Санитарно-гигиенические навыки
Воспитанник школы-интерната должен уметь:
К 10 годам
1.Следить за чистотой тела, понимать необходимость соблюдения санитарно-гигиенических норм (мыть и вытирать руки, лицо, ноги, чистить зубы, подстригать ногти на руках и ногах).
2.Правильно пользоваться мочалкой, щеткой для волос.
3.Самотоятельно одеваться и выбирать одежду по сезону.
4.Аккуратно складывать свою одежду на полку шкафа, содержать в чистоте обувь.
5.Аккуратно заправлять кровать.
К 13 годам:
1.Самостоятельно принимать душ.
2.Стирать мелкие личные вещи.
3.Пользоваться щеткой для одежды, кремом и щеткой для обуви.
4.Самостоятельно менять постельное бельё.
5.Осуществлять мелкий ремонт одежды.
К 16 годам:
1.Применять доступные приёмы закаливания организма.
2.Пользоваться косметическими средствами (кремами, дезодорантами, лосьонами)
3.Стирать и гладить свою одежду.
4.Пользоваться приемами депиляции.
5.Владеть навыками интимной гигиены.
Для контроля санитарно-гигиенических навыков используется метод наблюдения, позволяющий сделать выводы о приобретенных санитарно-гигиенических навыках и умениях детей разных возрастных групп, наметить план дальнейшей индивидуальной работы с детьми.
Личностное развитие
Воспитанник школы-интерната должен уметь:
К 10 годам
1.Соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения.
2.Слушать собеседника не перебивая, задавать вопросы, пользоваться фразеологическими стереотипами.
3.Ориетироваться в понятиях «добро», «зло», «хорошо», «плохо».
4.Анализировать свои и чужие поступки.
К 13 годам
1.Понимать свой статус ученика
2.Ориентироваться в понятиях «товарищество», «дружба», «настроение».
3.понимать необходимость самообразования.
4.Правильно вести себя в общественных местах.
К 16 годам:
1.Понимать свой статус гражданина.
2.Ориентироваться в понятиях «долг», «ответственность», «свобода».
3.Правильно использовать способы выражения.
4.Владеть навыками адекватного социального поведения:
- выполнять правила общепринятых норм этикета;
- владеть основными формами речевого общения.
5.Ставить цель и находить пути ее решения .
При исследовании личностного развития воспитанников используются различные приёмы: наблюдение, анализ и решение ситуативных задач, анкетирование, письменный опрос. Именно многообразие приёмов позволяет составить целостное представление о воспитаннике как о развивающейся личности. Ситуативные задания дают возможность определить степень осознанности детьми своих и чужих поступков и действий, тестовые задачи – умение воспитанников анализировать и классифицировать эти поступки. Анкеты - опросники дополняют итоги наблюдений.
Межличностные отношения
Воспитанник школы-интерната должен уметь:
К 10 годам:
1.Играть в парах, группах.
2.Подчинять свои интересы интересам группы.
3.Владеть общепринятыми нормами общения со старшими, взрослыми, сверстниками.
4.Строить дружеские отношения
5.Обозначать и анализировать конфликтную ситуацию.
К 13 годам:
1.Находить контакт с окружающими.
2.Регулировать взаимоотношения с окружающими с помощью взрослого
3.Самостоятельно или с помощью взрослого находить пути выхода из конфликтной ситуации.
4.Самотоятельно организовывать совместную деятельность.
5.Осознавать смысл понятий «друг», «дружба».
К 16 годам :
1.Самостоятельно регулировать свои отношения с окружающими.
2.Избегать конфликтных ситуаций.
3.Выбирать стиль общения с окружающими в зависимости от ситуации (официальный, дружеский, партнерский, и т.д.)
4.Определять настроение партнера по общению
5.Строить интимно-личностные отношения.
Формирование навыков межличностных отношений является одним из трудных направлений в работе воспитателя. Процесс формирования межличностных отношений включает в себя, прежде всего коррекцию недостатков характера каждого ребенка в отдельности и коррекцию его поведения при взаимодействии с другими детьми. Наилучший результат исследования межличностных отношений имеет метод наблюдения в процессе игр детей и различных видов их контактов. Для целостного представления поведения о поведении детей при их общении можно использовать результаты исследования по опросным листам, анкетам, тематическим таблицам.
