Диагностика эмоционального компонента нравственного развития учащихся начальной школы

  • Работа в классе
  • docx
  • 20.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Диагностика эмоционального компонента нравственного развития учащихся начальной школы. Диагностика состоит из Методики «Что мы ценим в людях» (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка), Методики «Закончи предложение» (предназначена для учащихся начальных классов) (методика Н.Е. Богуславской) и Методика «Сюжетные картинки» (предназначена для учащихся 1-2 классов) ( по Р.Р.Калининой)
Иконка файла материала 1.5 ВДокумент Microsoft Office Word.docx
Диагностика эмоционального компонента нравственного Развития учащихся начальной школы  Диагностика состоит из Методики «Что мы ценим в людях» (предназначена для   выявления   нравственных   ориентаций   ребенка),   Методики   «Закончи предложение» (предназначена для учащихся начальных классов) (методика Н.Е. Богуславской) и  Методика «Сюжетные картинки» (предназначена для учащихся 1­2 классов) ( по Р.Р.Калининой)  Методика   «Что   мы   ценим   в   людях»  (предназначена   для   выявления нравственных ориентаций ребенка). Ребенку   предлагается   мысленно   выбрать   двух   своих   знакомых:   один   из   них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся,   и   привести   по   три   примера   поступков   на   эти   качества.   Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит   выявить   отношение   детей   к   нравственным   нормам.   Особое   внимание уделяется   оценке   адекватности   эмоциональных   реакций   ребенка   на   моральные нормы:   положительная   эмоциональная   реакция   (улыбка,   одобрение   и   т.п.)   на нравственный   поступок   и   отрицательная   эмоциональная   реакция   (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок. Обработка результатов. 0   баллов   –   ребенок   не   имеет   четких   нравственных   ориентиров.   Отношения   к нравственным   нормам   неустойчивое.   Неправильно   объясняет   поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют. 1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.  2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции   адекватны,   но   отношение   к   нравственным   нормам   ещё   недостаточно устойчивое. 3   балла   –   ребенок   обосновывает   свой   выбор   нравственными   установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое. Методика   «Как   поступать»  (предназначена   для   выявления   отношения   к нравственным нормам). Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например,  первая ситуация: во время перемены один из твоих одноклассников   разбил   окно.   Ты   это   видел.   Он   не   сознался.   Что   ты   скажешь? Почему?  Вторая  ситуация:   одноклассники   сговорились   сорвать   урок.   Как   ты поступишь? Почему? Обработка результатов по вышеуказанной шкале.Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской) Детям   предлагается   бланк   теста,   где   необходимо   закончить   предложения несколькими словами. 1. Если я знаю, что поступил неправильно, то … 2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то … 3. Выбирая   между   интересным,   но   необязательным,   и   необходимым,   но   скучным занятием, я обычно … 4. Когда в моем присутствии обижают человека, я … 5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я … 6. Если бы я был на месте учителя,  я … Обработка результатов по вышеуказанной шкале.     Незаконченные предложения, или моё отношение к людям. Отношение к друзьям Думаю, что настоящий друг … Не люблю людей, которые … Больше всего люблю тех людей, которые … Когда меня нет, мои друзья … Я хотел бы, чтобы мои друзья … Отношение к семье Моя семья обращается со мной как … когда я был маленьким, моя семья … Чувство вины Сделал бы все, чтобы забыть … Моей самой большой ошибкой было … Если ты совершаешь дурной поступок, то … Отношение к себе Если все против меня … Думаю, что я достаточно способен … Я хотел бы быть похожим на тех, кто … Наибольших успехов я достигаю, когда … Больше всего я ценю … (Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997, стр 37) Ребенку   предоставляются   картинки   с   изображением   положительных   и отрицательных   поступков   сверстников.   Ребенок   должен   разложить   картинки   так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор. Обработка результатов. 0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны. 2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо. 3   балла   –   ребенок   обосновывает   свой   выбор   (называет   моральные   нормы); эмоциональные   реакции   адекватны,   ярки,   проявляются   в   мимике,   активной жестикуляции и т.д. Методика «Сюжетные картинки» (предназначена для детей 1­2 классов) ( по Р.Р.Калининой)