ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
ГРАФИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «КАКТУС» Панфилова М.А.
Графические методики применяются в комплексе с классическими тестами и основными методами психологии (наблюдение, эксперимент и др.). Комплексное применение позволяет заинтересовать испытуемого и настроить его на совместную работу (мо-тивационная помощь), получить более общую характеристику личности и отметить возможные проблемы (ориентированная помощь), подтвердить данные других тестов (уточняющая помощь).
При интерпретации рисунков обязательно учитывается изобразительный опыт «художника». Наличие или отсутствие изобразительных навыков, использование стереотипов, шаблонов, возрастные особенности — все это существенно влияет на диагностический портрет личности.
Графическая методика «Кактус» предназначена для работы с детьми старше трех лет. Благодаря этой методике можно увидеть состояние эмоциональной сферы малыша (и взрослого), отметить наличие агрессивности, ее направление, интенсивность и т.п.
Использование игры как терапевтического средства
При проведении диагностики испытуемому выдаются лист белой бумаги стандартного размера А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием карандашей восьми «лю-шеровских» цветов, в этом случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.
Инструкция. «На листе белой бумаги нарисуй кактус — такой, какой ты себе представляешь».
Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша. Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для данной методики: характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и пр.), характеристика иголок (размер, расположение, количество).
В рисунке могут проявиться следующие качества испытуемых:
Агрессия — наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки показывают высокую степень агрессивности.
Импульсивность — отрывистость линий, сильный нажим.
Эгоцентризм, стремление к лидерству — крупный рисунок, центр листа.
Неуверенность в себе, зависимость — маленький рисунок, расположение внизу листа.
Демонстративность, открытость — наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
Скрытность, осторожность — расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
Оптимизм — использование ярких цветов, «радостные»
кактусы.
Тревога — использование темных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.
Женственность — наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.
Игротерапия общения
Экстравертированность — наличие на рисунке других кактусов или цветов.
Интровертированность — на рисунке изображен один кактус.
Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности — наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.
Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества — дикорастущие, «пустынные» кактусы.
Ниже приводятся примеры того, какие образы кактусов существуют в детском воображении.
Рисунок 1 (мальчик
7 лет). Агрессивно-тревожный кактус. Наличие агрессии, импульсивности, тревоги,
интроверсии, стремлений к лидерству и
домашней защите.
|
|
Рис2(мальчик 8 лет). Агрессив
но-одинокий
кактус. Нали
чие агрессив
ности, демон
стративное- Рис. 1
ти, интровер
сии, чувства одиночества; отсут
ствие стремления к домашней за
щите.
Рис. 3 |
Рисунок 3 (мальчик 7 лет). Агрессивно-испуганный кактус. Наличие агрессивности, импульсивности, неуверенности в себе, зависимости, скрытности, осторожности, тревожности, интроверсии, стремления к домашней защите
Рисунок 4 (девочка
8 лет). Добрый экстравертированный кактус. Наличие женственности,
экстраверсии, стремления к домашней защите, чувства семейной
общности; отсутствие
агрессии.
|
рис |
Рисунок 5 (мальчик 7 лет). Агрес-сивно-экст-равертиро-ванный кактус. Наличие агрессивности, демонстративно-сти, открытости, оптимизма, экстраверсии, стремлений к лидерству и к домашней защите.
|
рис5
Рисунок 6 (девочка 9 лет). Добрый интровер-
тированный
кактус. Наличие чувства семейной общности, стремления к домашней защите, женственности, интроверсии; отсутствие агрессии.
После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:
ри |
1. Этот кактус домашний или дикий?
2.
Этот кактус сильно колется? Его
можно потрогать?
3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают,
удобряют?
4.
Кактус растет один или с каким-то растением по-сосед-
ству? Если растет с соседом, то что это за растение?
5.
Когда
кактус подрастет, то как он изменится (иголки,
объем, отростки)?
Еще раз хочется обратить внимание на осторожность в выводах после обработки данного теста. Ведь кроме учета изобразительных навыков, детских стереотипов, возрастных особенностей, на образ рисунка может повлиять ситуация, например, наличие дома кактуса определенной формы, недавно прочитанная книга о кактусах пустыни и прочее. Не забывайте, что этот тест, как и другие графические методики, эффективен только в комплексе с основными, классическими методами.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.