Диагностика
«Характеристика типа высшей нервной деятельности
по анамнестической схеме»
Работа выполняется в паре или группе . Испытуемому предлагается ответить на 42 вопроса . Ответы должны быть выражены в баллах . Если какие – то утверждения не вполне соответствуют Вашему Я , выбирайте ответ в соответствии с тем , что бывает чаще . Оценка проводится по следующей шкале :
вввв Ответы : |
Баллы : |
Утвердительный ответ : а) в высшей степени; б) в средней степени; в) в малой степени; Неопределенный ответ Отрицательный ответ: а) в малой степени; б) в средней степени; в) в высшей степени |
+3 +2 +1
-1 -2 -3 |
Показатели силы нервной системы :
1. В конце каждого занятия не чувствую усталости , материал усваиваю хорошо , как в начале , так и в конце занятия .
2. В конце года учебного года работаю с той же активностью и продуктивностью, что и в начале .
3. Сохраняю высокую работоспособность до конца в период напряженной работы .
4. Быстро восстанавливаю силы после окончания четверти , любой работы.
5. В ситуациях опасности действую смело , легко , подавляя излишнее сопротивление , неуверенность , страх .
6. Склонен к риску , к острым ощущениям во время сдачи экзаменов и в других ситуациях , требующих энергичных действий .
7. На собраниях , заседаниях смело высказываю свое мнение . критикую недостатки своих товарищей .
8. Стремлюсь участвовать в общественной работе .
9. Неудачные попытки ( при решении задач , сдаче зачетов и т.д.) мобилизуют меня на достижение поставленной цели .
10. В случае неудачного ответа на экзаменах , получение плохой оценки незачета настойчиво готовлюсь к пересдаче .
11. Порицания родителей , коллег , администрации (неудовлетворительная оценка , выговор , наказание ) оказывают положительное влияние на мое состояние и поведение .
12. Безразличен к насмешкам , шуткам .
13. Легко сосредотачиваюсь и поддерживаю внимание во время умственной работы при помехах ( хождение , разговоры ).
14.После неприятностей легко успокаиваюсь и сосредотачиваюсь на работе .
Показатели уравновешенности нервных процессов :
15. Спокойно делаю трудную и неинтересную работу .
16. Перед экзаменами , выступлениями сохраняю спокойствие .
17. Накануне экзаменов , переезда , путешествия поведение обычное .
18. Хорошо сплю перед серьезными испытаниями ( соревнования и др.)
19. Сдерживаю себя , легко и быстро успокаиваюсь .
20. В волнующих ситуациях ( спор , ссора ) владею собой , спокоен .
21. Характерна вспыльчивость и раздражительность по любому поводу .
22.Проявляю сдержанность , самообладание при неожиданном известии .
23. Легко храню в секрете неожиданную новость .
24. Начатую работу всегда довожу до конца .
25. Тщательно готовлюсь к решению сложных вопросов .
26. Настроение ровное , спокойное .
27. Активность в учебной работе , физической работе проявляется равномерно , без периодических спадов и подъемов .
28. Равномерная плавная речь , сдержанные движения .
Показатели подвижности нервных процессов :
29. Стремлюсь скорее начать выполнение всех учебных и общественных поручений .
30. Спешу , поэтому допускаю много ошибок .
31. К выполнению заданий приступаю сразу , не всегда обдумывая их .
32. Легко изменяю привычки , навыки и легко их приобретаю .
33. Быстро привыкаю к новым людям , к новым условиям жизни .
34. Люблю быть с людьми , легко завожу знакомства .
35. Быстро втягиваюсь в новую работу .
36. Легко перехожу от одной работы к другой .
37. Люблю , когда задания часто меняются .
38. Легко и быстро засыпаю , просыпаюсь и встаю .
39. Легко переключаюсь от переживания неудач и неприятностей к деятельности.
40. Чувства ярко проявляются в эмоциях , в мимике и вегетативных реакциях (краснею , бледнею , бросает в пот , дрожь , ощущаю сухость во рту и т.д.)
41. Часто меняется настроение по любому поводу .
42. Речь и движения быстрые .
Ответы , выраженные в баллах , занесите в таблицу :
Сила |
Уравновешенность |
Подвижность |
|||
Номера показателей |
Оценка |
Номера показателей |
Оценка |
Номера показателей |
Оценка |
1 … 14 Сумма баллов со знаком «+» Сумма баллов со знаком «-» Алгебраическая сумма баллов , %
|
|
15 … 28 Сумма баллов со знаком «+» Сумма баллов со знаком «-» Алгебраическая сумма баллов , %
|
|
29 … 42 Сумма баллов со знаком «+» Сумма баллов со знаком «-» Алгебраическая сумма баллов , %
|
|
Обработка результатов и выводы :
Сложите в каждой графе баллы со знаком «+» и со знаком «-» , переведите их в проценты . За 100% принимается общее число оценок , умноженное на максимальный балл . На основании полученных данных сделайте заключение о выраженности силы . уравновешенности . подвижности нервных процессов , придерживаясь следующих ориентировочных границ :
50% и более – высокая , 49-25% - средняя , 24-0% - низкая . Соответствующие границам цифры со знаком «+» характеризуют высокую , среднюю и низкую выраженность силы , уравновешенности и подвижности нервной системы , со знаком «-» - слабость , неуравновешенность и инертность .
