Учимся быть внимательными
Будущему школьнику очень важно обладать достаточно развитым вниманием. Говоря научным языком, внимание — это проявление избирательной направленности сознания. То есть ребёнок видит или слышит что-то и на какое-то время сосредоточивается на данном предмете, явлении. От уровня развития внимания зависит усвоение материала школьной программы.
Внимание дошкольника непроизвольно, контролировать себя маленькие дети ещё не умеют, очень легко отвлекаются, с трудом сосредоточиваются, не могут удерживать внимания более или менее длительно. Поэтому занятия с дошкольниками опираются больше всего на игровую деятельность, на игру.
Произвольное внимание развивается не сразу. С дошкольного возраста приучайте ребенка выполнять порученное задание, доводить начатое до конца, добиваться результата. Развивая чувство ответственности, мы развиваем и произвольное внимание, причём задание необязательно может быть увлекательным, но всё равно его нужно выполнить!
Внимание — это не что-то абстрактное и расплывчатое. Нанимаясь с ребёнком, вы будете развивать различные характеристики внимания, такие, как объём, устойчивость, концентрация, переключение, распределение.
"Кольца"
Используется для проверки устойчивости, распределения и переключения внимания.
Покажите ребёнку таблицу, на которой изображены кольца с разрывом в разных местах. Размер колец примерно соответствует строчным буквам в букваре. Попросите ребёнка как можно быстрее находить и зачёркивать кольца с разрывом в определённом месте (с какой-то определённой стороны, сверху или снизу). Время — 3-4 минуты.
симости от того, какое именно задание выполняет ребёнок, насколько это задание доступно и понятно, интересно ли оно. Имеет значение и то, как у ребёнка развиты волевые качества — может ли ребёнок удерживать внимание на том, что его не интересует непосредственно, — это трудная задача, требующая определённого волевого усилия.
Распределение внимания означает возможность для ребёнка концентрироваться не на одном, а на нескольких объектах. Если это доступно, ребёнок получает возможность выполнять сразу несколько действий, контролировать несколько процессов.
Переключение внимания — это возможность осознанного, осмысленного переноса внимания с одного объекта на другой. Если ребёнок хорошо переключается — значит, он может достаточно быстро реагировать на изменение ситуации, переходить от одного действия к другому, ориентироваться в происходящем. Что такое быть рассеянным? Это значит не уметь достаточно быстро переключать внимание.
Вовсе не обязательно, что у ребёнка одинаково замечательно будут развиты все характеристики и качества внимания, но вам вполне подвластен процесс его развития. Тренируйте ребёнка, занимайтесь с ним, подбирая соответствующие упражнения.
Как проверить, насколько у ребёнка развиты характеристики внимания? Предлагаем вам несколько простых и удобных тестов
"Дорожки"
Этот тест поможет вам оценить устойчивость внимания ребёнка. У начала каждой «дорожки» есть номер, есть он и у конца дорожки. Но эти номера не совпадают. Ребёнку нужно внимательно проследить направление каждой «дорожки» от её начала до конца, причём использовать при этом ручку, карандаш и даже палец запрещается. Попросите ребёнка назвать номер «дорожки» с левой стороны, а потом — с правой. Важно заметить время выполнения задания, неправильные ответы, путаницу. Ребёнку 6-7 лет потребуется 1-2 минуты на то, чтобы справиться с заданием практически без ошибок.
"Цифровая таблица"
С помощью этого теста вы можете определить объём, скорость распределения и переключения внимания. Если ребёнок умеет считать, предложите ему таблицу, состоящую из цифр от 1 до 25, порядок расположения цифр произвольный. Задание будет следующим. Нужно быстро находить, показывать и называть цифры от 1 до 25.
На выполнение этого задания ребёнок должен затратить не более 2 минут, почти не сделав ошибок.
" Поставь заплатку"
Ребёнку предлагается рассмотреть три прямоугольные формы, изображающие ткани с различными узорами. Пустые места на них означают дырки, на которые нужно поставить заплатки. Ребёнок должен нарисовать недостающие части так, чтобы узор совпал.
"Дорисуй, чего не хватает"
Покажите ребёнку недорисованные картинки и предложите назвать и дорисовать то, что недоделано.
"Найди различия
Ребёнок сравнивает пары картинок и объясняет, в чём различия.
"Три дерева"
Покажите ребёнку рисунок с тремя деревьями. Предложите нарисовать на ветках листья трёх типов: длинные, круглые, с неровными краями. Рисовать в такой последовательности: по три листа на каждое дерево, затем переходить к следующему и так, пока не истечёт 5 минут.
Отметьте ошибки. Регулярно повторяя задание, обращайте внимание, снижается ли количество ошибок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.