Графическая методика “Кактус” (М.А.Панфилова)
Цель: Методика предназначена для исследования эмоционально-личностной сферы детей и подростков.
При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А 4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.
Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
Обработка данных:
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:
• пространственное положение
• размер рисунка
• характеристики линий
• сила нажима на карандаш
Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:
•характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.)
• характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)
•характеристика иголок (размер, расположение, количество)
Интерпретация результатов: по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка :
• Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
• Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.
• Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.
• Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.
• Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
• Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
• Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.
• Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами
• Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.
• Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.
• Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.
• Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.
• Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.
После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Этот кактус домашний или дикий?
2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
5. Какие у кактуса есть ссоседи?
6. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?
Протокол проведения и анализ теста «Кактус»
Ф.И. ребёнка__________________________________________, возраст_____________, группа_________ дата провед.___________________
Цель исследования: исследование эмоционально-личностной сферы ребёнка.
|
Краткая обработка графической информации. |
Вывод |
1 |
пространственное положение, размер рисунка |
|
рисунок в центре |
нормальный уровень самооценки, отсутствие неудовлетворенности своим положением и каких-либо особенных притязаний |
|
крупный рисунок ( чем крупнее - тем более выражено) |
эгоцентризм, стремление к лидерству, настаивание на своем мнении как единственно верном |
|
маленький рисунок, расположенный внизу листа (чем ниже – тем менее выражено) |
неуверенность в себе, зависимость |
|
рисунок расположен вверху (чем сильнее - тем более выражено) |
высокий уровень самооценки |
|
сдвиг влево (чем сильнее - тем более выражено) |
интровертированность |
|
сдвиг вправо (чем сильнее - тем более выражено) |
экстровертированность |
|
2 |
характеристики линий и силы нажима на карандаш |
|
сильный нажим на карандаш, прерывистость линий, использование внутренней штриховки (чем больше – тем сильнее выражено) |
склонность к импульсивности, тревожности, подавленности настроения |
|
форма кактуса простая |
нет ярко выраженных отклонений в ту или иную сторону |
|
форма кактуса замысловатая, причудливая и витиеватая (чем больше – тем сильнее выражено) |
Демонстративность и наигранность характера |
|
расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса |
скрытность, осторожность, замкнутость, малообщительность, уклончивость, предосторожность |
|
использование темных цветов в варианте с цветными карандашами |
тревожность |
|
изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами |
оптимизм |
|
наличие мягких линий и форм |
женственность, мягкость |
|
тонкие линии, определенная «легкость» нажима, свободность линий в рисунке, присутствие элементов, придающих кактусу привлекательность |
покладистый, мягкий характер личности, чувство юмора, положительный настрой, открытость |
|
3 |
характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.) |
|
изображение дикорастущего, пустынного, нокультуреного кактуса |
отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества осознанно выбранное или вынужденное |
|
наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса. |
стремление к домашней защите, домашнему уюту, чувство семейной общности |
|
кактус «растет» на рисунке «из ниоткуда», то есть отсутствует даже малейшая основа |
в реальности нет опоры в виде домашнего уюта, имеет проблемы с близкими людьми и подсознательно чувствует неприятие, отторжение, нехватку домашней защищенности. |
|
наличие на рисунке других кактусов или цветов |
экстравертированность |
|
|
на рисунке изображен только один кактус |
интровертированность |
4 |
характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.) |
|
отрывистые линии, сильный нажим. |
импульсивность |
|
наличие украшений, цветов |
женственность, мягкость |
|
наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм. |
демонстративность, открытость |
|
5 |
характеристика иголок (размер, расположение, количество) |
|
наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу (чем сильнее и больше - тем более выражено) |
высокая степень агрессивности, враждебности |
|
Умеренное количество и длина иголок |
определенного рода защита от окружающей среды, необходимая для сохранения целостности личности |
|
6 |
Наличие «деток» на кактусе |
|
«детки» на кактусе (чаще всего «детки» встречаются на «одомашненных» кактусах) |
внутрисемейные отношения эмоционально благоприятные, стремление к созданию семьи |
|
7 |
отношение к заданию |
|
интерес к заданию, воодушевление, отдельные радостные реплики ребёнка |
благоприятное психоэмоциональное состояние ребёнка на момент обследования |
|
наличие мягких линий и форм, украшений, цветов |
женственность, мягкость |
|
8 |
Присутствие дополнительных элементов |
|
надписи, подписи под рисунками, пояснения, а также другие животные, растения и т.д.
|
|
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.