методика Когана
|
Автор Коган, Россия. Методика направлена на исследование параметров внимания – распределения и переключения внимания ( по2-м, 3-м признакам). Представляет из себя 25 карточек 5-ти цветов и форм и таблицу-матрицу. Оценивается трудности (количество и специфика ошибок) распределения и переключения внимания, время выполнения.
|
Применяется в деятельности ПМПК с середины 70-х годов
|
|
4 |
«Продолжи узор» («Заборчик») |
А.Р. Лурия. Методика направлена на оценку возможности простого двигательного алгоритма из 2-3 элементов в графической деятельности |
С 60-х гг. 20 века. |
|
5 |
Исследование мнестической деятельности |
Методика А.Р. Лурия. Оценивается объем запоминания, возможность удержания порядка, наличие интерференции. Запоминание двух групп слов 3 и 5 слов - Запоминание двух фраз Узнавание 5-7 запомненных изображений из 10-12 предъявляемых картинок
|
С 60-х гг. 20 века. |
|
6 |
Методика Дж. Равена |
Направлена на исследование особенностей перцептивно-логического мышления, возможность распределения внимания по ряду признаков, удержания сложного алгоритма деятельности. Представляет 36 усложняющихся цветных матриц. |
С 80-х гг. |
|
7 |
Кубики Кооса |
Направлена на определения уровня сформированности конструктивного пространственного мышления, возможностей пространственного анализа и синтеза, конструктивного праксиса. Представляет из- себя набор кубиков, раскрашенных таким образом, чтобы из них составлялись различные узоры (12 узоров). |
С 20-х гг. 20 века |
|
8 |
Исключение предметов (4-лишний) |
Методика направлена на изучение параметров формирования процессов обобщения и классификации. Методика представляет собой набор из четырех картинок, знакомых ребенку. Из четырех предметов только три могут быть обобщены под одну категорию, оставшийся четвертый – лишний, его нужно исключить. Оцениваются параметры: способность к обобщению, сформированность обобщающих понятий, предпосылок словесно-логического мышления. |
Применятеся в диагностической практике с 30-х гг. |
|
9 |
Детская предметная классификация (5-8 лет).
|
Методика направлена на изучение уровня наглядно-образного мышления, элементов словесно-логического. Оценивается актуальный уровень сформированности обобщающих операций и ведущий классификационный признак (по Л.С.Выготскому) |
Широко используется в психологической практике с 80-х гг 20 века |
|
10 |
Методика «Установление последовательности событий» |
А.Н.Бернштейн Наборы из 3-5и изображений, представляющих один сюжет. Возможно использование картинок Н.Радлова. Оценивается возможность и особенности составления последовательности картинок, адекватность понимания смысла, возможность связного рассказа |
С 1907года |
|
11 |
Парные аналогии |
Оценка сформированности операций вербальной актуализации логической связи или отношений между понятиями по аналогии. Задание представляет собой бланковую методику, состоящую из двух колонок текста в левой из которой представлены два слова, имеющие между собой определенную связь (логическую) или отношение. |
С 60-х годов |
|
12 |
Понимание скрытого смысла в коротких рассказах |
А.Н.Бернштейн. Ребенку на слух предъявляются рассказы со скрытым смыслом – (Саша, Сахар, Бараночка, спор зверей и т.п.) Оценивается понимание скрытого смысла или логики рассказа. , умение абстрагироваться от конкретного содержания текста и понять смысл происходящего, уровень сформированности предпосылок логического мышления. Оценка уровневая |
С 60-х годов |
|
13 |
Методика Простые невербальные аналогии |
Урунтаева, Афонькина. Выявление возможности установление логической связи между понятиями (на предметном, изобразительном уровне). |
С 90-х годов |
|
14 |
«Выделение значимого признака» |
Методика Л.И.Переслени. Оценивается возможность выделения существенного признака предмета или явления на слух (из 4-х предлагаемых). |
С 80-х гг. |
|
15 |
Узнавание изображений |
Методика А.Р. Лурия направлена на изучение параметров зрительного восприятия. Методика представляет собой карточки с изображениями предметов разных модальностей: реалистических, наложенных, зашумленных. Сличение и соотнесение реального предмета с реальным, реалистическим изображением, контурным; узнавание и называние 5-6 средних наложенных контуров знакомых предметов, 5-6 изображений на зашумленном фоне (средняя степень зашумленности). Оцениваются параметры зрительного восприятия: скорость приема и переработки зрительно воспринимаемой информации, дифференцированность восприятия, константность восприятия. |
Широко применяется в диагностических целях |
|
16 |
Набор геометрических фигур разной формы. |
Автор С.Д. Забрамная, Россия Методика направлена на изучение уровня сформированности сенсорных представлений. Методика представляет собой набор геометрических фигур разной формы (в качестве модификации методики можно предложить набор фигур разной формы – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, размера – большие и маленькие фигуры, цвета – красный, синий, желтый. Или использовать пособие Логические блоки Дьенеша). Оценивается способность объединять предметы по общему признаку (простейшие обобщения), узнавание и называние цвета, формы, размера. В модифицированном варианте оценивается способность выполнять группировку по разным основаниям. |
Широко применяется в практике ПМПК |
|
17 |
«Времена года» |
Методика направлена на изучение уровня развития пространственно-временных представлений. Методика представляет собой сюжетные картинки со специфическими признаками четырех времен года. Оценивается уровень сформированности представлений о временах года, их признаках, последовательности. |
