Диагностика творческих способностей
Интенсивное изучение творческих способностей осуществляется с конца 50-х годов XX века. Поиски какого-то единого показателя не дали положительных результатов. Выяснилось, что творческие способности во многом зависят от того материала, на основе которого составлено задание. Например, ребенок может достаточно легко и продуктивно фантазировать, комбинируя элементы зрительного образа, однако с трудом составлять слова из букв. Или, если он легко составляет слова из букв, то может с большим трудом придумывать целостные фразы. Эти данные подтвердились и в наших исследованиях, когда не было обнаружено связи между способностью к фантазированию на основе зрительного образа и способностью к составлению слов (r =0,12). Способность к составлению слов оказалась не связанной со способностью придумывать фразы (r =0,09). Также обнаружилось отсутствие связи между способностью к обобщениям и способностью к смысловой аналогии (r =0,17).
Отсутствие связей можно объяснить только тем, кто каждая мыслительная способность формируется автономно, на специфическом учебном материале и имеет свои психические механизмы развития. Наше исследование показало определенную этапность формирования творческих мыслительных способностей. К примеру, раньше других формируются способности, связанные с творчеством на основе зрительного представления. Эти задания доступны уже пятилетним детям. Показателями творческих способностей, здесь могут служить: оригинальность рисунков, количество идей, длительность и смысловая завершенность сюжета.
К шести годам формируется способность к обобщениям и классификациям. Способность же к аналогиям формируется только к 9—10 годам. Среди речевых способностей раньше Других формируется способность к словообразованию (7—8 лет), а способность к образованию фраз по заданным свойствам складывается только к 10—11годам.
Для исследования творческого мышления мы предлагаем серию достаточно простых и быстрых в использовании диагностических методов. Каждый из них ориентирован на определенный возраст и имеет свои показатели творческих способностей.
ИЗУЧЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОСТИ РИСУНКОВ ДЕТЕЙ ПЯТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА
Диагностика может проводиться индивидуально. Каждому ребенку предлагается 10 карточек, на которых изображены различные контурные фигуры (простой геометрической формы — круг, треугольник, квадрат; или сложной — силуэт ствола с одной веткой, облака, капли и т. д.).
Ведущий тестирование говорит: «Дети. Перед вами 10 листочков. На каждом нарисована какая-нибудь фигурка. Вы можете, как волшебники, превратить эту фигурку в любую картинку. Для этого дорисуйте к фигурке все, что захотите, но так, чтобы получилась красивая картинка». Время выполнения задания не фиксируется.
Для оценивания результатов задания необходимо найти показатель оригинальности. Если мы проводим тест в группе, можно подсчитать количество изображений в рисунках ребенка, которые не повторялись бы у него и у других детей.
Если ребенок нарисовал от 7 до 10 оригинальных рисунков, это соответствует высокому уровню.
Если нарисовал 5—6 оригинальных рисунков — это средний уровень.
Если нарисовал 4 и менее — это соответствует низкому уровню.
При индивидуальном проведении можно пользоваться частотной таблицей рисунков. Среди рисунков выделяются неоригинальные, часто повторяющиеся рисунки (повторяются более, чем у 5% детей по экспериментальной выборке); малооригинальные (повторяются у 2-5% детей); оригинальные или очень редкие (повторяются у 1% детей выборки). К примеру, если обследовали 200 детей и изображение какого-либо предмета встречается только 2 раза — это редкий, оригинальный рисунок; если изображение предмета встречалось 10 раз — это малооригинальный рисунок; если 15—20 раз — это неоригинальный рисунок.
Оригинальные рисунки оцениваются 1 баллом. Малооригинальные — 0,5 балла. Неоригинальные — 0 баллов.
Можно также получить показатель оригинальности, используя сумму набранных ребенком баллов: 6—10 баллов — высокий уровень; 4—5 баллов — средний уровень; 3 и менее баллов — низкий уровень.