Профессиональная ориентация
К 16 годам воспитанник должен:
1.Понимать необходимость приобретения профессии.
2.Быть ориентированным в профессиях, доступной его статуса.
3.Знать основные производственные отношения.
Методика исследования уровня воспитанности детей
Санитарно-гигиенические навыки
Младшее звено
Лист наблюдения
Группа___________________________
Учебный год________________________________
№ |
Критерии для диагностики |
Навыки не сформиро-ванны (%) |
Навыки достаточно освоены.Их выполнение требует контроля(%) |
Навыки сформированы полностью и применяются по необходимости (%) |
Цикличность |
1 |
Чистит зубы |
|
|
|
Утром, вечером в течение недели |
2 |
Мыть, вытирать руки, лицо, ноги |
|
|
|
Утром, вечером в течение недели |
3 |
Подстригать ногти на руках и ногах |
|
|
|
Раз в неделю в течение месяца |
4 |
Пользоваться мочалкой, щеткой для волос |
|
|
|
Ежедневно в течение недели |
5 |
Аккуратно складывать одежду |
|
|
|
Ежедневно в течение недели |
6 |
Содержать в чистоте обувь |
|
|
|
Ежедневно в течение недели |
7 |
Аккуратно заправлять кровать |
|
|
|
Ежедневно в течение недели |
8 |
Самостоятельно одеваться |
|
|
|
В течение дня на протяжении недели |
9 |
Выбирать одежду по сезону и погоде |
|
|
|
В течение недели каждого сезона |
__________% детей данной возрастной группы имеют полностью сформированные санитарно-гигиенические навыки
Санитарно-гигиенические навыки
Среднее звено
Лист наблюдения
Группа___________________________
Учебный год________________________________
№ |
Критерии для диагностики |
Навыки не сформиро-ванны (%) |
Навыки достаточно освоены.Их выполнение требует контроля(%) |
Навыки сформированы полностью и применяются по необходимости (%) |
Цикличность |
1 |
Самостоятельно принимать душ |
|
|
|
Ежедневно в течение недели |
2 |
Стирать мелкие личные вещи |
|
|
|
Ежедневно в течение недели |
3 |
Пользоваться щеткой для одежды, кремом и щеткой для обуви |
|
|
|
Ежедневно в течение недели |
4 |
Самостоятельно менять постельное бельё |
|
|
|
Один раз в неделю в течение месяца |
5 |
Осуществлять мелкий ремонт одежды |
|
|
|
Ежедневно в течение недели |
__________% детей данной возрастной группы имеют полностью сформированные санитарно-гигиенические навыки
Санитарно-гигиенические навыки
Старшее звено
Лист наблюдения
Группа___________________________
Учебный год________________________________
№ |
Критерии для диагностики |
Навыки не сформиро-ванны (%) |
Навыки достаточно освоены.Их выполнение требует контроля(%) |
Навыки сформированы полностью и применяются по необходимости (%) |
Цикличность |
1 |
Применять доступные приемы закаливания |
|
|
|
Ежедневно в течение недели |
2 |
Пользоваться косметическими средствами |
|
|
|
Ежедневно в течение недели |
3 |
Стирать и гладить свою одежду |
|
|
|
Ежедневно в течение недели |
4 |
Пользоваться приёмами депиляции |
|
|
|
В течение месяца |
5 |
Владеть навыками интимной гигиены |
|
|
|
Ежедневно в течение недели |
__________% детей данной возрастной группы имеют полностью сформированные санитарно-гигиенические навыки
Личностное развитие
Младшее звено
Лист наблюдения
Группа______________________________________________
Учебный год _________________________________________
1.Соблюдать правила внутреннего распорядка школы.
