Диагностический материал для логопедического обследования детей

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 22.01.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Диагностический материал для логопедического обследования детей
Иконка файла материала DM_podg_gr.pptx

к речевой карте ребёнка старшего дошкольного возраста

Диагностический материал для логопедического обследования

второй год обучения

Общее
развитие
ребёнка

Геометрические формы. Цвет.

Основные цвета

Оттеночные цвета

Классификация предметов

Выделение четвёртого лишнего

Ориентация
во времени и пространстве

Какое время суток?

утро

день

вечер

ночь

Дни недели

Назови дни недели по порядку.

Рассмотри рисунки. Скажи, кто (или что) находится спереди (впереди), сзади, посередине, справа и слева.

впереди

сзади

посередине

справа и слева

Рассмотри рисунки. Скажи, кто (или что) находится дальше, ближе, выше, ниже.

Обследование связной
речи

Примерный план:

Когда дети пришли в лес?
Как они одеты?
Что у них в руках?
Что (кого) они видели в лесу?
Что они принесут из леса домой?

Подумай, как будет выглядеть тот же лес зимой.
Как будут одеты дети? Во что они будут обуты?

Составление рассказа по картине

Хитрый ёжик

Попросите ребёнка мысленно подобрать рисунки по порядку и придумать рассказ.

Составление рассказа по серии картин

Мы – ваши друзья!

Пересказ

Пришла зима. Многие птицы улетели на юг. А мы – воробьи, синицы – остались с вами в городе.
Голодно нам, а еда под снегом. Не удивляйтесь, что мы ещё с осени начинаем носами в окна стучать. Мы напоминаем вам: вы слушали весной наши песни; осенью ели груши, яблоки. Это мы сады охраняли. Теперь ваш черёд. Помогите нам!

Прочитайте и обсудите с ребёнком текст. Попросите его пересказать.

Состояние словаря

Предметный словарь

«Назови части тела человека»

«Назови (покажи) части машин»

Части машины: кабина, руль, фары, люк, колесо, кузов, прицеп .

художник

парикмахер

строитель

дворник

Поговорите с ребёнком о каждой профессии.

учительница

Назови каждый предмет. Назови все предметы одним словом.

Назови каждую картинку. Как их можно назвать одним словом?

Назови картинки. Как называют детёнышей этих животных?

Словарь признаков

Подбор прилагательных к существительным

Лимон, какой?
(жёлтый, овальный, кислый, твёрдый)

Лиса, какая?
(рыжая, хитрая, ловкая, хищная)

Кресло, какое?
(новое, мягкое, красное,
удобное, вместительное)

Шуба, какая?
(меховая, тёплая, новая,
коричневая, пушистая)

Кастрюля из металла

Варенье из слив

Шарик из резины

Тетрадь из бумаги

Сок из винограда

Чьё это гнездо? (воронье)

Чья это лапа? (медвежья)

Чьи это уши? (заячьи)

Чьи это рога? (лосиные)

Глагольный словарь

«Что делают?»

кудахчет

мычит

ржёт

квакает

рычит

блеет

Глаголы с разными приставками
(под, с, пере, при, у, обо, во)

подпрыгнула

прыгает

спрыгнула

пришёл

ушёл

обошёл

вошёл

перепрыгнул

Произношение слов сложного слогового состава

«Назови слова по картинкам»

аквариум

сковорода

мотоциклист

фотоаппарат

Обследование грамматического строя речи

яйцо - яйца

платье - платья

ухо - уши

окно – окна

воробей - воробьи

дерево - деревья

Образование множественного числа существительных
«Один - много»

корабль - кораблик

лист - листочек

дом - домик

шар - шарик

гриб - грибок

сапог - сапожок

Образование уменьшительно-ласкательной формы
«Назови ласково»

Падежные конструкции
Родительный падеж единственного и множественного числа существительных

Чего много? (кресел)

Чего много? (гнёзд)

Чего много в коробке? (карандашей)

Чего в доме много? (окон)

Падежные конструкции
Дательный падеж единственного и множественного числа существительных

К чему девочка пришивает пуговицу?
(к кофте)

К кому бежит собака?
(к мальчику)

Кому кошка мешает вязать? (бабушке)

Кому трудно нести чемодан? (мальчику)

Кому нельзя есть конфеты?
(девочке)

Кому мальчик наливает молоко? (кошке)

Падежные конструкции
Винительный падеж единственного и множественного числа существительных

Кого увидела собачка? (белку)

Кого (что) рисуют ребята?
(ёжика, домик)

Что несёт мальчик? (грибы, корзины)

Падежные конструкции
Творительный падеж единственного и множественного числа существительных

С чем бутерброды?
(с сыром,
с колбасой)

Чем мама режет капусту?
(ножом)

Чем папа рубит дрова?
(топором)

С кем гуляет девочка ?
(с собачкой)

С чем мальчик вышел гулять?
(с самокатом)

Кем хочет быть девочка? (балериной)

Падежные конструкции
Предложный падеж единственного и множественного числа существительных

На чём катается мальчик?
(на самокате)

На ком красивое платье?
(на девочке)

