Диагностические методики
используемые в работе
с педагогами
Составитель презентации: педагог-психолог Балабанова И.В.
Автор шаблона : Безроднова Елена Ивановна
http://pedsovet.su/
Цель – изучить уровень благоприятности или не благоприятности студенческого (ученического или педагогического) коллектива.
Социально-психологический климат - это преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности.
Оценка уровняпсихологического климата коллектива
(А.Н. Лутошкин)
Кандидат психологических наук, лауреат премии Ленинского комсомола.
Инструкция: «Используя схему, следует прочесть сначала предложение слева, затем справа и после этого знаком «+» отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине».
Надо иметь в виду, что оценки означают:
+3 – свойство, указанное слева, проявляется в данном коллективе всегда;
+2 – свойство проявляется в большинстве случаев;
+1 – свойство проявляется достаточно часто;
0 – ни это, ни противоположное (указанное справа) свойства не проявляются достаточно ясно, или то и другое проявляются в одинаковой степени;
– 1 – достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа);
– 2 – свойство проявляется в большинстве случаев;
– 3 – свойство проявляется всегда.
Положительные особенности | +3 | +2 | +1 | 0 | -1 | -2 | -3 | Отрицательные особенности |
1.Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение |
| Преобладает подавленное настроение, пессимистический тон | ||||||
2. Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии | Преобладает конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии | |||||||
3. В отношениях между группами внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание | Группировки конфликтуют между собой | |||||||
4. Членам коллектива нравится быть вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время | Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности | |||||||
5.Успех или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива | Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство | |||||||
6.Преобладают одобрение и поддержка, упрёки и критика высказываются с добрыми побуждениями | Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов | |||||||
7.Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга | В коллективе каждый считает своё мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей | |||||||
8.В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное единение по принципу <один за всех и все за одного> | В трудных случаях коллектив <раскисает>, появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения | |||||||
9. Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные | Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей | |||||||
10. Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться | Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность | |||||||
11. Коллектив активен, полон энергии | Коллектив пассивен, инертен | |||||||
12. Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело | Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах | |||||||
13. В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту | Коллектив разделяется на <привилегированных> и <пренебрегаемых>, здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их | |||||||
14. У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители | К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно |
Обработка и интерпретация результатов
Цель – изучить степень удовлетворенности психологическим климатом в педагогическом коллективе.
Оценка психологического климата в педагогическом коллективе
(Р.Х. Шакуров)
Советский и российский психолог, доктор психологических наук, профессор (1980), действительный член АПН СССР (1989).
Инструкция: Чтобы ответить на эти вопросы, просит отметить каждый пункт соответствующей оценкой:
5 – если Вы полностью удовлетворены;
4 – скорее удовлетворены;
3 – трудно сказать;
2 – скорее неудовлетворенны;
1 – совершенно неудовлетворенны.
№ | В какой степени Вы удовлетворены: | Оценка |
1 | Вашей работой в данном образовательном учреждении |
|
2 | Вашими взаимоотношениями с коллегами | |
3 | Заботой администрации об удовлетворении Ваших нужд | |
4 | Готовностью коллег оказать помощь в работе | |
5 | Настроением в коллективе (его жизнерадостностью, оптимизмом) | |
6 | Культурной и интеллектуальной атмосферой в коллективе | |
7 | Тем, в какой мере администрация прислушивается к Вашим замечаниям и предложениям, касающимся работы образовательного учреждения | |
8 | Культурно-массовыми мероприятиями, совместным отдыхом. | |
9 | Тем, насколько доброжелательно и объективно оценивается Ваша работа | |
10 | Отношением коллектива к работе | |
11 | Организованностью и порядком работы образовательного учреждения | |
12 | Творческой атмосферой в коллективе | |
13 | Вашими взаимоотношениями с руководителями. | |
14 | Согласованностью и единством действий педагогов | |
15 | Отношением воспитанников (учащихся) к образовательному учреждению. | |
16 | Учебно-материальной базой. | |
17 | Отсутствием «формализма и показухи» в работе. | |
18 | Заработной платой. |
При возможности выбора места работы в любой другой школе (ДОУ, УДОД) выберете ли Вы ту школу (ДОУ, УДОД), в которой сейчас работаете? Уйдете в другое место?
Ответы: (нужное подчеркнуть)
Обязательно выберу свою школу (ДОУ, УДОД);
Не знаю;
Обязательно уйду в другое место.
