Министерство образования Нижегородской области
ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»
Диагностика взаимоотношений в классе
Выполнили студентки группы 246 «А»
специальность 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Назарова Ксения,
Царева Екатерина
Нижний Новгород
2017
Взаимоотношения - это система реальных связей, возникающих и развивающихся в процессе совместной жизнедеятельности, выражающаяся в форме непосредственного или опосредованного общения. В основе взаимоотношений:
· совместная деятельность
· взаимовлияние друг на друга
· система межличностных контактов
Диагностика - это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Отбирая диагностические методики, нужно учитывать следующие:
· особенности возраста учащихся класса;
· степень сформированности детского коллектива;
· особенности взаимоотношений классного руководителя и учащихся;
· степень доверия друг другу детей и взрослых.
Работая с диагностическими методиками, классный руководитель должен придерживаться следующих правил:
1. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.
2. Диагностика должна носить содержательный характер и создавать широкое поле исследовательской деятельности.
3. Результаты диагностического исследования не должны обсуждаться людьми, не имеющим отношения к делам класса.
4. Результаты (любые) должны служить не во вред, а во благо учащихся класса.
5. По результатам диагностического исследования должны вноситься коррективы и планирование воспитательной работы в классе.
6. Необходимость педагогической диагностики должна учащимся разъясняться.
Для изучения взаимоотношений детского коллектива классный руководитель может использовать следующие диагностические методики:
1) Наблюдение – дает возможность изучить участие каждого учащегося в деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. Наблюдение используют тогда, когда существует конфликтная ситуация или необходимо сформировать мнение о поведении ученика и совершаемых им поступках.
2) Опрос – дает возможность изучить мотивацию действий, изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретной группы учащихся или класса в целом, уровень тревожности учащихся класса. Опросник позволяет выявить отношение учащихся к конкретным проблемам и явлениям.
3) Анкеты – дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости.
4) Сочинения – помогают изучить степень развитости кругозора учащихся, уровня интеллектуального развития учащихся, личностных качеств, отношение к миру, взаимоотношения детского коллектива.
5) Графические и рисуночные темы – данная методика позволяет изучить отношение ребенка к коллективу, к педагогам и родителям.
Диагностическая методика “Анкетирование”
Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты:
1. Тебе нравится в школе или не очень?
1. Не очень
2. Нравится
3. Не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
1. Чаще хочется остаться дома
2. Бывает по-разному
3. Иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался бы дома?
1. Не знаю
2. Остался бы дома
3. Пошёл бы в школу
4. Тебе нравится. Когда у вас отменяются какие-нибудь уроки?
1. Не нравится
2. Бывает по-разному
3. Нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
1. Хотел бы
2. Не хотел бы
3. Не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
1. Не знаю
2. Не хотел бы
3. Хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?
1. Часто
2. Редко
3. Не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?
1. Точно не знаю
2. Хотел бы
3. Не хотел бы
9. У тебя много друзей в твоём классе?
1. Мало
2. Много
3. Нет друзей
10. Тебе нравится твой класс?
1. Нравится
2. Не очень
3. Не нравится
Для анализа анкеты можно использовать следующий ключ:
Вопросы |
Оценка за 1ответ |
Оценка за 2 ответ |
Оценка за 3 ответ |
1 |
1 |
3 |
0 |
2 |
0 |
1 |
3 |
3 |
1 |
0 |
3 |
4 |
3 |
1 |
0 |
5 |
0 |
3 |
1 |
6 |
1 |
3 |
0 |
7 |
3 |
1 |
0 |
8 |
1 |
0 |
3 |
9 |
1 |
3 |
0 |
10 |
3 |
1 |
0 |
Анализ анкетирования:
25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. Такие ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания.
20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Такой мотивацией обладают большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.
19-11 баллов – положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Это учащиеся, которым интересно общаться в школе со сверстниками, с учителем. Познавательные интересы у них развиты мало.
10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Учащиеся ходят в школу без желания, иногда пропускают занятия. Такие учащиеся испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности, им трудно адаптироваться к школьному обучению.
Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Диагностические методики
«Дом, в котором я живу»
Учащимся класса предлагается построить на листке бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика помогает изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к своим товарищам.
«Социометрия»
Учащимся класса предлагается ответить на три вопроса, которые записываются на доске или на листке бумаги. Учащиеся должны назвать три фамилии своих одноклассников при ответе на каждый вопрос. Вопросы могут быть следующими:
1. Если ты не знаешь, что тебе задано на дом, к кому из ребят класса ты можешь обратиться за разъяснением домашнего задания
2. Если ты занимаешься в кружке, в котором тебе очень интересно заниматься, кого из ребят класса ты хотел бы видеть рядом с собой?
3. Представь себе, что у тебя есть право сформировать команду космического корабля, отправляющего на Марс. Подумай, кто из ребят класса мог бы быть с тобой рядом в корабле.
«Мультфильм о нашем классе»
Учащимся класса предлагается создать мультфильм о своём классе. Для того, чтобы мультфильм получился, ребятам предлагается подготовить один кадр к мультфильму. Ребятам раздаются фломастеры, листы бумаги (по одному листочку).
Ребята работают самостоятельно, без подсказки и коррекции учителя. Кадры склеиваются, и ребятам предоставляется возможность озвучить каждый кадр. Эта методика интересна тем, что она позволяет получить очень много информации о классе:
1 .Какие сцены и факты из жизни класса чаще всего повторяются.
2.Какие имена чаще всего называются в кадрах мультфильма.
3.Какая эмоциональная окраска фильма (злой, добрый, смешной, и т.д.)
4.Какие проблемы поднимает мультфильм.
«Аукцион»
Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых написаны группы слов. Из этих слов ребята должный выбрать те слова, которые лучше всего характеризуют их класс. Слова могут быть такие: дружный, недружный, хороший, плохой, добрый, злой, весёлый, грустный, организованный, неорганизованный, ответственный и безответственный, активный и не активный. Если ребята класса не до конца понимают значение каждого слова, учитель может объяснить им значение каждого прилагательного. Опыт подсказывает, что ребята вполне понимают каждое слово и адекватно их применяют в своих ответах. Если учащиеся выбирают для характеристики класса слова, характеризующие класс с отрицательной стороны и таких мнений большинство, то это говорит о том, что классному руководителю есть над чем работать с детским коллективом.
«Самые памятные события из жизни моего класса»
Учащимся класса предлагается написать сочинение, в котором необходимо рассказать о самых памятных событиях из жизни класса. Анализируя сочинения, необходимо обратить внимание, какие события называют учащиеся памятными, какой характер носят события, положительный или отрицательный. Значимым местом в анализе сочинений является и то, какое место в описанных событиях каждый ученик отводит себе и своим одноклассникам.
«Необитаемый остров»
Учащимся класса предлагается представить себе такую ситуацию: «Представьте себе, что ваш класс, совершая морскую прогулку, терпит крушение и попадает на необитаемый остров. Вам предлагается описать эту фантастическую историю и рассказать, как будет вести себя весь класс и каждый из вас на необитаемом острове».
Опыт проведения такой работы показывает, что ребята очень чётко разделяют функции каждого на острове, но при этом выделяют лидеров класса, определяют людей, которые не участвуют в жизни коллектива по собственной инициативе или тех, кого класс отторгает от участия в общей жизни.
Тест-игра «С тобой приятно общаться» Для того чтобы проверить какие дети в общении, предлагается такое задание. Детям раздаются небольшие листочки для записи (количество этих листочков равно количеству человек в группе), на которых они пишут соответствующие баллы для каждого ученика. Расшифровка
+ 2 - с тобой очень приятно общаться;
+ 1 - ты не самый общительный человек;
0 - не знаю, я мало с тобой общаюсь;
- 1 - с тобой иногда неприятно общаться;
- 2 - с тобой очень тяжело общаться.
Каждый листочек складывается и на обороте пишется имя того, кому записка предназначена. Все записки собираются в коробку, и психолог раздает их «адресатам», предупреждая, что подсчет баллов нужно будет сделать дома. Если результаты вам не понравятся, то не стоит огорчаться, а лучше вспомните, что все зависит от каждого из вас. Если мы не знаем, как общаться с другими, то мы несчастны. Научиться общению можно, но для этого необходимо желание. Нужно постигать искусство общения и работать над собой.
