к речевой карте ребёнка старшего дошкольного возраста
Диагностический материал для логопедического обследования
второй год обучения
Рассмотри рисунки. Скажи, кто (или что) находится спереди (впереди), сзади, посередине, справа и слева.
впереди
сзади
посередине
справа и слева
Примерный план:
Подумай, как будет выглядеть тот же лес зимой.
Как будут одеты дети? Во что они будут обуты?
Составление рассказа по картине
Хитрый ёжик
Попросите ребёнка мысленно подобрать рисунки по порядку и придумать рассказ.
Составление рассказа по серии картин
Мы – ваши друзья!
Пересказ
Пришла зима. Многие птицы улетели на юг. А мы – воробьи, синицы – остались с вами в городе.
Голодно нам, а еда под снегом. Не удивляйтесь, что мы ещё с осени начинаем носами в окна стучать. Мы напоминаем вам: вы слушали весной наши песни; осенью ели груши, яблоки. Это мы сады охраняли. Теперь ваш черёд. Помогите нам!
Прочитайте и обсудите с ребёнком текст. Попросите его пересказать.
Назови каждую картинку. Как их можно назвать одним словом?
Назови картинки. Как называют детёнышей этих животных?
Словарь признаков
Подбор прилагательных к существительным
Лимон, какой?
(жёлтый, овальный, кислый, твёрдый)
Лиса, какая?
(рыжая, хитрая, ловкая, хищная)
Кресло, какое?
(новое, мягкое, красное,
удобное, вместительное)
Шуба, какая?
(меховая, тёплая, новая,
коричневая, пушистая)
Глаголы с разными приставками
(под, с, пере, при, у, обо, во)
подпрыгнула
прыгает
спрыгнула
пришёл
ушёл
обошёл
вошёл
перепрыгнул
яйцо - яйца
платье - платья
ухо - уши
окно – окна
воробей - воробьи
дерево - деревья
Образование множественного числа существительных
«Один - много»
корабль - кораблик
лист - листочек
дом - домик
шар - шарик
гриб - грибок
сапог - сапожок
Образование уменьшительно-ласкательной формы
«Назови ласково»
Падежные конструкции
Родительный падеж единственного и множественного числа существительных
Чего много? (кресел)
Чего много? (гнёзд)
Чего много в коробке? (карандашей)
Чего в доме много? (окон)
Падежные конструкции
Дательный падеж единственного и множественного числа существительных
К чему девочка пришивает пуговицу?
(к кофте)
К кому бежит собака?
(к мальчику)
Кому кошка мешает вязать? (бабушке)
Кому трудно нести чемодан? (мальчику)
Кому нельзя есть конфеты?
(девочке)
Кому мальчик наливает молоко? (кошке)
Падежные конструкции
Винительный падеж единственного и множественного числа существительных
Кого увидела собачка? (белку)
Кого (что) рисуют ребята?
(ёжика, домик)
Что несёт мальчик? (грибы, корзины)
Падежные конструкции
Творительный падеж единственного и множественного числа существительных
С чем бутерброды?
(с сыром,
с колбасой)
Чем мама режет капусту?
(ножом)
Чем папа рубит дрова?
(топором)
С кем гуляет девочка ?
(с собачкой)
С чем мальчик вышел гулять?
(с самокатом)
Кем хочет быть девочка? (балериной)
Падежные конструкции
Предложный падеж единственного и множественного числа существительных
На чём катается мальчик?
(на самокате)
На ком красивое платье?
(на девочке)
О ком говорит мама?
(о собачке)
О чём говорит мальчик?
- (Где моя тетрадь?) (на полу)
- (Где мой шарф?) (на полу)
Согласование существительных с числительными
«Сосчитай правильно» (1 – 5)
одна матрёшка
два цыплёнка
один цыплёнок
одно ведро
две матрёшки
пять матрёшек
пять цыплят
пять вёдер
два ведра
Определение уровня развития у детей правильного произношения свистящих звуков
в предложении
Инструкция : Придумай предложение по картинке.
Саня катает Соню на санках.
Сима пасёт гусей.
Определение уровня развития у детей правильного произношения свистящих звуков
в предложении
«Цып – цып – цып!» - зовёт Соня цыплят.
Инструкция : Придумай предложение по картинке.
Определение уровня развития у детей правильного произношения свистящих звуков
в предложении
Зоя стоит возле стола.
На столе ваза с незабудками. Пустая ваза стоит под столом.
Змеи ползут по земле.
Инструкция : Придумай предложение по картинке.
Определение уровня развития у детей правильного произношения шипящих звуков
в предложении
Кошка бежит за мышкой.
Ежи жуют ежевику.
Инструкция : Придумай предложение по картинке.
Определение уровня развития у детей правильного произношения аффрикат
в предложении
Щенки щиплют щётку.
Зайчиха с зайчатами
пьют чай с печеньем.
Инструкция : Придумай предложение по картинке.
Определение уровня развития у детей правильного произношения сонорных звуков
в предложении
Клоун уронил балалайку на пол.
Олень с оленёнком гуляют на лесной поляне.
Инструкция : Придумай предложение по картинке.
Определение уровня развития у детей правильного произношения сонорных звуков
в предложении
Инструкция : Придумай предложение по картинке.
Буратино красным карандашом пишет в тетради букву «Р».
Под берёзой выросли грибы.
Авторы данного компьютеризированного диагностического материала:
Насырова Е.А. , учитель-логопед МАДОУ «ЦРР – д/с № 88»
Орлова О.Л. , учитель-логопед МАДОУ «Д/с № 41» - КВ
При составлении данного диагностического комплекта авторы частично использовали материалы иллюстрированной методики Т.Н. Волковской, картинный материал «Экспресс –обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста» Коноваленко В.В. и Коноваленко С.В., а также иллюстрации с картинных поисковиков компьютерных сайтов.
Данный комплект – мобильная структура, в которую можно вносить изменения в виде картинного и речевого материала для проверки речевых навыков детей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.