Диагностика эмоционального компонента нравственного развития учащихся начальной школы. Диагностика состоит из Методики «Что мы ценим в людях» (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка), Методики «Закончи предложение» (предназначена для учащихся начальных классов) (методика Н.Е. Богуславской) и Методика «Сюжетные картинки» (предназначена для учащихся 1-2 классов) ( по Р.Р.Калининой)
Диагностика эмоционального компонента нравственного
Развития учащихся начальной школы
Диагностика состоит из Методики «Что мы ценим в людях» (предназначена
для выявления нравственных ориентаций ребенка), Методики «Закончи
предложение» (предназначена для учащихся начальных классов) (методика Н.Е.
Богуславской) и Методика «Сюжетные картинки» (предназначена для учащихся
12 классов) ( по Р.Р.Калининой)
Методика «Что мы ценим в людях» (предназначена для выявления
нравственных ориентаций ребенка).
Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них
хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой.
После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не
нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование
проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что
позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание
уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные
нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на
нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение,
негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.
Обработка результатов.
0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к
нравственным нормам неустойчивое.
Неправильно объясняет поступки,
эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не
стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки,
однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные
реакции неадекватны.
2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные
реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно
устойчивое.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками;
эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и
устойчивое.
Методика «Как поступать» (предназначена для выявления отношения к
нравственным нормам).
Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он
повел себя в ней. Например, первая ситуация: во время перемены один из твоих
одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь?
Почему? Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты
поступишь? Почему?
Обработка результатов по вышеуказанной шкале.Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской)
Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения
несколькими словами.
1. Если я знаю, что поступил неправильно, то …
2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то …
3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным
занятием, я обычно …
4. Когда в моем присутствии обижают человека, я …
5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения
ко мне, я …
6. Если бы я был на месте учителя, я …
Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
Незаконченные предложения, или моё отношение к людям.
Отношение к друзьям
Думаю, что настоящий друг …
Не люблю людей, которые …
Больше всего люблю тех людей, которые …
Когда меня нет, мои друзья …
Я хотел бы, чтобы мои друзья …
Отношение к семье
Моя семья обращается со мной как …
когда я был маленьким, моя семья …
Чувство вины
Сделал бы все, чтобы забыть …
Моей самой большой ошибкой было …
Если ты совершаешь дурной поступок, то …
Отношение к себе
Если все против меня …
Думаю, что я достаточно способен …
Я хотел бы быть похожим на тех, кто …
Наибольших успехов я достигаю, когда …
Больше всего я ценю …
(Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997, стр 37)
Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и
отрицательных поступков сверстников. Ребенок должен разложить картинки так,
чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с
другой – плохие, объясняя свой выбор.
Обработка результатов.
0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с
изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны
или отсутствуют.1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои
действия; эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия,
эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы);
эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной
жестикуляции и т.д.
Методика «Сюжетные картинки» (предназначена для детей 12 классов)
( по Р.Р.Калининой)