ЗАДАНИЕ 6 .ВЫПИСАТЬ
ПО 3 ДИАГНОСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА КАЖДЫЙ ПРОЦЕСС И ОДНО КОРРЕКЦИОННОЕ НА
ПРЕОДОЛЕНИЕ
ПО КНИГЕ ВЕНГЕР А. А., ВЫГОДСКАЯ Г. Л., ЛЕОНГАРД Э.
И. ОТБОР ДЕТЕЙ В СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ. - М.:
ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1972 - 143С.
ДАТА: 24.04.18
ГАРТУНГ АЛИНА
1. Подтягивание
на руках.
Ребенка учат подтягиваться по доске, которая приподнята от пола без наклона. То
же самое делается при доске, которая имеет наклон.
2. Перешагивание
через кубики.
По сигналу «Иди» ребенок начинает идти, перешагивая через кубики. Движение
начинается то с правой, то с левой ноги. Вначале ребенок может держаться за
палец взрослого.
3. Перешагивание
через линию.
На полу или на земле чертится линия. Можно использовать шнурок. По сигналу
«Иди» ребенок перешагивает через линию (шнурок).
1. Игра в лото
с отсрочкой (на запоминание).
Перед ребенком лежит карта лото. Взрослый закрывает карту листом бумаги и
показывает маленькую карточку, парную одной из тех, что изображены на большой.
После того как ребенок посмотрит на эту маленькую картинку, ее надо перевернуть
тыльной стороной кверху и отсчитать 15 секунд. Затем следует открыть большую
карту (не маленькую!) и попросить показать картинку, которую он видел перед
этим в уменьшенном виде. После этого надо отдать ребенку маленькую картинку.
Картинки при показе называть не следует.
2. Выбор
игрушки с отсрочкой (на запоминание).
На столе под салфеткой стоят три игрушки. Ребенку показывают одну из них
(остальные остаются под салфеткой). Затем показанную игрушку прячут под
салфетку, где лежат остальные игрушки. Через 15 секунд салфетку снимают и
предлагают ребенку показать, какую игрушку он видел перед этим. Игрушки
называть не следует.
3. Подкладывание
предметов к рисунку,
Ребенок должен понять, что рисунок – изображение предмета. Взрослый рисует
знакомые ребенку предметы. Например, на столе стоит дом (игрушечный или
построенный из кубиков) и лежит мяч. Взрослый рисует на листе один из предметов,
скажем дом. Ребенок подкладывает предмет к рисунку. Взрослый говорит: «Дом».
В другой раз можно положить на стол рыбу и юлу, лампу и самолет и т.д.
Количество рисунков варьировать: иногда рисовать один предмет, иногда оба.
После того как ребенок поймет, что рисунок – изображение предмета, предложить
подкладывать предметы к готовым рисункам или картинкам. Сначала давать два
предмета и две картинки, затем количество предметов и картинок увеличить до
четырех — шести.
1. Различение
формы круга и квадрата (прямоугольника) с помощью обводящего движения.
Сначала ребенок обводит круг и находит парный круг в мешочке (на ощупь). Потом
он обводит и находит в мешочке (на ощупь) квадрат. На этом этапе ребенок
использует свое зрение и двигательные ощущения.
На следующем этапе взрослый начинает с того, что обводит квадрат пальцем
ребенка. При этом глаза ребенка закрыты повязкой. Затем повязка снимается.
Квадрат кладется на стол рядом с кругом. Ребенку предлагается показать тот
предмет, который он до этого обводил.
Взрослый пользуется инструкцией «Ищи» и оценками «хорошо», «плохо».
2. Нахождение
игрушек по форме на ощупь и по обводящему движению.
Поставить между собой и ребенком экранчик. За экраном со стороны взрослого
положить три игрушки (например, кубик, шарик и деревянное яйцо). Ребенок не
должен их видеть. Руками ребенка нужно ощупать один из этих предметов, а затем
снять экран и предложить ребенку показать тот предмет, который он ощупывал.