Обработка данных: По каждому пункту подсчитывается среднеарифметический балл.
Изучение уровня эмоционального выгорания в педагогическом коллективе
(В.В.Бойко)
Цель обследования: определить уровень нервно-психической устойчивости и симптомы «эмоционального выгорания» педагогов.
Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии и медицинской деонтологии (СПбИНСТОМ)
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения - хорошего или плохого.6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.10. Моя работа притупляет эмоции.11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: "не делай людям добра, не получишь зла".31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.34. Я очень переживаю за свою работу.35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.50. Успехи в работе вдохновляют меня.51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).52. Я потерял покой из-за работы.53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера (ов).54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.56. Я часто работаю через силу.57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.75. Моя карьера сложилась удачно.76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе я утратил интерес, живое чувство.83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.
ОБРАБОТКА ДАННЫХ
Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным числом баллов - указывается в "ключе" рядом с номером суждения в скобках. Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку - 10 баллов получил от судей признак, наиболее показательный для симптома. В соответствии с "ключом" осуществляются следующие подсчеты:
1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов "выгорания",
2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования "выгорания",
"НАПРЯЖЕНИЕ"1. Переживание психотравмирующих обстоятельств:1 (2), 13 (3), 25 (2), -37 (3), 49 (10), 61 (5), -73 (5)2. Неудовлетворенность собой:-2 (3), 14 (2), 26 (2), -38 (10), -50 (5), 62 (5), 74 (3)3. " Загнанность в клетку":3 (10), 15 (5), 27 (2), 39 (2), 51 (5), 63 (1), -75 (5)4. Тревога и депрессия: 4 (2). 16 (3), 28 (5), 40 (5), 52 (10), 64 (2), 76 (3)
"РЕЗИСТЕНЦИЯ"1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование:5 (5), -17 (3), 29 (10). 41 (2), 53 (2), 65 (3), 77 (5)2. Эмоционально-нравственная дезориентация:6 (10), -18 (3), 30 (3), ' 42 (5), 54 (2), 66 (2), -78 (5)3. Расширение сферы экономии эмоций:7 (2), 19 (10), -31 (2), 43 (5), 55 (3), 67 (3), -79 (5)4. Редукция профессиональных обязанностей:8 (5), 20 (5), 32 (2), -44 (2), 56 (3), 68 (3), 80 (10)
"ИСТОЩЕНИЕ"1. Эмоциональный дефицит:9 (3), 21 (2), 33 (5), -45 (5), 57 (3), -69 (10), 81 (2)2. Эмоциональная отстраненность:10 (2), 22 (3), -34 (2), 46 (3), 58 (5), 70 (5), 82 (10)3. Личностная отстраненность (деперсонализация):11 (5), 23 (3). 35 (3), 47 (5), 59 (5), 71 (2), 83 (10)4. Психосоматические и психовегетативные нарушения:12 (3), 24 (2), 36 (5), 48 (3), 60 (2), 72 (10), 84 (5)
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Предложенная методика дает подробную картину синдрома "эмоционального выгорания".
Определение выраженности симптомов.
Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
9 и менее баллов - не сложившийся симптом,
10-15 баллов - складывающийся симптом,
16 и более - сложившийся.
Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме "эмоционального выгорания".
Методика позволяет увидеть ведущие симптомы " выгорания". Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.
Определение сформированности фаз развития стресса.
В каждой из фаз оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные - реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени: - 36 и менее баллов - фаза не сформировалась;- 37-60 баллов - фаза в стадии формирования;- 61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.
Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома "выгорания", можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы:- какие симптомы доминируют;- какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается "истощение";- объяснимо ли "истощение" (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику "выгорания", или субъективными факторами;- какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;- в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;- какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное "выгорание" не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.
Изучение реактивной и личной тревожности
(Спилбергер-Ханин)
Цель - выявить уровень реактивной и личностной тревожности у педагогов.