Анкета для оценки привлекательности классного коллектива
Методика предназначена для оценки привлекательности для ученика классного коллектива. Представляет собой анкету, в которой к каждому вопросу предлагается определенным количеством баллов. Анкетирование может проводиться в группе и индивидуально.
Варианты ответов: «а» - 5 баллов, «б» - 4 балла, «в» - 3 балла, «г» - 2 балла, «д» - 1 балл, “е” - 0 баллов.
Вопросы:
1. Как вы оценили бы свою принадлежность к классу?
А) Чувствую себя членом класса, частью коллектива;
Б) Участвую в большинстве видов деятельности;
В) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других;
Г) Не чувствую что являюсь членом коллектива;
Д) Учусь, не общаясь с другими детьми класса;
Е) Не знаю, затрудняюсь ответить.
2. Перешли бы вы учиться в другой класс, если бы представилась такая возможность?
А) Да, очень хотел бы перейти;
Б) Скорее всего, перешел бы, чем остался;
В) Не вижу никакой разницы;
Г) Скорее всего, остался бы в своем классе;
Д) Очень хотел бы остаться в своем классе;
Е) Не знаю, трудно сказать.
3. Каковы взаимоотношения между учениками в вашем классе?
А) Лучше, чем в любом другом классе;
Б) Лучше, чем в большинстве классов;
В) Примерно такие же, как и в большинстве классов;
Г) Хуже, чем в большинстве классов;
Д) Хуже, чем в любом классе;
Е) Не знаю.
4. Каковы взаимоотношения учеников с классным руководителем?
А) Лучше, чем в любом другом классе;
Б) Лучше, чем в большинстве классов;
В) Примерно такие же, как большинстве классов;
Г) Хуже, чем в большинстве классов;
Д) Хуже, чем в любом классе;
Е) Не знаю.
5. Какого отношение учеников к учебе в классе?
А) Лучше, чем любом другом классе;
Б) Лучше, чем в большинстве классов;
В) Примерно такие же, как и в большинстве классов;
Г) Хуже, чем в большинстве классов;
Д) Хуже, чем в любом классе;
Е) Не знаю.
Обработка результатов.
Все баллы, полученные ребёнком за каждый ответ, суммируются и интерпретируются следующим образом:
25-18 баллов – классный коллектив является для ребенка очень привлекательным. Атмосфера внутри класса полностью удовлетворяет ребенка. Он дорожит взаимоотношениями с остальными детьми коллектива.
17-12 баллов – ребенок хорошо адаптирован в классном коллективе. Атмосфера взаимоотношений является для него комфортной и благоприятной. Классный коллектив представляет ценность для ребенка.
11-6 баллов – нейтральное отношение ребенка к коллективу свидетельствует о наличии определенных благоприятных зон взаимоотношений, которые дискомфортно влияют на ощущение собственного положения ученика в классе. Имеется явное желание либо отдалиться от коллектива, либо изменить свое отношение в нем.
5 и менее баллов – негативное отношение к классу. Неудовлетворенность своим положением и ролью в нем. Возможна дезадаптация в его структуре.
Сопоставление полученных данных по анкете и методике позволит сделать вывод о соответствии собственных впечатлений ребенка об учебном коллективе, его месте в структуре класса и отношении школьников к ребенку.
Диагностика коммуникативного контроля
Инструкция. Внимательно прочитайте 10 высказываний, отражающих реакции на некоторые ситуации общения. Каждое из них оцените как верное (В) или неверное (Н) применительно к себе, поставив рядом с каждым пунктом соответствующую букву.
Опросник
1. Мне кажется трудным подражать другим людям.
2. Я смог бы свалять дурака, чтобы привлечь внимание окружающих.
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
4. Другим людям иногда кажется, что мои переживания более глубоки, чем это есть на самом деле.
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
6. В различных ситуациях в общении с другими людьми я часто веду себя по-разному.
7. Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден.