Сопоставьте результаты исследования по тесту Айзенка и анамнестической схеме, учитывая что для холерика характерны неуравновешенность , высокая сила и подвижность нервной системы , для флегматика – низкая подвижность нервной системы , для меланхолика – слабая , малоподвижная нервная система .
Диагностика
«Характеристика типа высшей нервной деятельности
по анамнестической схеме»
Фамилия, имя испытуемого ________________________ Возраст _________
Дата проведения__________
Инструкция :
Вам предлагается ответить на 42 вопроса . Ответы должны быть выражены в баллах . Если какие – то утверждения не вполне соответствуют Вашему Я , выбирайте ответ в соответствии с тем , что бывает чаще .
Вопросы :
1. В конце каждого занятия не чувствую усталости , материал усваиваю хорошо , как в начале , так и в конце занятия .
2. В конце года учебного года работаю с той же активностью и продуктивностью, что и в начале .
3. Сохраняю высокую работоспособность до конца в период напряженной работы .
4. Быстро восстанавливаю силы после окончания четверти , любой работы.
5. В ситуациях опасности действую смело , легко , подавляя излишнее сопротивление , неуверенность , страх .
6. Склонен к риску , к острым ощущениям во время сдачи экзаменов и в других ситуациях , требующих энергичных действий .
7. На собраниях , заседаниях смело высказываю свое мнение . критикую недостатки своих товарищей .
8. Стремлюсь участвовать в общественной работе .
9. Неудачные попытки ( при решении задач , сдаче зачетов и т.д.) мобилизуют меня на достижение поставленной цели .
10. В случае неудачного ответа на экзаменах , получение плохой оценки незачета настойчиво готовлюсь к пересдаче .
11. Порицания родителей , коллег , администрации (неудовлетворительная оценка , выговор , наказание ) оказывают положительное влияние на мое состояние и поведение .
12. Безразличен к насмешкам , шуткам .
13. Легко сосредотачиваюсь и поддерживаю внимание во время умственной работы при помехах ( хождение , разговоры ).
14.После неприятностей легко успокаиваюсь и сосредотачиваюсь на работе .
15. Спокойно делаю трудную и неинтересную работу .
16. Перед экзаменами , выступлениями сохраняю спокойствие .
17. Накануне экзаменов , переезда , путешествия поведение обычное .
18. Хорошо сплю перед серьезными испытаниями ( соревнования и др.)
19. Сдерживаю себя , легко и быстро успокаиваюсь .
20. В волнующих ситуациях ( спор , ссора ) владею собой , спокоен .
21. Характерна вспыльчивость и раздражительность по любому поводу .
22.Проявляю сдержанность , самообладание при неожиданном известии .
23. Легко храню в секрете неожиданную новость .
24. Начатую работу всегда довожу до конца .
25. Тщательно готовлюсь к решению сложных вопросов .
26. Настроение ровное , спокойное .
27. Активность в учебной работе , физической работе проявляется равномерно , без периодических спадов и подъемов .
28. Равномерная плавная речь , сдержанные движения .
29. Стремлюсь скорее начать выполнение всех учебных и общественных поручений .
30. Спешу , поэтому допускаю много ошибок .
31. К выполнению заданий приступаю сразу , не всегда обдумывая их .
32. Легко изменяю привычки , навыки и легко их приобретаю .
33. Быстро привыкаю к новым людям , к новым условиям жизни .
34. Люблю быть с людьми , легко завожу знакомства .
35. Быстро втягиваюсь в новую работу .
36. Легко перехожу от одной работы к другой .
37. Люблю , когда задания часто меняются .
38. Легко и быстро засыпаю , просыпаюсь и встаю .
39. Легко переключаюсь от переживания неудач и неприятностей к деятельности.
40. Чувства ярко проявляются в эмоциях , в мимике и вегетативных реакциях (краснею , бледнею , бросает в пот , дрожь , ощущаю сухость во рту и т.д.)
41. Часто меняется настроение по любому поводу .
42. Речь и движения быстрые .
|
|
|
|||||||||
Воп- рос |
Ответ |
Воп- рос |
Ответ |
Воп- рос |
Ответ Ответ |
Воп- рос |
Ответ |
Воп- рос |
Ответ |
Воп- рос |
Ответ |
1. |
|
8.
|
|
15.
|
|
22. |
|
29.
|
|
36.
|
|
2.
|
|
9.
|
|
16.
|
|
23. |
|
30.
|
|
37.
|
|
3.
|
|
10.
|
|
17.
|
|
24. |
|
31.
|
|
38.
|
|
4.
|
|
11.
|
|
18.
|
|
25. |
|
32.
|
|
39.
|
|
5.
|
|
12.
|
|
19.
|
|
26. |
|
33.
|
|
40.
|
|
6. |
|
13. |
|
20. |
|
27. |
|
34. |
|
41. |
|
7. |
|
14. |
|
21. |
|
28. |
|
35. |
|
42. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.