Потом снова закрыть предмет экраном, взять руку ребенка и обвести одну из
игрушек по контуру. Снять экран и спросить у ребенка, что он обводил (спросить
жестом, вопросительным выражением лица).
1. Сталкивание
мяча со стола палкой.
Мяч лежит на противоположном от ребенка конце стола, так что он не может
дотянуться до него рукой, сидя на стульчике. Подниматься со стула ему не
разрешается. Палка лежит на столе, недалеко от ребенка. Ребенок должен
догадаться взять палку и оттолкнуть ею мяч.
2. Классификация
предметов: «машины.» и «животные».
Сделать на столе «гараж» из кубиков и «загон» для животных. Поставить в гараж
одну машину, а в загон – игрушку-животное. Перед ребенком должно стоять
несколько машин и несколько животных (разных). Взрослый дает ребенку машину и
спрашивает, куда ее нужно поставить. Сначала можно помочь ребенку поставить
игрушку правильно. При этом нельзя указывать на какие-либо отличительные
признаки. Ребенок должен со временем сам вычленить эти признаки и осуществлять
классификацию сознательно, а не механически. Взрослый дает ребенку по одной
игрушке. По указанию взрослого или по собственной инициативе ребенок ставит
каждую в нужное место. Взрослый игрушки не называет.
Впоследствии ребенок во время подобных занятий сам расставляет игрушки. Каждый
раз нужно менять место расположения гаража и загона.
3. Классификация
предметов: «посуда» и «одежда».
В одну сторону ребенок кладет кукольную или свою одежду – по образцу (например,
пальто), а в другую ставит посуду – тоже по образцу (например, тарелка). Предметы
не называть.
1. Различение
на слух лепетных и полных слов.
Сначала ребенку следует предложить осуществлять выбор из двух лепетных слов.
Перед ребенком вначале нужно помещать только две игрушки (или картинки),
названия которых он будет учиться различать на слух, например: лошадку и
собачку (для различения слов прр и ам). На другом занятии перед
ним находится только лошадка и кукла (для различения слов прр и ляля)
и т. д.
На следующем этапе взрослый начинает учить ребенка различать названия трех
предметов. Перед ребенком помещаются три игрушки (или картинки). Например, для
различения слов прр – ляля – у нужно использовать лошадку, куклу и
поезд. В ответ на услышанное ребенок сначала должен произнести то, что он
воспринял, а потом показать на соответствующий предмет.
Ниже помещены слова, которые ребенок будет учиться различать на слух. В пункте
а) указаны слова для различения при выборе из двух предметов (картинок).
Работать над словами следует в той же последовательности, в какой они
расположены в данной программе (от легкого к трудному). В течение одного
занятия проводится работа только с одной парой слов (прр – ам-ам). Эта
пара прорабатывается в течение трех-четырех занятий. На последующих занятиях
прорабатывается следующая пара слова – прр – ляля и т.д.
В пункте б) указаны слова для различения на слух при выборе из трех предметов
(картинок), например: ляля – прр – у или в – ам-ам – ляля. Каждые
три слова отрабатываются в течение нескольких занятий при обязательном наличии
перед ребенком соответствующих игрушек или картинок.
В пункте в) указаны полные слова – названия предметов, которые ребенок учится
различать на слух. Каждая пара слов (мяч и рыба; юла и рыба и т.д.) отрабатывается
в течение нескольких занятий.
При дифференциации на слух полных слов ребенок может давать хотя бы голосовую
реакцию или произносить какой-то слог. Произносить слова целиком ему часто
бывает трудно. При этом он должен показывать на определенную игрушку
(картинку).
Сначала ребенок воспринимает материал слухо-зрительно: слышит голос и
одновременно видит губы взрослого. После того как ребенок несколько раз покажет
предметы, взрослый садится сбоку около ребенка (чтобы он не видел его лица) и
произносит то или иное название (лежащего перед ребенком на столе предмета) ему
на ухо. Если ребенок ошибается, взрослый вновь произносит это же слово. При
этом берет руку ребенка в свою и ею указывает на нужный предмет. После этого
просит произнести слово – название.