О ком говорит мама?
(о собачке)
О чём говорит мальчик?
- (Где моя тетрадь?) (на полу)
- (Где мой шарф?) (на полу)

Согласование существительных с числительными
«Сосчитай правильно» (1 – 5)

одна матрёшка

два цыплёнка

один цыплёнок

одно ведро

две матрёшки

пять матрёшек

пять цыплят

пять вёдер

два ведра

Звукопроизношение

Свистящие звуки звук [С] в начале слова

Инструкция : «Назови картинки»

звук [С] в середине слова

Инструкция : «Назови картинки»

звук [С] в конце слова

Инструкция : «Назови картинки»

Свистящие звуки звук [з] в начале слова

Инструкция : «Назови картинки»

звук [з] в середине слова

Инструкция : «Назови картинки»

Свистящие звуки звук [ц] в начале слова

Инструкция : «Назови картинки»

звук [ц] в середине слова

Инструкция : «Назови картинки»

звук [ц] в конце слова

Инструкция : «Назови картинки»

шипящие звуки звук [ш] в начале слова

Инструкция : «Назови картинки»

шипящие звуки звук [ш] в середине слова

Инструкция : «Назови картинки»

шипящие звуки звук [ш] в конце слова

Инструкция : «Назови картинки»

шипящие звуки звук [ж] в начале слова

Инструкция : «Назови картинки»

шипящие звуки звук [ж] в середине слова

Инструкция : «Назови картинки»

Аффрикаты звук [ч] в начале слова

Инструкция : «Назови картинки»

Аффрикаты звук [ч] в середине слова

Инструкция : «Назови картинки»

Аффрикаты звук [ч] в конце слова

Инструкция : «Назови картинки»

Аффрикаты звук [щ] в начале слова

Инструкция : «Назови картинки»

Аффрикаты звук [щ] в середине слова

Инструкция : «Назови картинки»

Аффрикаты звук [щ] в конце слова

Инструкция : «Назови картинки»

Сонорные звуки звук [р] в начале слова

Инструкция : «Назови картинки»

Сонорные звуки звук [р] в середине слова

Инструкция : «Назови картинки»

Сонорные звуки звук [р] в конце слова

Инструкция : «Назови картинки»

Сонорные звуки звук [р´] в начале слова

Инструкция : «Назови картинки»

Сонорные звуки звук [р´] в середине слова

Инструкция : «Назови картинки»

Сонорные звуки звук [р´] в конце слова

Инструкция : «Назови картинки»

Сонорные звуки звук [л] в начале слова

Инструкция : «Назови картинки»

Сонорные звуки звук [л] в середине слова

Инструкция : «Назови картинки»

Сонорные звуки звук [л] в конце слова

Инструкция : «Назови картинки»

Сонорные звуки звук [л´] в начале слова

Инструкция : «Назови картинки»

Сонорные звуки звук [л´] в середине слова

Инструкция : «Назови картинки»

Сонорные звуки звук [л´] в конце слова

Инструкция : «Назови картинки»

йотированные звуки

Инструкция : «Назови картинки»

Определение уровня развития у детей правильного произношения свистящих звуков
в предложении

Инструкция : Придумай предложение по картинке.

Саня катает Соню на санках.

Сима пасёт гусей.

Определение уровня развития у детей правильного произношения свистящих звуков
в предложении

«Цып – цып – цып!» - зовёт Соня цыплят.

Инструкция : Придумай предложение по картинке.

Определение уровня развития у детей правильного произношения свистящих звуков
в предложении

Зоя стоит возле стола.
На столе ваза с незабудками. Пустая ваза стоит под столом.

Змеи ползут по земле.

Инструкция : Придумай предложение по картинке.

Определение уровня развития у детей правильного произношения шипящих звуков
в предложении

Кошка бежит за мышкой.

Ежи жуют ежевику.

Инструкция : Придумай предложение по картинке.

Определение уровня развития у детей правильного произношения аффрикат
в предложении

Щенки щиплют щётку.

Зайчиха с зайчатами
пьют чай с печеньем.

Инструкция : Придумай предложение по картинке.

Определение уровня развития у детей правильного произношения сонорных звуков
в предложении

Клоун уронил балалайку на пол.

Олень с оленёнком гуляют на лесной поляне.

Инструкция : Придумай предложение по картинке.

Определение уровня развития у детей правильного произношения сонорных звуков
в предложении

Инструкция : Придумай предложение по картинке.

Буратино красным карандашом пишет в тетради букву «Р».

Под берёзой выросли грибы.

Авторы данного компьютеризированного диагностического материала:

Насырова Е.А. , учитель-логопед МАДОУ «ЦРР – д/с № 88»
Орлова О.Л. , учитель-логопед МАДОУ «Д/с № 41» - КВ


При составлении данного диагностического комплекта авторы частично использовали материалы иллюстрированной методики Т.Н. Волковской, картинный материал «Экспресс –обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста» Коноваленко В.В. и Коноваленко С.В., а также иллюстрации с картинных поисковиков компьютерных сайтов.
Данный комплект – мобильная структура, в которую можно вносить изменения в виде картинного и речевого материала для проверки речевых навыков детей.