Широко используется в практике ПМПК |
|
18 |
Нелепицы |
Методика направлена на определение уровня развития наглядно-образного мышления, критичности. Методика представляет собой картинку с изображением нелепой ситуации. Оценивается уровень понимания шуточных изображений, выраженность эмоциональной реакции, ее адекватность, количество воспроизведенных фрагментов, свидетельствующих о понимании ситуации. |
Применяется в практике ПМПК во всех регионах России |
|
19 |
Построй из палочек |
Методика направлена на исследование конструктивных способностей, умения работать по памяти, по образцу. Методика представляет собой набор палочек. Выполняется образец (лесенка) и закрывается экраном, который воспроизводится ребенком. Оценивается уровень развития конструктивной деятельности, наличие целенаправленности в деятельности анализ образца, пространственная ориентировка, зрительная память, умение работать по образцу, обучаемость, способы выполнения. |
Широко используется в дефектологической практике |
|
20 |
Разрезные картинки |
А.Н.Бернштейн (модификация Л.И. Переслени) Методика направлена на изучение параметров пространственного конструирования, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Методикой предусматривается дозированная помощь. Оценивается пространственная ориентировка, обучаемость, целостность восприятия образа, способность к аналитико-синтетической деятельности, мышление. |
Широко используется в дефектологической практике |
|
21 |
Исследование пространственных представлений
|
Исследуется и оценивается возможность и правильность выполнения ребенком заданий на : Называние, где находятся предметы относительно друг-друга в позициях: на, над, под, перед, за, между, выше чем, ниже чем, слева, справа (после 6,5лет) Понимание и употребление предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов .Показ по картинке пространственное взаиморасположение объектов по инструкции и называние. |
С 70-х гг. |
|
22 |
Рисунок человека.
|
Оценивается характер графической деятельности и ее соответствие возрастным нормативам. |
С 70 гг. |
|
23 |
Методика «СОМОР» |
Модификация методики Р. Жиля для субъективной оценки межличностных отношений ребенка. Направлена на анализ отношений ребенка в семье и сверстниками. |
С 90 гг. |
|
24 |
Методика «Эмоциональные лица» |
Оценивается возможность опознания и называния эмоциональных состояний. Представляет набор абстрактных и фотографических изображений лиц мальчиков и девочек. |
С начала 21 века. |
|
25 |
Количественные представления и счет |
По Е.А. Стребелевой, Россия Методика направлена на изучение элементарных математических представлений. Методика представляет собой набор из счетных палочек, экран. Оценивается уровень развития количественных представлений, умение выполнять счетные операции в умственном плане. Счет с соотнесением количества в пределах 10. Задания на состав числа в пределах 5. Счет с соотнесением количества в пределах 10, прямой и обратный счет. Задания на состав числа в пределах 10. |
Широко используется в практике ПМПК |
|
26 |
Исследование уровня сформированности элементарных математических представлений |
Прямой числовой ряд до 18, обратный – от 10. Счет в пределах 5-8 при помощи пальцев. Соотнесенный пересчет 10 предметов с называнием итогового числа. Умение назвать свой возраст, понимание того, сколько будет через год, сколько было год назад. Знание количества лап у животных и птиц, количества пальцев на руке. Знание основных геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг) Ориентировка в понятиях: «большой – маленький», «высокий – низкий», «толстый – тонкий», «широкий – узкий», «старше – младше». |
Традиционное обследование дефектолога с 60-х гг. |
|
27 |
Готовность к школе (математика) |
Прямой числовой ряд до 20, обратный – от 10. Счет в пределах 5-8 при помощи пальцев или устно. Умение не пересчитывать 5 пальцев на одной руке, если при счете получилось число, больше 5. Знание основных геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг). Знание времен года, их количества и их последовательности. Ориентировка в понятиях: «больше – меньше», «высокий – низкий», «толстый – тонкий», «широкий – узкий», «мелкий – глубокий», «старше – младше».
|
Традиционное обследование дефектолога с 60-х гг. |
|
28 |
Звуковой анализ |
Бессонова Т.П., Грибова О.Е., Корнев А.Н., Лурия А.Р. выделение заданного звука из слова (на слух); выделение заданного звука с опорой на картинку Качественный анализ, уровневый анализ
|
Традиционные виды обследования логопеда |
|
29 |
Знание букв (ориентация в буквах) |
Чтение, списывание и узнавание букв (специальные таблицы) |
Традиционные виды обследования логопеда |
|
30 |
Уровень сформированности навыка чтения (готовность к началу обучения)
|
Слоговые таблицы Таблицы слов различной слоговой структуры Таблицы коротких предложений Оценивается понимание прочитанного, рассказать, о чем. Уровневая оценка |
Традиционные виды обследования логопеда |
|
31 |
Оценка потенциальной готовности к овладению самостоятельной письменной речью |
Чиркина Г.В. Выявление состояния устноречевых предпосылок письменной речи Определение актуального уровня операциональных компонентов письменноречевой деятельности Диагностика функциональных предпосылок письменной речи. Балльная оценка |
Традиционные виды обследования логопеда |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.