Диагностика творческих способностей

  • doc
  • 24.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Диагностика творческих способностей.doc

                       Диагностика   творческих способностей

 

 

 

Интенсивное изучение творческих способностей осу­ществляется с конца 50-х годов XX века. Поиски какого-то единого показателя не дали положительных результатов. Выяснилось, что творческие способности во многом зависят от того материала, на основе которого составлено задание. Например, ребенок мо­жет достаточно легко и продуктивно фантазировать, комбинируя элементы зрительного образа, однако с трудом составлять слова из букв. Или, если он легко составляет слова из букв, то может с большим трудом придумывать целостные фразы. Эти данные подтвердились и в наших исследованиях, когда не было обнаружено связи между способностью к фан­тазированию на основе зрительного образа и способ­ностью к составлению слов (r =0,12). Способность к составлению слов оказалась не связанной со способ­ностью придумывать фразы (r =0,09). Также обнару­жилось отсутствие связи между способностью к обоб­щениям и способностью к смысловой аналогии  (r =0,17).

Отсутствие связей можно объяснить только тем, кто каждая мыслительная способность формируется автономно, на специфическом учебном материале и имеет свои психические механизмы развития. Наше исследование показало определенную этапность фор­мирования творческих мыслительных способностей. К примеру, раньше других формируются способности, связанные с творчеством на основе зрительного пред­ставления. Эти задания доступны уже пятилетним детям. Показателями творческих способностей, здесь могут служить: оригинальность рисунков, количество идей, длительность и смысловая завершенность сю­жета.

К шести годам формируется способность к обобщениям и классификациям. Способность же к ана­логиям формируется только к 9—10 годам. Среди речевых способностей раньше Других формируется способность к словообразованию (7—8 лет), а спо­собность к образованию фраз по заданным свойствам складывается   только   к   10—11годам.

Для исследования творческого мышления мы пред­лагаем серию достаточно простых и быстрых в ис­пользовании диагностических методов. Каждый из них ориентирован на определенный возраст и имеет свои  показатели  творческих  способностей.

 

ИЗУЧЕНИЕ  ОРИГИНАЛЬНОСТИ РИСУНКОВ  ДЕТЕЙ   ПЯТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА 

Диагностика может проводиться индивидуально. Каж­дому ребенку предлагается 10 карточек, на которых изображены различные контурные фигуры (простой геометрической формы — круг, треугольник, квадрат; или сложной — силуэт ствола с одной веткой, облака,   капли   и  т.  д.).

Ведущий тестирование говорит: «Дети. Перед вами 10 листочков. На каждом нарисована какая-нибудь фигурка. Вы можете, как волшебники, превратить эту фигурку в любую картинку. Для этого дорисуйте к фигурке все, что захотите, но так, чтобы получилась красивая картинка».  Время выполнения задания не фиксируется.

Для оценивания результатов задания необходимо найти показатель оригинальности. Если мы проводим тест в группе, можно подсчитать количество изобра­жений в рисунках ребенка, которые не повторялись бы  у  него  и  у  других  детей.

Если   ребенок   нарисовал   от   7   до   10  оригинальных рисунков,  это соответствует  высокому  уровню.

Если нарисовал 5—6 оригинальных рисунков — это средний  уровень.

Если    нарисовал   4   и    менее   —   это   соответствует низкому уровню.

При индивидуальном проведении можно пользо­ваться частотной таблицей рисунков. Среди рисунков выделяются неоригинальные, часто повторяющиеся рисунки (повторяются более, чем у 5% детей по экспериментальной выборке); малооригинальные (по­вторяются у 2-5% детей); оригинальные или очень редкие (повторяются у 1% детей выборки). К при­меру, если обследовали 200 детей и изображение какого-либо предмета встречается только 2 раза — это редкий, оригинальный рисунок; если изобра­жение предмета встречалось 10 раз — это мало­оригинальный рисунок; если 15—20 раз — это неоригинальный   рисунок.

Оригинальные  рисунки  оцениваются   1  баллом. Малооригинальные  —  0,5  балла. Неоригинальные  —   0  баллов.