Слова нужно обязательно произносить в разной последовательности, чтобы ребенок
не привыкал к одному и тому же порядку, например: прр–прр–прр–ляля–прр–ляля–ляля
и т.д. Сначала слова различаются при слушании правым ухом, потом–левым.
2. Произнесение на ухо ребенка всего того материала, с которым к нему обращаются.
3. Произнесение
на ухо названий незнакомых ребенку предметов.
Если он хоть что-то скажет в ответ, ему надо дать возможность прочитать слово с
губ. Кроме того, слово надо записать на бумаге.
Обязательно соблюдать в словах правильное ударение. Говорить нужно слитно;
можно лишь немного замедлять темп.
1. Перешагивание
через палки.
На пол или на землю кладутся палки или стремянка. Ребенка учат через них
перешагивать с чередованием ног. При этом на начальных этапах его можно
поддерживать за руку. («Иди».)
2. Перешагивание
через шнур или палку.
Ребенку предлагается перешагивать через палку или шнур, которые приподняты над
полом или землей на 5 см. Можно положить несколько палок на
кубики и перешагивать через них. Ребенок идет по сигналу «иди».
3. Ходьба по
доске и спрыгивание с нее.
Доска приподнята над полом на 15–20 см. Спрыгивание на носки,
держась за руку взрослого. Спрыгивать обязательно на носки. Взрослый стоит
перед ребенком и держит его за обе руки. Благодаря этому смягчается прыжок.
Затем положить доску на высоту 5 см (т.е. равномерно опустить ее ниже) и
дать ребенку попробовать спрыгнуть самостоятельно, предварительно напомнив, что
прыгать надо на носки. («Иди», «Прыгай».)
4. Ходьба по
сигналу барабана.
Ребенок идет (сначала вместе с кем-нибудь из взрослых) на полной ступне,
обычным шагом. Кто-либо бьет в барабан – ходьба начинается по сигналу
барабана. Барабан перестает звучать – идущие останавливаются. Снова
звучит барабан – ходьба возобновляется, но уже на носках. Употребляются
инструкции «Иди», «Стой».
То же самое делать по сигналу бубна, детского аккордеона (гармошки).
1. Сличение
цветов.
Ребенку дается несколько предметов красного и желтого цвета. Предлагается
разложить их к двум флажкам – красному и желтому.
Можно организовать игру, например, приспособить игру «Найди свой цвет». В конце
комнаты ставятся два стула, против них, на другом конце комнаты, становится
ребенок со взрослым или с другим ребенком. Оба повертываются спиной к стульям.
Одному из стоящих дается красный, а другому – зеленый квадратик. Затем
взрослый кладет на один стул красный, а на другой – зеленый квадратики.
По сигналу барабана играющие поворачиваются и бегут к стульям. Каждый берет
парный квадрат. Во время игры надо использовать названия цветов.
2. Сличение
геометрических фигур.
Предлагается выбор по форме из нескольких предметов — коробочки, круглая и
квадратная; маленькие зеркала – круглое и квадратное и т.д. В качестве
образцов класть круг и квадрат одного и того же цвета (можно прямоугольник).
Можно провести игру «Найди свою форму» (название игр детям не даются). Пока
ребенку не следует давать названий форм. Ребенок должен научиться раскладывать
предметы к образцам.
3. Игра в
«шкафчик».
Игра является продолжением описанной выше. В этом варианте предлагается большое
число ящичков; меняется форма их расположения. («Ищи!»)
4. Проталкивание
шаров и кубов в прорези коробки.
В коробке (можно от обуви) прорезать три круглых отверстия (большое –поменьше
– маленькое) в соответствии с величиной имеющихся у взрослых шаров.