К примеру, из 10 нарисованных ребенком рисунков 5 — неоригинальные; 4 — малооригинальные; 1 — оригинальный. Такой ребенок по шкале оригинальности набирает 3 балла, что соответствует низкому уровню. В этом случае мы советуем обратиться к первому разделу предлагаемой программы развития творческих способностей, где даются упражнения на конструирование графического образа.
ЧАСТОТНАЯ ТАБЛИЦА РИСУНКОВ
![]()
![]()
![]()
![]()
Стимульный материал
Неоригинальные рисунки О баллов
Малооригинальные рисунки
0,5 баллов
|
облако, печенье, тучка
лужа, змея, фея, небо, листок, черепашка, подводная лодка, мальчик, сороконожка, лошадь, мотор
|
снежинка, квадратики, крестик
ракета, треугольник, дом, корабль, клюв, птица
![]()
часы, клетка,
дом, бант, мельница, шкаф, цирк, птица, ветки, бабочка, конверт, барабанные палочки
воздушный змей, рыбка, молния, колокольчик, песочные часы
![]()
дом, ракета, квадрат, коробка, клетка,
многоэтажный дом, карандаш
лесенка, канат, флаг, стол, иголка
![]()

|
|
|
крыша, мордочка мышки, корабль, стрела, самолет, клюв птицы, хвост животного |
|
|
солнце, мяч, яблоко, пешеходный знак, человеческая голова |
цветок, штурвал, узор, тарелка |
|
|
море |
занавески, гусеница, туча, капельки, шарики |
|
|
дом, ракета, дорожный знак, буква «JI», буква «А», крыша |
треугольник |
|
|
огурец, груша |
рыба, жук, дубина, след, бусы, туловище животного, лампочка, шарик |
![]()
ИЗУЧЕНИЕ ГИБКОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА
В основе этого метода лежит способность строить различные изображения на основе одного и того же повторяющегося графического контура. Данный тест был в 1962 году предложен американским психологом Е. П. Торрансом. Тест предназначен для детей от 5 до 9 лет.
Бланк теста представляет собой стандартный лист бумаги с нарисованными двумя рядами одинаковыми контурными изображениями (по восемь штук в каждом ряду). Изображения могут напоминать капли, круги, зигзаги.
Инструкция ребенку: «Используя нарисованные изображения, постарайся придумать и изобразить как можно больше различных предметов и вещей. Можно дорисовывать к фигуркам любые детали и объединять фигуры в один рисунок...»
Время выполнения задания ограничивается 15—20 минутами (в зависимости от общего уровня развития детей).
Главный показатель творческого мышления в этом — количество идей, воспроизводимых ребенком. Подсчитывая их, мы обращаем внимание на количество изображенных предметных тем. Каждая новая тема оценивается новым баллом. Итоговый результат определяется по нижеприведенной таблице, где представлены данные для трех возрастов: 6 лет, 8 лет и 10 лет. К примеру, ребенок 8 лет на основе кругов нарисовал: солнышко; три изображения лица (фас); голову в профиль; снеговика и зайца, где круг играет роль туловища, и машину, где круги — колеса; цифру «девять». Таким образом, ребенок нарисовал 9 рисунков, но количество изображенных тем всего 5. Такой показатель для этого возраста свидетельствует о низком уровне развития гибкости. Для развития этой способности можно обратиться к первому разделу программы развития творческих способностей, где даются упражнения на построение графических образов.
ТАБЛИЦА ОЦЕНКИ СПОСОБНОСТИ К ГИБКОМУ ПОСТРОЕНИЮ ГРАФИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ
|
Уровень развития способности |
Возраст |
||
|
6 лет |
8 лет |
10 лет |
|
|
Высокий |
5 и более |
8 и более |
9 и более |
|
Средний |
3-4 |
6-7 |
6-8 |
|
Низкий |
1-2 |
1-5 |
1-5 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.