 

 

 

Можно также  получить  показатель  оригинально­сти,  используя сумму набранных  ребенком баллов: 6—10 баллов  —   высокий  уровень; 4—5 баллов  —  средний  уровень; 3  и менее баллов  —  низкий уровень.

 

К примеру, из 10 нарисованных ребенком рисунков 5 — неоригинальные; 4 — малооригинальные; 1 — оригинальный. Такой ребенок по шкале оригиналь­ности набирает 3 балла, что соответствует низкому уровню. В этом случае мы советуем обратиться к первому разделу предлагаемой программы развития творческих способностей, где даются упражнения на конструирование  графического образа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         ЧАСТОТНАЯ ТАБЛИЦА РИСУНКОВ

 


Стимульный материал


Неоригинальные рисунки О баллов


Малооригинальные рисунки

           0,5 баллов


 


 



облако, печенье, тучка


лужа, змея, фея, небо, листок, черепашка, подводная лодка, мальчик, сороконожка, ло­шадь, мотор


 


 



снежинка, квадратики, кре­стик

ракета, треугольник, дом, ко­рабль, клюв, птица


часы, клетка, дом, бант, мель­ница, шкаф, цирк, птица, ветки, бабочка, конверт, бара­банные палочки

воздушный змей, рыбка, мол­ния, колокольчик, песочные часы


 

 


 


дом, ракета, квадрат, короб­ка, клетка, многоэтажный дом, карандаш


лесенка, канат, флаг, стол, иголка


 




 


 

 


 

крыша, мордочка мышки, ко­рабль, стрела, самолет, клюв птицы, хвост животного

солнце, мяч, яблоко, пеше­ходный знак, человеческая голова

цветок, штурвал, узор, тарел­ка

море

занавески, гусеница, туча, капельки, шарики

дом, ракета, дорожный знак, буква «JI», буква «А», крыша

треугольник

 

огурец, груша

рыба, жук, дубина, след, бу­сы, туловище животного, лам­почка, шарик

 



ИЗУЧЕНИЕ  ГИБКОСТИ  ПОСТРОЕНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО  ОБРАЗА

 

В основе этого метода лежит способность строить различные изображения на основе одного и того же повторяющегося графического контура. Данный тест был в 1962 году предложен американским психологом Е. П. Торрансом. Тест предназначен для детей от 5 до 9 лет.

Бланк теста представляет собой стандартный лист бумаги с нарисованными двумя рядами одинаковыми контурными изображениями (по восемь штук в каждом ряду). Изображения могут напоминать капли, круги, зигзаги.

Инструкция ребенку: «Используя нарисованные изображения, постарайся придумать и изобразить как можно больше различных предметов и вещей. Можно дорисовывать к фигуркам любые детали и объединять  фигуры  в  один  рисунок...»

Время выполнения задания ограничивается 15—20 минутами (в зависимости от общего уровня развития детей).

Главный показатель творческого мышления в этом — количество идей, воспроизводимых ребенком.  Подсчитывая их, мы обращаем внимание на коли­чество изображенных предметных тем. Каждая новая тема оценивается новым баллом. Итоговый результат определяется по нижеприведенной таблице, где пред­ставлены данные для трех возрастов:  6 лет, 8 лет и 10 лет. К примеру, ребенок 8 лет на основе кругов нарисовал: солнышко; три изображения лица (фас); голову в профиль; снеговика и зайца, где круг играет роль туловища, и машину, где круги — колеса; цифру «девять». Таким образом, ребенок нарисовал 9 рисунков, но количество изображенных тем всего 5. Такой показатель для этого возраста свидетельствует о низком уровне развития гибкости. Для развития этой способности можно обратиться к первому разделу программы развития творческих способностей, где даются упражнения на построение графических образов.

ТАБЛИЦА ОЦЕНКИ СПОСОБНОСТИ К ГИБКОМУ ПОСТРОЕНИЮ   ГРАФИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ

 

 

Уровень развития способности

Возраст

6 лет

8 лет

10 лет

Высокий

5 и более

8 и более

9 и более

Средний

3-4

6-7

6-8

Низкий

1-2

1-5

1-5