8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я часто бываю именно таким, каким меня ожидают видеть.
9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых не выношу.
10. Я не всегда такой, каким кажусь.
Обработка и интерпретация
По 1 баллу начисляется на ответ «Н» на вопросы 1, 5, 7 и за ответ «В» на все остальные вопросы. Подсчитывается сумма баллов.
0-3 балла - низкий коммуникативный контроль; высокая импульсивность в общении, открытость, раскованность, поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей.
4-6 баллов - средний коммуникативный контроль; в общении непосредственен, искренне относится к другим. Но сдержан в эмоциональных проявлениях, соотносит свои реакции с поведением окружающих людей.
7-10 баллов - высокий коммуникативный контроль; постоянно следит за собой, управляет выражением своих эмоций.
Диагностика «Наша группа»
Инструкция. Вам предлагается ответить на несколько вопросов
о вашей группе. Возьмите лист бумаги и напишите сверху дату,
фамилию, инициалы, группу. Затем запишите колонку номеров от 1 до 8. Я буду
читать вопрос, а вы отвечать на него "да" или "нет" (+ или
–). В скобках после ответа можно указывать фамилии ребят, о которых
спрашивается в вопросе (только по желанию!).
1. Есть ли у Вас в группе настоящие друзья?
2. Есть ли ребята, умеющие проявлять чуткость, понимание Ваших жизненных
трудностей?
3. Есть ли в группе человек, который умеет организовать общее серьезное дело?
4. Есть ли ребята, которые могут в трудной ситуации поднять Ваше настроение,
приободрить?
5. Есть ли в группе ребята, с которыми у Вас враждебные отношения?
6. Считаете ли Вы, что в группе есть учащиеся, которые "болеют"
только за себя, никогда не посочувствуют другому?
7. Есть ли в группе люди, склонные разрушать любое общее дело?
8. Есть ли ребята, которые своим нытьем или постоянно плохим настроением портят
Ваше настроение?
Ключ
|
Наличие в группе |
Начисление баллов |
|
+ |
– |
||
1 |
Друзей |
1 |
0 |
2 |
Альтруистического лидера |
1 |
0 |
3 |
Делового лидера |
1 |
0 |
4 |
Эмоционального лидера |
1 |
0 |
5 |
Неприятелей |
0 |
1 |
6 |
Эгоистического лидера |
0 |
1 |
7 |
Дезорганизатора дел |
0 |
1 |
8 |
"нытиков" |
0 |
1 |
Примечание. В данном случае понятие
"лидер" применяется достаточно условно, как значимая в определенном
отношении для отвечающего личность, не обязательно ведущая "массы" за
собой.
Анализ ответов позволяет определить лидерскую структуру группы, группировки,
степень сплоченности ее членов, степень противоречивости отношений в группе и
др. Чем больше положительных лидеров и меньше отрицательных, тем
выше сплоченность и возможности самоорганизации, ниже степень противоречивости
отношений, выше значимость и приемлемость группы для ее членов. И наоборот, при
наличии нескольких отрицательных лидеров ниже сплоченность и хуже самочувствие
членов в группе. Если положительных лидеров больше, то у группы есть шансы к
развитию.
Примерные критерии оценки уровня развития группы
Если сумма баллов опрашиваемого больше 4, то его группу можно считать высокого
уровня развития, если сумма меньше или равна 4, но больше 2, то группа, по его
мнению, среднего уровня, если сумма меньше или равна 2 – группа низкого уровня
развития. Группа среднего уровня часто имеет противоречивую структуру с
наличием положительных и отрицательных группировок.
Исследование сферы межличностных отношений ребенка
(по методике Рене Жиля)
Цель теста - исследование социальной приспособленности ребенка младшего школьного возраста, сферы его межличностных отношений и их особенностей. Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка.
Ребенок, рассматривая рисунки, отвечает на поставленные к ним вопросы, показывает выбранное им для себя место на изображенной картинке.
Тестовый материал:
1. Вот твои
товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты.
2. Это
площадка для игр. Обозначь, где находишься ты.
3. Ты и твои
товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Обозначь крестиком,
где ты.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.