Итоги диагностики определения адаптации в 5б классе
2020-2021 учебный год.
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в 5-м классе происходит резкое изменение условий обучения. Дети переходят от одного основного учителя к системе "классный руководитель – учителя-предметники". Разнообразие требований, предъявляемых к школьнику учителями (нередко фактором, осложняющим процесс адаптации у пятиклассников, служит именно рассогласованность, и даже противоречивость требований разных педагогов), необходимость на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному стилю преподавания педагога – все это является серьезным испытанием для психики школьника.
С целью исследования адаптации учащихся 5 классов использовались следующие методики:
1. Микропрактикум «Мой класс».
2. Методика «Предмет- чувства».
3. Анкетирование «Я испытываю в школе».
Дата: 13.10.2020
Обследуемые: учащиеся 5б класса.
Количество обследуемых: 25 человек (4 отсут. по причине болезни).
1. Результаты диагностики микропрактикума «Мой класс» (социальная адаптация).
Класс |
Адаптировались |
Дезадаптанты |
5б |
22 (88%) |
3 (12%) |
Полученные данные свидетельствуют о том, что 22 человека (88%) успешно прошли первый период адаптации. Трудности в прохождении адаптации испытывают 3 человека (12%)
По индивидуальным опросам выяснились причины дезадаптации:
1.Недостаточный уровень готовности обучения в среднем звене.
2.Пробелы в знаниях, несформированность знаний, умений и навыков, соответствующих возрасту.
3. Нестабильное эмоциональное состояние на уроках.
4. Недостаточный уровень развития коммуникативных навыков.
5. Новые правила и требования предъявляемые учителем.
6. Смена режима дня и условий обучения.
2. Для определения эмоционального состояния учащихся на уроках была проведена методика «Предмет- чувства». По результатам которой можно сделать вывод, что учащиеся 5б класса изучают с интересом следующие предметы: русский язык, математика, литература, география, биология, история, изобразительное искусство, физкультура. Изучают с равнодушием: технология, английский язык, музыка.
3. По результатам анкетирования «Я испытываю в школе» учащихся было выяснено мотивация, отношения к учебному процессу и учителям.
Что тебе мешает учится? |
Чего ты боишься больше всего находясь в школе? |
К кому ты обращаешься за помощью? |
Каким учеником ты видишь себя в классе? |
||||||||||
Много задают |
Не хватает самостоятельности |
Не организован режим дня |
Не хочу учиться |
Учителя |
Плохой отметки |
Осуждение одноклассников |
Родителям |
Учителю |
Одноклассникам |
Отличником |
Хорошистом |
Средним |
Неуспевающим |
10 чел-40%
|
5 чел. 20% |
4 чел.-16% |
6 чел-24% |
2 чел.-8% |
20 чел -80% |
3 чел -12% |
13 чел.-52% |
10 чел -40% |
2 чел 8%
|
1 чел -4% |
10 чел-40% |
11 чел-44% |
3 - 12% |
Результаты анкетирования показывают, что большинству учащихся мешает учиться большой объем домашнего задания -40% ,20%-указывают недостаточный уровень самостоятельности, 16% учащихся не могут организовать свой режим дня и 24% учащихся не хотят учиться.
По второму вопросу большинство учащихся 80% испытывают тревожность по поводу плохой отметки, 12%- осуждения одноклассников и 8%-взаимоотношения с учителем.
По третьему вопросу большинство учащихся 52% обращается за помощью к родителям, 40%- к учителю и 8%- к одноклассникам.
По результатам четвертого вопроса основная часть учащихся 44% считают себя средними учениками, хорошистами- 40%, отличниками- 1%, неуспевающими- 12%.
Результаты обследования показывают, что основное количество учащихся адаптацию прошли успешно, но у 12% учащихся адаптация не завершена.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.