Диагностика эмоциональных процессов "Кактус"

  • doc
  • 24.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Кактус.doc

ДИАГНОСТИКА  ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ  ПРОЦЕССОВ

 

ГРАФИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «КАКТУС»  Панфилова М.А.

 

Графические методики применяются в комплексе с класси­ческими тестами и основными методами психологии (наблюдение, эксперимент и др.). Комплексное применение позволяет заинте­ресовать испытуемого и настроить его на совместную работу (мо-тивационная помощь), получить более общую характеристику лич­ности и отметить возможные проблемы (ориентированная по­мощь), подтвердить данные других тестов (уточняющая помощь).

При интерпретации рисунков обязательно учитывается изобразительный опыт «художника». Наличие или отсутствие изобразительных навыков, использование стереотипов, шабло­нов, возрастные особенности — все это существенно влияет на диагностический портрет личности.

Графическая методика «Кактус» предназначена для рабо­ты с детьми старше трех лет. Благодаря этой методике можно увидеть состояние эмоциональной сферы малыша (и взрослого), отметить наличие агрессивности, ее направление, интенсив­ность и т.п.

 

Использование игры как терапевтического средства      

При проведении диагностики испытуемому выдаются лист белой бумаги стандартного размера А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием карандашей восьми «лю-шеровских» цветов, в этом случае при интерпретации учитыва­ются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция. «На листе белой бумаги нарисуй кактус — та­кой, какой ты себе представляешь».

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

При обработке результатов принимаются во внимание дан­ные, свойственные всем графическим методам: пространствен­ное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша. Кроме того, учитываются показатели, спе­цифические именно для данной методики: характеристика «об­раза кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально про­рисованный и пр.), характеристика иголок (размер, расположе­ние, количество).

В рисунке могут проявиться следующие качества испытуе­мых:

Агрессия — наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки показывают высо­кую степень агрессивности.

Импульсивность — отрывистость линий, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству — крупный рисунок, центр листа.

Неуверенность в себе, зависимость — маленький рисунок, расположение внизу листа.

Демонстративность, открытость — наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность — расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм — использование ярких цветов, «радостные»

кактусы.

Тревога — использование темных цветов (вариант с цвет­ными карандашами), преобладание внутренней штриховки пре­рывистыми линиями.

Женственность — наличие украшений, цветов, мягких ли­ний и форм.

Игротерапия общения

Экстравертированность — наличие на рисунке других как­тусов или цветов.

Интровертированность — на рисунке изображен один как­тус.

Стремление к домашней защите, наличие чувства семей­ной общности — наличие цветочного горшка на рисунке, изоб­ражение комнатного растения.

Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чув­ства одиночества — дикорастущие, «пустынные» кактусы.

Ниже приводятся примеры того, какие образы кактусов су­ществуют в детском воображении.

 

Рисунок 1 (мальчик 7 лет). Агрессив­но-тревожный кактус. Наличие агрессии, импульсивности, тревоги, интроверсии, стремлений к лидерству и домашней защи­те.

 

 

 

 

Рис2(мальчик 8 лет). Агрессив­
но-одинокий
кактус. Нали­
чие агрессив­
ности, демон­
стративное-            Рис. 1
ти, интровер­
сии, чувства одиночества; отсут­
ствие стремления к домашней за­
щите.

Рис. 3


Рисунок 3 (мальчик 7 лет). Агрессив­но-испуганный кактус. Наличие агрес­сивности, импульсивности, неуверенно­сти в себе, зависимости, скрытности, ос­торожности, тревожности, интроверсии, стремления к домашней защите

Рисунок 4 (девочка 8 лет). Добрый экстравертированный кактус. Наличие женственности, экстраверсии, стремле­ния к домашней защите, чувства семей­ной общности; отсутствие агрессии.

 рис

 

 

Рисунок 5 (мальчик 7 лет). Агрес-сивно-экст-равертиро-ванный как­тус.   Нали­чие агрессивности, демонстративно-сти, открытости, оптимизма, экстра­версии, стремлений к лидерству и к домашней защите.

рис5

 

 

 

Рисунок 6 (девочка 9 лет). Доб­рый интровер-

                          тированный

кактус. Нали­чие чувства семейной общности, стремле­ния к домашней защите, женственности, интроверсии; отсутствие агрессии.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопро­сы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:

 ри

1.     Этот кактус домашний или дикий?

2.  Этот кактус сильно колется? Его
можно потрогать?

3.    Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают,

удобряют?

4.    Кактус растет один или с каким-то растением по-сосед-
ству? Если растет с соседом, то что это за растение?

5.    Когда кактус подрастет, то как он изменится (иголки,
объем, отростки)?

Еще раз хочется обратить внимание на осторожность в вы­водах после обработки данного теста. Ведь кроме учета изобра­зительных навыков, детских стереотипов, возрастных особен­ностей, на образ рисунка может повлиять ситуация, например, наличие дома кактуса определенной формы, недавно прочитан­ная книга о кактусах пустыни и прочее. Не забывайте, что этот тест, как и другие графические методики, эффективен только в комплексе с основными, классическими методами.