Диагностика Конфликтности2

  • docx
  • 19.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1.risunochnyy_test_kaktus.docx

Графическая методика “Кактус” (М.А.Панфилова)

Цель: Методика предназначена для  исследования эмоционально-личностной сферы детей и подростков.

           При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А 4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Обработка данных:

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

• пространственное положение

• размер рисунка

• характеристики линий

• сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

•характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.)

• характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)

•характеристика иголок (размер, расположение, количество)

Интерпретация результатов: по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка :

 • Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

• Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.

• Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.

• Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.

• Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

• Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

• Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

• Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами

• Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

• Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

• Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.

• Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

• Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

 После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

1. Этот кактус домашний или дикий?

2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?

3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?

5. Какие у кактуса есть ссоседи?

6. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Протокол проведения и анализ теста «Кактус»

 

Ф.И. ребёнка__________________________________________, возраст_____________, группа_________ дата провед.___________________

Цель исследования: исследование эмоционально-личностной сферы ребёнка.

 

 

Краткая  обработка графической информации.

Вывод

1

пространственное положение, размер рисунка

рисунок в центре

нормальный уровень самооценки, отсутствие неудовлетворенности своим положением и каких-либо особенных притязаний

крупный рисунок ( чем крупнее -  тем более выражено)

эгоцентризм, стремление к лидерству,  настаивание на своем мнении как единственно верном

маленький рисунок, расположенный внизу листа (чем ниже – тем менее выражено)

неуверенность в себе, зависимость

рисунок расположен вверху (чем сильнее - тем более выражено)

высокий уровень самооценки

сдвиг влево (чем сильнее - тем более выражено)

интровертированность

сдвиг вправо (чем сильнее - тем более выражено)

экстровертированность

2

характеристики линий и силы нажима на карандаш

сильный нажим на карандаш, прерывистость линий, использование внутренней штриховки (чем больше – тем сильнее выражено)

склонность к импульсивности, тревожности, подавленности настроения

форма кактуса простая

нет ярко выраженных отклонений в ту или иную сторону

форма кактуса замысловатая, причудливая и витиеватая (чем больше – тем сильнее выражено)

Демонстративность и наигранность характера

расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса

скрытность, осторожность, замкнутость, малообщительность, уклончивость, предосторожность

  использование темных цветов в варианте с цветными карандашами

тревожность

изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами

оптимизм

наличие мягких линий и форм

женственность, мягкость

тонкие линии, определенная «легкость» нажима, свободность линий в рисунке, присутствие элементов, придающих кактусу привлекательность

покладистый, мягкий характер личности, чувство юмора, положительный  настрой, открытость

3

характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.)    

изображение дикорастущего, пустынного, нокультуреного  кактуса

отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества осознанно выбранное или вынужденное

наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

стремление к домашней защите, домашнему уюту, чувство семейной общности

кактус «растет» на рисунке «из ниоткуда», то есть отсутствует даже малейшая основа

в реальности нет опоры в виде домашнего уюта,  имеет проблемы с близкими людьми и подсознательно чувствует неприятие, отторжение, нехватку домашней защищенности.

наличие на рисунке других кактусов или цветов

экстравертированность

 

на рисунке изображен только один кактус

интровертированность

4

характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)

отрывистые линии, сильный нажим.

импульсивность

наличие  украшений, цветов

женственность, мягкость

наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

демонстративность, открытость

5

характеристика иголок (размер, расположение, количество)

наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу (чем сильнее и больше - тем более выражено)

высокая степень агрессивности, враждебности

  Умеренное количество и длина иголок
 

определенного рода защита от окружающей среды, необходимая для сохранения целостности личности

6

Наличие «деток» на кактусе

«детки» на кактусе  (чаще всего «детки» встречаются на «одомашненных» кактусах)

внутрисемейные отношения эмоционально благоприятные, стремление к созданию семьи

7

отношение к заданию

интерес к заданию, воодушевление, отдельные радостные реплики ребёнка

благоприятное психоэмоциональное состояние ребёнка на момент обследования

наличие мягких линий и форм, украшений, цветов

женственность, мягкость

8

Присутствие дополнительных элементов

надписи, подписи под рисунками, пояснения, а также другие животные, растения и т.д. 

 

 

 

 

 

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 


 

Посмотрите также