Ребенок должен протолкнуть шары в отверстия, руководствуясь их величиной. Когда
ребенок научится проталкивать три шара, можно сделать такую же коробку на
четыре-пять шаров.
То же самое сделать для проталкивания кубиков.
Цель упражнения – различение величин. После того как ребенок научился
проталкивать шары и кубики в соответствующие прорези коробок, несколько видоизменить
упражнение. Положить перед ребенком шары и поставить коробку с круглыми
отверстиями. Дать ребенку в руки один шар и попросить указать, в какое
отверстие нужно бросить этот шар. После того как ребенок покажет, позволить ему
бросить шар в данное отверстие, чтобы он смог проверить правильность своего
выбора. При этом развивается умение соотносить предметы по величине не в
действии, а зрительно, что очень важно. Результат оценивается словами «хорошо»,
«плохо».
5. Конструирование.
Дать ребенку сложный образец (из шести – восьми элементов), имеющий
игровое значение. Можно, например, предложить построить гараж и дорогу к нему.
Затем дать машинку и «обыграть» постройку. В другой раз предложить построить
дом для мишки. При этом давать слова: гараж, дом для мишки.
В следующий раз снова вернуться к постройкам, используя' образец и слово. Детям
с нормальным слухом дать задание в словесной форме: «Построй гараж» или
«Построй дом для мишки».
Надо разнообразить игру: посадить мишку в домик и сделать там постель из кубиков;
уложить мишку спать и т. д.
1. Классификация:
«мальчик», «девочка».
Нужно найти как можно больше картинок с изображениями разных мальчиков и
девочек. При этом дети должны быть изображены в относительно спокойном состоянии,
чтобы их действия не отвлекали ребенка от решения основной задачи данного
упражнения.
С одной стороны стола надо положить картинку с изображением мальчика, а с
другой – с изображением девочки. Затем ребенку следует давать по одной
картинке и предлагать класть их в столбик под картинку-образец. Надо
постараться найти картинки, на которых бы девочки были в брюках, чтобы решающим
для ребенка при проведении классификации становился не этот признак.
Следует напомнить, что при осуществлении классификации взрослый не указывает
ребенку никаких внешних признаков, по которым надо разделять предметы на две
категории, – ребенок должен сам выделить эти признаки в процессе
выполнения задания и в результате исправления ошибок. При каждой ошибке
взрослый только перекладывает картинку в нужный столбик; при этом он говорит:
«Неверно», «Плохо».
Когда ребенок будет правильно классифицировать эти группы, следует ввести слова
мальчик, девочка.
2. Классификация:
«дядя», «тетя».
Проводится так же, как и предыдущая. Слова тетя, дядя даются только
после того, как ребенок научился понимать разницу между двумя этими категориями
людей в процессе классификации.
3. Обучение
счету.
а) Соотнесение количеств. Взрослый дает ребенку три палочки. Затем
кладет на стол перед ребенком один карандаш и помогает ему подложить к нему
одну палочку. Взрослый убирает карандаш, а ребенок – палочку. Взрослый
кладет на стол два карандаша на небольшом расстоянии один от другого. Ребенок
должен подложить к каждому карандашу по палочке. Затем взрослый кладет три
карандаша, а ребенок подкладывает три палочки.
Взрослый меняет игрушки. Ребенок получает три маленькие куколки. Взрослый
ставит на стол два маленьких домика и побуждает ребенка взять сразу две
куколки, а затем поставить их около домиков. Потом взрослый убирает домики,
ставит только один домик, а ребенок ставит около него одну куколку. На этом
первое занятие заканчивается.
На последующих занятиях взрослый использует машины и кубики; машины и зверюшек;
елочки и грибы и т.п. На руки ребенку дается три-четыре предмета. Взрослый учит
малыша сразу брать в руки нужное количество предметов (до трех), а не
подставлять предметы по одному.
Перед ребенком находятся какие-нибудь мелкие предметы, например камешки.
Взрослый поднимает в руке один флажок – ребенок должен взять один
камешек. Потом вещи кладутся на стол; взрослый поднимает вверх два флажка – ребенок
берет в руку два камешка и т.д.