Американский психолог, специалист по проблемам клинической психологии, психометрики, психологии личности, эмоций и стресса
Тест Спилбергера-Ханина принадлежит к числу методик, исследующих психологический феномен тревожности. Этот опросник состоит из 20 высказываний, относящихся к тревожности как состоянию (состояние тревожности, реактивная или ситуативная тревожность) и из 20 высказываний на определение тревожности как диспозиции, личностной особенности (свойство тревожности). Что понимает Спилбергер под обеими мерами тревожности видно из следующей цитаты: «Состояние тревожности характеризуется субъективными, сознательно воспринимаемыми ощущениями угрозы и напряжения, сопровождаемыми или связанными с активацией или возбуждением автономной нервной системы». Тревожность как черта личности, по-видимому, означает мотив или приобретенную поведенческую диспозицию, которая обязывает индивида к восприятию широкого круга объективно безопасных обстоятельств, как содержащих угрозу, побуждая реагировать на них состояниями тревоги, интенсивность которых не соответствует величине реальной опасности. Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера является единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние. В нашей стране употребляется в модификации Ю.Л. Ханина (1976), которая им же была адаптирована к русскому языку. Реактивная (ситуативная) тревожность — состояние субъекта в данный момент времени, которая характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью в данной конкретной обстановке. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на экстремальную или стрессовую ситуацию, может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.
Инструкция к тесту ситуативной тревожности:
Прочитайте внимательно каждое из приведенных предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь. Обычно первый ответ, который приходит в голову, является наиболее правильным, адекватным Вашему состоянию.
| Суждение | нет, это не так | пожалуй, так | верно | совершенно верно |
1 | Я спокоен | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Мне ничто не угрожает | ||||
3 | Я нахожусь в напряжении | ||||
4 | Я внутренне скован | ||||
5 | Я чувствую себя свободно | ||||
6 | Я расстроен | ||||
7 | Меня волнуют возможные неудачи | ||||
8 | Я ощущаю душевный покой | ||||
9 | Я встревожен | ||||
10 | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | ||||
11 | Я уверен в себе | ||||
12 | Я нервничаю | ||||
13 | Я не нахожу себе места | ||||
14 | Я взвинчен | ||||
15 | Я не чувствую скованности, напряжения | ||||
16 | Я доволен | ||||
17 | Я озабочен | ||||
18 | Я слишком возбужден и мне не по себе | ||||
19 | Мне радостно | ||||
20 | Мне приятно |
Таблица 1
Бланк ответов по шкале ситуативной (реактивной) тревожности
Таблица 1 (Ситуативная) | Шкала ситуативной тревожности | Таблица 2 (Личностная) | Шкала личностной тревожности |
Номер | Баллы за ответы | Номер | Баллы за ответы |
1 | 4 3 2 1 | 1 | 4 3 2 1 |
2 | 2 | 1 2 3 4 | |
3 | 1 2 3 4 | 3 | 4 3 2 1 |
4 | 4 | 1 2 3 4 | |
5 | 4 3 2 1 | 5 | |
6 | 1 2 3 4 | 6 | 4 3 2 1 |
7 | 7 | ||
8 | 4 3 2 1 | 8 | 1 2 3 4 |
9 | 1 2 3 4 | 9 | |
10 | 4 3 2 1 | 10 | 4 3 2 1 |
11 | 11 | 1 2 3 4 | |
12 | 1 2 3 4 | 12 | |
13 | 13 | ||
14 | 14 | ||
15 | 4 3 2 1 | 15 | |
16 | 16 | 4 3 2 1 | |
17 | 1 2 3 4 | 17 | 1 2 3 4 |
18 | 18 | ||
19 | 4 3 2 1 | 19 | 4 3 2 1 |
20 | 20 | 1 2 3 4 |
ОБРАБОТКА
Баллы по каждой из шкал начисляются в соответствии с ключом.
Ключ к методике:
Подсчитывается общее количество баллов по каждой из шкал, показатели сравниваются с нормативными.
| Суждение | Никогда | почти никогда | часто | почти всегда |
1 | У меня бывает приподнятое настроение | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Я бываю раздражительным | ||||
3 | Я легко могу расстроиться | ||||
4 | Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие | ||||
5 | Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Я чувствую прилив сил, желание работать | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Я спокоен, хладнокровен и собран | ||||
8 | Меня тревожат возможные трудности | ||||
9 | Я слишком переживаю из-за пустяков | ||||
10 | Я бываю вполне счастлив | ||||
11 | Я все принимаю близко к сердцу | ||||
12 | Мне не хватает уверенности в себе | ||||
13 | Я чувствую себя беззащитным | ||||
14 | Я стараюсь избегать критических ситуаций | ||||
15 | У меня бывает хандра | ||||
16 | Я бываю доволен | ||||
17 | Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | ||||
18 | Бывает, что я чувствую себя неудачником | ||||
19 | Я уравновешенный человек | ||||
20 | Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах |
Таблица 2
Бланк ответов по шкале личностной тревожности
Удовлетворенность сотрудников учреждения условиями деятельности.