№ |
Критерии диагностик |
Осознанное выполнение (%) |
С помощью взрослого (%) |
Цикличность |
1 |
Соблюдение режимных моментов |
|
|
Ежедневно в течение недели |
2 |
Выполнение распоряжений педагога, администратора |
|
|
В течение месяца |
3 |
Бережное отношение к школьному имуществу |
|
|
Разовый контроль |
4 |
Случаи нарушения дисциплины |
Не имелись |
Имелись |
Анализ дневников педагогического наблюдения |
____________% детей группы осознанно выполняют все правила внутреннего распорядка школы.
2.Слушать собеседника не перебивая, задавать вопросы, пользоваться фразеологическими стереотипами
№ |
Критерии для диагностики |
Умеет (%) |
Не умеет (%) |
Цикличность |
1 |
При разговоре со взрослыми |
|
|
Ежедневно в течение месяца |
2 |
В процессе общения со сверстниками |
|
|
Ежедневно в течение месяца |
3 |
На уроке, воспитательном часе, общешкольном мероприятии |
|
|
Ежедневно в течение месяца |
Опросный лист
№ |
Пример |
Правильно (%) |
Неправильно (%) |
1 |
Привет, Нина Ивановна! |
|
|
2 |
Привет, Вова! |
|
|
3 |
Здравствуйте, Иван Петрович! |
|
|
4 |
Отстать от меня! |
|
|
5 |
Заткнись, Нина, я тебя не спрашиваю. |
|
|
______________% детей данной группы владеют навыками диалогической речи
3.Ориентироваться в понятиях «добро», «зло», «хорошо», «плохо»
Ситуативные задания
Группа _________________________
Учебный год _________________________
Ситуация |
Оценка детей (%) |
|
Добро, хорошо |
Зло, плохо |
|
Врач сделал мне укол. Было очень больно. Врач сделал добро или зло? |
|
|
Ссора с одноклассниками |
|
|
Защитить слабого |
|
|
Заниматься спортом |
|
|
Быть дисциплинированным |
|
|
_______________% детей данной группы хорошо ориентируются в понятиях «добро», «хорошо», «зло», «плохо».
4.Анализировать свои и чужие поступки.
Ситуативные задания
№ |
Ситуация |
Делает анализ самостоятельно (%) |
Анализирует с помощью наводящих вопросов (%) |
1 |
Мой друг украл деньги. Я ничего ему не сказал |
|
|
2 |
Я извиняюсь только тогда, когда меня заставят |
|
|
3 |
Мои одноклассники употребляют нецензурные слова. Мне это не нравится, но я молчу |
|
|
______________% детей данной группы самостоятельно анализируют свои и чужие поступки.
Среднее звено
1.Понимать свой статус ученика
Опросный лист
Группа______________________________________________
Учебный год_________________________________________
№ |
Ученик школы-интерната должен (зачеркни то, что считаешь ненужным) |
Правильный ответ (%) |
1 |
Хорошо петь |
|
2 |
Выполнять все указания педагога |
|
3 |
Посещать все уроки |
|
4 |
Быть опрятным |
|
5 |
Учиться только на «5» |
|
6 |
Выполнять домашнее задание |
|
7 |
Не нарушать дисциплину |
|
8 |
Уметь слушать |
|
9 |
Быть весёлым |
|
10 |
Мыть посуду |
|
_____________% детей возрастной группы понимать свой статус ученика
2.Ориентироваться в понятиях «дружба», «настроение».
№ |
Чтобы иметь верного друга, нужно быть (подчеркнуть то, что считаешь правильным) |
Правильный ответ (%) |
1 |
Искренним |
|
2 |
Красивым |
|
3 |
Справедливым |
|
4 |
Богатым |
|
5 |
Физически сильным |
|
6 |
Отзывчивым |
|
7 |
Преданным |
|
№ |
Настроение бывает (зачеркни то, что считаешь нужным) |
Правильный ответ (%) |
1 |
Весёлым |
|
2 |
Красивым |
|
3 |
Грустным |
|
4 |
Радостным |
|
5 |
Плохим |
|
6 |
Изменчивым |
|
7 |
Тихим |
|
8 |
Громким |
|
9 |
Печальным |
|
__________________ % детей данной группы ориентируются в понятиях «дружба», «настроение»
3.Понимать необходимость самообразования
Опросный лист
Группа______________________
Учебный год___________________________________________
№ |
Чтобы быть образованным интересным человеком, нужно (подчеркни то, что считаешь правильным) |
Правильно ответ (%) |
1 |
Много читать |
|
2 |
Часто лежать на диване |
|
3 |
Бегать на длинные дистанции |
|
4 |
Закончить школу |
|
5 |
Смотреть познавательные передачи |
|
6 |
|
|
7 |
|
|
8 |
|
|
9 |
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.