Эти занятия повторяются несколько раз; поэтому надо приготовить разнообразный
дидактический материал – небольшие предметы, которые ребенку удобно
держать в руке.
б) Ознакомление с цифрой 1 и словом один. В ответ на предъявленные цифры
или слова ребенок должен показать какой-нибудь один предмет или поднять один
пальчик.
Взрослый показывает ребенку два предмета (например, два грибка), ребенок
показывает в ответ два пальца; взрослый знакомит малыша с цифрой 2 и словом два.
Определенное время (несколько дней) ребенка учат различать данные цифры и
числительные, используя самые разные ситуации и предметы.
Каждый раз, когда пересчитываются предметы, их надо взять в руку или дать
ребенку, чтобы он понял, что данная цифра или числительное относится ко всей
группе предметов, а не к одному последнему. Очень часто дети допускают именно
такую ошибку. Ее надо постараться избежать в самом начале работы.
Таким образом, ребенка следует познакомить с цифрами и числительными в пределах
пяти: 1, 2, 3, 4, 5; один, два, три, четыре, пять.
Ребенок должен уметь считать по порядку до пяти, уметь расставлять по порядку
цифры и раскладывать предметы.
в) Обучение пониманию состава числа. Надо положить три палочки так,
чтобы они занимали разное положение в пространстве. Каждый раз, положив палочки
определенным образом, взрослый спрашивает: «Сколько?» Ребенок должен показать
данное количество на пальчиках одной руки и найти нужную цифру или
числительное. Очень часто дети откладывают количество на пальцах обеих рук в
соответствии с тем, как лежат предметы в пространстве – один палец на
правой руке и два пальца на левой или наоборот. В этом случае взрослый обязательно
соединяет палочки вместе и показывает ребенку, что нужно отложить количество
предметов только на одной руке.
Такую работу нужно проводить с разными предметами в пределах 5. Для упражнений
можно брать грибки, карандаши, камешки, мозаику, орехи и др. Эти предметы
следует располагать по-разному.
г) Решение наглядных задач. Взрослый берет коробочку, открывает ее и
показывает ребенку, что она пустая. Потом поднимает палочку и при этом
спрашивает: «Сколько?» Ребенок показывает один палец. Взрослый прячет палочку в
коробочку и закрывает ее. Затем взрослый берет другую палочку, опять
показывает ребенку и снова спрашивает: «Сколько?»
Ребенок вновь показывает один палец. Взрослый прячет и эту палочку в ту же
коробку. Если ребенок может что-то произнести, то он говорит слово один.
Взрослый спрашивает у ребенка: «Сколько там?», показывая на коробку и выражая
всем своим видом вопрос. Ребенок должен показать два пальчика. После ответа
взрослый обязательно открывает коробку и показывает ребенку, сколько палочек в
коробке.
Позже ребенок может отвечать, пользуясь лежащими перед ним цифрами или словами один,
два и т. д. (числительными).
Такие наглядные задачи сначала даются на сложение, а потом и на вычитание.
Вначале следует добавлять и отнимать только по единице. Лишь после того как
ребенок научится складывать и отнимать по одному, взрослый начинает прибавлять
по два предмета, затем по три и т.д.
1. Продолжается работа в тех направлениях, которые указаны в шестом задании.
2. Ребенка учат различать на слух полные слова (указываем примерный словарь: дом – рыба – самолет; мяч – собака – юла и т.д.) Постепенно следует увеличивать количество слов для выбора; таким образом ребенок будет приобретать слуховой словарь.
Со временем нужно начинать увеличивать расстояние ото рта говорящего до уха ребенка. Это увеличение должно производиться постепенно: у ушной раковины, 3 см, 5 см, 7 см, 10 сми т. д. от ушной раковины. При этом взрослый не усиливает голос, так как ребенок должен привыкать воспринимать меньшую интенсивность звучания.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.