(Е.Н. Степанов)
Доктор педагогических наук,
профессор
Цель: Исследование удовлетворенности сотрудников учреждения условиями деятельности.
Цель: определить степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в коллективе и своим положением в нем.
Ход проведения. Педагогам предлагается прочитать включенные в тест утверждения и с помощью шкалы оценок выразить степень своего согласия с ними. Для этого педагогу следует поставить напротив каждого утверждения одну из пяти цифр, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.
Цифры означают следующие ответы:
4 – совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
о – совершенно не согласен.
№ | Утверждение | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
1 | Я удовлетворен(а) своей учебной нагрузкой |
| ||||
2 | Меня устраивает составленное расписание уроков | |||||
3 | Мое рабочее время благодаря собственным усилиям и действиям администрации тратится рационально | |||||
4 | Меня устраивает работа кафедры (методического объединения) и мое участие в ней | |||||
5 | У меня существует реальная возможность повышать свое профессиональное мастерство, проявлять творчество и способности | |||||
6 | Я испытываю потребность в профессиональном и личностном росте и стараюсь ее реализовать | |||||
7 | Мои достижения и успехи замечаются администрацией и педагогами | |||||
8 | Мне нравится, что в «Дегтярёвце» идет научно-методический поиск | |||||
9 | У меня сложились с коллегами неконфликтные отношения | |||||
10 | Я ощущаю в работе поддержку своих коллег | |||||
11 | Мне кажется, что администрация справедливо оценивает результаты моей работы | |||||
12 | Я ощущаю доброжелательное отношение к себе со стороны администрации | |||||
13 | Я комфортно чувствую себя в среде учащихся | |||||
14 | Я удовлетворен(а) отношением учащихся ко мне и моему предмету | |||||
15 | В большинстве случаев я испытываю чувство взаимопонимания в контактах с родителями учащихся | |||||
16 | Мне кажется, что родители разделяют и поддерживают мои педагогические требования | |||||
17 | Мне нравится мой кабинет, оборудование и условия работы в нем | |||||
18 | Меня устраивает сложившийся нравственно-психологический климат в учебном заведении | |||||
19 | На мой взгляд, созданная в нашем учебном заведении система научно-методического обеспечения способствует повышению моего профессионального мастерства | |||||
20 | Я доволен размером заработной платы и своевременностью ее выплаты |
Обработка полученных результатов. Показателем удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов педагогов на общее количество ответов. Принято считать, что если коэффициент У равен или больше 3, то можно констатировать высокий уровень удовлетворенности; если он равен или больше 2, то это свидетельствует о средней степени удовлетворенности, если же данный коэффициент меньше 2, то можно предположить, что существует низкая степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в коллективе и своим положением в нем.
Наряду с выявлением общей удовлетворенности целесообразно определить, насколько удовлетворены педагоги такими аспектами жизнедеятельности образовательного учреждения, как:
– организация труда (утверждения 1–4);
– возможность проявления и реализации профессиональных и других личностных качеств педагога (5–8);
– отношения с учителями и администрацией учебного за ведения (9–12);
– отношения с учащимися и их родителями (13–16);
– обеспечение деятельности педагога (17–20).
Коэффициент удовлетворенности педагогов перечисленными аспектами жизнедеятельности определяется с помощью тех же вычислительных операций, но подсчитывается сумма баллов и количество ответов лишь по тем утверждениям, которые соответствуют изучаемому аспекту.
МОТИВАЦИЯ УСПЕХА И БОЯЗНЬ НЕУДАЧИ
(А. А. РЕАН)
Цель: определение поведения: желание добиться успеха или избежать неудачи.
Российский психолог, общественный деятель; специалист в области психологии личности, социальной и педагогической психологии. Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, академик РАО по отделению психологии и возрастной физиологии.
Инструкция. Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать ответ "да" или "нет". Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что "да" объединяет как явное "да", так и "скорее да, чем нет". То же относится и к ответу "нет": он объединяет явное "нет" и "скорее нет, чем да". Отвечать на вопросы следует быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый приходит в голову, как правило, является и наиболее точным.
Текст опросника
Ключ к опроснику:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.